Как устроено шоу «Камеди вумен»
07.10.2020 14:43
Как устроеноЮмор считается чисто мужским занятием. Мужчинам легко казаться смешными, у них меньше комплексов, они не задавлены стереотипами о внешности, поведении и высоте бюста. «Мужику проще дурачиться, быть нелепым на публике, – объясняет сценарист шоу «Камеди клаб» Илья Романко. – Когда парень жалуется на прогрессирующую лысину, над ним смеются. А когда женщина говорит о проблемах, то возникает желание её пожалеть и дать денег». Но что же тогда заставило красивых, умных и талантливых женщин взяться за сложное мужское дело – смешить людей? Между прочим, деньги здесь действительно играют немаловажную роль.

У такой девушки точно есть секреты

В 2005 году вся страна была шокирована появлением «Камеди клаб» – зрелища чисто мужского и в чём-то шовинистического. Женскую половину человечества в нём представляла лишь Марина Кравец, которая по большей части играла глуповатое, несуразное, но красивое существо на каблуках.

С таким стереотипным представлением о девушках не стала мириться звезда КВН, занудная коротышка Наталья Андреевна из команды «Мегаполис». На самом деле её зовут Наталья Араиковна Еприкян, она происходит из грузинских армян. И, таким образом, гармонично вписывается в компанию прочих ключевых фигур «Камеди клаб» – Мартиросяна, Галустяна, Джанибекяна. Их стремление развивать в России сатиру и юмор отчасти можно назвать национальной идеей.

Уже спустя год после появления «Камеди клаб» Наталья Андреевна в роли продюсера взялась создавать «Камеди вумен». В качестве участниц она в первую очередь рассматривала своих товарок и приятельниц – звёзд КВН.

«Когда мы задумались, кто из женщин может интересно работать в жанре юмора, то поняли: кроме КВН, другой базы нет. Девушек подбирали исходя из того, чем они запомнились по КВН, – вспоминает сегодня Наталья Еприкян. – Например, Полина Сибагатул­лина из «Сборной Санкт-Петербурга» всегда казалась воздушной, возвышенной. У Кати Варнавы в команде «Свои секреты» сложился образ эффектной девушки, у которой как раз имеются такие секреты. Катя Скулкина из команды «Четыре татарина» сразу пыталась командовать, её амплуа – этакая бой-баба, фактурная, сексуальная тётка».

Кстати, Екатерина Скулкина к тому времени оставила КВН и вернулась в Казань, где начала работать по профессии. «Но как только я поняла, что пора становиться настоящим стоматологом, позвонила Наталья Андреевна с предложением участвовать в новом интересном проекте, – рассказывает Скулкина. – И началось: всю рабочую неделю я принимала пациентов, а в пятницу вечером садилась в поезд и ехала в Москву».

«Раздался звонок от Наташи Еприкян. Она сказала, что есть идея, которая должна собрать вместе талантливых девочек из КВН, – вспоминает Сибагатуллина. – Сначала они хотели назваться «Восемь женщин», чтобы сделать отсылку к культовому фильму Франсуа Озона, но название оказалось занято. Тогда появилось знаменитое шоу «Камеди вумен».

На первых порах Наталье Андреевне помогал автор «Новых армян» Артур Тумасян. Однако ровно за месяц до премьеры шоу, 3 мая 2006 года, Артур погиб в авиакатастрофе под Сочи.

Приличные полуодетые женщины

– У нас здесь приличное шоу полуодетых женщин, – такими словами Наталья Еприкян начинала проект, который в течение двух лет обкатывался по московским клубам.

В числе первых «полуодетых женщин» оказались Елена Борщёва, Мария Кравченко, Полина Сибагатуллина, Татьяна Морозова, Наталия Медведева, две Марины – Кравец и Бочкарёва – и три Екатерины – Скулкина, Варнава и Баранова. Ведущий – Егор Дружинин.

«Два года в разных клубах мы показывали своё шоу, которое тогда называлось «Женский интеллектуально-юмористический бар-дель». Со временем стало казаться, что в телевизионный продукт это никогда не превратится, – рассказывает Екатерина Скулкина. – А уже возраст, пора было подумать о пополнении семьи. И как только я собралась рожать – закрутилась наша телевизионная история. Я снималась в первых выпусках «Камеди вумен», будучи почти на девятом месяце беременности, – съёмки проходили в самую жару, 30 и 31 августа, а уже 10 октября я родила».

Премьера шоу на ТНТ состоялась 21 ноября 2008 года. И сразу стало понятно, что «Камеди вумен» – это не часть КВН и не женский филиал «Камеди клаб». Это самостоятельное зрелище с гротескными образами, танцами, песнями, яркими декорациями, клоунадой и даже фокусами. «Но главное, – уверена создатель шоу Наталья Еприкян, – это спонтанный и часто жёсткий женский юмор».

