Вы больше никогда не войдёте в воду!
29.04.2020 17:38
Вы больше«Челюсти» – это экранизация книги Питера Бенчли о гигантской акуле-людоеде, которая наводила ужас на жителей и гостей курортного острова на западе США. Когда фильм был смонтирован и готовился к прокату, ему придумали рекламный лозунг: You’ll never go in the water again! – «Вы больше никогда не войдёте в воду!» Что ж, очень актуально для наступающего лета. Ведь тем, кто привык отдыхать на море, в нынешнем году явно придётся поменять планы.

Мурашки по коже и волосы дыбом

Вообще-то режиссёрская карьера Стивена Спилберга началась с того, что в 22 года он снял несколько серий фильма «Ночная галерея» и одну серию детективного фильма «Коломбо». Потом создал несколько полнометражных картин, но всемирно известным режиссёром стал только после «Челюстей».

«Несколько лет я обивал пороги киностудий, предлагая сценарий фильма о летающих тарелках, – вспоминает Спилберг, – и неизменно получал ответ в духе «Парень, да ты с ума сошёл!». А после «Челюстей» ко мне обратились десятки заинтересованных лиц со словами: «Стивен, как насчёт фильма о летающих тарелках? Предложение ещё в силе?»

Так что «Челюсти» оказались судьбоносными, и не только поэтому.

Сценарий был написан Карлом Готтлибом и самим автором одноимённого романа Питером Бенчли. Съёмки проходили на острове Мартас-Винъярд, штат Массачусетс, – это недалеко от Бостона. Со 2 мая по 15 сентября 1974 года проходил основной съёмочный период, а с октября по декабрь группа проводила дополнительные съёмки. Дальнейшая работа над фильмом продолжалась до апреля 1975 года, и к лету картину выпустили.

Но на съёмках трудности начались сразу. Механическая акула, которую до этого испытывали в бассейне, в солёной воде отказывалась работать. Вдобавок сложились плохие погодные условия, да ещё в кадр постоянно попадали посторонние судёнышки. Сроки в несколько раз превысили те, что были предусмотрены договором. В итоге бюджет фильма с 4 миллионов вырос до 12, а время съёмок увеличилось до 159 дней. Такое может позволить себе маститый режиссёр, но никак не молодой новичок.

На площадке стояла атмосфера уныния и отчаяния. Из 12 часов в день, отведённых для съёмок, Спилберг снимал только четыре часа. Начали поговаривать, что молодой режиссёр после этой картины вообще лишится работы. Но по мере нарастания проблем талантливый Спилберг находил удачные выходы из положения.

И вот что он придумал. Основные сцены снимались без использования чучела. Камера просто плывёт под водой, и мы наблюдаем происходящее как бы глазами акулы. Спилберг решил, что чувство страха особенно велико, когда не видишь источник опасности.

Поскольку механические акулы страдали от множества неисправностей, Спилберг решил в основном намекать на присутствие животного, используя зловещую музыкальную тему композитора Джона Уильямса. Спилберг и другие сравнили такой подход с методами Альфреда Хичкока. Вступительные аккорды «Челюстей», от которых мурашки бегут по коже, подчёркивают тревогу и напряжение. Контрабасы, фаготы и контрафаготы (духовые инструменты с низким звуком) задают аккомпанемент со сбивающимся ритмом, и у впечатлительного человека от этого волосы встают дыбом. Сегодня эта музыкальная тема является одной из самых известных среди саундтреков мирового кино.

Выдающийся кинокомпозитор Джон Уильямс в дальнейшем не раз сотрудничал со Стивеном Спилбергом, написав музыку для таких фильмов, как «Инопланетянин», «Индиана Джонс», «Парк юрского периода» и «Список Шиндлера». Кстати, музыку для «Гарри Поттера» тоже написал он, хотя там уже совсем другие режиссёры.

Женщина решает искупаться

Ещё один киношный приём впервые появился в «Челюстях» и в дальнейшем был использован во многих триллерах. Этот эффект называется вертиго. Суть его в том, что центральный объект в кадре остаётся на месте, а вот задний план стремительно отодвигается назад. Это позволяет делать акценты на определённых сценах.

Иногда на съёмках использовали лишь плавник, а саму сцену нападения на клетку живой акулы вообще снимали в Австралии. Правда, по сценарию акула должна быть около восьми метров в длину, а нашли только четырёхметровую. Но опять же решение предложено неординарное: для съёмок сделали клетку небольшого размера, чтобы живая акула казалась рядом с ней огромной. А обязанности каскадёра взял на себя миниатюрный Карло Риццо, старый итало-американский актёр, рост которого всего 145 сантиметров. В результате удалось блестяще соблюсти пропорции. И никто не заметил подмены.

