Как изменить лицо без помощи компьютера
28.10.2020 18:32
Как изменитьСегодня даже школьники «улучшают» собственные снимки в фоторедакторах. А в советские годы, когда не было смартфонов и компьютерных технологий, из актёров делали небожителей с помощью художественных хитростей. В СCCР киноартисты в жизни и на экране были абсолютно разными людьми – настолько их преображали. Небожителями они выглядели и на открытках, которые издавало Бюро пропаганды советского киноискусства. Ретушёры исправляли фотографии с помощью кисточек, специальных цветных карандашей и угля. Подкрашивали глаза или щёки, убирали морщины. Грубо говоря, на фото рисовали совершенное лицо. Таким был «советский фотошоп».

Омоложение чулком

Подобные хитрости использовали и в кино. К примеру, Любовь Орлову делали моложе с помощью капронового чулка – оператор натягивал его на объектив кинокамеры. Этот трюк делал изображение более мягким и размывал морщинки. В чулке оставляли прорезь, которую наводили на глаза. И получался просто сногсшибательный взгляд! А морщины благодаря чуть размытому изображению как бы стирались.

Такой операторский приём муж Орловой режиссёр Григорий Александров подсмотрел в Голливуде. Обратите внимание на крупные планы Вивьен Ли в «Унесённых ветром» – и нашей Любови Орловой: лицо чуть размыто, выделены только глаза.

Капроновый чулок – довольно примитивный фильтр. В 70–80-е годы кинематографисты уже использовали более сложные технологии – специальные разноцветные стёклышки. Их существовал целый набор, около сотни. С помощью стёклышек можно было подправить любое изображение. Увеличить глаза, убрать морщины, добавить румянец, сделать лицо более худым. Фильтр размывал даже глубокие морщины. Но процесс был очень трудоёмкий.

Вспоминает режиссёр Александр Стефанович: «У меня в те годы снималась София Ротару в фильме «Душа». Ей было 30 лет, очень красивая, стройная. Но в нашем фильме она вообще ослепительная красотка. Как мы этого добились? С помощью тех же стёклышек на крупных планах. В дополнение оператор Владимир Климов использовал голливудский приём, который называется «в угол, на нос, на предмет». На Ротару наводилась камера, и певица смотрела не прямо в объектив, а в угол, потом на кончик своего носа и лишь в конце бросала небрежный взгляд в камеру. С помощью этого нехитрого алгоритма увеличивались глаза Софии. Это, видимо, какой-то физиологический эффект. А мы при монтаже убирали взгляд в угол и на нос – оставляли только её распахнутый взгляд в камеру. Это было похоже на вспышку – бездонные глаза на экране».

А теперь мы вас состарим

Поклонники Аллы Пугачёвой до сих пор гадают, почему у артистки в фильме «Женщина, которая поёт» нет знаменитой щербинки между зубами. Эта щербинка по-научному называется диастема, певица убрала её только в 90-е годы, сделав себе за границей «голливудскую улыбку».

Пугачёва не стеснялась своей щербинки и долгое время не хотела от неё избавляться, ведь это была её индивидуальность. Но в фильме «Женщина, которая поёт» пришлось надеть капу. Так решил режиссёр картины Александр Орлов. Кино – это всё-таки сотворение мифов. И режиссёр хотел сделать из Пугачёвой голливудскую диву. Безусловно, были некоторые неудобства. Например, в обед Алла снимала капу, есть в ней нельзя. Плюс капа искажала дикцию, артистка сильно шепелявила. Впрочем, это потом легко убирали при озвучке.

Вообще многим артистам для исправления улыбок надевали подобные капы, поскольку в ту пору стоматология не знала современных возможностей. Накладные зубы делали на «Мосфильме» из пластика. Там вообще изготавливали любые зубы и любые парики. Многие эстрадные артисты этим пользовались. Если очень сложная причёска, чтобы не возиться каждый раз с укладкой, Пугачёвой надевали парик.

«Снимал я одну пожилую народную артистку, – вспоминает режиссёр Стефанович. – Ей в ту пору уже под семьдесят было. Надо было её на двадцать лет омолодить. Что она придумала? За ушами натягивала кожу и закрепляла её скотчем. И это действительно помогало: она становилась молодой, но эффекта хватало всего на три минуты, на один дубль. Потом скотч отклеивался. Мы снова его клеили. Так и снимали. Зато картинка красивая!»

Оказывается, в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» маска, с помощью которой работал Сергей Безруков, – отнюдь не американское изобретение. Первые разработки пластического грима были произведены в СССР. На «Мосфильм» даже приезжали специалисты из Голливуда, перенимали опыт. Но, к сожалению, искусство пластического грима у нас в те годы не развилось в полной мере. В СССР ведь не снимали фэнтези. Пластический грим использовали только в сказках Птушко и для создания образов Ленина, Сталина и других исторических личностей.

