Страдает детское сердечко
16.03.2020 00:00
Учительница иногда кричит, но не на меня, а на других

СтрадаетДобрый день, любимая газета. Наша семья читает вас с первого номера. Хочу обратиться к психологу Татьяне Белюченко. Я – бабушка. Очень большая проблема возникла у младшей внучки, для меня так важно ей помочь.

У моей дочери нормальная, полная семья, достаток немного выше среднего. Растут две девочки, обе любимые, учатся в шестом и втором классах. И вот беда: младшая боится контрольных работ в школе. Боится – это мягко сказано, она перед ними плачет взахлёб у отца на груди. При этом учится прекрасно, полугодие закончила на отлично, контрольные написала на все пятёрки. Старшая сестра тоже хорошо учится.

Дома внучек никогда не ругали и тем более не кричали на них, увидев четвёрку или тройку в тетради. В чём дело, не можем понять. Дочь обращалась за консультацией к школьному психологу, которая занимается начальными классами. Специалист крайне удивилась: за две недели до этого дети заполняли тест на степень тревожности, наша девочка показала отличный результат, всё в порядке, лучше и быть не может. Но её страхи и слёзы продолжаются.

Дочь рассказывала: «Утром не могу заплести ей косы, потому что она плачет, вздрагивает, глаза красные. Говорю: «Объясни, чего ты боишься? Почему тебе так страшно получить плохую оценку? На тебя кричит учительница? Дома ведь тебя никогда не ругали, просто ты сама стараешься, и мы рады твоим успехам. Учитель тебя тоже не будет ругать, твоя оценка – только твоё дело. Пусть волнуются те ученики, которые ленятся, не хотят учиться, а ты будь спокойна».

Внучка ответила: «Те, кто не хочет учиться, как раз абсолютно не волнуются. Учительница кричит иногда, только не на меня, а на других. Но я боюсь, что получу плохую оценку и разочарую её, тогда на меня она тоже будет кричать».

Дочь говорила с педагогом, та сначала сказала – мол, всё хорошо, никаких проблем она не замечала. Но спустя некоторое время учительница сама завела разговор, сообщила: «Хотела вашу девочку на олимпиаду послать, сказала ей об этом, так её прямо затрясло от страха. Я очень удивилась, это неожиданно для меня».

В общем, Татьяна, как видите, никто ничего не понимает в поведении ребёнка, ни родители, ни педагоги. С другой внучкой таких проблем никогда не возникало, хотя в начальной школе она училась у того же преподавателя. Конечно, они очень разные по характеру. Старшая весьма бойкая и шустрая. А младшая – тихая, спокойная, немного с ленцой, с детской рассеянностью, даже её портфель вечером мама проверяет обязательно, все ли книги на месте.

Старшая внучка ответственная, пользуется уважением в школе. Одноклассники всегда звонят именно ей, если нужно что-нибудь выяснить. Хозяйственная, много помогает маме (у них свой большой дом), даже научилась вкусно готовить. Младшая, конечно, тоже во всех домашних делах участвует, старается, но возникают вот такие проблемы из-за контрольных.

Я думаю: может, дочери нужно вести себя с внучкой построже, а не уговаривать? Ведь, получается, мама и свою нервную систему подрывает, убивается из-за того, как страдает детское сердечко. Да было бы из-за чего страдать! Ведь оценки – это не так важно, главное – здоровье.

Мы, бабушка и дедушка, тоже переживаем. У внучки впереди целая жизнь – вся в экзаменах и контрольных. Что будет с нашим ребёнком? Сможет ли она это всё перерасти? Как перебороть её страхи?

Пожалуйста, Татьяна, помогите расшифровать это детское расстройство. Я понимаю, волнение за оценки свойственно всем ребятам, но не до такой же степени! Спасибо вам большое за помощь, за ваши комментарии и ответы, так необходимые в жизни.