По сюжету акула должна была убить героя – учёного-океанолога Мэтта Хупера, но во время съёмок живая хищница так эффектно напала на лодку и сломала клетку, что Спилберг прямо на ходу поменял сюжет, включив этот фрагмент в сценарий. В итоге герою удаётся выплыть из сломанной клетки и выжить, затаившись на дне.

Но не обошлось без приключений. Для этого эпизода были построены две клетки – в одной находился манекен, в другой каскадёр. Акула в считаные секунды разделалась с клеткой с манекеном, а у дублёра было воздуха всего лишь на восемь минут, и в панике он израсходовал кислород почти сразу же. По некоторым сведениям, у старика лилипута случился инфаркт. В общем, опять съёмочной группе не повезло.

Как мы помним, фильм начинается с эффектной сцены: молодая женщина решает ночью искупаться в море, но внезапно кто-то нападает на неё из глубины. Многие были убеждены, что во время съёмок актриса Сьюзэн Бэклайни получила перелом либо ребра, либо бедра – настолько натуральным был её крик ужаса. Но это не так. Оказывается, Спилберг просто не предупредил, когда именно она будет атакована, так что испуг был неподдельным.

В одном из эпизодов руку первого погибшего находят в песке. Спилберг сказал, что макет руки, который они купили, выглядит явной подделкой. Поэтому решили зарыть одного из членов съёмочной группы в песок, выставив на поверхность только руку.

Интересные факты о фильме

Говорят, большую белую акулу выбрали на роль монстра в фильме «Челюсти» лишь потому, что это единственный вид акул, который при поиске добычи может держать голову над водой.

Акула впервые появляется «в полный рост» только через 1 час и 21 минуту экранного времени, и это в двухчасовом фильме! Но дело в том, что макет акулы не всегда работал, как хотелось Стивену Спилбергу, а вовсе не потому, что он так задумал с целью создать напряжение.

Главный герой картины, шериф Мартин Броуди, не умеет плавать. Здесь заключена ирония: сам Спилберг панически боится воды, поэтому во время съёмок он очень опасался, что кто-нибудь столкнёт его за борт.

Согласно первоначальному сценарию, отрицательному герою, охотнику на акул Квинту, предстояло утонуть. Верёвка от гарпуна цеплялась за ногу, и акула тащила его в морские глубины, где Квинт и принимал свою смерть. Тем не менее по ходу съёмок было решено, что Квинт должен быть съеден акулой. И, конечно, получилось ещё более ужасающе. Впрочем, поделом злодею.

Сцена, где мальчик Алекс (Джеффри Вурхиз) плывёт в море, а из засады на него набрасывается акула и кошмарным образом его убивает, получилась настолько жуткой, что её пришлось вырезать из финальной версии. Только на этих условиях фильм смог получить разрешение цензуры.

Было снято два варианта концовки этого фильма – когда акуле разрывает голову и когда она погибает от потери крови из-за многочисленных гарпунов. Стивен Спилберг стоял за первый вариант, Питер Бенчли – за второй, из-за чего у них возникли разногласия. Но зритель на премьере «узаконил» именно первый вариант смерти людоеда. В результате башку акуле разрывает сдетонировавший кислородный баллон, в который удачно попадает из винтовки главный герой – шериф.

В сцене, когда Хупер, Квинт и Броуди ищут в темноте акулу, можно заметить, что за правым плечом Броуди падает метеорит. Это был настоящий метеорит. Позже падает второй, и вот его уже специально добавили в фильм.

Макнём Спилберга?

Вообще-то благодаря фильму Стивена Спилберга мир узнал реальную историю гибели крейсера «Индианаполис», затонувшего 30 июня 1945 года. В фильме об этом рассказывает охотник на акул Квинт, переживший трагедию.

Крейсер «Индианаполис», недавно доставивший на Марианские острова детали предназначенных для Хиросимы и Нагасаки атомных бомб, был торпедирован в Тихом океане подводной лодкой Императорского флота Японии. Корабль затонул за 12 минут. На борту находилось 1196 человек, около 300 утонуло вместе с судном, остальные четверо суток болтались в океане.

А вскоре после затопления началось массовое истребление людей акулами. Когда через несколько дней подоспела помощь, из воды выловили останки 579 человек, 321 спасли живыми, но в результате выжило лишь 317. В общем, по сравнению с этим сценарий «Челюстей» – добрая сказка. История «Индианаполиса» объясняет, почему Квинт особенно ненавидел акул и лично взялся за уничтожение хищницы.

Большую механическую акулу назвали Брюсом. Это имя белой акуле-людоеду было дано в честь личного юриста Спилберга Брюса Рамера. Однако сам режиссёр называл её «большим белым дерьмом», потому что акула постоянно ломалась. Вот почему её не слишком часто видно в фильме. Пришлось даже снимать нападение акулы без акулы. В самый последний день съёмок удалось-таки снять Брюсa, но Спилберг так нервничал, что не явился на съёмочную площадку.