С помощью пластического грима Смоктуновский перевоплотился в Ленина в фильмах «Первый посетитель» и «На одной планете». Вообще для исторических персонажей была придумана довольно сложная технология. Артиста приводили в гримёрный цех, вставляли в нос две небольшие трубки для дыхания, а голову обмазывали гипсом. Он сидел так 10–20 минут с закрытыми глазами и ушами. Потом гипс аккуратно распиливали. Из него создавали скульптурную модель черепа актёра. Затем делали гипсовый череп героя. Художники брали за основу парадно-официальные портреты вождя и подгоняли под контуры лица Смоктуновского. После актёру туго затягивали волосы и аккуратно приклеивали куски пластического грима. Это занимало часов восемь.

Точно так же изменяли артистов, когда по роли их герой должен был появляться в кадре юным или совсем уж глубоким стариком.

Но вообще-то у нас в кино существовал своеобразный стандарт «состаривания». У актёра средних лет, игравшего пожилого мужчину, обязательно появлялись усы. Пластический грим делать сложно, а усы легко прибавляют 10–15 лет. Вспомните Евгения Жарикова в сериале «Рождённая революцией» или актёров сериала «Вечный зов».

Брутальные герои

Огромное количество мужчин испытывает страх перед фразой «раннее облысение». Пусть и не подают вида, но внутри всё сжимается. Этот страх ничем не мотивирован, но с ним сталкивается каждый мужчина в тот или иной период жизни.

От подобного явления не застрахованы даже самые богатые и знаменитые. Вот только некоторые борются за последний островок волос с отчаянной решимостью, а другие вообще не заморачиваются и принимают свою лысину как должное. Со временем это становится их «фишкой».

В современном киномире, пожалуй, самым заметным лысым персонажем является Фёдор Бондарчук. К лысой голове он относится совершенно спокойно, как бы не замечая своей особенности.

Известный актёр Гоша Куценко, который стал знаменит из-за ролей серьёзных мужчин среднего возраста, тоже не всегда светился изумительной лысиной. Вдобавок когда-то он был строен, а сегодня его фигура заметно погрузнела.

Никита Панфилов, актёр театра и телевидения, стал широко известен после выхода сериала «Пёс». Но он частенько мелькает во второстепенных ролях и в большом кино. Зачастую его практически не гримируют, поскольку брутальная лысина придает актёру шарм. Впрочем, в некоторых сериалах Никиту всё же гримировали и надевали парик. Только вот с волосами его решительно не узнать.

Великолепный актёр Виктор Сухоруков уже долгие годы знаком отечественному зрителю в качестве совершенно лысого мужчины средних лет. Роли он получал соответствующие. Впрочем, иногда ему приходится играть и волосатых мужчин. Правда, заметно, что актёру от этого как-то не по себе.

Но настоящую мужественность и брутальность лысая голова придаёт Андрею Смолякову. Вероятно, потому что его герои – сильные, бескомпромиссные личности. А ведь в далёкой юности актёр мог похвастать яркой блондинистой шевелюрой с роскошным вьющимся чубом.

Роскошная шевелюра Штирлица

Подобное отношение к плешивой голове бытует только в сегодняшние наплевательские времена, сейчас никто не соблюдает условности. А в советское время к лысине относились несколько иначе. Её не любили, причём не только по эстетическим причинам, но и с точки зрения идеологии.

Негласно в кино и театре считалось, что советский герой, а тем более главный, лысым быть не может. И потому актёров, имевших несчастье рано облысеть, стыдливо прикрывали париками. Лысыми мужчинами могли быть лишь негодяи, шпионы или нелепые, смешные чудаки вроде инженера Карасика в комедии «Вратарь».

Николай Рыбников очень рано начал лысеть. Уже в первых его ролях в фильмах «Тревожная молодость» и «Чужая родня» у актёра заметны большие залысины со стороны лба. Актёру было всего 25 лет! Но всего через год сталевар Саша Савченко в фильме «Весна на Заречной улице» вдруг обрёл густую шевелюру, а бригадир высотников Пасечник в «Высоте» мог похвастаться лихим казацким чубом. Дальше – больше. Аккуратный бобрик у строителя Паши Гусарова («Девушка без адреса»). Всё в порядке с волосами у передового лесоруба Ильи Ковригина («Девчата»). И даже сорокалетний метростроевец Иван Мазаев («Седьмое небо») наделён вполне приличной, хотя и седеющей причёской. Ну как же – герой труда, к тому же ещё и влюблённый…

А лысины на экране появлялись лишь у отрицательных либо сомнительных персонажей. Вспомните Сан Саныча из «Девчат»…

Красавец и любимец женщин Вячеслав Тихонов не любил посещать светские мероприятия, а посему редко попадал в кадры кинохроники. Поэтому поклонники актёра были разочарованы, когда уже пожилой Вячеслав Васильевич стал появляться в фильмах с плешивой головой. Но ведь началось это намного раньше!

К сорока годам кумир заметно полысел. В фильме «Доживём до понедельника» у него ещё неполный парик. Гримёры только добавляли ему немного волос со стороны лба. А помните роскошную шевелюру Штирлица? Аккуратная, волосок к волоску… Парик сделан весьма искусно. Но всё равно понятно, что волосы мёртвые. Живые так не лежат. Всегда есть некая небрежность. В этом плане очень удачен парик в сцене встречи с женой. Там волосы не слишком ухоженные, поэтому похожи на настоящие.

