Скандалы, интриги
01.10.2020 00:00
Что оставалось за кадром в советском кино

Скандалы, интригиКино у нас любят, и актёров тоже. А в советское время любили ещё больше. Но актёры не только кумиры зрителей, они ещё и обыкновенные люди, с которыми случаются самые обычные житейские истории: болезни, скандалы, разводы, обманы, любовь и ревность.

Шутка на грани инфаркта

Евгений Моргунов во время учёбы во ВГИКе был главным шутником на курсе. Его юмор не всегда был добрым, с Евгением порвали отношения многие обиженные им друзья и коллеги.

Во время съёмок фильма «Молодая гвардия» студенты, которые в нём снимались, уговорили режиссёра и руководителя курса Сергея Герасимова пойти купаться на речку. Когда после купания Герасимов стал одеваться, то обнаружил, что у него из пиджака пропал партбилет. Что в 1948 году означала утеря партбилета – нынешним молодым понять трудно. Случалось, что люди из-за этого кончали жизнь самоубийством. У Герасимова было прединфарктное состояние, ему вызывали «скорую». А к вечеру партбилет нашёлся. Его спрятал Женя Моргунов, чтобы посмотреть, как любимый учитель станет выкручиваться.

Сергей Апполинариевич его пожалел, не выгнал с курса, тем более что курс был выпускной. Но так и не смог простить Моргунову этой шутки – до конца своей жизни не здоровался с ним и не называл по имени.
Удивительно, что Евгений Моргунов не только не раскаялся, но и продолжал шутить в том же стиле, наживая себе бесчисленных врагов.

Ещё более изощрённым шутником был композитор Никита Богословский. Его фантазия порой не знала границ. С ним также порвали отношения многие обиженные друзья и коллеги, но Никита Владимирович не унимался.

В конце 70-х наша страна переживала очередной бум НЛО. Этим и решил воспользоваться Богословский. Однажды при встрече со своей знакомой он сказал, что у него имеется уникальная фотография, присланная когда-то его болгарскими друзьями, где запечатлён НЛО. Приятельница мгновенно загорелась желанием взглянуть на диковину, композитор подарил ей эту фотографию. Женщина попросила его обязательно связаться с болгарскими друзьями и узнать подробности встречи с НЛО.

За Богословским дело не стало. Он собственноручно накатал письмо, якобы написанное в Париже одним из тех болгар, кто видел НЛО и запечатлел его на плёнку. В нём автор описывал, как пил кофе на балконе своей квартиры в Софии и стал свидетелем появления странного объекта. Тот представлял собой полупрозрачный, слегка выгнутый диск, в середине которого находился тёмный, чуть вытянутый по оси шар, похожий на кокон. От диска исходил слабый белый свет, совершенно не освещающий окружающее пространство. Поскольку у человека под рукой оказался фотоаппарат, он немедленно им воспользовался.

Фотографию Богословский смастерил при помощи хлебного мякиша, спички и рыболовной лески. Позже специалисты-эксперты признают эту фотографию подлинной, и случай будет включён в ряд сообщений о других аналогичных явлениях.

Не поступились принципами

Актёр кино – человек зависимый. Он вправе отказаться от неинтересной работы, но хорошую роль ему могут и не предложить. Тем большее уважение вызывает актёр, отказавшийся сниматься в желанной для него роли, если трактовка режиссёра не соответствует его моральным принципам. Такой случай произошёл с Олегом Борисовым.

Режиссёр Александр Зархи уже снял более трети фильма «26 дней из жизни Достоевского». У Борисова, который играл Фёдора Михайловича, всё нарастало раздражение – он был не согласен с режиссёрской трактовкой событий из жизни великого писателя, считал, что картина становится похожа на мелодраматическую чепуху. Последней каплей явилось требование режиссёра: в одной из сцен подойти к киоту и погрозить кулаком иконам. Борисов сорвал бороду и покинул съёмочную площадку. И в этот же день категорически отказался от роли.

