Куда едешь, солдатик?
10.06.2020 16:15
Вперёд, на запад!

Куда едешьЭтот случай произошёл, когда я отслужил в армии без малого год. По окончании учебки попал в небольшую артиллерийскую часть в городе Чебаркуле на Южном Урале. Мы занималась охраной и обслуживанием техники, стоявшей на хранении в ангарах, но солдат было мало, поэтому срочникам не давали отпуска.

Меня по гражданской специальности взяли компьютерщиком в штаб. Компьютер, тогда ещё редкое явление в армии, был всего один на часть, поэтому мне частенько приходилось засиживаться в штабе и после отбоя.

Работа нетрудная, но угнетала невозможность повидаться с родными. Я скучал по дому, родителям, друзьям и любимой девушке. Она, узнав, что мои побывки исключены, тоже приуныла. Её письма, первое время такие частые и горячие, приходили всё реже, содержание становилось всё скучнее. А до дома двое суток езды по железной дороге. Поэтому я решил добиться отпуска во что бы то ни стало.

Первым делом нашёл в кармане бумажную иконку Николая Чудотворца – материнское благословение. Как умел, начал молиться, прося святого отправить меня домой. Потом у меня созрел план.

Я стал осторожно намекать начальнику штаба, что работы очень много и нам просто необходим ещё один компьютер.

– И кто на нём будет работать? – ухмыльнулся офицер. – Ты, что ли? Одной рукой здесь, другой там?
– Товарищ подполковник, я тут бойца одного нашёл толкового, можно его обучить.
– Ну, допустим. А где ты возьмёшь другой компьютер?
– Не знаю, товарищ подполковник, – пожал я плечами. – Дома-то у меня есть, да вот как его привезти?

Подготовив почву, однажды выложил своё предложение начальству: меня отпускают домой на неделю, а я привожу в часть свой комп. «Всё равно до дембеля он устареет», – утешал себя. Подполковник был озадачен, но обещал подумать.

На другой день начштаба сообщил свою волю:
– Сушков, могу тебя отпустить, но дорогу мы не оплатим. Если найдёшь средства, поезжай.
– Деньги на дорогу есть, – уверенно соврал я. – Разрешите собираться, товарищ подполковник?
– Разрешаю, – усмехнулся начальник.

Собрался я быстро. Кинул в вещмешок банку тушёнки, письма из дома и мыльно-рыльные принадлежности. Денег не было. Всё, что удалось занять у сослуживцев, – 300 рублей. Этого не хватало даже на полдороги. Но мечта уже почти материализовалась, и проблема с ресурсами не могла меня остановить.

Конкретного плана я не имел, поэтому решил импровизировать. Первым делом доехал на электричке до Миасса. Пусть всего пять остановок, но это чуть-чуть приблизило меня к заветной цели. На вокзале изучил расписание поездов, следующих в моём направлении, и выбрал тот, что следовал в Уфу.

Не знаю, кто меня надоумил – наверное, Николай Чудотворец, которому я молился. Подошёл к вокзальному милиционеру и доложил:
– Товарищ сержант! Еду домой в Нижегородскую область, все документы есть, но воинские требования на билеты не выдали. Посадите меня на поезд, ради бога!

Как ни странно, молодой сержант проникся моей проблемой, и мы направились к начальнику состава. Тот немного поколебался, но погоны моего случайного союзника сделали своё дело, меня взяли до Уфы.

В столицу Башкирии поезд прибыл ранним утром. Первым делом я сбегал на вокзал и узнал расписание. Потом на платформе подошёл к группе людей в железнодорожной форме.

– Разрешите обратиться, товарищи! Еду в отпуск, документы в порядке, но нет денег на билеты. Подвезите куда сможете.

Среди мужчин оказался начальник поезда на Самару, грузный мужчина восточной внешности и с добрыми глазами. Ему, видимо, понравились мой бравый вид и учтивое обращение, но для пущей строгости он велел показать отпускное удостоверение.
Начальник поместил меня в отдельном купе штабного вагона. Я завалился спать, а когда проснулся, на пороге стоял мой благодетель с тарелкой дымящегося плова и чаем. Я был растроган.

В Самаре меня ждала неприятность: поезда в нужном направлении следовали только на следующий день, а время-то шло! Да и не только во времени дело. Сила, влекшая меня домой, нарастала с каждым километром, не давала усидеть на месте. Недолго думая сел в пригородный поезд до Сызрани. Я был согласен даже на товарняк, если бы тот подвернулся. В голове стучало только одно: вперёд, на запад!

Вагон электрички оказался полон – выходной, люди ехали на дачи. Напротив меня сидели две подвыпившие подруги и строили глазки.

– Солдатик, а солдатик, куда едешь?
– Домой.
– Поехали с нами? – предложили барышни. – У нас дача большая, развлечёмся по полной. А домой всегда успеешь.
– Нет уж, спасибо.

В Сызрани я пробыл до позднего вечера в ожидании поезда на Рузаевку. Пока бродил по привокзальной территории, ко мне присоединился молоденький милиционер – как оказалось, сам только из армии. Он дежурил на вокзале и явно скучал, а я оказался подходящей компанией, мы мило проболтали весь вечер.

Милиционер попался какой-то чудной, таких я ещё не встречал. Он постоянно травил байки и проводил со мной психологические тесты, где надо было представить и описать какую-нибудь лошадь или куб с лестницей. Страж порядка проявил истинное гостеприимство: поймал какого-то мальчишку из вокзальной шантрапы и заставил его купить для меня беляш и кофе. Вечером милиционер посадил меня на поезд. Мы расстались друзьями.

В Рузаевке я уже почувствовал себя увереннее. Смело зашагал к штабному вагону, доложил начальнику поезда. Посадили. Следующая станция – Арзамас. Господи, я почти дома!

Последний этап пути – Арзамас – Дивеево. Триста рублей лежали в кармане нетронутыми, но я борзо протопал мимо кассы прямо в автобус. Конечно, это была чистая наглость с моей стороны, но мне так хотелось, чтобы эта дорога была чудом от начала до конца!

Когда водитель потребовал с солдата за проезд, возмутился весь автобус:
– Провези парня бесплатно, жалко тебе, что ли? – кричали на бедного мужика из салона.

Водила смутился и отступил. Я сел на место с победным видом.

Мой приезд домой стал полным сюрпризом для всех. Правда, мама испугалась, подумав, что я дезертировал из части. Девушка была счастлива, хотя потом всё равно не дождалась меня, но это уже совсем другая история.

А ещё я понял, что вера в достижение цели способна помочь преодолеть любые преграды и расстояния. Таким свойством обладает волшебная пора молодости.

С годами мы обрели жизненный опыт и какую-никакую мудрость. Но веры в то, что невозможное возможно, увы, часто не хватает, а ведь она порой нам ой как необходима.

Павел СУШКОВ,
с. Дивеево, Нижегородская область
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №20, июнь 2020 года