Елизавета Никищихина. «Смешная тётка»
23.07.2020 00:00
Елизавета«Высокие, высокие отношения!» – эта фраза из фильма «Покровские ворота» давно стала крылатой. Её с придыханием произносила экзальтированная окололитературная дама, жена поэта Орловича, которую блестяще сыграла Елизавета Никищихина. Эта фраза, да и сама крошечная, но ярко сыгранная роль давно уже стали своего рода визитной карточкой актрисы.

Не искала мужа-режиссёра

Никищихина, обладавшая мощным драматическим талантом, в отечественном кинематографе проходила по разряду комедийных и характерных актрис. Серьёзных ролей для неё не нашлось – чиновники от кино считали, что достаточно одной Инны Чуриковой, актрисы с внешностью клоунессы и темпераментом трагической героини. Да и второго Глеба Панфилова, готового продвигать уникальную индивидуальность Никищихиной, увы, не оказалось, а сама Елизавета Сергеевна была слишком искренним человеком, чтобы потребительски искать себе мужа-режиссёра.

Хотя у Никищихиной в кино свыше семидесяти ролей, её карьеру едва ли можно назвать удачной, хотя по масштабу дарования актрису можно сравнить с Фаиной Раневской и Риной Зелёной, которым, к сожалению, тоже не удалось полностью реализоваться. Никищихина играла странноватых, эксцентричных особ, чаще всего добрых, но не понятых окружающими. Это почти всегда были только эпизоды, порой вовсе бессловесные. Но актриса удивительным образом за считаные минуты присутствия на экране умела показать человеческий характер, раскрыть судьбу. Она обладала индивидуальностью, соединившей способность к самой острой характерности с трепетным лиризмом.

Защитник Высоцкий

Родилась Лиза в простой русской семье перед самой войной, в мае 41-го. Позже у неё появился брат Евгений. Из эвакуации Никищихины снова возвратились в Москву. К счастью, отец вернулся с фронта живым и здоровым.

В 1948 Сергея Никищихина вновь послали в Германию, восстанавливать разрушенное хозяйство. Он мог взять с собою семью и взял – всех, кроме семилетней дочери. Девочку на шесть лет оставили у бабушки в Ярославле. Маленькая Лиза была уверена: родители просто нашли предлог, чтобы избавиться от неё. Похоже, Лизино желание стать актрисой стало местью семье за годы невнимания к ней.

Когда Елизавете исполнилось шестнадцать, она объявила родителям, что худрук драматического театра имени Станиславского, прославленный мхатовец Михаил Яншин взял её, ещё школьницу, в актёрскую студию при театре. Актриса вспоминала: «Отец ужасно возмутился и категорически запретил идти в театральный. Долго кричал о моей невзрачной внешности, а потом предупредил: «Уйдёшь в артистки – выгоню из дома. Выбирай: или семья, или театр!» Тогда, в декабре 1957-го, она, не раздумывая, сказала: «Выбираю театр!» – и в ответ получила от отца пощёчину.

Соседями Никищихиных по коммуналке была семья знаменитого эстрадного чтеца Сурена Кочаряна. В момент семейной сцены между Никищихиными сын артиста Лёва вышел в коридор покурить в компании товарищей – молодых Владимира Высоцкого и Андрея Тарковского. Они и защитили девушку от разъярённого родителя.

А потом ребята взяли её с собой на дачу. На ёлке, у которой играли дети, было весело и пахло пирогами. Лиза утешилась и, встретив Новый год, укрепилась в своём решении: пошла в театр, а вскоре сняла комнату. Спустя полгода отец примирился с её решением и вернул начинающую артистку домой.

Пророчество Евгения Леонова

Ещё на прослушивании Никищихину консультировал молодой, тогда никому ещё не известный Евгений Леонов. Вначале он вместе с членами комиссии хохотал, когда Лиза, обливаясь слезами, декламировала симоновское «Жди меня, и я вернусь» – уж очень не соответствовала внешность абитуриентки лирическому тексту. А потом предупредил, поскольку её и в театр брали как комическую и гротесковую актрису:
– Вы, конечно, пройдёте. Только я вам советую серьёзно подумать. Учтите, у вас будет очень трудная судьба.

Уже с 1958 года Лиза выступила на сцене Московского театра имени Станиславского, в основном в острохарактерных, а потом и трагических ролях. В 1961 году, когда Елизавете исполнилось всего двадцать лет, режиссёр Борис Львов-Анохин доверил ей сыграть Антигону в одноимённом спектакле по Жану Аную – сложнейший трагический персонаж, символ женской стойкости и бескомпромиссности.

