Скажите, как его зовут?
11.03.2020 00:00
СкажитеСказку Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в нашей стране экранизировали дважды. В 1939 году Александр Птушко снял картину «Золотой ключик», имевшую успех, но подпорченную идеологизированным финалом. За Буратино и его друзьями, захваченными злобным Карабасом, прилетал большой самолёт и увозил в прекрасную страну всеобщего счастья и братства – Советский Союз. А в 1974 году на киностудии «Беларусьфильм» режиссёр Леонид Нечаев снял двухсерийную ленту для телевидения «Приключения Буратино». Получилось зрелище весёлое и пёстрое, которое с удовольствием смотрят вот уже почти полвека.

Проявления излишней жестокости

В первоначальном сценарии Буратино был слишком дерзок и щеголял вульгарными словечками. Например, когда папа Карло и Джузеппе мирятся после склоки в самом начале фильма, Буратино произносил: «А всё-таки драться лучше, чем лизаться». Мальвину же он третировал постоянно: то оценивающе оглядывал с ног до головы: «Мальвина, а ты куколка!» – то заявлял, что у неё «бзик в голове».

Или вот такая тирада Буратино в адрес Карабаса: «Эй ты, директор кукольного театра, старый пивной бочонок, жирный мешок, спустись к нам, спустись – мы оторвём тебе драную бороду!»

Был также эпизод, когда деревянный герой голышом выбегал на улицу, устраивал беспорядок на карусели, после чего притворялся умершим, за что папу Карло, якобы уморившего его голодом, сажали в участок.

Джузеппе же представал перед зрителями как отъявленный пьяница. В начале фильма планировалась сцена, в которой он ловил в бутылку капли с виноградных гроздьев.

После обсуждения сценария авторам рекомендовали выбросить длинноты, сократить «моменты, связанные с проявлением некоторых черт характера взрослых», и убрать «моменты проявления излишней жестокости у положительных героев».

Для съёмок требовался антураж, хоть отдалённо напоминающий Италию. Крым мог предоставить всё необходимое. Съёмки «Буратино» проходили в течение 93 дней. Лето, море, солнце – ну что ещё надо для полного удовольствия? Маленькие артисты, конечно же, уставали, но когда съёмки заканчивались, бежали играть в салки и купаться.

Знаменитые Байдарские ворота «сыграли» в фильме городскую стену, где Буратино встречает лису Алису и кота Базилио. А роль Поля Чудес «исполнил» участок на территории археологического заповедника «Херсонес Таврический».

Милый, нам не до кино!

Роль Буратино в фильме сыграл Дима Иосифов. В картину Дима попал совершенно случайно. О кино не мечтал, да и времени свободного у него было совсем мало – занимался фигурным катанием. Режиссёр Леонид Нечаев однажды в подземном переходе увидел такую картину: бежит бабушка, за руку тащит мальчишку, у того под мышкой труба, в другой руке коньки. Мальчишка очень ему понравился, режиссёр подошёл и предложил ему сниматься в кино, на что бабушка, запыхавшись, сказала: «Милый, не до кино нам! Вот, с музыки надо успеть на фигурное катание!»

Мало кто знает, что на студии Диму пробовали сначала на роль Арлекина. Но стоило ему раздеться, и все увидели, что туловище мальчика напоминало кукольное, только шарнирчиков не хватало. Так он и стал деревянным мальчишкой. Для большей убедительности ему сбрили волосы и брови, а вместо них наклеивали бутафорские.

Девочку на роль Мальвины тоже нашли совершенно случайно. Как-то раз ассистент режиссёра ехала на поезде в Минск. Соседкой по купе оказались мама с очень симпатичной маленькой девочкой. Танюше было всего шесть. В дороге, как и многие дети её возраста, рассказывала стихи, пела песни, показывала сценки. При этом объявляла: «Выступает народная артистка народного танца Таня Проценко». Ассистентка ахнула. Вот так и получило юное дарование приглашение на пробы.

По скромности бюджета дублёров у юных актёров не было: все трюки, включая опасные, они выполняли сами, даже младшие школьники. Единственное исключение возникло там, где никто не ожидал. Арлекин (Гриша Светлорусов), который должен был дубасить палкой Пьеро (Рому Столкарца), наотрез отказался: «Я не буду бить человека. Не могу!» Пришлось искать дублёра, но и с этим Арлекин поспорил, так что сцену снимали в стиле театра теней, с чисто символическими ударами.

Сорок пять носов

Порой критические ситуации возникали сами по себе. Карабас-Барабас медленно ехал на крыше кареты, управляя за верёвочки сидевшими в ней детьми. Карета катила по склону, удерживаемая на канате десятью людьми. Вдруг передняя ось сломалась, и сказочное транспортное средство превратилось в неуправляемую колесницу смерти. Операторы, гримёры, костюмеры замерли в ужасе, остановить махину не представлялось возможным. Только по счастливому случаю она не перевернулась, и дети, отделавшись испугом, вылезли без единой царапины.

