СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля Надо ли чистить родовой корень?
Надо ли чистить родовой корень?
25.02.2020 00:49
Эти люди каются в грехах всего народа

Надо лиДорогие издатели газеты, как же здорово, что вы сотрудничаете с отцом Александром Дьяченко! Давно хотела написать ему о своей проблеме, и вот публикация Любови из Белгородской области «Закричать на всю страну» (№36, 2019) наконец-то подвигла меня это сделать. Дай Бог вам всем крепкого здоровья. Батюшка, благословите!

Письмо Любови заставило очень сильно задуматься. Женщина интересуется, почему ей выпала настолько горькая судьба – потерять почти всё, лишиться дома, который строила столько лет практически в одиночку, а потом с маленькой дочкой спасаться бегством от садиста мужа, алкоголика и наркомана, пошедшего вразнос. Любовь спрашивает, почему на земле так мало по-настоящему счастливых людей, и мне хочется ей ответить: а это совсем не удивительно. Причину однажды объяснила моя духовная сестра Лидия.

Благодать, которая пребывала на русских людях до революции, иссякла, а долгие годы без Бога сделали своё дело. С какой злобой боролись с верой большевики! С какой ненавистью они разрушали церкви, сбрасывали с куполов кресты, а наших священников – чистых и светлых людей – расстреливали. Я читала, что этот грех лежит на нас, русских людях, за чудовищное убийство царской семьи. Какими славными, нравственно чистыми были царь Николай Александрович Романов и вся его семья! До сих пор не понимаю, как можно было совершить такое злодейство – убийство государя.

Совсем недавно духовная сестра рассказала, что люди, имеющие грязный родовой корень, страдают не только сами – также страдают и их дети. Я опечалилась, поняв, откуда идут все беды, но сестра приободрила: «Не отчаивайся, не всё так безнадёжно. Пока мы живы, надо попытаться свой родовой корень чистить».

Батюшка, поэтому у меня возник такой вопрос: что делать, если знаешь не все имена усопших предков, если не имеешь понятия, кто кем был и какую жизнь прожил? А ведь, по идее, за них всех надо подавать записки, заказывать сорокоусты, Неусыпаемую Псалтирь в храмах и монастырях. Видела, как Лидия подавала записки об упокоении, вернее заказывала панихиду, и в конце приписала: «И о всех сродниках по крови».

Мне, многогрешной, достался в мужья горький пьяница. Сейчас, на старости лет, он пропадает в глухой деревне на Вологодчине. Как я его просила, как умоляла принять святое крещение, но супруг отказался. Со страхом думаю о том, что после его смерти мешок грехов упадёт на голову сына. Но опять же, моё сердце радостно забилось, когда сестра Лидия утешила, что если мама мужа была крещена, пусть даже на дому, а также бабушка и дедушка – скорее всего, тоже на дому, то за них и стоит подавать сорокоуст или Неусыпаемую Псалтирь. А они, подумать только, поделятся на том свете этим подаянием с не крещённым в своё время. Так ли это, отец Александр?

Как я ни выпрашивала у Бога и всех святых хорошую жену для сына, не дал Господь моему ребёнку добрую супругу, видимо, из-за моих грехов и грязного родового корня. Хотя, по большому счёту, не мне судить, хорошая жена у сына или нет. Но совсем другой вопрос насчёт любви. Как трудно полюбить человека, к которому испытываешь неприязнь!

Увы, в отличие Любови из Белгородской области я совсем не оправдываю своего имени. Мне сейчас легко написать «с любовью ко всем читающим это письмо, с любовью к вам, батюшка Александр», а к кому действенную любовь уже давно нужно применить, того у меня нет, а есть лицемерие чистой воды. Прости меня, Господи! Что с этим делать – не знаю. Ответьте, батюшка, ради Христа.

Божией помощи тебе, Любовь из Белгородской области, а также помощи святых Божиих угодников. Пусть ангел-хранитель будет всегда с тобой и твоей дочуркой!