Скандал был неимоверный. Производство фильма остановилось. Стали пробовать других артистов, но после просмотра материала с блестящим Борисовым около двадцати актёров отказались от участия в фильме. Наконец уговорили Анатолия Солоницына, и съёмки продолжились.

Фильм получился довольно слабым, а Борисова более двух лет не снимали на «Мосфильме».

Столь же принципиальна и актриса Екатерина Васильева. Ещё во время учёбы во ВГИКе она демонстрировала сильный и независимый характер. Одним из её педагогов был Лев Свердлин. Но народный артист не очень-то обременял себя работой с начинающими актёрами, он занимался своей угасающей карьерой – снимался в кино и играл в театре. В институте мэтр появлялся лишь для получения зарплаты и иногда – чтобы прочесть лекцию о сущности актёрской профессии.

Однажды Катя со свойственной её характеру прямотой высказала своему педагогу всё, что она думает по этому поводу. Свердлин не стерпел и с согласия руководителя курса исключил строптивую студентку из института. Но тут со съёмок вернулся Сергей Герасимов, заведующий кафедрой актёрского мастерства, и потребовал от Свердлина объяснений: почему из института отчислили самую способную студентку. Лев Наумович поставил вопрос ребром: «Или я, или она!» И тогда Герасимов принял беспрецедентное решение – уволил Свердлина и восстановил в институте Васильеву.

Последняя любовь Мордюковой

Обычно в профессиональных кругах хорошо известно, кто с кем развёлся, сошёлся, поссорился. Но эта печальная любовная история почему-то долго оставалась скрытой от любопытных глаз.

Мало кто знает, что Юрий Каморный стал последней и самой сильной любовью Нонны Викторовны Мордюковой. Она была старше Юры почти на 20 лет и намного именитее, её сын был почти ровесником Каморного. Парочка старательно скрывала отношения, но всё тайное когда-нибудь становится явным. Юра не выдержал насмешек коллег и бросил возлюбленную. Нонна страшно страдала.

И тут одного за другим смерть забрала и сына, и любовника. Мордюкова была буквально на грани умопомешательства. Только через много лет в интервью Ренате Литвиновой она рассказала, как смогла пережить весь этот ужас.

…Актёры интересны журналистам и зрителям даже после смерти. Когда Любовь Полищук скончалась от разрушения позвоночника, появились слухи, что болезнь актрисы стала результатом травмы, полученной на съёмках сериала «12 стульев». Режиссёр Марк Захаров отверг все обвинения как необоснованные, но сомнения всё же остались. Знающие люди уверяют, что матрас, положенный на бетонный пол съёмочного павильона, был слишком тонким. Люба, тогда начинающая актриса Ленинградского мюзик-холла, получила травму, последствия которой сказались через много лет. Актриса долгое время не обращала внимания на боли в спине, но когда они стали невыносимыми, выяснилось, что процесс остановить невозможно.

Где здесь правда, мы уже не узнаем.

Актёрская профессия вообще-то не относится к числу опасных, ведь предполагается, что трюки в фильмах выполняют каскадёры. Но не всё так просто.

На генеральном прогоне спектакля «Великая иллюзия» в театре «Летучая мышь» на Ию Нинидзе (Дениза в «Небесных ласточках») упала трёхсоткилограммовая декорация и раздробила ей ногу. Актриса перенесла множество операций, неимоверно страдала, но через несколько лет всё же смогла выздороветь. Однако многомесячное лежание на больничных койках сделало своё дело – Ия сильно поправилась, её очаровательная девичья хрупкость исчезла безвозвратно. Сейчас она пробует себя в острохарактерных ролях и много снимается в сериалах.

…Многие из нас слышали истории о хороших актёрских работах, которые так и не увидел зритель: либо эпизод вырезали, либо фильм на полку положили. Но, увы, что случилось, того уже не воротишь. Например, Тамара Носова снималась в фильме «Девчата», но её роль полностью вырезали из готовой картины. Ходили слухи, что Надежда Румянцева потребовала убрать соперницу.

