Рисковать жизнью на глазах у всех
22.01.2020 17:10
РисковатьВместо каскадёра

Осенью 1965 года на киностудии «Мосфильм» начались съёмки фильма «Директор», посвящённого жизни и деятельности легендарного директора ЗИЛа Ивана Лихачёва (в фильме он носил фамилию Зворыкин). На главную роль был утверждён очень популярный тогда актёр Евгений Урбанский. Снимали картину в Москве и Средней Азии.

5 ноября в окрестностях Бухары проходила съёмка автопробега по пескам Каракумов. Сцена опасная: «газик», где рядом с водителем сидел Зворыкин-Урбанский, на скорости перепрыгивает с бархана на бархан. Актёр вызвался сниматься сам вместо каскадёра, хотя на общем плане его лица не было видно.

В какой-то момент, когда машина совершала прыжок, она «клюнула» носом и перевернулась. Урбанский получил травмы, несовместимые с жизнью. По дороге в больницу он скончался. А водитель остался жив – в момент падения успел спрятаться под руль, сработала спортивная подготовка.

Прекрасный актёр погиб… Режиссёра Алексея Салтыкова надолго отстранили от работы, съёмки картины законсервировали. Госкомитет по кинематографии издал распоряжение, запрещающее актёрам самостоятельно выполнять трюки, опасные для здоровья и жизни.

Иди встречай жену

Но это распоряжение соблюдалось не слишком строго. Почти одновременно с «Директором» на «Мосфильме» началась работа над первой серией картины «Неуловимые мстители». Режиссёр Эдмонд Кеосаян, вдохновлённый небывалым прокатным успехом в СССР американского вестерна «Великолепная семёрка», решил сделать нечто подобное на материале революции и Гражданской войны. И, разумеется, картина насыщена множеством опасных трюковых сцен.

Кеосаян решил, что трюки должны выполнять сами актёры, тогда зрелище на экране получится более впечатляющим. Лучше всех был подготовлен к этому исполнитель роли Яшки-цыгана Василий Васильев. Он рос в цыганском таборе, потом в небольшом городке. Умел быстро бегать, лазать по деревьям, управляться с лошадьми. Исполнительница роли Ксанки Валентина Курдюкова несколько лет занималась спортивной гимнастикой. А вот городским мальчишкам Вите Косых (Данька) и Мише Метёлкину (Валерка) приходилось всё осваивать заново.

Ребята вставали в пять утра и отправлялись на ипподром учиться ездить на лошадях. Потом занятия в школе, после уроков – автоспорт, борьба самбо, бильярд, плавание… Но позднее на съёмках от мелких травм не спасала даже такая основательная спортивная подготовка.

В начале второй серии есть эпизод, когда мстители гонятся на лошадях за бандитами, а с земли взлетает старинный четырёхкрылый самолёт. Валя Курдюкова по собственной инициативе прямо из седла уцепилась за нижнее крыло и повисла на нём. Самолёт начал подниматься, и девушка спрыгнула. Результат плачевный: перелом обеих ног.

Очень непросто снимался эпизод, когда Яшка, спасаясь от преследования, прыгает в море с высокой скалы. Актёра здесь заменял опытный каскадёр Анатолий Гаевой. Когда проявили плёнку, Кеосаяну съёмки не понравились: камера стояла слишком далеко, трюк получился невыразительным. Переставили камеру поближе, но тогда было видно лицо персонажа. Режиссёр попросил Васю самого исполнить трюк. И скалу выбрали повыше: Гаевой прыгал с 25-метровой, а Васильев – с высоты 43 метра. Эти кадры потом и вошли в фильм.

А спустя четыре года Гаевой погиб на той самой коварной скале. На спор с друзьями он совершил прыжок и разбился насмерть.

