Как живёт семья Рамзана Кадырова
25.11.2020 16:55
Как живётБратья – так он называет чеченцев, причём это слово, как и слово «Мать», пишет с большой буквы. Он ежедневно общается с народом на улицах, многие вопросы решает по СМС или через мессенджеры. Считает себя ответственным за всё – от сохранения мира в республике до сохранения мира в семье Брата. То есть любого чеченца, живущего где-нибудь в горном селе. «Девушка неудачно замуж вышла. Кто виноват? Кадыров!» – смеётся он. В этой шутке большая доля правды. Он действительно всюду суёт свой нос, и может показаться, что все чеченцы для него – большая семья, в которой он самый старший мужчина. Однако когда заканчивается рабочий день, Рамзан Кадыров возвращается туда, где его ждут самые родные. Кто же они – члены его семьи?

Жена

Первая леди Чеченской Республики – женщина-тайна. Её зовут Медни Мусаевна Кадырова. Имя происходит от чеченского названия священного города Медины.

Она почти не даёт интервью, не ведёт страницу в интернете, нечасто появляется на публике. Но многие, кто знает семью Кадырова близко, отмечают: «Именно благодаря Медни у Чечни есть тот Рамзан, которого уважают все».

Невысокая полноватая женщина со спокойным, уверенным и в то же время застенчивым взглядом. Ни грамма косметики. Одета по требованиям ислама – открыты лишь лицо и кисти рук. 25 лет вместе. Десять своих и двое приёмных детей.

«По религии наши мужчины, мусульмане, могут жениться четыре раза. Если он захочет, решится на это, то я согласна. Я смирюсь. Я буду рада за него», – эта фраза Медни красноречиво описывает её чувства. Ради счастья мужа она готова делить его с другой женщиной.

«Многожёнство даёт мужчине возможность никого не обманывать, а честно состоять в браке сразу с несколькими женщинами. Тогда женщины станут счастливыми, они все будут состоять в законном браке с мужчиной, а не находиться в роли любовницы», – заявляет Кадыров-политик, отстаивая права мусульманских мужчин на многожёнство. Однако ему самому пока вполне достаточно одной.

«Если я женюсь, то должен найти красивее, чем моя жена. А красивее и лучше я пока не видел. Найдёте такую красивую – приеду сразу! – смеётся Кадыров, отвечая на вопросы журналистов о личном счастье, и добавляет: – Женюсь во второй раз, только если Медни Мусаевна не будет возражать против второй жены. С Медни я найду общий язык. Она меня любит. И для неё, если я получу больше счастливых дней в этой жизни, это тоже счастье».

Он часто называет её по имени-отчеству. Она же произносит его имя с благоговением – тихим голосом, точно боится потревожить сон ребёнка. «Каждый день и каждый час своей жизни я благодарю Всевышнего за то, что в моей жизни есть человек, за которого я неустанно молюсь и буду молиться, пока жива, и которому я благодарна за счастливую семью, за радость в доме, за любовь к своей земле, народу, детям, ко всему живому и неживому, что делает наш мир краше, чище и выше. Спасибо тебе за счастливые и грустные минуты нашей жизни, за трудности и за их преодоление, за то, что мы все эти годы вместе идём по жизни с Аллахом в сердце и уважением друг к другу», – написала она однажды на странице мужа в социальной сети.

А ведь эти слова вполне можно сравнить с молитвой. Впрочем, так и должно быть. Для праведной мусульманской женщины муж – на втором месте после Бога.

Они учились в одной школе в селении Центарой – сейчас оно названо Ахмат-Юрт, в честь Ахмата Кадырова. Медни Айдамирова на два года младше. И пока девочка всю себя посвящала урокам, юный Рамзан наблюдал за ней издалека. Провожал взглядом на переменах, подкарауливал на лестнице, несколько раз подолгу стоял под окнами её дома. Сейчас она признаётся, что ничего этого тогда не замечала. И лишь став старше, обратила внимание на юношу.