«Помните сцену в харчевне, когда разбивают кувшин, в котором сидит Буратино? – рассказывает Дмитрий Иосифов. – Он был огромный и тяжёлый, я в него целиком влезал. Чтобы разбить, нужно было бросить в него кружку. Но все боялись – мало ли что, ребёнок внутри! А снять надо с первого дубля, кувшин единственный. В результате в него бросили кружку, в которую положили килограммовый булыжник. Когда кувшин раскололся, горловина повисла на моей шее».

Мама мальчика очень боялась за здоровье сына, и часто возникали проблемы. Так, например, в одной сцене Диму следовало подвесить за верёвку вверх ногами. Родительница наотрез отказалась и предложила снять куклу. Смышлёный мальчик заплакал и попросил маму сходить за мороженым. Пока та была в магазине, сцену быстро сняли. Женщине рассказали об этом только через неделю.

Отдельная история вышла с длинным носом. Нос главного героя был сделан из папье-маше, потому часто размокал и выходил из строя. При этом он должен быть очень подвижным. В течение всей съёмки нос Буратино меняли 45 раз. Сорок пять носов – и все делал единственный мастер. Первый нос не совсем подходил, и постепенно его укорачивали под мимику актёра. На приклеивание носа гримёр тратил полтора часа.

«Внимательный зритель мог заметить, что в начале фильма у меня нос на пятнадцать миллиметров длиннее, чем в конце», – делится киношными секретами Дмитрий. А вот костюмчик и шапочка для актёра были пошиты в двух экземплярах, и стирать их приходилось чуть ли не каждый день.

Вспоминает второй режиссёр фильма Владимир Поночевный: «В эпизоде про театр Карабаса нам нужно было конфетти. А Нечаев всегда был очень требователен в таких вещах: если надо, вынь да положь. Кинулись туда-сюда – нет конфетти! Делать нечего: ночь просидели с дыроколами и нащёлкали целый мешок. Видок наутро у нас, правда, был ещё тот, но сцену сняли успешно».

Интересно, что из пяти золотых, отлитых по спецзаказу, в кадрах фильма на самом деле показаны всего четыре. «Одна из монет исчезла ещё в начале съёмок – или украли, или потеряли, – поясняет оператор Юрий Елхов. – Поэтому сцены, где Буратино считает свои деньги, сняты с перебивками».

Коту на пропитание

Как впоследствии признавался Дмитрий Иосифов, его пугало поведение Ролана Быкова и его жены Елены Санаевой, которые играли кота Базилио и лису Алису. Быков работал на износ и требовал того же от супруги. Иногда они переснимали сцены по 10–12 раз, а артист всё покрикивал: «Играй, бездарность!» Естественно, чувствительная женщина в ответ закатывала истерику.

Для Ролана Быкова и Елены Санаевой фильм о Буратино стал первым после их свадьбы. Ролан Антонович был намного старше Елены. После выпуска фильма на экраны Нечаеву стали приходить мешками письма от детей. В одном из них был такой вопрос: «Дядя режиссёр, скажите, почему кота Базилио играет дедушка, а лису Алису – девушка?»

Сцену, когда кот Базилио съезжает на заду по ступенькам и говорит: «Пода-а-айте слепому коту на пропитание», – придумал сам Быков. Взял из автобуса съёмочной группы сиденье, на нём и поехал. Разодрал в пух и прах! Водитель, увидев это, полез в драку. Еле разняли.

Однако сумасшедшая парочка была для маленького Димы не столь страшна, как Владимир Этуш (Карабас-Барабас). В гриме он вызывал у юного актёра ужас. Во время съёмок сцены, когда Буратино кидал в злодея шишками, Иосифов действительно целился бедному актёру в голову, чем вызвал его негодование. Режиссёру даже пришлось объяснять мальчику, что в реальности Владимир Этуш – добрый человек и большой артист, к которому нужно относиться с уважением.

Встречу Буратино с черепахой Тортилой снимали под Минском на специально выкопанном пруду. Дело было в середине ноября, съёмочная группа отчаянно мёрзла. Но, если вы хотите хорошенько отдохнуть в компании красивых девушек по вызову - я рекомендую постетить этот сайт с проститутками Уфы и индивидуалками. Там вы найдете лучших путан города.

«Температура воздуха плюс восемь, вода – плюс четыре, а я в тонкой курточке сижу на листе «кувшинки», который лежит на обычной надутой камере. В общем, пару раз перевернулся, – говорит бывший Буратино. – Всякий раз съёмки останавливались, меня растирали спиртом».

По сюжету вокруг героини Рины Зелёной в воде должны были барахтаться лягушата. Их роли исполняли маленькие дети из танцевального коллектива. Пожилая актриса возмущалась, увидев их в ледяной воде, и заявила, что покинет площадку, если сцену не снимут с первого раза. Впрочем, у актрисы был повод для плохого настроения. Днём ранее у неё умерла родная сестра, но, чтобы не срывать план съёмок, она всё-таки прилетела и замечательно отыграла всё, что полагалось по сценарию.