«Я – обаятельный уродец»

«Женщин-комиков очень мало. Почему? Просто не каждой приходит в голову заняться юмором, посмеяться над собой. Женщины зациклены на своей внешности, своём будущем, семье. Быть клоуном не так-то просто. А в юморе нужно забыть о внешности. Мы должны выглядеть комично. Например, я занимаюсь юмором, потому что я – обаятельный уродец. Девушки в зале должны над тобой смеяться, и всё», – откровенничает Наталья Еприкян.

Если внимательно присмотреться к участницам «Камеди вумен», то в судьбе каждой можно разглядеть личную трагедию, психическую травму, которую девушка долгие годы мучительно переживала, а затем «вылечила» с помощью юмора, иронии и смеха – в первую очередь над собой.

«В наших девушках обязательно должен быть изъян, который позволяет нам шутить. Мой изъян – рост 151 сантиметр. Я всё детство комплексовала. Всю школу была – «расчёт окончен». Казалось, меня не воспринимали как девушку, – рассказывает Н. Еприкян. – Я родилась и выросла в Тбилиси, там ещё как-то можно с таким ростом жить. Многие кавказцы невысокие. Но когда мне исполнилось 14 лет, семья переехала в Москву. Я пришла в школу – маленькая, волосы торчат!.. Весь класс заржал. Так всё и началось».

«Божество на ножках» – так называли её кавээнщики. Уже много лет в «Камеди вумен» Наталья Еприкян играет агрессивную, умную и злую начальницу. Впрочем, за кадром она тоже начальница и вправе поменять состав участниц, поощрить или уволить девушку. Даже признанную звезду.

Например, Елену Борщёву, которой стать знаменитой также помогла нестандартная внешность. «В подростковом возрасте я переживала, что нос большой и уши торчат, даже приклеивала их к голове. Правда, у меня это плохо получалось. У кого-то уши мягкие, а у меня строптивые, – рассказывает Борщёва. – «Шпала», «дылда», «каланча»… Как меня только не обзывали, когда я доросла до одного метра восьмидесяти одного сантиметра! В общем, жила и стеснялась, и не носила каблуки».

Долгие годы уши, нос и рост Борщёвой служили в «Камеди вумен» привычным поводом для шуток. Но однажды Еприкян это надоело: «Я была против участия Лены Борщёвой. Я не понимала, над чем шутить, кроме как над её внешностью. В «Сборной Пятигорска» над ней так и шутили – как над уродцем. Вот так и случилось, что Лена в нашем шоу закончилась».

Жестоко, но иначе в бизнесе не бывает. Тоталитарный режим Еприкян известен многим, да она и сама не скрывает свою мёртвую хватку, заявляя: «В нашем шоу решение должна принимать я, даже если оно неправильное!»

«У нас главный автор – Наталья Андреевна. Такое количество текста для женщин может адаптировать только женщина. Она одна из немногих авторов, кто может сесть и написать что угодно, любой монолог и любую сцену от начала до конца», – хвалит Екатерина Варнава начальницу, подругу и свою полную противоположность.

Екатерина тоже пришла на сцену, изживая детские травмы. Вот как она сама это объясняет: «Я в детстве претерпела много издевательств, оскорблений, угроз в свой адрес. Когда меня спрашивают, кто ты по национальности, отвечаю – а какая вам удобнее? Когда я была подростком, скинхеды меня били и гоняли. В метро некоторые отсаживались. И я должна была этому противостоять. А шутки про мой нос!.. Половина взята прямо из жизни! Люди смеются над моим носом!»

Раздражитель вдвойне

Смех над собой превращает изъян в изюминку, недостаток – в достоинство. Из закомплексованности вырастает раскрепощённость, которая порой доходит до степени разнузданности. И тогда защита переходит в нападение.

Вызывающего поведения таким девушкам мало. Им необходимо – раздражать. «Женщина – по определению раздражитель, как для мужчин, так и для других женщин. А женщина в юморе – это раздражитель вдвойне, – уверена Екатерина Варнава. – Женщины часто боятся быть смешными, им этого не надо. Для многих быть смешной – оскорбительно. Большинство не умеет этого делать. У нас в стране не так много смешных девочек, но всё же есть на кого равняться – прекрасные актрисы Фаина Раневская, Любовь Полищук».

…Отличительная особенность «Камеди вумен» – постоянный разговор на повышенных тонах. Как будто артистки больше всего боятся остаться незамеченными. Вот почему на сцене разыгрывается один бесконечный скандал – с мордобоем, песнями, плясками и хореографическими этюдами. И героини стереотипные: проститутка, истеричка, стерва, бой-баба, легкомысленная дурочка, алкоголичка, сексуально озабоченная, ещё одна проститутка на лубутенах – и посреди всего этого великолепия возвышается жеманный Александр Гудков в своём ярко-голубом образе.

