Дед Иван вершит правосудие
23.09.2020 20:07
Как снимали фильм «Ворошиловский стрелок»

Дед Иван«Ворошиловский стрелок» стал приговором эпохе девяностых. Картина вышла на экран в 1999 году, и это был первый фильм Станислава Говорухина после более десяти лет молчания. Ведь со времён «Десяти негритят» он снимал лишь кино публицистическое, а также занимался политикой. Чувствовал, что серьёзное кино сейчас не примут, а заниматься дешёвым ширпотребом не хотелось. Однако когда Говорухин прочёл повесть Виктора Пронина «Женщина по средам», то понял – время пришло.

Месть Димы Данилова

Сюжет книги почти не отличается от киносценария. Историю пенсионера-фронтовика Афонина, чью внучку изнасиловали трое подонков, сегодня знает вся страна. Дед, не получив поддержки правоохранительных органов, начинает мстить. Вспомнив фронтовое прошлое, из снайперской винтовки поочередно калечит обидчиков своей внучки.

Говорухин снимал фильм о чести и достоинстве и совершенно не ожидал, что наряду с восторженными откликами на него обрушится волна негатива. Режиссёра клеймили за пропаганду самосуда, писали, что он романтизирует незаконную месть, – будто бы месть бывает законной. Говорили: до чего же дойдёт наше Отечество, если каждый начнёт брать правосудие в свои руки. И это в 1999 году! Когда, по сути, банды правили страной, когда заказные убийства считались будничным явлением. Но как только герой фильма, человек с каноническими понятиями о добре и зле, взялся за оружие, чтобы защитить честь дорогого человека, он оказался поборником суда Линча.

К счастью, адекватных людей оказалось больше, и фильм «Ворошиловский стрелок» стал символом своего времени, как и балабановский «Брат», снятый на два года раньше. Действительно, тогда люди настолько устали от произвола, что им хотелось увидеть историю торжества справедливости.

Между прочим, в основе повести Пронина лежит реальная история, хотя и художественно переосмысленная.

Прототип героя книги Дмитрий Данилов в конце 1980-х попросился служить в Афганистан. Простой парень из Москвы с детства слышал слова отца-боксёра о мужской чести, о том, что необходимо защищать слабых и отстаивать справедливость.

У Димы была девушка, в которую он влюбился после того, как защитил её от местных хулиганов. Любовь молодых людей казалась чистой и глубокой. Оля обещала дождаться парня из армии и каждую неделю писала ему письма. Срок службы близился к концу, и вдруг любимая перестала писать. Дима места себе не находил: неужели Оля его разлюбила, нашла другого? Но всё оказалось страшнее. Девушку жестоко изнасиловала группа бандитов, один из которых вырвал из её ушей серёжки.

После этого Оля не смогла жить. Она написала Диме прощальное письмо и выпила смертельную дозу снотворного. Это письмо молодой человек прочёл только по возвращении домой.
Тогда он просто слёг. Друзья пытались вытащить Диму из депрессии, приносили видеокассеты с фильмами, и один из них вернул ему смысл жизни. В том боевике главный герой мстил негодяям за смерть жены и дочки. Дмитрий решил, что поступит так же.

Смастерив подобие палицы с железными шипами, он вышел на тропу войны. Парень не знал, кто конкретно виновен в смерти Оли, но начал с того района, где она была изнасилована. Итогом работы ночного мстителя стало более 20 жертв из числа насильников и бандитов. Сам Дмитрий попался на месте преступления, когда избивал троих грабителей, которые пытались отнять у старика сумку с продуктами. Диме Данилову дали 15 лет, после отсидки судьба его неизвестна.

Наглецы

Писатель Виктор Пронин не утверждает, что взял сюжет напрямую из жизни Данилова. Но Пронин в те времена работал в журнале «Человек и закон» и писал об этом молодом человеке. Нетрудно предположить, что вдохновило его на создание повести «Женщина по средам».

Говорухин сам нашёл Пронина и сказал, что хочет экранизировать произведение. Автор, конечно, с радостью согласился и спросил, когда браться за сценарий, однако Говорухин категорически отказался от дальнейшего участия Пронина, поскольку был глубоко убеждён: писатель никогда не создаст сценарий по своему произведению так, как нужно режиссёру. Автор сочувствует своим героям, ставит не те акценты и прочее.

В итоге сценарий писали Александр Бородянский, Юрий Поляков и сам Говорухин.

Троицу плохишей в «Ворошиловском стрелке» сыграли Алексей Макаров, Марат Башаров и Илья Древнов. Лишь Башаров на тот момент уже засветился в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова. Так что начинающие артисты были счастливы, когда их пригласил сам Говорухин!

Но съёмки шли тяжело, и особенно боялись сцены изнасилования. Все были ужасно зажаты, а Древнова и вовсе не могли убедить имитировать насилие. Тогда ассистенты режиссёра стали двигать актёра за ноги, вверх-вниз, чтобы добиться хоть какого-то правдоподобия.

