Почему российская «Няня» лучше американской
12.12.2019 17:24
НяняАмериканская актриса Фрэн Дрешер придумала «Няню» прямо в воздухе, когда летела в Лондон к своей подруге, супермодели и певице Твигги. Фрэн вспомнила её дочь-продростка Карли, с которой иногда проводила время, пока модельная мама делала карьеру. Неожиданно у актрисы родилась идея будущего сериала: это должна быть история о том, как богатый вдовец влюбляется в няню своих детей. Интересно, что продать замысел Дрешер удалось, что называется, не отходя от кассы. В том же самолёте бизнес-классом летел босс телекомпании «Си-би-эс», Фрэн подсела к нему и провела короткие переговоры. Вскоре вместе с мужем Питером Якобсоном они уже писали сценарий.

Экспортный продукт

В центре сюжета была шумная еврейская девушка из Нью-Йорка, которая волей случая устраивается няней к бродвейскому продюсеру – снобу, вдовцу и отцу троих детей.

Телесериал «Няня», совмещавший ситком (ситуационную комедию) с элементами мелодрамы, вышел в свет в 1993 году и был хорошо принят публикой и критиками. Он продержался в эфире семь сезонов, получил пять престижных наград и около тридцати номинаций на премии.

Причины успеха кроются в самой коллизии – противопоставлении простой девушки со смешным говором, окружённой многочисленными шумными родственниками, чопорному и сдержанному мужчине из высшего общества.

Также своё дело сделали знаменитости, многие из которых сыграли в сериале самих себя, – Элизабет Тейлор, Элтон Джон, Селин Дион и многие другие. Получалось, что в сериале «жили» выдуманные герои, но при этом к ним в гости приходили реальные звёзды.

Первую адаптированную для другой страны «Няню» сняли в Турции в 2001 году. Действие ситкома происходило уже не в Нью-Йорке, а в Стамбуле, няню стали именовать не Фрэн, а Мелек, а продюсера – не Макс, а Омер.

Затем наступила очередь Латинской Америки. Сразу несколько стран создали свои сериалы – Аргентина, Мексика, Эквадор, Чили. Действие соответственно перемещалось в столицы или крупнейшие города этих государств: Буэнос-Айрес, Мехико, Сантьяго. Разумеется, менялись и имена героев.

Кроме Латинской Америки, свою версию «Няни» сняли в Индонезии, Греции, Польше. Но наиболее громкий успех выпал на долю российского сериала. И если в американском ситкоме было 145 серий, то в российском – 173! К тому же наш сериал от всех остальных отличается даже названием: «Моя прекрасная няня».

И оно неслучайно. Дело в том, что в американском аналоге было немало шуток на тему музыки – обыгрывались мелодии мюзикла «Моя прекрасная леди».

В поисках Вики

В нашей стране действие было перенесено в Москву. Макс стал Максимом Викторовичем, а Фрэн – Викторией Прутковской. На роль продюсера было решено взять продюсера и известного актёра Сергея Жигунова, а вот чтобы найти няню, пришлось отсмотреть 350 претенденток!

Одна знаменитая ныне актриса позднее рассказывала, что тоже ходила на пробы «Няни», но проведя длительное время в очереди, так разволновалась, что на сам кастинг просто не пошла.

Сложность заключалась в том, что будущая героиня должна была очаровать обширную зрительскую аудиторию и понравиться всем – и женщинам, и мужчинам, а главное – детям. В результате долгих раздумий на роль няни была выбрана актриса театра Олега Табакова Анастасия Заворотнюк. Ей долго подыскивали смешной говор, ведь в американском варианте героиня гнусавит и говорит с забавным акцентом.

Рассматривались варианты прибалтийского или кавказского, но остановились на украинском.

Блестящая четвёрка

Впрочем, пара Максим – Вика не могла существовать без другой пары – деловой помощницы Максима Викторовича Жанны Аркадьевны и его дворецкого Константина.

На роль Жанны Аркадьевны была утверждена замечательная актриса Ольга Прокофьева, которая по стечению обстоятельств в другом сериале «Воровка-2. Счастье напрокат» уже сыграла героиню с таким же именем-отчеством.

На роль дворецкого был приглашён петербургский актёр Борис Смолкин. Однако его персонаж так и остался загадкой: да, наши люди уже имели представление о домработницах, охранниках и шофёрах, но было сложно представить, чем занимается дворецкий. В какой-то момент из Константина хотели сделать шофёра, но результат всех разочаровал, и поэтому решили оставить всё как есть.

Итак, четвёрка основных персонажей была собрана. Наступило время репетиций и съёмок. Декорации роскошной квартиры Максима Викторовича были построены в Москве на шарикоподшипниковом заводе. Начали снимать летом, и условия съёмок были простыми – определённые удобства располагались на улице. Позднее, осенью, вопрос с удобствами тоже как-то решили, однако на заводе было так холодно, что актёры снимались в термобелье, а актрисы, которые из-за гламурных костюмов не могли позволить себе такой роскоши, репетировали в варежках и тёплых носках.