Собственно, этими персонажами и исчерпывается понятие «женский юмор» в формате телеканала ТНТ. Вот почему с каждым годом производить юмор всё сложнее. «Раньше мы могли сказать слово «сука», сейчас нет. «Жопа» тоже не можем. Поэтому говорим просто: «иди ты…», – жалуется Варнава. – Иногда на репетициях и съёмках так уместно звучит матерок. А потом нужно приходить и переозвучивать. Мы очень часто переозвучиваем. Я на съёмках одного номера умудрилась три раза матернуться. Ух, как получилось! Но в итоге – переозвучка, переозвучка, переозвучка».

«Это ежедневная работа с утра до вечера: придумывание идеи, написание, редактура, переписывание. Мы постоянно сидим и сочиняем. Кто-нибудь даёт идею, ты её подхватываешь и додумываешь. Но темы давно исчерпаны. Поэтому иногда всё высасывается из пальца. Уже из мизинца, как мы шутим. Но хочется неожиданного юмора. Юмор должен становиться легче и быстрее. Мы даже говорить стали быстрее», – делится секретами закулисья Наталья Еприкян.

Еженедельно приходится «нашучивать» 40-минутное шоу. Темы известны: женская логика, женская продажность, мелочность, вульгарность, хамоватость, зависть, стервозность, «свобода взглядов», глумление над высокими чувствами и, конечно, мужской инфантилизм, за который отвечает Гудков. Но всё это отыграно сотни раз. А дальше что?

Один из зрителей на своей странице в интернете подметил: «Проведите эксперимент. Включите это шоу, возьмите карандаш и листок бумаги и подсчитайте количество шуток на единицу номера. Нет, не моментов, когда за кадром кто-нибудь смеётся, а именно шуток! Окажется, что шуток или нет вовсе, или на 3–5-минутный номер наберутся одна-две шутки. А что же заполняет остальное пространство номера? Остальное – оскорбления. Девушки ругаются друг с другом, обзывают друг друга…»

Не только губами шлёпать

«Меня, например, в шоу несколько раз называли «хачиком», и ничего. Не понимаю, как можно злиться на такие вещи», – заявляет Еприкян.

Хорошо, допустим, её не волнуют оскорбительные эпитеты. Но они очень волнуют зрителей. Шоу вызывает шквал критики и протестов. Порой доходит и до судебных разбирательств. В 2017 году представители московской ингушской общины сочли для себя оскорбительным монолог одной из участниц шоу и обратились с иском. А в 2019-м Следственный комитет начал проверку выступления «Камеди вумен» по двум статьям – «клевета» и «реабилитация нацизма». В одной из миниатюр девушки сообщали зрителям, что замёрзли, «как генерал Карбышев».

«Смотреть можно только на Марину Федункив и Екатерину Скулкину, они хоть смешные и адекватные», «После просмотра хочется пойти и вымыть руки», «Камеди вумен – это шоу, направленное против женщин. Тупые и недалёкие курицы, вот кто мы для сценаристов шоу», «Это единственная передача, при просмотре которой мне стыдно, что я девушка!»

Эти и подобные негативные зрительские отзывы поступают после каждого выпуска. Люди негодуют, но продолжают смотреть на ненавистных участниц шоу. Почему же такое происходит?

«Всем нам не хватает самоиронии. Не стоит агрессивно реагировать на гипертрофированные образы, созданные в нашем шоу всего лишь ради смеха. Мы иронизируем над собой», – заявляет Наталья Еприкян.

«Камеди вумен», как женский бой в грязи, вызывает массу противоречивых эмоций, но оторваться от него сложно.

А за кулисами «Камеди вумен» происходит тяжёлый труд: мало придумать миниатюры, их надо поставить, профессионально сыграть, вдобавок станцевать, поорать до хрипоты и так при этом скривить лицо, вытянуть губы и выпучить глаза, как ты ещё ни разу не делала за прошедшие двенадцать лет существования шоу!

«Мне приходится всё время добавлять своему персонажу нечто новое. Не просто кривляться, но каждый раз по-новому кривляться. Не только губами шлёпать», – откровенничает Варнава.

Впрочем, этот труд хорошо оплачивается. По сообщениям СМИ, 15-минутное выступление «Камеди вумен» стоит около 1 миллиона 100 тысяч рублей. Сегодня девушки находятся на вершине популярности, и они стремятся на этом заработать. Ведь от руководства ТНТ регулярно поступают непроверенные сведения о возможной полной смене состава, обнулении и даже о закрытии шоу.

Людмила ЛОПАТНИКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №39, октябрь 2020 года