Со временем троица освоилась и даже позволяла себе высказывать критику в сторону маститого режиссёра. Как-то раз обсуждали: «Тоже мне Говорухин! Три часа свет поставить не могут!» В дверь тут же ворвался помощник режиссёра и покрутил у виска: «Вы что, там всё слышно!» Ребята приготовились к разносу, но Говорухин лишь тихо сказал: «Наглецы».

Впрочем, молодые артисты реабилитировались, взяв на себя исполнение каскадёрских трюков. В эпизоде с бутылкой шампанского, разбившейся от выстрела в области паха, Башаров работал без дублёра, и всё сняли с первого раза. Да и Макаров решил, что сможет сам выбежать из взорвавшейся машины, объятый пламенем. Потом делился впечатлениями: «Там есть буквально двухсекундный кадр, где я в кустиках лежу, колочу руками по земле, и у меня горит попа. Трюк я исполнил сам, и мало сказать, что для меня это было фантастикой. Это из разряда какого-то космоса».

…После выхода фильма молодые артисты почувствовали на себе, что значит играть отрицательных героев в хорошем кино. Однажды Макарову на улице с презрением плюнула под ноги женщина с коляской. И это можно считать лучшим комплиментом за достоверно сыгранную роль.

«Я тоже никогда не плачу»

Станислав Сергеевич Говорухин всегда работал очень спокойно, был терпелив, казалось, никуда не спешил, но знал, что ему нужно, и добивался результата от актёров, осветителей, звукорежиссёров. Хотя с грустью признавался: «Процесс съёмки – это всегда потери от задуманного».

На главную роль он сразу определил Михаила Ульянова. Этого артиста можно охарактеризовать одним словом – «мощь». Он действительно был великим творцом и прекрасным человеком, который приходил в ярость, если его пытались пропустить вне очереди. «Я такой же человек, как и все», – повторял он.

Говорухин не представлял никого другого в роли пенсионера Ивана Фёдоровича Афонина, поэтому Ульянов был утверждён сразу. После премьеры «Ворошиловского стрелка» Георгий Жжёнов эмоционально укорял Говорухина за то, что тот не отдал ему эту роль. Но режиссёр, хоть и признавал, что Жжёнов мог блистательно сыграть Афонина, всё же был убеждён, что Ульянов – лучший выбор.

Михаилу Александровичу на момент съёмок исполнилось 72 года, у него подрастала внучка Лизонька. Артист очень близко к сердцу воспринял историю ветерана, в семье которого случилась такая беда.

На роль внучки Кати претендовали две исполнительницы – Юлия Началова, восходящая эстрадная звёздочка, и никому не известная Аня Синякина, которая только поступила в Гнесинку на отделение актёров музыкального театра. Право выбора режиссёр предоставил Ульянову, и тот отдал предпочтение Ане.

Ей было 17 лет, как и героине. Опыт в кино имелся, но небольшой. Синякина до «Ворошиловского стрелка» успела сыграть небольшую роль у Карена Шахназарова в фильме «День полнолуния». А тут главная роль, рядом с Михаилом Ульяновым!

Аня очень робела, но когда пришла на первую репетицию и увидела Ульянова, уютно устроившегося в кресле, то сразу стало хорошо на душе. Для пробы взяли трудную сцену – когда после изнасилования она приходит домой и дедушка видит: случилось нечто страшное. Синякина никак не могла заплакать. Первый дубль, второй, третий… Режиссёр недоволен: «Ты же ничего не можешь!» И вдруг Ульянов говорит: «А я тоже сам никогда не плачу», – и разряжает ситуацию.

За время съёмок Анна Синякина так привыкла к своему экранному дедушке, что и за кадром стала воспринимать Ульянова как очень родного человека, который оберегал её и давал бесценные уроки актёрского мастерства. Но при этом никогда не позволял себе поучать. Просто помогал неожиданным словом, жестом. Ведь Аня всё время находилась в напряжении, боялась всех подвести.

После выхода фильма Михаилу Александровичу мешками приходили письма от зрителей. Они благодарили его за деда Афонина, который не побоялся взять правосудие в свои руки.

Когда в 2007 году артиста не стало, Аня восприняла уход Ульянова как личную потерю. После «Ворошиловского стрелка» Синякина почти не снималась, говорила, что разочаровалась в кино, и стала отдавать предпочтение театральным работам.

«Сама спровоцировала парней»

Съёмки проходили в Калуге. Говорухин сразу заявил, что ему не нужны специальные декорации. Времена тогда были голодные, особенно для артистов. Для многих из них съёмки означали возможность продержаться. Особенно для калужских актёров, приглашённых из местных театров.

Вообще, всё в «Ворошиловском стрелке» предельно достоверно. Снимались реальные улицы и дворики. В кадр часто попадали обычные жители, и Говорухину это очень нравилось. Была арендована трёхкомнатная квартира у пожилой пары за 3 тысячи рублей. Потом хозяева с гордостью показывали этот договор о найме друзьям и знакомым как почётную грамоту. Ещё киношникам приглянулся частный домик, где жил порядочный участковый в исполнении Владислава Галкина. Его тоже арендовали.