Но вернёмся к началу. Съёмки шли в течение месяца, однако отснятый материал всех разочаровал: сюжеты получились несмешными и неинтересными. За это время сменилось несколько режиссёров, а результат оставался прежним.

Позднее Сергей Жигунов заметит, что все актёры были крепкими профессионалами, не получалось только у Насти, да и вообще он как продюсер ожидал быстрой гибели этого проекта.

Вероятно, его слова оказались бы пророческими, если бы на съёмочной площадке не появился Алексей Кирющенко.

Весёлые истории увидеть не хотите ли?

В артистической среде считается, что 90 процентов успеха «Моей прекрасной няни» принадлежат именно режиссёру Кирющенко. О его работе на сериале ходят легенды. И стихотворение Даниила Хармса: «Он шёл всё прямо и вперёд, И всё вперёд глядел. / Не спал, не пил, не пил, не спал, / Не спал, не пил, не ел», – как раз про него. Неслучайно за первые месяцы съёмок Алексей похудел на восемь килограммов.

Кирющенко работал сутками! Если американцы снимали одну серию за пять-шесть дней, то наши успевали за два. Во время обеденных перерывов режиссёр сам переписывал сценарий и часто придумывал новые шутки. В этом ему не раз помогал Борис Смолкин. Обоим пригодился кавээновский опыт, оба знали толк в шутках и понимали, как их быстро разыграть.

С юмором в «Прекрасной няне» дела вообще обстояли непросто. Большинство американских шуток были почти непристойными, что начисто исключало не только детскую, но и семейную аудиторию. Часть гэгов, то есть смешных моментов, были построены на чёрном юморе, для нашего зрителя звучавшем кощунственно.

В таких щекотливых ситуациях режиссёр говорил:
– Принесите подстрочный перевод!

После чего сам «допереводил» и адаптировал многие спорные фразы.

И подобная практика себя оправдала. Ольга Прокофьева как-то заметила: «Среди поклонников сериала много детей, и они часто его цитируют. Хорошо, что им нравятся добрые шутки. И было бы ужасно, если бы шутки в сериале «Моя прекрасная няня» были бы иными, а наши дети их повторяли бы».

Впрочем, Кирющенко не только показывал актёрам, как надо играть, он заряжал их своей энергией. Позднее режиссёр сказал, что первые 50 серий «Няни» вышли целиком на его энергетике. И это не преувеличение. Кирющенко действительно обладал каким-то сверхъестественным энергетическим потенциалом.

Известно, что какие бы часы Алексей ни надел, все ломались. Однажды от съёмочной группы ему подарили хорошие часы одной знаменитой и дорогой фирмы. Однако через несколько дней их постигла та же печальная участь.

Группа смеха

Декорации американской «Няни» были выстроены таким образом, чтобы за действием наблюдали зрители, поэтому смех за кадром – это реакция живой аудитории, только временами усиленная и почищенная.

Чаще же для ситкомов используют так называемые смеховые треки. Их задача заполнить паузу, чтобы герои перешли от одной шутки к другой. Без смехового трека действие сериала провисает, хотя многих телезрителей смех за кадром раздражает.

В «Моей прекрасной няне» сначала тоже хотели сделать зал для публики, чтобы актёры работали не только перед камерой, но и перед зрителем, но это начинание не прижилось. Однако во время репетиций – правда, не на каждой серии – присутствовала специальная группа людей, три-четыре человека, которые живо реагировали на каждую забавную ситуацию. Их смех помогал понять, где шутка удалась, а где зритель не понял юмора. Но во время самих съёмок смеховая команда не работала, чтобы не мешать ни актёрам, ни звукорежиссёру записать чистый звук. Поэтому смех, который мы слышим за кадром, обеспечивает смеховой трек.

Триумфальное шествие

Первые серии «Няни» прошли довольно тихо, успех пришёл к сериалу после десятой серии. Его рейтинг пошёл вверх, а актёров начали узнавать на улицах. Дети стали приходить раньше из школы, чтобы посмотреть очередные серии, а порой ради «Няни» даже прогуливали уроки.

Впрочем, мнения зрительской аудитории разделились. Среди поклонников сериала были Алла Пугачёва и Филипп Киркоров, последний даже попросил написать серию специально для него, в которой он затем снялся в качестве приглашённого гостя.
В общем, часть публики была от «Няни» в восторге, а другая – в ужасе. Некоторых очень смущал откровенный имидж Вики Прутковской, и героиню Анастасии Заворотнюк называли не иначе как «девушка с Тверской». А одна успешная деловая замужняя женщина, мать четверых детей, запретила своим отпрыскам смотреть сериал, сочтя его вредным. «Я считаю, ребятам не нужна история о няне, которая вместо того, чтобы ухаживать за детьми, тратит все силы на то, чтобы залезть в постель к своему хозяину», – заметила она в разговоре. Кстати, у самой деловой дамы няня – филиппинка.

Тем не менее поклонников у «Няни» было больше, чем противников. Сериал набирал обороты. Актёры, снимавшиеся в нём, стали настоящими звёздами. Фанаты штурмовали студийный павильон, и некоторые участники проекта были вынуждены запираться у себя в гримёрках.

