Теоретический мусульманин
17.03.2020 19:14
Тот, кто ищет истину, не может быть плохим человеком

ТеоретическийЗдравствуйте, уважаемая редакция! Очень прошу опубликовать моё письмо с вопросом к священнику Александру Дьяченко. А вопрос мой не совсем простой.

Мне 34 года. В детстве был крещён и с малых лет читал Евангелие; а когда стал старше, начал читать Псалтирь. Со временем у меня в душе появилось желание ещё большего духовного познания, жажда духовного роста. В возрасте 28 лет я решил найти перевод смысла Корана на русском языке. Начал читать русский перевод главной книги мусульман, а через несколько лет узнал о существовании хади2сов – сборников с высказываниями пророка Мухаммада и описанием его поступков. С годами мне стала близка философия ислама, и у меня созрело решение стать мусульманином.

Принять ислам значит признать, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад – Его раб и посланник. Но при этом я не противопоставляю ислам и христианство и не считаю, что принять мусульманство значит сменить веру. В исламе пророк Иса (Иисус Христос) и его мать, святая дева Марьям, так же почитаемы, как и другие библейские пророки и патриархи, почитаемые христианством, – Давид, Моисей, Авраам и прочие. То есть вера одна, Бог один, просто в христианстве и исламе различаются подходы к поклонению Ему.

В исламе чётко указано на то, что поклоняться, обращаться за помощью нужно и можно только к Всевышнему (ни к Его почитаемым пророкам Исе и Мухаммаду, ни к деве Марьям, ни к святым). Мусульманство чётко регламентирует совершение пяти ежедневных молитв.

Всё это находит живой отклик в моей душе. Именно путь к Богу через ислам показался ближе всего моему сердцу. И в христианстве, и в исламе есть схожие требования к верующим: милостыня, пост, уклонение от пустословия, запрет блуда и многое другое. Но теперь я вижу, что отношение к вере в исламе гораздо строже, чем в христианстве. Я чувствую, что путь ислама сильнее укрепляет мою веру. Повторюсь, что мусульманство для меня не означает смену веры и Бога, как и не является отречением от христианства. Я считаю, что, приняв ислам, продолжу свой путь к Единому Богу, Создателю всего сущего, начатый мною в христианстве.

Однако мне очень важно знать мнение о моих духовных поисках отца Александра Дьяченко – как священнослужителя и как верующего. Очень жду его ответа. Заранее спасибо!

Из письма Сергея Петрова

Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемый Сергей! Спасибо за то, что доверяете моему мнению в таком архиважном вопросе, как выбор веры. Я бы с удовольствием сделал для вас сравнительный обзор священных текстов в исламе и христианстве, но о Коране, предполагаю, вы знаете больше моего, поскольку я лишь заглядывал в эту книгу, но специально не изучал. Однако своим обращением вы заставили меня освежить память и перечитать некоторые важные труды, посвящённые исламу. За что искренне вам признателен. Знания, когда к ним обращаешься, всегда обогащают.

Простите, Сергей, но я не понимаю, как вы, долго исследуя Коран и зная Евангелие, пришли к странному выводу, что, приняв ислам, останетесь христианином. Даже моих знаний хватает, чтобы понять, что ислам и христианство – совершенно разные религии, хотя и опираются на общее ветхозаветное учение иудаизма. Причём, как вы знаете, книги Ветхого Завета являются частью Библии – Священного Писания христиан, включающего ещё и канон Нового Завета, в том числе и четыре Евангелия, и принимаются хрис­тианами полностью без каких-либо изменений.

Вы пишете, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу. Действительно, термин «Аллах» переводится с арабского как «Бог», соответствует еврейскому «Элохим», сирийскому «Алах» и арамейскому «Элах». Вспомним, что арамейский – это язык, на котором говорил в земной жизни Иисус Христос. Мусульмане верят в Аллаха как в единственного Бога. Мы, христиане, тоже верим в Бога единственного и неделимого, но проявляющего Себя в трёх лицах (или ипостасях) – Отца, Сына и Святого Духа. Причём мы всегда подчёркиваем, что наш Бог един и не существует как три отдельных божества. В этом моменте между христианами и мусульманами есть принципиальное сходство.

В то же время мы верим в Иисуса Христа как в воплотившуюся в человеческом образе одну из божественных ипостасей Пресвятой Троицы, а конкретно – Сына. Отец, Сын и Святой Дух не являются именами, а Иисус Христос – это имя собственное. Господь носил его на земле, будучи истинным человеком и истинным Богом.

Мусульмане почитают Иисуса Христа только пророком. Великим пророком, но не более. Именно в этом заключается наше принципиальное отличие. Хотя во многих других вопросах между нами немало роднящего, поскольку и ислам, и христианство являются авраамичес­кими религиями. Мы произошли от одного корня – ветхозаветного иудаизма. Именно ветхозаветного, но не сегодняшнего. Нас сближают и высокие нравственные требования, предъявляемые как к христианам, так и к мусульманам.

В книгах ветхозаветной еврейской Торы рассказывается история об Аврааме. Был он человеком праведным, и Бог обратил на него внимание. Между Богом и Авраамом заключается первый завет, в соответствии с которым бездетный Авраам станет отцом великого народа. У Авраама рождается первенец Измаил, от которого пошли современные арабы, в среде которых зарождается ислам, и сын завета – Исаак, родоначальник современных евреев и ветхозаветного Израиля.
Мы, христиане, люди самой разной крови, считаем себя духовными наследниками Ветхого Завета, называя себя новым Израилем. Думаю, всё это вам хорошо известно.