Ей было 17, ему 19. На дворе 1995 год. В Чечне война, каждый день погибают близкие. Рамзан вместе с отцом, муфтием Чечни Ахматом Кадыровым, находится на передовой. «Я именем Аллаха поднял всех на военные действия. Вместе с людьми дал клятву не жалеть на этой войне ни себя, ни своего состояния. Стоять до конца», – говорил тогда Ахмат-хаджи своему народу. А сыну приказал: женись!

«Шла Первая чеченская кампания. Я и сам думал, что меня убьют. И надо было продолжать свой род», – объясняет Рамзан тогдашний наказ отца.

Он явился в дом к Медни. С позволения своей старшей замужней сестры девушка вышла к нему. Добрели до ручья. Там Рамзан решился. «Я предложил ей себя», – вспоминает он. И она согласилась.

На скорую руку сыграли свадьбу, а через пару дней Рамзан снова ушёл воевать. Весь медовый месяц Медни проплакала в одиночестве. А когда муж приезжал, вытирала слёзы, и он не слышал от неё ни единого упрёка. «Он очень много страдал. Потерял отца. Потерял единственного брата. И много родственников. Ему было нелегко. И я стараюсь его понять и поддержать хоть чем-то».

«Я хочу поддержать его, чтобы со мной ему было чуть-чуть полегче», – повторяет и сегодня мудрая чеченская женщина.

«Женщина должна создавать семью, а не муж. Если жена помогает тебе, не заставляет тебя нервничать и в работе, и в жизни – это большая поддержка, – признаётся Кадыров. – Когда мы вдвоём, Медни Мусаевна делает себе причёску, одевается красиво».

О том, что у Медни хороший вкус и идеальное чувство стиля, мир узнал осенью 2009 года, когда первая леди Чечни открыла в Грозном свой собственный дом моды «Фирдаус», специализирующийся на создании национальной одежды.

Дети

«Если бы я не любил её, я бы никогда не разрешил ей рожать детей», – утверждает Рамзан Кадыров. И если измерять любовь количеством детей, то в семье Кадыровых она зашкаливает.

Он представляет своё потомство не по старшинству, а по признаку пола. Сначала – девочек. Первой в декабре 1998 года появилась на свет Айшат. Её сильно любил дед Ахмат-хаджи, называл «модницей». Это прозвище стало пророческим. Уже в 2016 году 18-летняя Айшат Кадырова «отобрала» у мамы модный дом, превратив его в огромный культурно-образовательный и интеллектуальный клуб.

Образование для семьи Кадыровых крайне важно. Сам Рамзан им особо похвастаться не может, хотя и учился в нескольких заведениях. Он признаётся: «Я вырос в селении. Простой чеченский парень. Получить высшее образование не было возможности. Не было возможности учиться так, как хотелось. По воле Всевышнего оказался в политике. Я поступил на городское строительное хозяйство. Несколько раз появился там и понял, что главное не теория, а практика. На практике больше получаешь навыков, способностей».

Восстановление республики, её развитие, сложнейшая дипломатическая работа, связанная с примирением чеченских кланов (тейпов) после кровавых распрей, – всё это и стало кадыровскими университетами. Огромное влияние на него, несомненно, оказал ислам, в котором чётко, просто и ясно прописаны советы на все случаи жизни и правила счастливого бытия.

Но, будучи сам обделённым классическим образованием, Кадыров «отыгрался» на детях. Все они прекрасно владеют арабским и в подлиннике читают священный Коран. Те, кто постарше, знают Коран наизусть – а это 604 страницы убористого арабского текста! «Два года по девять часов в день, кроме воскресенья, с семи утра, с перерывом на обед, я учила Коран. Это был огромный труд, много сил мне стоил. Никогда не забуду день, когда закончила последнюю суру и сказала об этом родителям. Высшим счастьем было видеть слёзы радости в их глазах. Всё не зря», – утверждает сегодня 21-летняя Айшат.