Из письма Любови,
г. Оленегорск, Мурманская область

Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемая Любовь! Всегда с большим интересом читаю письма от читателей «Моей Семьи». О чём только люди не пишут, порой смотришь и удивляешься. Вот и вы поставили меня в тупик, потому что никто у меня доселе не интересовался, как ему «очистить родовой корень».

Я прежде не слышал ни о каком «родовом корне» и ни у кого из духовных людей об этом не читал. Посмотрел в интернете: да, есть такая тема, но кто её поднимает? Всё больше те, кто интересуется оккультизмом. А ушлые шарлатаны тут как тут, предлагают «помощь» страждущим за вменяемые деньги. Народ наш верит кому угодно, поэтому и процветает бизнес по обману доверчивых людей.

Спрашивается – почему? Да всё от нашей лени. Хотим, как в сказке, – всего и сразу. Путь, подсказанный магами, очень удобен: во всём плохом, что случается с тобой, виноват кто-то другой, кто угодно, но только не ты. Рок, судьба виновата, порчу навели или пращуры в пятом поколении воду мутят – вот, оказывается, где собака зарыта.

Оккультисты не предлагают человеку меняться, не заставляют смотреть в себя, давать своей жизни нелицеприятную оценку. Провели обряд, поводили над головой свечкой – и довольно с тебя. Возвращайся и живи как жил, теперь всё в твоей жизни «будет хорошо». Неправда, не будет ничего хорошо, если продолжишь подличать, обижать людей, обманывать жену или мужа, присваивать чужое.

Однако я имею твёрдую уверенность, что грехи, совершённые родителями, вполне могут отразиться на жизни потомков. Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что жизнь – штука ответственная во всех отношениях. И если твои дети хоть немного дороги тебе, то и жить ты будешь с оглядкой на их будущее. Всегда помните пословицу: яблочко от яблоньки недалеко падает.

Насчёт других не знаю, но для меня самое дорогое – мои внучки. В каждой течёт моя кровь и вместе с ней хорошее и злое, что сделано мною в жизни. Моя молитва о потомках и моё покаяние в собственных грехах – то положительное духовное, что сегодня могу сделать для их будущего. Когда я приезжаю к ним в гости, дети радуются, целый вечер от меня не отходят. Всё о чём-то рассказывают, ластятся. Вместе мы читаем, делаем уроки. Ещё вместе молимся перед тем, как садиться за стол.

Когда вечером они укладываются в кроватки, дедушка обязательно их благословит и расскажет что-нибудь о Христе. Малыши любят дедушку и выучили: тем, кто любит, нужно молиться друг о друге.

Я уверен, что моим девочкам никогда в голову не придёт «чистить свой родовой корень». Почему? Потому что от нас с их бабушкой началось новое поколение – тех, кто вступил в отношения с Богом и старается жить нравственно. Мы, как смогли, в вере воспитали дочь, а та, уже в свою очередь, приобщает к храму собственных детей.

Но меня сильно удручает безответственность многих, кого я знал и кого мне приходится отпевать. Вот лежит в гробу человек, который прожил целую жизнь. В ней было всё – и доброе, и греховное. Греховного, пожалуй, больше. Спрашивается: почему, уходя из жизни, ты не покаялся, не попросил прощения за всё дурное? Почему потомки должны расхлёбывать заваренную тобою кашу, почему ты о них не подумал? Потому что мы – эгоисты, заботимся только о себе и не думаем о ближних. А для Неба любовь – главное мерило. С чем предстанем на Суд? Как посмотрим Ему в глаза?

Вспоминаю, как ещё несколько лет назад многочисленные толпы собирались в Мытищах на покаяние, которое проводилось возле памятника Царю-страстотерпцу Николаю Второму. Съезжались целыми автобусами и каялись в «грехах всего русского народа». Ведущий грехи зачитывал целым списком, как при общей исповеди, а люди в ответ произносили «каюсь».