Носова играла повариху, которую прогоняют с лесоповала за пьянство, аморальное поведение и воровство продуктов из столовой. В фильме было две колоритные сцены с её участием, одна из которых заканчивалась дракой конкуренток за место поварихи. Причём Носова в этих эпизодах намного превосходила Румянцеву в комедийном мастерстве. Вероятно, это и послужило причиной того, что сцены с её участием полетели в корзину. Впоследствии Тамара Носова с огорчением вспоминала о несостоявшейся роли, которая могла упрочить её славу талантливой комедийной артистки.

Какие-то свиные рыла вместо лиц

Говорят, что актёрская профессия несовместима с политикой. Доказательством тому служат многие известные актёры, пытавшиеся в 90-е годы сделать политическую карьеру и потерпевшие фиаско. Но у всякого правила есть исключения.

Елена Драпеко, нынешний депутат Госдумы, а в прошлом киноактриса, с самого детства свято верила в полную победу коммунизма. В старших классах школы, в институте, на киностудии она всегда была комсомольским секретарём. С огромным энтузиазмом устраивала в киноэкспедициях комсомольские собрания, где произносила пламенные речи. Несгибаемая комсомолка требовала принять строгие меры к любителям заглянуть в бутылку и к актрисам, которые не смогли сберечь честь смолоду.

В актёрском коллективе Елену считали странной. Однажды, когда Наталья Андрейченко усомнилась в её искренности, разъярённая Драпенко вцепилась ей в волосы. Только вмешательство коллектива спасло молодую актрису от расправы. Посему приход Елены Драпеко в политику, причём на крайний левый фланг, выглядит абсолютно естественным и логичным шагом в её жизни.

…Известно, что в советские времена концертные номера, записи на радио и телевидении проходили предварительную цензуру. На одном из традиционных концертов в честь Дня милиции выступал Евгений Весник. Согласно утверждённому заранее сценарию он исполнял юмористическую композицию из книги «Габровские уловки». Однако его выступление настолько понравилось милицейским чинам, что те стали бисировать. И тогда Весник на свой страх и риск прочитал ещё одну вещь – монолог Городничего из «Ревизора». Этот номер тоже был встречен на ура.

Однако два дня спустя разразился скандал – номер вырезали из повторной телетрансляции. Когда Весник позвонил на телевидение и поинтересовался, в чём дело, ему ответили: дескать, из-за вас сняты с работы редактор и режиссёр съёмки этого злополучного концерта. Весник очень удивился: «Я же читал Гоголя!» На что ему ответили: «Во-первых, редактор не согласовал с вами текст, во-вторых, режиссёр на словах Городничего: «Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего», – безо всякого злого умысла велел телеоператору дать панораму лиц, сидевших в первом ряду!»

После этого Весника не приглашали на «милицейские концерты» в течение 12 лет.

…Когда Михаил Ширвиндт учился на третьем курсе Щукинского училища, он вместе с двумя своими приятелями шутки ради сорвал с ворот Архитектурного института флаг СССР. Ребята начали дурачиться с флагом: бегали с ним, подкидывали в воздух, при этом громко улюлюкали.

За этим занятием их и застукал милиционер, которого вызвал к месту происшествия институтский сторож. В ту же ночь материалы дела уже лежали на столе у Гришина, тогдашнего секретаря Московского горкома партии, который приказал: «Разобраться и наказать». К счастью, попался порядочный следователь, который прекрасно понимал, что балбесы просто маялись дурью, а всё шло к тому, что их могли посадить на семь лет.

Кроме следователя, который вёл это дело, ребятам здорово помогли и другие люди. Например, приятель Александра Ширвиндта актёр Андрей Миронов. В своё время с ним в одном классе учился Михаил Мишин, который в те годы занимал должность первого секретаря горкома ВЛКСМ. Миронов обратился к нему за помощью, и тот сделал всё, чтобы Михаил Ширвиндт получил минимально суровое наказание. Парня не стали сажать, но из комсомола и театрального училища всё-таки исключили. Потом он устроится работать монтировщиком сцены в театр «Современник».

