Все они в учительском раю
10.08.2020 16:07
У меня собралась коллекция «синих чулков»

Все они в учительском раюОт редакции. Людмила Михайловна уже много лет не может простить школьного педагога Тамару Петровну, которая её обижала («Ненавижу учителей», №23–25). Более того, автор письма в принципе ко всем преподавателям относится с недоверием и презрением, называет их «насекомыми».

Тамара Петровна требовала знаний

Меня поразило это письмо. Столько лет прошло после окончания школы, женщине уже 59, а она до сих пор яростно ненавидит учителя. Зачем же так долго лелеять в душе негативные чувства?

Возможно, Тамара Петровна не очень хороший педагог, поверю автору. Но и Люда была конфликтной ученицей, это видно из письма. Она требовала к себе особого отношения: другие учителя «дарили тройки», а Тамара Петровна требовала знаний. Я так понимаю, обе стороны находились в состоянии войны. Но всё это осталось в прошлом, девочка должна поумнеть, повзрослеть и отпустить эту обиду.

А Людмила Михайловна выбрала ненависть, да ещё ко всем учителям: «Хочется, чтобы эти «насекомые» непременно узнали, какое о них мнение у родителей и учеников». Эти слова характеризуют автора письма не с лучшей стороны. Она так и осталась озлобленным, конфликтным подростком, не желающим взрослеть.

Мою племянницу учительница географии заставила выучить учебник наизусть, потому что решался вопрос золотой медали. Девочка выучила, но педагог заявила, что «знания механические», и всё равно поставила «четвёрку». Поиздевалась, бывает.

Да, племянница получила не золотую, а серебряную медаль, зато выиграла все олимпиады и всё равно поступила туда, куда планировала, окончила институт с красным дипломом, занимает высокую должность. О злой учительнице и не вспоминает, зато помнит: в её жизни были замечательные педагоги – например, А.Б., который так блестяще объяснял математику, что она первые два курса в институте отдыхала – всё это ещё в школе изучили. А.Б. она уважает, говорит о нём с теплотой.

Может быть, и Людмиле Михайловне нужно вспомнить хороших учителей, благодаря которым она чего-то добилась в жизни? Нужно уметь очищать душу и сердце от обид.

Из письма Н.,
Москва

Прямо какой-то маньяк-педагогоненавистник

Письмо меня удивило. Это же надо – до седых волос помнить проделки учительницы и кричать, что ненавидит всех педагогов, ещё и внучке передаёт свою ненависть. Прямо какой-то маньяк-педагогоненавистник эта Людмила Михайловна, честное слово.

Нет, конечно, все в школе получили негативный опыт, у меня в памяти вообще осталась коллекция «синих чулков».

Большинство моих учительниц были уже пожилыми. Они окончили школу в годы войны и учились в Ленинградском педагогическом институте, который эвакуировали к нам на Урал. После вуза далеко не все смогли найти свою любовь и устроить личную жизнь, многие остались старыми девами, не познали материнства. Представляете, как они к нам относились, к шумной и порой дерзкой молодёжи? Но всё-таки у каждой из них была своя изюминка, и я на них не обижаюсь, мне их немного жаль.

Мы окончили школу и пошли дальше – в страну институтского авантюризма и курсовых авралов. А они остались там же, снова и снова пытаясь чему-нибудь научить оболтусов и бездарей. Сейчас я понимаю: они были неплохими педагогами, и мне немного жаль, что не могу сказать им спасибо. Они все давно в своём учительском раю.

Из письма Татьяны

Никаких подлых намерений она никогда не имела

Добрый день, уважаемая редакция. После письма «Ненавижу учителей» нахлынули воспоминания детства. Мы почти одного возраста с автором.

В начальной школе у первой учительницы были свои любимчики, которым та позволяла переписывать четвертные и годовые контрольные. В итоге они становились отличниками, получали похвальные грамоты, дефицитные тогда книжки. Я обижалась – чем мы хуже них? Теперь думаю так: на самом деле эти девочки были умницы, школу окончили на отлично по всем предметам. Да, иногда делали ошибки, но им давали возможность их исправить, заодно повышали общую успеваемость в классе, ведь этого требовало начальство. Просто учительнице следовало быть более деликатной по отношению к другим ученикам, не делать это так явно, на виду у всех.

В техникуме наша классная руководительница, тоже молодая и бездетная (как Тамара Петровна), пугала нас тем, что все наши прегрешения запишет в характеристике, фиксировала каждый шаг. В итоге в моей характеристике, помимо перечисления достижений, была фраза: «Всегда имеет своё мнение, спорит с преподавателями». В советское время это не приветствовалось.

В институте на основании этих характеристик всех распределяли по группам. В первую собрали самых правильных, активных и амбициозных – у этих студентов было много преимуществ, почти все они сделали хорошую карьеру. Возможно, если бы я попала в эту первую группу, а не в «отстающую» четвёртую, моя жизнь сложилась бы иначе, стала более успешной.

И всё же не жалею о прожитых годах. Характеристика плохо повлияла? Да. Но я и была такой – спорила, отстаивала своё мнение. Своей дочери говорила в том числе и об учёбе в школе: сначала ты работаешь на репутацию, потом репутация работает на тебя, если ты действительно будешь знать предмет на отлично, тебе не смогут занизить оценки.

Классе в седьмом или восьмом дочь по болезни пропустила два месяца. По алгебре, геометрии, физике занималась с репетиторами, остальные дисциплины нагоняла сама. По всем предметам вышли отличные годовые оценки, а по литературе – четвёрка. Когда на собрании отметки объявили, родители других учеников ахнули: ведь дочь была самой начитанной, самой грамотной. Но преподаватель русского языка и литературы поставила ей двойку за невыученное стихотворение и в итоге снизила годовую отметку.

Стихи дочь действительно не выучила – она болела, когда их проходили, не подготовилась, а педагог спросила её позже. С одной стороны, подошла формально, с другой – не придерёшься. Но дочь давно забыла эту историю, это я о ней вспомнила, когда читала письмо о так называемой «учительской несправедливости».

В истории Людмилы Михайловны меня удивляет одно. Если у девочки было плохое зрение и постоянно ломались очки, почему она не подошла к классному руководителю и не попросила пересадить на первую парту? Ей бы всё было видно, и не потребовалась бы война с учителем математики. Судя по тому, что через пять лет во время случайной встречи Тамара Петровна пригласила ученицу на чай, никаких подлых намерений она никогда не имела – скорее всего, даже не подозревала о страданиях девочки, о том, что выглядит в глазах ребёнка монстром.

Да, не всем дано быть хорошими специалистами в своей области: медиками, бухгалтерами, слесарями, педагогами. Не каждый учитель может находить правильную тактику, доступно объяснять любые темы, видеть проблемы учеников. Да и не обязан педагог знать все семейные и личные трудности каждого ребёнка, ученика, догадываться о сломанных очках.

Теперь автор письма распространяет свою ненависть на учителей внучки. Людмила Михайловна, остановитесь! Во-первых, с педагогами должны разговаривать родители, во-вторых, излучая негатив, вы получите обратную реакцию. Сейчас вы уже взрослый человек, поймите, наконец: работать в школе очень тяжело, тем более в современных реалиях, с нашими продвинутыми детьми, которые всё знают о своих правах, но забывают об обязанностях.
Желаю удачи и терпения учителям, ученикам и их родителям.

Без подписи

Опубликовано в №31, август 2020 года