Из того списка у меня осталось в памяти, как люди просили прощения за восстание декабристов и за убийство царской семьи. На самом деле – а что мне стоит покаяться в восстании декабристов? Покаюсь, и легко. Ведь я не участвовал в том далёком безобразии. Это в собственных грехах тяжело каяться, в страстях, что не первый год душу мучают. Причём каяться, не «размазываясь» по храмам, а одному духовнику и в том, за что тебе действительно стыдно перед Богом и людьми. Вот где подлинный труд души. Ох, как это нелегко!

Раньше часто звучала фраза: необходимо всем народом покаяться за прошлые беззакония, покаемся – тогда и заживём. Однако здесь есть два маленьких «но». Первое – народ существует не сам по себе, а состоит из множества клеточек, нас с вами, которые объединяются в единое целое, поэтому народное покаяние подразумевает покаяние каждого отдельного человека или хотя бы ответственного большинства. И второе: раз покаялся, не возвращайся к прошлому, имей мужество жить нравственно, если пил – не пей, блудил – возвращайся в семью, воровал – верни украденное. Это и есть подлинное покаяние.

Ещё одно очень важное дополнение. Нельзя мне, живущему здесь и сегодня, покаяться за тех, кто жил здесь вчера, потому что каждый из нас проживает свою собственную жизнь, уходит и больше сюда уже не возвращается. Покаяться – это право, предоставленное тому, кто живёт на земле в данный момент. Там, куда мы уходим, покаяние уже невозможно, потому как здесь оно совершается по вере, а в ином мире вера сменяется знанием.

Потому нередко в тех же снах, особенно перед днями поминовения усопших, мы видим родственников и знакомых, которые давно уже на том свете. Идёт человек к священнику: разъясни, батюшка, почему они приходят. Тот, как правило, отвечает: нехорошо им, вот и напоминают о себе, молитв просят.

Помню первые годы своего священства – и ко мне частенько «приходили». Благо родители ещё были живы. Звонишь, описываешь, как выглядели пришедшие, а мама говорит: «Это тётя Таня, а это – дядя Ваня». Тех, кого не вспомнят, уже не приходят.

Кто не молится, тот не знает, что за труд – молиться. К этому навык нужно иметь. Зайдёт в храм такой человек – записочку напишет, свечку поставит – и всё, этим ограничивается. Потому что не подкован теми, кто должен был научить, а не научил. Кто вместе со своими малышами не приходил причащаться, не молился и не показывал детям пример собственной жизнью, не оставил после себя молитвенников – горе тебе. Жди, пока в каком-нибудь поколении не родится тот, кто уверует в Бога и начнёт молиться.

«Корень» отмолить невозможно, но можно своими молитвами помочь тем, кто уже находится там. В церкви существует целый ряд чинопоследований об усопших. Человек ещё не умер, а о нём уже читается чин «на разлучение с душой». Пока тело не похоронили, прочитывается полный текст Псалтири, потом в течение сорока дней читается 17-я кафизма (глава) из этой же книги Священного Писания.

Каждую субботу во всех храмах служатся панихиды, и на литургиях опускают хлебную частичку в чашу с Кровью Господней о тех, кого мы просим помянуть. Это и есть те самые сорокоусты, о которых вы упомянули в письме.

Подавая записки с именами усопших, нужно помнить, что церковь молится только о крещёных людях. Если человек сознательно отказался принять крещение, уважайте его выбор и в храме о нём не молитесь. Души людей крещёных и некрещёных до Страшного Суда пребывают в разных местах, «поделиться» с ними там едва ли получится.

Даже о самоубийцах, которых запрещено поминать в алтаре на литургии, составлены особые молебствия. При желании любой из родственников «самовольно жизнь скончавших» может подойти к священнику и справиться о том, как им поминать своих трагически ушедших близких.

Любовь, вы говорите, что не знаете, как именно жили ваши предки. Хорошо, что ещё имён не забыли. Мой вам совет: о ком помните, о тех и молитесь, не берите на себя суд над их душами. У нас с вами один Судья, давайте Ему и доверимся.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №7, февраль 2020 года