Никита Сергеевич не сердится

Известные киноактёры порой нарушают законы – кто-то на шоссе скорость превысил, кто-то поскандалил в пьяном виде. Но милиция обычно либерально относится к народным любимцам, прощая им небольшие шалости. А вот Николаю Еремёнко не повезло: стражи закона, вероятно, его не узнали.

Летом 1980 года режиссёр Сергей Герасимов снимал в городе Волхове фильм «Юность Петра». Роль Александра Меншикова играл любимчик режиссёра Николай Ерёменко-младший, который на тот момент был уже знаменит после роли Жюльена Сореля в телесериале всё того же Герасимова «Красное и чёрное». Однако эта слава не спасла актёра от скандала с милицией, который он запомнил на всю жизнь.

Вот как сам Ерёменко вспоминал об этом: «В тот день я спешил в гостиницу, меня должны были показывать в «Кинопанораме». А за мной пристроилась милицейская машина, в которой, как выяснилось впоследствии, сидели начальники и даже один полковник. То ли они меня с кем-то перепутали, то ли просто развлекались. Но со мной проделали отработанный приём: человек бежит, за ним тихонечко едет машина. Потом они сигналят, человек оборачивается, водитель давит на тормоз и распахивает дверь. И дверь – хрясь по лицу. Так и случилось. Нос мой от удара ушёл вовнутрь. Я им говорю: вы что, с ума сошли, что ли? Я же артист! Вы же сами знаете, что тут Герасимов снимает кино. Они сразу приутихли. Я говорю им, ну-ка отвезите меня в гостиницу и потом разберёмся. Они оторопели. У меня завтра съёмка, говорю, а вы со мной такое сделали! Они меня выпустили, но попросили, чтобы я никому не говорил. Но как такое скроешь, всё дошло до Герасимова. Нос кое-как выправили, он стал таким греческим. Спустя какое-то время Дима Золотухин, который играл Петра, поехал с концертами далеко на Север. К нему там подходит мужик и говорит: вы снимали в Волхове фильм? Дима отвечает: да, снимали. Мужик говорит: передайте привет Ерёменко! Оказывается, Герасимов всем дал дрозда, и этого офицера выслали аж за Полярный круг!»

…Никита Хрущёв был крутого нрава и не любил, чтобы его перебивали. В июле 1960 года состоялась встреча Никиты Сергеевича с деятелями советской культуры и искусства. Встреча проходила в подмосковном посёлке Архангельское, на природе. Программа была довольно насыщенной: рыбалка, концерт, плавание в местном озере, обед. В конце встречи состоялась беседа Хрущёва с многочисленными гостями.

В разгар беседы актёр Николай Рыбников внезапно потерял всякое чувство осторожности и, когда Хрущёв говорил о какой-то важной инициативе партии, внезапно прервал его на полуслове и попросил: «Никита Сергеевич, расскажите лучше про Кубу». Хрущёв весь покраснел и гневно произнёс: «Газеты надо читать, там всё написано!» После этого инцидента пребывание актёрской делегации на встрече продлилось совсем недолго. Вскоре к их столу подошёл суровый человек в штатском и спросил: «Вы, наверное, домой хотите?» И первым за всех ответил Рыбников: «Хотим». Актёрам подали машину, и они спешно ретировались из Архангельского. Стоит отметить, что даже в такой ситуации Рыбников не утратил своей природной смекалки и прихватил с собой мешок с раками.

После этого инцидента актёр ждал, что его карьера в кино если не прервётся, то заметно осложнится. Но этого, к счастью, не произошло. Буквально на следующий день ему позвонила будущий министр культуры Екатерина Фурцева и радостно оповестила актёра: «Николай Николаевич, можете не волноваться, всё обошлось. Никита Сергеевич не сердится».

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №17, 2013 года