Из письма Валентины Ивановны,
г. Ставрополь

Комментарий детского психолога

Уважаемая Валентина Ивановна, благодарю вас за то, что подняли очень важную тему школьной жизни современных детей: отношение к экзаменам, контрольным и олимпиадам.

Сразу скажу: мне понятно, отчего плачет ваша младшая внучка. Да и вам это ясно, ведь она сама прямо говорит: «Учительница кричит иногда на других. Боюсь, что получу плохую оценку и разочарую её, тогда она будет кричать на меня».

Поставьте себя на место ребёнка. А если бы у вас был начальник, который регулярно орёт, когда разочарован? А вдруг этот человек разочарован вообще всем – окружающим миром, подчинёнными, личной жизнью? И как только вспоминает о своём разочаровании, так сразу в крик, да ещё и зарплату снижает сотрудникам. Как бы вы себя чувствовали в такой ситуации, и какие действия предприняли?

Думаю, поначалу вы регулярно плакали бы. Сперва попытались бы адресовать слёзы самому начальнику, потом – вышестоящему. Если бы это не помогло, то уволились бы и нашли другую работу. А вот когда надежды на перемену участи нет, а есть понимание: никуда не деться, придётся несколько лет терпеть крики этого руководителя, – то остаётся лишь смириться и приспособиться. Именно так вынуждены поступать жертвы насилия. Потом, конечно, этим жертвам приходится долго лечиться у психотерапевтов. Либо они обречены постоянно бессознательно повторять ситуацию психологической травмы, «находя» всё новых и новых насильников.

Подчеркну, лечиться приходится лишь тем жертвам, которые не защищались, а добровольно согласились терпеть насилие. Тот, кто оказывал активное сопротивление насильнику, как ни странно, из самых жестоких ситуаций выходит практически без вреда для психического здоровья.

Когда речь идёт о школьной учёбе, то начальники для ребёнка – учителя и родители. Причём мама и папа им воспринимаются как начальники более высокого ранга, чем педагоги. Если сын или дочь жалуются на то, что их обижают преподаватели, а родители не вмешиваются, – это формирует и закрепляет у детей представление об окружающем мире как об очень опасном месте, где они совершенно беззащитны.

Ваша внучка просит спасти, защитить её от агрессивной учительницы – это же очевидно. Да, старшая девочка училась у того же педагога, но не плакала – такое случается. Две сестры – две непохожие реакции. Возможно, у них по-разному развита способность к сочувствию другим детям, напуганным и страдающим. Или старшая быстро поняла безнадёжность ситуации, осознала, что никто за неё не заступится, единственный вариант защиты – хорошо учиться, нравиться учительнице и подражать ей. Младшая ещё надеется на помощь родителей, регулярно плачет, но сталкивается с тем, что мама бездействует и спокойно отправляет её каждый день к злобной учительнице.

Интересно, что сами родители считают кричащего педагога совершенно нормальным явлением. Они пытаются повлиять на девочку, ищут у неё «признаки повышенной тревожности», то есть уверены – проблема в ней, а не в учительнице. Но тревожность у вашей внучки нормальная, совершенно адекватная ненормальности ситуации в классе.

Несколько лет я работала в коллективе с детскими педагогами, сидела у них на занятиях, наблюдая за поведением детей, родители которых обращались за консультацией. Могу сказать с уверенностью: поведение любого ребёнка всецело зависит от личных качеств учителя. Я видела, как опытные, спокойные педагоги справлялись с весьма проблемными детьми. А вот неуравновешенные преподаватели дестабилизировали коллектив, состоявший из ребят, абсолютно готовых к сотрудничеству. Адекватные педагоги никогда не кричали, не угрожали, не мстили, но дисциплина на уроке была практически идеальной. «Нервные» использовали все три приёма, но дети на уроке всё равно, как говорится, на ушах стояли.