А вот в фильме «Белый Бим Чёрное ухо» парик актёру сделали очень неудачный. Там у Тихонова и шевелюра, и борода. Волосы похожи на тонкую паклю, всклоченные, неестественного фиолетового цвета. Такие парики – лохматые и неопрятные – делали в тридцатые годы советские гримёры исполнителям ролей крестьян из прошлой эпохи.

В дальнейшем с париками у Тихонова наладилось. Аккуратная брюнетистая причёска у майора Млынского (как и положено военному) из фильма «Фронт за линией фронта». Вполне приличные волосы у генерала КГБ Константинова («ТАСС уполномочен заявить…»).

Историческая лысина

Мы говорили об актёрских лысинах, которые приходилось скрывать. Но были и другие лысины, так сказать, «исторические», и их скрывать было нельзя, поскольку принадлежали они реальным людям – политикам, учёным, писателям. К этим лысинам в театре и кино относились очень бережно и всячески пытались их облагородить.

В конце 80-х годов во МХАТе поставили спектакль «Так победим!» по пьесе Михаила Шатрова. Ленина играл Александр Калягин. Казалось бы, какая удача для гримёров – у Калягина с юности на голове обширная лысина, и гримировать особенно не надо. Но не всё так просто. Создать самую знаменитую лысину считалось делом очень ответственным.

«За эталон мы брали парадно-официальные портреты вождя, – рассказывал художник Николай Максимов. – Портретный грим утверждали в Министерстве культуры. И по утверждённому стандарту у Ленина обязательно должна быть «положительная лысина». Отсутствие волос на голове – всё-таки изъян. Чтобы лысину Ленина сделать обаятельной, нужно чётко соблюсти графический рисунок: высоту бордюрчика, его конфигурацию, цвет… Когда в провинции собирались ставить, например, пьесу Погодина «Кремлёвские куранты», актёры и гримёры из местных театров приезжали во МХАТ, чтобы по нашему эталону научиться делать портретный грим. И после отправляли фотографии в Министерство культуры на утверждение. Можете себе представить, какая это кропотливая работа, ведь ленинская тема была обязательной в каждом театре!»

Беспощадная красота

Во времена СССР не существовало профессии визажиста, а были гримёры. Но «разгуляться» на лицах актрис они не могли из-за небогатого выбора косметики. Набор профессиональной косметички мало чем отличался от того, что имели простые советские гражданки. Ресницы красили тушью «Ленинградская» с помощью неудобной щёточки, от чего они слипались, а разделяли их иголкой. Цветов помады было немного, и остатки на дне тюбика бережно выковыривали спичкой, обмотав её ватой.

Гримёры корректировали тон лица актрис с помощью тонального крема «Балет», а припудривали пудрой «Луи Филипп», которая стоила 50–60 советских рублей. Женщины со связями могли достать и «Шанель». Модные цвета теней для век в СССР – это синий и зелёный.

В «Кавказской пленнице» Наталью Варлей гримировали под спортсменку, комсомолку и просто красавицу так, чтобы макияж был незаметен. Ведь именно такой скромной должна быть простая советская девушка. Актрисе сделали стрелки с затемнением под нижним рядом ресниц и наносили румяна. Губы актрисы красили помадой под натуральный оттенок, ведь у гримёров в 60-е годы не было особого выбора.

Макияж у актрис фильма «Москва слезам не верит» практически незаметен, но в некоторых сценах его всё-таки можно разглядеть. Гримёры старались подчеркнуть красоту Веры Алентовой, Ирины Муравьёвой и Раисы Рязановой с помощью теней серо-голубого оттенка и светло-оранжевой помады.

Искусство грима шагало в ногу со временем. Фантастическая телевизионная комедия «Чародеи» вышла в начале перестройки, тогда у гримёров появился выбор косметики. Доказательство тому – макияж Александры Яковлевой: кроме голубых теней, на веках актрисы появились фиолетовые. Вдобавок накладные ресницы.

«Интердевочка» – смелая для своего времени история о жизни ленинградских «ночных бабочек». Актрисам делали очень яркий, вульгарный макияж, который подчёркивал не только их род деятельности, но и возможности: имея валюту и связи с иностранными клиентами, героини могли позволить себе разнообразную косметику. В «Интердевочке» можно заметить яркие румяна, помаду, сложный макияж глаз и даже намёк на контурирование овала лица.

Да, сегодня возможностей у кино гораздо больше. Кроме профессиональной косметики появились компьютерные технологии. Теперь с лицом артиста можно сделать всё что угодно. Но вот загадка: в прежние времена гримёры почему-то умели изменять внешность так, чтобы при этом сохранялась и подчёркивалась актёрская индивидуальность. А сейчас, когда возможности безграничны, – индивидуальность оказалась стёрта. Почти все актёры и актрисы сегодня на одно лицо.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №42, октябрь 2020 года