В «Ворошиловском стрелке» странным образом соединились судьбы людей. Один из артистов обратил внимание, что в местном ТЮЗе работает актёр Юрий Синякин. Оказалось, это отец Анны Синякиной, который никому не говорил, что его дочь снимается у Говорухина. Не менее скромной оказалась и помощница режиссёра Татьяна Талькова, которую обожали все артисты. И мало кто знал, что она – вдова убитого певца Игоря Талькова, который тоже стал жертвой девяностых.

…Всегда интересно, что думает автор об экранизации своего произведения. Виктор Пронин высоко оценил работу Говорухина, говорил, что многие находки сценаристов хотел бы взять на вооружение и переписать повесть «Женщина по средам» заново.

В одной из разгромных рецензий на «Ворошиловского стрелка» киновед возмущался тем, что Катя в фильме одета в мини-юбку и обтягивающую футболку, тогда как книжная Катя была в мужской рубахе-ковбойке и джинсах. Мол, тогда было бы понятно, что девушка не привлекала к себе внимание специально. Да и само изнасилование в книге происходит поздним вечером, а в кино – ясным солнечным днём. Это всё к тому, что киногероиня сама спровоцировала парней. Бред, конечно, но точно так же считали сотрудники милиции, когда к ним пришла Оля – возлюбленная Димы Данилова…

Пронину понравились и наряд его героини, и введённый персонаж, который у него отсутствует. Мать-«челночница», которую ярко и выразительно сыграла Ирина Розанова, очень приглянулась писателю. Её бы он тоже хотел включить в новый вариант «Женщины по средам». Но этот замысел Пронин так и не воплотил в жизнь.

«Ворошиловский стрелок» – картина малобюджетная, потому и гонорары были небольшие. Анна Синякина смогла купить синее платье, в котором появилась на премьере. А Пронину за десять лет активного проката фильма по России и за рубежом было начислено всего 1400 рублей. Вот такая сумма накапала за это время. Писатель тогда жил далеко от столицы и за авторскими отчислениями не приехал, поскольку за билет пришлось бы выложить больше.

Заплатить жизнью

Всегда интересно заглянуть за кадр, когда все выходят из роли и становятся обычными людьми со своими пристрастиями и бытовыми привычками.

Говорухин во время съёмок жил в самом большом номере калужской гостиницы «Приокская». Каждый вечер вся группа собиралась у него, чтобы порепетировать, да и просто поболтать. В номере была маленькая кухонька, где желающие могли приготовить себе еду, чтобы сэкономить суточные, и однажды Аня Синякина варила там пельмени. Это была такая трогательная сцена, что в итоге Говорухин вставил её в фильм.

Сам режиссёр страстно увлекался шахматами и садился играть, как только выдавалась свободная минута. Иногда из-за этого тормозился съёмочный процесс – ждали, когда маэстро закончит партию. Это тоже нашло отражение в киноленте, когда Афонин (М. Ульянов) подсказывает ходы дворовым игрокам.

«Ворошиловский стрелок» снимался в сжатые сроки, за два месяца. Именно столько длились официальные каникулы в Государственной Думе, где Станислав Говорухин был председателем Комитета по культуре.

Основное отличие книги от фильма – это финал. В повести полковника милиции Пашутина насмерть застреливает родной сын. Но по какой-то причине Говорухин прямо на площадке изменил решение, и полковник остался, хоть раненым, но живым. Это сильно задело Александра Пороховщикова, он был уверен, что его киногерой просто обязан заплатить своей жизнью за грехи сына. Пороховщиков так разобиделся, что даже не пришёл на премьеру.

На премьере, по словам очевидцев, на каждую реплику, на каждое экранное событие зрители остро реагировали и рукоплескали. Создавалось впечатление, будто они стали живыми свидетелями истории деда Ивана Фёдоровича и его внучки Кати.

«Ворошиловский стрелок» повлиял на многих людей. По стране даже прокатилась волна преступлений, связанных с этим фильмом. Люди брались за оружие, чтобы вершить самосуд, говорили, что их на это вдохновил «Ворошиловский стрелок». Невыносимо осознавать, что произведение искусства может спровоцировать убийство. Конечно, Говорухин снимал фильм не об этом – он просто хотел показать вершину человеческого достоинства в облике главного героя. Но не все правильно поняли его замысел.

Тем не менее, несмотря на негативные факты, в обществе что-то сдвинулось с мёртвой точки. И не прав был Говорухин, когда говорил, что «ни один мой документальный фильм ничего не дал, не изменил общественную, политическую ситуацию. И после «Ворошиловского стрелка» ничего не изменилось».

Изменилось! Появилась надежда. Не потому, что Афонин взял в руки винтовку, а потому, что есть такие люди, как Афонин.

К сожалению, многие создатели фильма уже покинули этот мир. Михаил Ульянов, Александр Пороховщиков, Владислав Галкин и сам Станислав Говорухин ушли из жизни, но каждый оставил свой особенный след. А «Ворошиловский стрелок» живёт и будет жить, потому что вопросы, поставленные в этом фильме, и сегодня находят отклик в наших сердцах.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №37, сентябрь 2020 года