Повторюсь, Сергей, я не берусь детально сравнивать христианство с исламом, но могу рассказать, что именно для меня стало самым важным в решении принять христианство. Чтобы понять, зачем и в каком качестве пришёл на землю Иисус Христос, нужно читать не только Евангелие, но и ветхозаветную часть Библии. В Евангелии от Иоанна говорит Сам Господь: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). Сразу скажу: дело это нелёгкое, но если вам удалось освоить не только Коран, но и хадисы, то ваш пытливый ум вполне может справиться и с такой задачей.

Читая, вы узнаете о трагедии первых людей, живших в Раю. О том, как они, согрешив, пошли против Бога, изменились и утеряли право жить в прямом общении с Творцом. Прочитаете о трагедии человека, несущего на себе проклятие греха, ставшего причиной его страданий. И тогда вы поймёте основной посыл ветхозаветной Библии: где тот, который примирит человека с Богом? Прочитайте «Книгу Иова» – одну из самых древних и потрясающих книг на земле.

Страдающий Иов, уверенный в своей невиновности, отчаявшись, вызывает на суд Самого Бога и понимает, что это невозможно. Слишком нечист человек, чтобы напрямую говорить с Творцом. Иов плачет: «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас». (Иов 9:33).

Виновность человека перед Богом очевидна, а грех обрекает его на смерть. Израильтяне получают из рук пророка Моисея закон десяти Божественных заповедей, которые они должны исполнять, чтобы не истребиться из числа народа Божия, и ещё 613 религиозных предписаний, обязательных для правоверного иудея. Но может ли человек, несущий на себе тяжесть первородного греха, жить чисто и угождать Богу во всём? Нет, не может. Мы грешим и этим обрекаем себя на смерть духовную и физическую. Знаменитый храм в Иерусалиме был местом, где проливалась кровь жертвенных животных и тем самым выкупалась жизнь конкретного согрешающего человека, и даже в целом всего народа Израилева.

Логика жертвоприношения проста. Грех ведёт к смерти, и если ты, грешник, остаёшься жить, то кто-нибудь другой, невиновный, умирает вместо тебя. В то же время в ветхозаветных писаниях появляется радостное известие о том, что существование человека в полной подчинённости греху продлится не навсегда. Наступит день, и придёт Безгрешный, который возьмёт на Себя всю тяжесть человеческого греха. Став жертвой за грех всего мира, ценой собственной крови даст жизнь всякому верующему в Него.

Таким посредником между Богом и человечеством стал богочеловек Иисус Христос. Библия доносит до нас Его слова: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте… Я – путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Ин 14:1, 6). Покаявшись и став христианином, человек живёт церковной жизнью, участвует в Таинствах. Преображаясь в Боге, движется к святости и ещё при земной своей жизни становится причастником Царства Небесного. Своими усилиями, без благодатной божественной помощи, достичь спасения невозможно. А спасение – это и есть главный смысл любой религии.

Сергей, вы пишете, что изучаете философию как ислама, так и христианства. Но вера в Творца – это не только постижение человеческой мудрости и не столько философия, это реальная практическая и мистическая жизнь. Это жизнь в Боге каждый день и каждый час.

Имея двадцатилетний опыт служения в священном сане, я понял, что никогда и никому не стоит навязывать собственную точку зрения и уж тем более спорить по вопросам веры с представителями других вероисповеданий. Ни к чему хорошему это не приведёт, лишь к обидам и взаимным упрёкам. Если вас интересует моё мнение, то, на мой взгляд, вы ещё не определились в вере. Вы не христианин и не мусульманин. Даже если официально приняли ислам, боюсь, вы станете лишь «теоретическим» мусульманином. И через какое-то время вас может снова потянуть назад, в христианство. И нет ничего хуже, чем такого рода метания. Веру поменять – не в новые ботинки переобуться. Вера – это то, что раз и навсегда.

Думаю, для начала вам стоит задаться вопросом – чего вы хотите от Бога? Чего именно добиваетесь? Для меня лично самым главным был вопрос спасения моей души. Я искал ответ и нашёл его во Христе. Крестился в тридцать лет, а в сорок Господь привёл меня к священству. Поэтому я очень хорошо понимаю сегодняшнее ваше состояние. Потому что сам искал.

Много легче тем, кто родился в вере родителей, впитал эту веру с молоком матери и не задаётся подобными вопросами. А мы с вами вынуждены решать сами. Бог доверяется решению человека. Молитесь, ищите, сравнивайте, ставьте вопросы и добивайтесь ответов. И помните: своим выбором вы определяете не только собственную судьбу, но и судьбу своих потомков.

Вы пишете о более строгом отношении к религии среди мусульман. Вспоминаю людей, приехавших к нам на заработки из бывших республик Советского Союза. Некоторые годами работали в нашем селе, помогая восстанавливать храм. Большинство позиционировало себя мусульманами. Я с уважением относился к их традициям, но пришёл к выводу, что подлинных мусульман среди них было немного. Так же как и далеко не все принявшие крещение становятся настоящими христианами. Я рад, что среди мусульман у меня были друзья, настоящие верующие люди, благодарная память о которых сохранится у меня до конца моих дней.

Сергей, людей, искренне ищущих Бога, очень мало. Этим вы мне нравитесь, потому что тот, кто ищет истину, не может быть плохим человеком. К любому вашему решению я отнесусь с уважением.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Марина ЯВОРСКАЯ

Опубликовано в №10, март 2020 года