Трижды казачка Советского Союза
01.07.2020 18:12
Трижды казачкаУ Клары Лучко необычная актёрская судьба. Пожалуй, не было в нашей стране другой актрисы, которая бы испытала такой триумф зрительского признания и в начале, и в конце творческого пути. Роль Даши Шелест в фильме «Кубанские казаки» принесла Лучко всенародную славу. И ровно через три десятилетия, когда другие исполнительницы обычно довольствуются эпизодическими ролями матерей и бабушек, Клара Степановна с блеском сыграла Клавдию в многосерийном фильме «Цыган», ставшем поистине всенародно любимым.

Ей надлежит играть тургеневских героинь

Клара Лучко родилась в 1925 году в деревне на Полтавщине, в семье ответственных советских работников. Отец возглавлял совхоз, а мама руководила колхозом в соседнем районе. Воспитанием дочери им заниматься было некогда, Клару растила сестра матери, тетя Килина (это вариант имени Акулина), своей семьи не имевшая.

Где-то в классе шестом-седьмом Клара решила, что очень похожа на знаменитую артистку Тамару Макарову. Чтобы побольше походить на кумира, накручивала кудряшки гвоздём, раскалённым на электроплитке. Так что в старших классах желание пойти учиться на артистку было вполне осознанным.

Но в 1941 году началась война. Отец ушёл на фронт, а семью отправили в эвакуацию в казахстанский город Джамбул. И неожиданно в далёком тылу девушка оказалась намного ближе к своей мечте, чем на Украине. Оказывается, институт кинематографии эвакуировался в столицу Казахстана Алма-Ату и в 1943 году объявил набор на актёрский курс Сергея Герасимова.

экзамены для будущей звезды прошли несколько необычно. Растерявшись, она не смогла прочесть обязательный набор произведений, но её выручил возглавлявший приёмную комиссию знаменитый педагог Бибиков. Он попросил Клару сыграть этюд «с тонущей подругой», с чем она справилась так убедительно, что была сразу же зачислена на первый курс.

Спустя год институт возвратился из эвакуации в Москву. Студентам было предложено добираться до столицы самостоятельно. Для Клары путешествие в Москву прошло не без приключений. Поезда тогда ходили не по расписанию. В Джамбуле было объявлено, что состав задерживается на сутки. Клара решила воспользоваться случаем и навестить родных. Но когда на следующий день приехала на вокзал, поезда не было – ушёл ещё вечером. А вместе с ним чемодан и все документы. С большим трудом ей удалось нелегально пробраться в вагон другого состава и пристроиться в купе сердобольных пассажиров.

А потом были годы учёбы со всеми полагающимися трудностями: грязное и вымерзавшее зимой общежитие, грошовая стипендия и постоянный голод… И в итоге диплом, в котором рукой самого Сергея Герасимова написано: «Лучко – тургеневская героиня, ей надлежит играть лирические классические роли».

Но самой ей хотелось играть характерные роли, а лирических героинь в её послужном списке окажется в итоге не столь уж много. Творческой манере Клары Лучко были ближе роли характерные, судьбы необычные и сложные.

Я пропал!

«Кубанских казаков», эту киносказку о счастливой жизни деревни в послевоенное время, посмотрел, пожалуй, весь Советский Союз. Песни Дунаевского из кинофильма распевали на каждом углу.

Клара Лучко сыграла в картине Героя соцтруда Дашу Шелест и сразу стала знаменитой, получила Сталинскую премию. Её приглашают в свои фильмы самые маститые режиссёры – Всеволод Пудовкин, Иосиф Хейфиц, Леонид Луков, Ян Фрид…

С делегацией кинематографистов, представлявшей на Каннском кинофестивале фильм «Большая семья», Клара Лучко впервые выехала за границу. Здесь с ней произошёл довольно курьёзный случай. На одной из улиц Канн толпа любителей автографов лавиной двинулась на актрису, и она, отступая назад, наткнулась на витрину ресторана. И эту витрину выдавила – стекло вывалилось.

Клара ужасно испугалась. Чем расплачиваться? Грошовыми суточными, которые скуповатая родина выдала актёрам? Появился хозяин ресторана. Но он почему-то улыбался. И тут Лучко всё поняла. Вокруг полно фоторепортёров и кинооператоров. Всё случившееся они снимали на плёнку, а значит, скоро тысячи зрителей увидят вывеску ресторана. Хозяин поблагодарил актрису за рекламу.

…Как и все девушки в её возрасте, Клара Лучко мечтала о настоящей любви. В те времена нравственное воспитание строилось совсем на иных основах, и даже обычный поцелуй считался серьёзным событием в отношениях между мужчиной и женщиной.

Клара Степановна смеясь вспоминала, как первый поцелуй у неё случился на сцене: «Вспоминаю время, когда я пришла совсем молодой, неопытной актрисой из института в театр, там мне дали какую-то роль. Я должна была любить, кажется, какого-то агронома. Я чего-то делаю, потом поворачиваюсь, а тут – он. Целует меня! Представьте, агроном приближается, а я думаю: какой ужас! Даже представить не могла, что он до меня дотронется. Хотя я – на сцене совсем не я, а какая-то доярка».