Зрители повторяли не только фразы и словечки из сериала (самое известное – «гламурненько!»). Женская аудитория стала копировать и стиль одежды главных героинь. Яркий и вызывающий – от няни Вики, строгий и изысканный – от Жанны Аркадьевны.

Кстати, гардероб последней собирались сделать красочным и эксцентричным, но тут вмешалась замечательный художник по костюмам Лидия Нестерова. Она сказала, что если одежда няни – китч, то одежда Жанны Аркадьевны – это хороший стиль. Единственное, что может себе позволить себе эта деловая женщина, – делать сумасшедшие причёски.

Боль и Любовь

Одной из любимых героинь сериала стала мама Вики в исполнении Любови Полищук. Конечно, эта блестящая актриса высоко держала планку актёрской игры, была взыскательна и к себе, и к партнёрам.

Съёмки проходили быстро, и порой текст приходилось учить на ходу. Случалось, Любовь Григорьевна могла прервать репетицию и сказать режиссёру:
– Нет, так не пойдёт! Мы говорим медленно и как-то вымученно, потому что не знаем текст.

И с ней соглашались. Всем было памятно её любимое выражение: «слова должны быть как камушки, как галька морская».

Она часто приезжала на съёмки прямо с вокзала или из аэропорта. В группе всё знали, что у неё проблемы со спиной, поэтому на студии у актрисы был свой диванчик, где она могла передохнуть. Любовь Полищук продолжала сниматься даже тогда, когда ей назначили курсы химиотерапии. Стройная, с прямой спиной, в рыжем парике она была такой красивой и такой молодой!..

В середине весны 2006 года все, как обычно, пришли на съёмочную площадку. Режиссёр Алексей Кирющенко зашёл в гримёрку к Любови Григорьевне. А через некоторое время вышел и тихо произнёс:
– Сегодня съёмки не будет.

Со съёмочной площадки актрису отвезли в больницу. Через полгода её не стало.

Его прекрасная Настя

На съёмках сериала начался любовный роман, несколько лет державший в напряжении всю страну: чем-то у няни с продюсером дело закончится?

А ведь в начале съёмок Заворотнюк совсем не понравилась Жигунову. Целых шесть сезонов он изображал робкого влюблённого и в один прекрасный момент понял, что теперь и играть ничего не надо: экранные чувства перенеслись в реальную жизнь. Анастасия и Сергей долго скрывали свои отношения, пока в прессе не появились компрометирующие фотографии. Тут уж было не отвертеться.

Заворотнюк и Жигунова сразу назвали самой красивой парой отечественного шоу-бизнеса. Правда, высказывались мнения, что их роман – всего лишь удачная пиар-акция, направленная на дополнительную раскрутку сериала. Но всё встало на свои места, когда стало известно, что Анастасия ушла от мужа. Причём этот уход сопровождался громкими скандалами: супруг актрисы, известный бизнесмен, не был готов смириться с потерей, выяснял отношения с влюблённой парой в СМИ, угрожал.

Жигунов же уйти из семьи долгое время не решался, ведь он прожил с женой Верой больше 20 лет. Когда же уход всё-таки состоялся, Сергей стал не только любимым мужчиной Анастасии, но и её – теперь уже настоящим – продюсером.

Он прилагал массу усилий, чтобы изменить имидж Заворотнюк: сыграв няню-провинциалку, Анастасия рисковала остаться заложницей одной роли.

Сергей добился, чтобы Анастасии досталась роль суперагента Мари в высокобюджетном боевике «Код Апокалипсиса». А вскоре благодаря Жигунову она попала и на телевидение, где начала вести такие рейтинговые проекты, как «Танцы со звёздами», «Танцы на льду», «Ледниковый период» и другие.

По горькой иронии судьбы именно на шоу «Танцы на льду» Анастасия встретила мужчину, фигуриста Петра Чернышёва, который стал виновником её болезненного разрыва с Сергеем Жигуновым.

В отличие от лирических сериалов в жизни хеппи-энды случаются нечасто.

Жизнь, которой нет

Ситком «Моя прекрасная няня» запомнился многим красивой, доброй и лёгкой жизнью, которую проживали на экране его герои. И хотя прошли годы, до сих пор к актёрам – исполнителям главных ролей на улице могут обратиться «Максим Викторович» или «Жанна Аркадьевна».

После окончания сериала блестящая четвёрка – Сергей Жигунов Анастасия Заворотнюк, Ольга Прокофьева, Борис Смолкин – вместе сыграли в художественном фильме «Шекспиру и не снилось». Потом их творческие дороги разошлись.

И хотя некоторые актёры не только на экране, но и в жизни повторили судьбу своих героев, их история больше напоминала драму, чем комедию. В конце концов, искусство – это вторая реальность, которая позволяет нам увидеть, а может быть, и прожить жизнь, которой нет.

Наталия ГРИГОРЬЕВА

Опубликовано в №26, июль 2012 года