Назначение Никищихиной на роль Антигоны многим показалось невозможным, странным. Античная героиня – и угловатая, резкая актриса, до этого игравшая только небольшие характерные роли! А режиссёру нужна была именно Никищихина, и никто другой. И молодая актриса прекрасно справилась – сыграла в паре с Евгением Леоновым. Дуэт получился блистательный.

Никищихина играла Антигону босой, она покоряла необычной пластикой танцовщицы-босоножки, поднималась на полупальцы – даже балерина Галина Уланова отметила тогда выразительность её движений и жестов.

В роли Антигоны Никищихина соединила исступление и грацию, ярость и нежность, вдохновенную отрешённость и абсолютную узнаваемость обыкновенной, но неистово упрямой девчонки.

Сыграв главную роль в «Антигоне», на которую ломилась вся Москва, двадцатилетняя Лиза стала восприниматься театралами как актриса с очень широким творческим и жанровым потенциалом. «Антигона» стала «бомбой», взорвавшей театральную жизнь Москвы. Случалось, в дни спектакля конная милиция едва сдерживала толпу на подступах к театру, на улице Горького образовывались редкие в те времена пробки. Все афишные тумбы были обклеены портретами Никищихиной, где она сидела в чёрном глухом платье, распустив свои дивные светлые волосы. В исполнительницу главной роли публика влюбилась сразу. Коллеги же, как водится, отнеслись по-разному.

«Лизе многие завидовали, – считает актриса Майя Менглет. – Говорили, неопытная, мол, да некрасивая. Но иная красавица на сцене выглядит как кувалда, а Лиза, играя, расцветала, становилась недосягаемой. И за успех свой, кстати сказать, она заплатила полной мерой – на мой взгляд, это как раз тот случай, когда роль оказала воздействие и на характер, и на жизнь актрисы: после такого взлёта найти достойную роль было трудно, планка оказалась чересчур высокой. Лиза немало из-за этого пострадала, оказываясь в вынужденных простоях».

Её друзья и коллеги позже писали, что для Никищихиной театр был светской формой религии. Не раз, особенно незадолго до смерти, она отказывалась от ролей по принципиальным соображениям. Не признавала «депрессивной» драматургии, ибо полагала, что люди приходят в театр за положительными эмоциями.

Подружка главных героинь

В кино Лиза Никищихина начала сниматься довольно рано, в двадцать лет. Первой её значительной работой была роль экстравагантной парикмахерши в фильме «Командировка»: осуждающая «кобеля» Пашку, девушка как бы ненароком пришлёпывает к его лицу горячую салфетку.

Снималась Никищихина много, но столь значительных ролей, как в театре, у неё не было. Кинорежиссёры в основном использовали типаж актрисы – её чудаковатость, улыбчивость, скороговорку. А играла она только подружек главных героинь, каких-то смешных тёток, взбалмошных мамаш и соседок. И ни разу не сыграла первую роль.

Из-за неправильного лица, способного в любую минуту сморщиться в забавную гримасу, Никищихину чаще всего приглашали в комедии. Сыграла она и во множестве детских картин, включая «Приключения Электроника», «Шла собака по роялю», «Там, на неведомых дорожках», «Пеппи Длинный чулок».

Изредка случались съёмки и в экранизациях классики – так, Никищихина сыграла жену Собакевича в «Мёртвых душах» и невесту в «Скверном анекдоте» по мотивам произведений Достоевского. Но это были редкие исключения.

Бурная личная жизнь

Впервые Лиза влюбилась вскоре после прихода в театр. Её избранником стал красавец-виолончелист Алексей Познанский, сын известного композитора и певицы. У них был очень бурный роман, дело шло к браку. Но в 1960 году Лёшу призвали в армию. Из сибирской танковой дивизии он вернулся инвалидом со сломанным позвоночником. Всю жизнь Алексею предстояло провести в инвалидной коляске.

Всё свободное от театра время Елизавета посвящала уходу за женихом и забеременела от него как раз в тот момент, когда ей дали долгожданную главную роль… Никищихина выбрала театр и тайно сделала аборт. Жених простить этого не смог, они расстались. Так актриса заплатила за свою первую славу, которая, увы, быстро прошла. В театр пришёл новый режиссёр и снял спектакль с репертуара.

Первым официальным мужем Никищининой стал музыкальный критик Анатолий Агамиров. Они познакомились на съёмках фильма «Расскажи мне о себе», на котором работала хореографом мать Анатолия. В начале 70-х их брак распался и Никищихина вышла за питерского психиатра Эдуарда Лейбова, родила дочь Катю. Но и этот союз просуществовал всего три года.