Своего первого супруга Клара Лучко встретила на съёмках «Кубанских казаков». Однажды ещё во время застольных репетиций в гримёрку вошёл актёр Сергей Лукьянов. Он исполнял в фильме главную роль председателя колхоза Гордея Ворона. Увидев Клару Лучко, воскликнул: «Я пропал!» – и, развернувшись, ушёл.

Это была любовь с первого взгляда. После выхода картины на экран Клара и Сергей Владимирович поженились. Через год родилась дочка Оксана. А фраза, произнесённая тогда в гримёрной, облетела всю Москву.

Вспоминает Оксана Лукьянова: «Такой огромной любви, как у папы к маме, я никогда в жизни больше не видела. Они, как вечные молодожёны, тайком от меня по комнатам целовались, я не раз заставала их врасплох. Даже когда мама просто ходила по квартире, папа всё время провожал её взглядом. Однажды она вернулась с кинофестиваля из Франции и рассказала, что ей не хватило денег купить последний писк моды – сандалии на высокой пробковой танкетке с замшевыми ремешками, высоко оплетающими ногу. «Нарисовать сможешь?» – спросил папа. Мама совершенно не умела рисовать, но кое-как изобразила что-то, очень схематично. В итоге папа сам сделал маме такие сандалии: основу вырезал из пробки, а розовые замшевые ремни ему помогли сшить в костюмерном цехе театра. Ради мамы папа мог сделать что угодно».

Пырьев в кустах

Конечно, у такой любви имелась и обратная сторона: Лукьянов очень ревновал Клару, у него даже прозвище было – Бешеный. Однажды какой-то чиновник на праздновании Нового года в Вахтанговском театре сказал Лучко нечто двусмысленное. Лукьянов это услышал, схватил наглеца за шиворот и ремень, с лёгкостью оторвал от пола и смёл им всё, что было на столе.

Примерно то же самое актёр проделал с Иваном Пырьевым на съёмках «Кубанских казаков». Когда Сергей Владимирович заметил, что режиссёр оказывает его будущей жене преувеличенные знаки внимания, схватил Пырьева и закинул его в кусты. Силища у Лукьянова была невероятная. Конечно, после такой выходки Иван Александрович хотел снять Лукьянова с роли, но Марина Ладынина отстояла своего партнёра.

В 1955 году в Ялте режиссёр Ян Фрид снимал фильм по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь». Клара Лучко играла в картине целых три роли – близнецов Виолу и Себастьяна и юношу Цезарио, в которого переодевается Виола. Для Лукьянова роли в картине не было, но он всё равно отправился в экспедицию вместе с супругой. Сам придумал для себя роль и уговорил Фрида внести её в сценарий.

Лучко нужно было ездить на лошади. Ездить она не умела, пришлось пригласить тренера. Спустя непродолжительное время актриса уже довольно хорошо освоила езду. Однажды снимали проезд Виолы верхом. Лучко прекрасно держалась в седле, накануне уже скакала на коне, и всё прошло хорошо. Но тот конь режиссёра чем-то не устроил, и привели нового – вороного жеребца. Было видно, что рысак очень возбуждён – глаз бешеный, пена на губах. Актриса вскочила на жеребца, натянула поводья, а тот встал в свечку, потом начал кружиться на месте. Конь явно был неуправляем. Тогда Лучко в отчаянии закричала: «Серёжа, Серёжа!» Лукьянова в тот момент не было рядом, но, услышав крик жены, он кинулся на площадку. Тут конь сорвался с места и понёс Клару по горной дороге. Это могло закончиться трагически, но Лукьянов вскочил на свободную лошадь и помчался вслед за супругой… И догнал! Схватил взбесившегося жеребца за узду и удержал его на полном скаку.

Внезапная смерть Лукьянова в возрасте всего 54 года стала для Клары Лучко страшным ударом. Она даже надолго слегла в клинику. Оправиться помогла только работа, новые роли.

Но к семейной трагедии прибавилась неопределённость в актёрских делах. Кларе Лучко пришлось пережить переход на возрастные роли, для многих актрис такой период становится роковым. Некогда популярную артистку стали реже приглашать на съёмки. Но Лучко не отчаивалась. Она по-прежнему продолжала работу в Театре киноактёра, откликалась на любые предложения в кино. Лучко считала, что актёрская профессия требует постоянного действия, чтобы оставаться в творческой форме и быть готовой к главной роли в жизни.

Постепенно Клара Лучко вернула утраченные позиции в кинематографе. В 70-е годы с успехом снялась в комедиях «Опекун», «Дача», исторической драме «Гнев», биографической ленте «Ференц Лист» и других картинах. Кинематограф заново открывал зрителям актрису, представавшую зрелым мастером, которому есть что сказать зрителям.