Впрочем, есть и другая версия. Якобы Стивена Спилберга не оказалось в режиссёрском кресле, когда шла съёмка последней сцены, где акула взрывается, поскольку он был уверен, что съёмочная группа сговорилась и планирует бросить его в воду после команды «снято». С тех пор Спилберг завёл традицию – он вообще никогда не приходит на съёмки финальных сцен своих фильмов.

Когда создавали Брюса, то сначала появилось два рисунка акулы в масштабе один к одному, 20 и 30 футов длиной (примерно 6 и 9 метров). Их нарисовал художник-постановщик Джо Альвес. В итоге было решено выбрать золотую середину, длину акулы установили на отметке 25 футов (7,62 метра) от кончика носа до хвоста.

Ширина челюстей составила полтора метра. В такую пасть могла бы поместиться любая будущая жертва. Одна только голова акулы весила порядка 180 килограммов.

Ответственный за спецэффекты Боб Мэтти и его команда разработали и изготовили три механические модели для различных съёмок: одна акула – открытая с левого бока, другая – с правого, и третья, полностью покрытая шкурой. В кадре они менялись в зависимости от направления движения и угла съёмки. Третий хищник был полностью герметичным и использовался для подводных съёмок и крупных планов.

По словам продюсера картины Дэвида Брауна, основной макет акулы ломался слишком часто. Из-за этих поломок, а также неблагоприятных погодных условий, съёмочная группа выбилась из графика и вместо двух месяцев потратила на фильм почти полгода.

Кстати, в природе таких огромных акул (7,62) уже не встретишь. Длина самой большой белой акулы из когда-либо пойманных составляла 6 метров.

Вес Брюса вместе с платформой составлял 12 тонн! Создание трёх моделей гигантской акулы потребовало усилий сорока специалистов, а управлением каждой из них занималась команда из четырнадцати человек.

Транспортировка тяжеленного хищника доставила обслуживающему персоналу немало хлопот. Причём на доставке проблемы не завершились. При первом же испытании в «боевых условиях» акула-людоед пошла ко дну. Команде техников в срочном порядке пришлось её переделывать. В общем, Брюс стал кошмаром не только для героев картины и зрителей.

Акулы влетели создателям фильма в копеечку, по разным данным – от 750 тысяч до 2 миллионов долларов. Это и сейчас немалые деньги, а тогда доллар весил куда больше.

Сто главных злодеев

Результат съёмок превзошёл все ожидания – кассовые сборы в США составили 260 миллионов долларов. А если пересчитывать результаты с учётом инфляции и изменения цен на билеты, то картина сейчас находится на шестом месте за всю историю американского кино, причём является самой кассовой среди фильмов ужасов. Лишь за лето 1975 года триллер посмотрело 67 миллионов американцев! После выхода фильма впервые в мире в продаже появились тематические товары – футболки, кепки и прочие вещи с изображением «улыбки» Брюса.

Как рассказывает сам Спилберг, он следил за реакцией зала на премьере. Когда народ начал вставать и направляться к проходам, он подумал, что зрителям стало скучно. Но когда рассмотрел, что люди сгибались в приступе рвоты или просто пытались добежать до туалета, – понял, что пришла слава!

Фильм «Челюсти», ставший культовым, получил три «Оскара» (за лучший монтаж, звук и саундтрек), премию «Золотой глобус» и множество других наград. Картина находится на 56-м месте в списке Американского института киноискусства «100 лучших фильмов» и на втором месте списка «100 лучших триллеров». А сама акула – на 18-м месте в списке «100 главных кинозлодеев». В общем, теперь Спилбергу безработица не грозит.

В мировом прокате этот фильм собрал огромные для тех лет деньги, около 470 миллионов долларов. Собственно «Челюсти» стали первым в мире блокбастером – сам этот термин появился именно после выхода фильма. На сегодняшний день бюджеты блокбастеров уходят за сотни миллионов долларов, а в мировом прокате снимают миллиардную кассу. В общем, «Челюсти» открыли новую страницу истории кино – кинематограф превратился в очень крупный бизнес.

Конечно, если смотреть «Челюсти» в наши дни, то некоторые моменты кажутся наивными. Иногда видно, что акула не настоящая. Но фильм держит в большом напряжении, хотя и кажется затянутым. Всё-таки в те годы динамика была совсем иная. Это сейчас нам за одну минуту показывают кучу персонажей, сцен и мест действия, и мы должны успеть всё осмыслить.

Наряду со «Звёздными войнами» фильм «Челюсти» сыграл решающую роль в создании современной бизнес-модели Голливуда, которая вращается вокруг высоких кассовых сборов. Обычно триллеры и приключенческие кинокартины выходят летом, сразу в тысячах кинотеатров, и поддерживаются масштабной рекламой, что приносит максимальный доход.

Так что когда в наши дни выходит очередной громкий боевик и реклама несётся изо всех щелей, знайте, что всё началось с «Челюстей».

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №15, апрель 2020 года