Простую сцену, когда Данька преследует по крыше Сидора Лютого, снимали целую ночь, хотя в фильме она длится менее 10 секунд. Кони, стоявшие внизу у дома, пугались топота сапог по металлической крыше. И к моменту, когда исполнители должны были спрыгнуть в сёдла, кони отбежали от дома. Трещалов и Косых вместо сёдел свалились на землю. Киногруппа начала стучать и шуметь, чтобы отвлечь лошадей, но ничто не помогало. Раз за разом актёры падали на землю. А один раз Косых упал прямо на плечи Трещалова. Тот не растерялся, закричал «И-го-го!» и «поскакал», вызвав смех киногруппы. Лишь к рассвету сцену наконец отсняли.

Во второй серии есть эффектный эпизод, когда Валерка на «Роллс-Ройсе» проезжает сквозь оконные стёкла аптеки. К съёмочной группе был прикреплён техник по безопасности, который должен был оберегать жизнь и здоровье исполнителей. Он разрешил снимать эпизод на скорости машины 20 километров в час. Но какая же это погоня на такой скорости! По заданию Кеосаяна техника отправили в Симферополь, якобы для встречи прилетевшей туда жены.

Следует отметить, что стёкла в окнах аптеки были настоящие. (Тогда ещё не научились делать их из тонкого пластика.) Скорость машины оказалась такой, что разбитые окна не успели упасть на актёров. Но всё же несколько мелких осколков поцарапали Мише Метёлкину лицо.

Владимир Трещалов, который играл атамана Лютого, замечательно ездил верхом и выполнял все трюки самостоятельно. Во время съёмок одного из эпизодов он попытался изобразить убитого, который повисает на стремени на полном скаку. В результате актёр серьёзно повредил ногу и какое-то время был вынужден ходить, опираясь на трость. Оператор Валерий Куракин вспоминал, что Владимир отбрасывал палочку, как только начинался очередной съёмочный день, и просто забывал о боли.

Отметим, что Сидор Лютый должен был появляться на экране во всех картинах трилогии, однако между темпераментным Трещаловым и постановщиком Кеосаяном произошёл конфликт, в результате которого режиссёр переделал сценарий и «убил» Сидора Лютого.

Пустыня, 45 в тени

В те годы фильмы о революции и Гражданской войне, снятые в традиционных жанрах, изрядно поднадоели зрителям. Кинематографисты начали искать новые формы. После колоссального успеха первого советского вестерна «Неуловимые мстители» решено было снять подобную же картину, но предназначенную на сей раз для взрослых.

На недавно созданной Экспериментальной киностудии запустили в работу сценарий, который первоначально назывался «Басмачи», но в процессе съёмок трансформировался во всем известное легендарное «Белое солнце пустыни». Жанр вестерна предполагал наличие в фильме большого количество трюковых съёмок. Для их выполнения была приглашена каскадёрская группа во главе с Александром Массарским.

Съёмочная группа базировалась в Ленинграде на киностудии «Ленфильм». Кто-то дал актёру БДТ Павлу Луспекаеву сценарий фильма, и тот загорелся идеей сыграть роль таможенника Верещагина. Незадолго до этого актёр перенёс тяжелую операцию. Из-за газовой гангрены ему удалили части обеих ступней. Передвигался он с большим трудом. Но актёр был невероятно мужественным и волевым человеком и ходил, превозмогая страшную боль. Режиссёр Владимир Мотыль предложил переписать роль Верещагина, чтобы Луспекаев мог играть её на костылях. Но актёр отказался. Он также поставил условие, что все трюки в картине будет исполнять сам.

Каракумы, 45 градусов в тени. Песок невероятно раскалялся. Но Луспекаев каждый день на искалеченных ногах мужественно проходил полтора километра до места съёмок.

Схватку на баркасе вначале сняли с Массарским в гриме, парике и костюме Луспекаева. Но снятый эпизод не понравился Мотылю. Тогда его пересняли с участием Луспекаева на крупных планах. И, к удивлению съёмочной группы, актёр проделал все трудные трюки не хуже каскадёров. От Массарского в кадре остались только ноги, когда Верещагин выталкивает бандитов за борт. Луспекаеву с его искалеченными ногами сделать это было невозможно.

Александр Массарский работал в 260 фильмах, но зрителям он был неизвестен.

Выбили два зуба

А вот судьба каскадёра Владимира Балона сложилась совсем иначе. С детства он увлекался фехтованием, окончил институт физкультуры, работал тренером.