Вспоминает Татьяна Проценко: «Самое сложное было плакать при съёмках. Например, когда я жалею Буратино, посаженного в тёмный чулан. Мне и глицерин в глаза закапывали, и лук к глазам подносили, а толку не было. Все очень сердились. Особенно режиссёр. Стал со мной слишком строго разговаривать. От обиды я разрыдалась. Леонид Алексеевич сам взял камеру и закричал: «Снимаем!» После чего угощал конфетами и успокаивал».

Кстати, именно тогда, когда Татьяну утвердили на роль Мальвины, у неё начали выпадать молочные зубы. Ждать, когда вырастут новые, времени не было. Поэтому пришлось ездить в поликлинику, вставлять фарфоровые протезы.

Не прячьте ваши денежки

Трудно представить, что музыку к фильму мог написать вовсе не Алексей Рыбников. Ведь он тогда ещё не был известным композитором и вызывал сомнения у руководства. Однако Нечаев настаивал. Поступили так: Рыбников написал музыку без заключения договора с киностудией, на свой страх и риск. А потом уже комиссия, прослушав песни, пришла в восторг.

Леонид Нечаев вспоминал: «А из-за текста песен к фильму меня чуть не возненавидел Булат Окуджава. У него долго не получался материал для «Буратино». Он поехал отдыхать в подмосковный дом отдыха. Я следом. За бутылку водки снял соседний номер. И постоянно стучал ему в стенку в семь утра. Более того, попросил посадить меня в столовой за один стол с ним. Я его преследовал целую неделю. И как-то утром за завтраком он, наконец запел: «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам».

«После фильма я стал коллекционировать ключи, – признался Леонид Алексеевич. – Друзья дарят связками. А началось всё с золотого (на самом деле бронзового) ключика. В последний день работы на площадке папа Димки Иосифова  караулил момент, чтобы его стащить. Но я его опередил. Спрятал в карман брюк и закрыл свитером. Реквизитор в шоке: ключ пропал. Но я по-честному сходил в бухгалтерию и оплатил «пропажу». У меня до сих пор хранится квитанция, в которой написано: «Получено от Нечаева за ключ 30 рублей».

Крупная по тем временам сумма, актёры получали 100 рублей в месяц. Дети, кстати, отдавали родителям всё до копейки. Как вспоминал гораздо позже Дмитрий Иосифов, «за девушками ещё рано было ухаживать, а мороженое мне и так покупали».

Не нарушайте, товарищ Буратино

Работу над фильмом завершили к концу 1974 года и сразу повезли сдавать на студию. Там посмотрели и ужаснулись: по мнению редакторов, сказка получилась недостоверной, неинтересной и абсолютно не пригодной для просмотра. Их возмутило, что у кота Базилио нет хвоста, а Лиса почему-то ходит в платье, Буратино издевается над пожилым человеком (Карабас-Барабас). Фильм выпустили на экраны только потому, что был конец года и невыполнение плана грозило лишением премий.

Впрочем, у телезрителей «Приключения Буратино» имели огромный успех, а двумя годами позже режиссёр подарил советским детям замечательную «Красную Шапочку».

После «Буратино» Дима Иосифов, что называется, проснулся знаменитым. По улицам ходить было невозможно. Уже спустя много лет, когда в Дмитрии стало трудно опознать Буратино, ехал он как-то раз по Москве на машине и нарушил правила. Тормозит инспектор ГАИ. Постовой разворачивает права: «А что это у вас здесь фото Буратино лежит?» Дмитрий: «Ну так это я и есть». Тут милиционер всматривается, берёт под козырёк и говорит: «Что же вы? Не нарушайте, товарищ Буратино!»
А в семидесятые годы режиссёры буквально рвали его на части, мечтая снять в своих фильмах. И он появился ещё в нескольких сказках: «Про Красную Шапочку», «Проданный смех»… Сыграл в кино почти двадцать ролей. После школы Дмитрий окончил ВГИК, затем учился в Белорусской академии искусств. Однако впоследствии понял, что хочет быть не актёром, а режиссёром: снял несколько фильмов и четыре десятка рекламных роликов, участвовал в создании проекта «Последний герой».

Остальные дети-исполнители из «Буратино» актёрами не стали. Таня Проценко после роли Мальвины получила тяжёлую физическую травму, катаясь на велосипеде, и врачи запретили ей сниматься в кино. Она окончила киноведческий факультет ВГИКа и Литературный институт, занимается журналистикой, пишет стихи. Роман Столкарц (Пьеро) – врач-педиатр, живёт в Израиле. Стал бизнесменом и уехал в Канаду Томас Аугустинас (Артемон). Гриша Светлорусов (Арлекин) по одной из версий окончил Высшую школу КГБ и стал разведчиком.

Фильм «Приключения Буратино» продолжает оставаться одной из самых любимых киносказок в нашей стране, её смотрят представители нескольких поколений. Кстати, в 1975 году, когда по телевизору показывали фильм «Приключения Буратино», занятия в школах, где учились Дима Иосифов и Таня Проценко, отменялись. Был коллективный просмотр увлекательной картины.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №9, март 2020 года