Простыни как холодное оружие

Новый виток популярности Кларе Лучко принесло участие в телесериале режиссёра Александра Бланка «Цыган» по одноимённому роману Анатолия Калинина. Когда решался вопрос главной героини, автор твёрдо заявил: «Хочу, чтобы Клавдию играла Лучко». До этого Калинин видел актрису в Театре киноактёра в спектакле по его книге «Суровое поле», и она ему очень понравилась. Правда, по сценарию главной героине сорок лет, а Лучко уже перевалило за полтинник, но это не смутило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-либо из зрителей догадывался о её возрасте.

Но сериал мог бы и не появиться, если бы не Клара Лучко. Картину не запускали в производство чуть ли не десять лет. Однако когда Клара Степановна пошла на приём к Сергею Лапину, могущественный председатель Гостелерадио решил вопрос начала съёмок за пять минут.

На главную мужскую роль цыгана Будулая пробовались многие актёры. Среди претендентов был даже знаменитый Армен Джигарханян. Но Джигарханян не смог приехать на пробы, а остальные категорически не подходили. И тогда Клара Лучко вспомнила о молдавском актёре Михае Волонтире, с которым снималась в 1977 году в драме «Корень жизни».

Едва выйдя на экраны, сериал мгновенно стал необыкновенно популярным. На Клару Лучко, как и во времена «Кубанских казаков», обрушилась лавина писем. Она вспоминала: «Зрительницы рассказывали мне, а вернее моей героине, что у них не сложилась жизнь, что, увидев судьбу Клавдии, поняли – они где-то были не правы, что нужно быть мудрее, ждать, верить, а они нетерпеливы. Наверное, фильм стоило делать хотя бы потому, что он заставлял людей задуматься о своей жизни».

Играть казачку Кларе Лучко было нетрудно. По рождению Лучко запорожская казачка, её род ведёт происхождение с Полтавщины. А когда актриса сыграла Дашу Шелест в «Кубанских казаках», её автоматически причислили ещё и к ним. После фильма «Цыган» актрису признали донской казачкой. Поклонники так и назвали Клару Степановну – трижды казачка. По всей России казаки оказывали ей почёт и уважение, а в знак принадлежности к этому сословию одарили народную любимицу шашкой.

На съёмочной площадке «Цыгана» случайно родилась сцена, ставшая одним их самых ярких эпизодов сериала. По сценарию ссора Клавдии и Катьки-Аэропорт ограничивалась обычной перебранкой женщин. Но актрисы, Клара Лучко и Нина Русланова, почувствовали, что чего-то не хватает. И тогда они придумали драку мокрым бельём. И стали хлестать друг друга тяжёлыми и жёсткими мокрыми простынями. На телах обеих женщин потом долго не заживали синяки и рубцы.

Спустя шесть лет на экраны вышло продолжение сериала – «Возвращение Будулая», имевшее не меньший успех, чем его первая часть.

Умение красиво стареть

Спустя пять лет после смерти первого мужа Клара Лучко встретила журналиста Дмитрия Мамлеева. Влюбившись, актриса словно помолодела. Их брак продлился 37 лет, и жили они замечательно, душа в душу. Это была другая любовь, не похожая на ту, что Лучко пережила с Лукьяновым. В отношениях с актёром было много бурных эмоций. А Дмитрий Фёдорович стал для Клары Степановны другом, и счастье их было спокойное, тихое.

Очень изменился и круг общения: раньше приходили шумные актёрские компании, а теперь их сменили интеллектуальные – Мамлеев дружил с писателем Чингизом Айтматовым, поэтом Расулом Гамзатовым.

Когда приёмная дочь Оксана родила сына, Дмитрий Фёдорович полюбил его как родного.

Клара Лучко активно снималась в кино до середины 90-х годов. Затем она отошла от кинематографа, но по-прежнему оставалась на виду. Всех поражало умение Клары Степановны красиво стареть. Она словно не чувствовала своего возраста, оставаясь очаровательной и в семьдесят, и в семьдесят пять лет. Внезапная смерть актрисы на пороге восьмидесятилетия стала для всех шоком.

Клара Лучко ненавидела что-либо просить, никогда в жизни ничего не попросила для себя, но другим никогда не отказывала. Ещё когда работала в Театре киноактёра, вдвоем с Зинаидой Кириенко обивала пороги чиновников, «работая лицом», чтобы выбить кому-то квартиру, кому-то – место в хорошей больнице, телефон, звание, путёвку… Делала добро очень легко и естественно и никогда об этом не рассказывала. Многие помнят, как Клара Степановна помогла своему партнёру Михаю Волонтиру. Тогда с помощью Лучко и телевидения удалось собрать большую сумму ему на лечение, что спасло и продлило жизнь бедствовавшему актёру.

Удивительно точно и ёмко сказал о Кларе Лучко Эльдар Рязанов, друживший с актрисой в последние годы её жизни: «Она была весёлой, простой, озорной, с безупречным чувством юмора, потрясающей самоиронией, лёгкой на подъём, заводной, готовой к розыгрышам, удивительно молодой, короче, замечательной подругой. Она никогда не появлялась без шляпки – их у неё было великое множество. И эта её любовь к головным уборам была постоянной темой нашего подтрунивания над ней».

1 июля исполняется 95 лет со дня рождения Клары Степановны Лучко. Её нет с нами уже 15 лет.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №23, июнь 2020 года