«Я всегда входила в самую рискованную ситуацию естественно, – вполне буднично, не рисуясь, говорила Елизавета Сергеевна. – Это не было преодолением себя. Допустим, в 1975 году отец моей тогда двухлетней дочери по соображениям отнюдь не материального порядка эмигрировал в Америку. Могла ли я его задержать? Ведь я оставалась в трудной ситуации. Да, могла, но не задержала». А уезжать вместе с мужем Никищихина не захотела – русскоязычной актрисе за границей нечего было делать.

«Ты же обещала не пить!»

Через 15 лет после Антигоны Никищихина сыграла другую, может быть, главную роль в своей театральной жизни. Молодой режиссёр Анатолий Васильев пригласил её в своей первый спектакль в театре Станиславского, «Васса Железнова» по Горькому. Маленькая, худая, совсем ещё не старая женщина с железной волей, но и с человеческими слабостями и материнской болью была не похожа на традиционные представления об этом образе.

«Васса Железнова» раскрыла во всей мощи трагический талант Никищихиной, до этого сыгравшей множество характерных и мелодраматических ролей.

В театре она больше никогда не получила ролей, равных по масштабу Антигоне и Вассе, хотя играла в 60–70-е очень много. А когда в качестве главного режиссёра на место Львова-Анохина пришёл Александр Товстоногов, роли кончились совсем. Он не любил Никищихину, считал её плохой артисткой, мыльным пузырём и не давал играть вообще. В качестве лекарства от несчастий Никищихина выбрала водку.

После долгих просьб ей дали три крошечных эпизода в спектаклях, ими актриса жила много лет. Елизавета начала попивать, делая это тайком от мужа. Маленькая дочка всё видела и сильно переживала. Однажды Катя сидела на спектакле в зале и увидела, как мама на сцене откупорила бутылку шампанского. На весь зал Катя закричала: «Мама, ты же обещала не пить!»

Следующий брак актрисы тоже не был слишком счастливым. Её новым мужем стал писатель Евгений Козловский, публиковавшийся на Западе и имевший неприятности с КГБ. В их квартире прошло три обыска – вещи, вплоть до детских книг, трижды вывозились. Когда Козловского посадили, Никищихину стали таскать на допросы на Лубянку, но, слава богу, обошлось.

В 90-е Козловский стал видным компьютерным специалистом. Впрочем, союз Елизаветы Никищихиной и Евгения Козловского распался задолго до этого: он пытался вытащить её из пьянства, но безуспешно.

После того как театр Станиславского покинул Анатолий Васильев, работы в театре было мало. Васильев хотел взять Никищихину на Таганку, но в самом фрондёрском театре страны ему сказали, что не могут позволить себе такой роскоши – принять в труппу жену диссидента.

Трагические девяностые

Катя всё больше и больше отдалялась от матери, не хотела её понимать. Она уже не верила, что та вылечится. Когда Катя вышла замуж и у неё родился сын, Елизавета Сергеевна очень привязалась к внуку. Но пить не перестала. Так что в итоге дочь разменяла квартиру, и они разъехались навсегда.

На тот момент Никищихиной было уже за пятьдесят, и она оформила пенсию, которой хватало лишь на то, чтобы едва сводить концы с концами. Иногда в доме даже нечего было есть: Елизавета Сергеевна признавалась, что весит всего 42 килограмма.

Коллеги по театру ещё раз попытались вылечить актрису, устроить её в наркологическую клинику, но врачи сказали, что уже поздно: Никищихина превратилась в хронического алкоголика. К тому же только спиртное спасало Елизавету Сергеевну от мысли о самоубийстве. И ещё те крошечные роли, что ей из жалости давали в театре, закрывая глаза на то, что она приходила в театр нетрезвой. У неё даже была роль пьяной в пьесе Горького «На дне»…

«Думаю, основная проблема Елизаветы состояла в её одиночестве, – рассказывает актёр театра Станиславского Владимир Коренев. – Даже когда у неё были ребёнок и муж, она всё равно оставалась одинока».

За год до смерти с актрисой случилось несчастье – на неё напал грабитель, стал душить. Елизавете Сергеевне вовремя пришли на помощь, но дыхательные пути были повреждены. Она стала задыхаться и часто оказывалась в больнице с приступами астмы. Никищихиной запретили есть твёрдую пищу, но и это не спасло её от нелепой гибели. В октябре 1997 года её нашли мёртвой. Экспертиза показала, что актриса подавилась кусочком яблока.

Трагическая судьба Антигоны, которую играла Елизавета Никищихина, перешла отчасти на её собственную человеческую судьбу. В жизни она дорого платила за свет, который излучала на сцене и экране. Все её героини были живыми людьми и запомнились зрителям навсегда. Что их объединяет – это неповторимый голос и неподражаемая индивидуальность актрисы Елизаветы Никищихиной.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №05, 2013 года