Зададимся вопросом: зачем вообще люди кричат? Крик – это либо призыв на помощь, либо способ напугать противника. Зачем пугать детей? Нагнать страху – примитивный способ заставить другого делать так, как хочешь ты. Можно ли научить какому-либо предмету криком? Нет. Когда человек напуган, он думает только о бегстве или защите, ну, ещё может притвориться мёртвым (упасть в обморок). Ребёнок, испуганный криком взрослого, перестаёт думать, все его душевные силы уходят на контроль источника опасности.

И совершенно неважно, орут на тебя или на человека, сидящего рядом. Учительница кричит на одного ученика, чтобы напугать и подчинить весь класс, при этом большинство детей обмирает и перестаёт как делать что-либо предосудительное, так и соображать.

Давайте теперь разберёмся со страхом вашей внучки получить плохую оценку. Кто ставит отметку? Педагог, то есть начальник. Что она оценивает? Вроде бы знания ребёнка. От кого он их получает? От учительницы. Так что педагог оценивает в первую очередь свои профессиональные навыки. Если он способен научить ребёнка, то отметки будут хорошими. А вот низко квалифицированному учителю всегда мешают… ученики. Тогда он им ставит плохие оценки, делая козлами отпущения и побуждая «дополнительно изучать материал» вместе с родителями или репетиторами. То есть вместо школьного педагога учить детей начинают другие, а он только стимулирует этот процесс, пугая плохими отметками.

Вы думаете, Валентина Ивановна, внучка боится получить плохую оценку. Это не так. Девочка боится педагога, который, видимо, учит неважно, но любит припугнуть криком или двойкой как символом своего недовольства. А олимпиады – просто ярмарка тщеславия для той же учительницы, никак иначе назвать их не могу. Это ей важно, чтобы ребёнок занял призовое место и подтвердил тем самым её высокую квалификацию. Если же он не окажется впереди всех, то она будет разочарована и отыграется на девочке. Ребёнок это понимает, потому плачет. Конечно, есть случаи, когда дети сами рвутся участвовать в олимпиадах, чтобы посоревноваться в знании любимого предмета. Но ваша внучка этого не хочет.

К каким неприятностям может привести уже выросшего ребёнка настойчивая охота за отличными отметками? К желанию быть всегда, любой ценой приятной начальнику, к уверенности в том, что каждый начальник способен объективно оценить твои знания и способности. Такое восприятие руководителей имеет пагубные последствия: либо возникает депрессия в связи с каждой негативной оценкой, либо человек становится подхалимом и целью своей жизни считает необходимость нравиться всем реальным или воображаемым начальникам.

Валентина Ивановна, вы переживаете из-за того, что у внучки впереди целая жизнь, «вся в экзаменах и контрольных». Всё не так мрачно, истинные контрольные – лишь в школьные годы. Конечно, потом в жизни девочке встретится множество людей, которые попытаются ее экзаменовать. Будут и различные ситуации, воспринимающиеся как экзамен, на них она тоже может реагировать протестным плачем. Но если уже в детстве изменить отношение к таким испытаниям, то проблема окажется решённой. Имеет смысл рассматривать любой тест или экзамен как возможность проявить свои способности, или выявить слабые места, или проверить, правилен ли избранный путь. У взрослых людей есть сотня вариантов, когда «провал экзамена» получает положительную трактовку, и тогда не о чем плакать.

Давайте подведём итог. Мои рекомендации: родителям нужно подойти к учительнице и спокойно поговорить с ней о недопустимости крика на детей, подчёркиваю – абсолютно на всех детей в классе. Если та не переменит свой подход, следует поговорить с директором или перевести девочку к другому педагогу. Поверьте, сделать это необходимо. Я видела подростков в тяжёлом депрессивном состоянии после нескольких лет обучения у орущих преподавателей. Если ребёнка не защитят родители, не найдут ему хорошего учителя, то кто это сделает? Желаю вам успешного решения проблемы.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №10, март 2020 года