В 1962 году Эльдар Рязанов начал съёмки фильма «Гусарская баллада». Балон, приглашённый как опытный фехтовальщик, участвовал в массовке, изображая то французов, то русских во время боёв, и сыграл эпизодическую, хотя и бессловесную, роль адъютанта Кутузова. После этого Владимир Яковлевич оставил профессиональный спорт и ушёл в кинематограф, хотя у него не было актёрского образования.

Зачастую режиссёры предлагали ему сняться в какой-нибудь роли в тех картинах, где он был постановщиком боёв. Всего на его счету 40 актёрских работ в кино. Настоящим триумфом стал для него сериал «Д’Артаньян и три мушкетёра», в котором режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич доверил ему роль де Жюссака, коварного капитана гвардейцев кардинала. В фильме Балон был непримиримым врагом мушкетёров, а за кадром – пятый мушкетёр в дружной компании актёров, известной своими похождениями и проделками.

В сериале множество трюков – конные, фехтовальные, драки, погони… Молодой и энергичный тогда Михаил Боярский всё старался делать сам. Он прыгал с десятиметровой высоты (правда, на сено), вылетал в окно верхом на лошади… В сцене, где Миледи стреляет в д’Артаньяна, Боярский должен был упасть с лошади в сторону, а вслед за ним и лошадь. Но лошадь падать отказывалась. Не помогали никакие ухищрения. Наконец её повалили с помощью подсечки передней ноги. Но после падения она придавила Боярскому руку, сломав кисть.

В сцене, где д’Артаньян во дворце убегает с подвесками королевы от гвардейцев, Боярский получил не менее серьёзную травму. Неопытный фехтовальщик из массовки попал ему шпагой в рот, выбив два зуба.

По матрёшкам!

Андрей Миронов, человек в жизни достаточно робкий, неожиданно решился выполнить все трюки самостоятельно во время съёмок фильма Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Картина эта совместная, и в ней снимались итальянцы. Иностранцы были ошеломлены тем, какие чудеса храбрости Миронов показывал на площадке без помощи профессиональных каскадёров.

В одном из эпизодов артист выбрался из кабины пожарного автомобиля, который двигался со скоростью 60 километров в час, вылез на крышу и добрался до самого конца специальной лестницы, закреплённой сверху. Преодолев расстояние в 11 метров, спрыгнул на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и забрался в салон автомобиля. Даже бывалые трюкачи удивились этому, поскольку в профессиональной среде этот трюк считается довольно сложным и очень опасным.

Кроме того, Андрей Александрович спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» на ковровой дорожке, висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома, ухватившись руками за пролёт разведённого моста, причём в это время внизу проходил теплоход…

Но опаснее всего было сниматься без дублёра в сценах со львом Кингом. Миронов отказался от услуг дрессировщика и в нескольких сценах работал с животным на близком расстоянии. Причём снимался не один дубль, а целых три.

…Николай Караченцов исполнял в комедии Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» роль ковбоя Билли Кинга. Знаменитая эффектная драка в баре снималась с участием профессиональных каскадёров, которые были загримированы под индейцев.

Николай Караченцов работал в этой сцене без дублёров. Отметим, что для безопасности актёров было сделано всё необходимое: стёкла и бутылки изготовили по специальному заказу в Ленинграде из особой смолы. Мебель сделали из редчайшей лёгкой древесины. Этот материал можно было раздобыть только в Эквадоре, но режиссёр Сурикова обратилась в ДОСААФ, где из дерева изготавливали детали для дельтапланов.

Без происшествий всё равно не обошлось – Николай Караченцов сломал палец на ноге. Но даже после полученной травмы он отказался от помощи дублёра.

Стоит ли актёрам так геройствовать? Сегодня профессионалы дают однозначный ответ: нет. Даже сломанный палец – это риск остановки съёмок, не говоря о сломанной ноге. В наше время каждый день простоя стоит слишком дорого. Так что в нынешнем кинематографе почти все трюковые сцены исполняют профессионалы. И это правильно.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №2, январь 2020 года