В начале осени этого года она, выпускница экономического факультета Чеченского государственного университета, стала первым заместителем министра культуры республики.

Интересна история замужества Айшат. Она началась в августе 2010 года. Тогда в бою в окрестностях Центароя был смертельно ранен капитан милиции, личный телохранитель Рамзана Кадырова Зелимха Мацуев. У погибшего остался сын-подросток Висхан. Рамзан все эти годы не оставлял без внимания семью погибшего друга, присматривался и к Висхану. Когда парень окончил Грозненское суворовское военное училище МВД России имени А. Кадырова, представил его своей дочери Айшат. Ей – 18, ему – 19.

Свадьбу сыграли спустя две недели после знакомства. Сейчас первый зять Кадырова Висхан Зелимхаевич Мацуев работает начальником управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Чеченской Республике.

«Без религии нет личности» – эти слова любят повторять в семье Кадыровых. Большая семья живёт в огромной резиденции, где главной достопримечательностью является небольшая «домашняя» мечеть.

Итак, у Рамзана и Медни шесть дочерей: Айшат (родилась в 1998 году), Карина (2000), Хеди (2002), Табарик (2004), Ашура (2012) и Эйшат (2015). И четверо мальчиков: Ахмат (2005), Зелимхан (2006), Адам (2007) и Абдуллах (2016).

Все они растут прежде всего законопослушными мусульманами, а это значит – выполняют требования ислама. «Прежде всего я внучка своего дедушки и дочь своего отца, – с гордостью говорит Айшат. – Я обязана всем своей семье. Больше всего я ценю правду. Мне на физическом уровне становится больно от лжи. И все другие качества без правды теряют свою ценность».

«Я хочу, чтобы девочки стали хорошими домохозяйками, а пацаны пусть сами решают, кем быть», – говорит Кадыров о детях. В 2007 году он усыновил двоих братьев Даскаевых – сирот из детского приюта, от которых отказались родственники.

Мать

«Мне было шестнадцать, когда началась война. Я не видел детства. Я не знаю, что такое детство. И не чувствовал никогда себя ребёнком! Понимаешь? Всё, что я помню, – это война, убийства. В пятом классе образование уже начало ломаться, не было места, где учиться. Когда рассказывают, что бывает интересное детство и молодость, мне очень интересно слушать. А сам я, когда… когда… когда… Я всегда был в подчинении, но я любил подчиняться своему отцу, и поэтому мне судьба моего народа небезразлична. Если я всё забуду – что я мусульманин и что я… то я всё равно сын своего отца, который отдал жизнь во имя народа», – рассказывает Рамзан Кадыров.

В 17 лет он начал воевать. В 28, сразу после гибели отца, стал первым заместителем председателя правительства Чечни. В 29 – председателем правительства, в 30 – главой небольшого, но горячего региона.

Самым тяжёлым был 2004 год. 9 мая в результате теракта погиб отец – президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров. 31 мая от сердечной недостаточности умер единственный родной брат – Зелимхан. По одной из версий, он не выдержал потери отца. По другой – причиной смерти стали последствия автоаварии, в которую старший брат Рамзана попал в октябре 2003-го.

«У мусульман нет чужих детей», – сказано в сунне пророка Мухаммада. И, разумеется, четверых племянников Рамзан тоже взял под своё крыло.

В это сложное время ему, как и всегда, помогала мама Аймани Несиевна. Сегодня она самая влиятельная женщина Чеченской Республики, пример щедрости и материнской любви. Спустя два года после смерти старшего сына Аймани усыновила 16-летнего воспитанника грозненского приюта Виктора Пиганова. Затем – ещё одного подростка. Следуя её примеру, многие чеченцы стали забирать в свои семьи сирот и одиноких стариков. Вскоре во всей республике не осталось ни одного приюта!
«Детские дома, дома престарелых – это не по чеченским обычаям, – уверен Рамзан. – Если в роду есть хотя бы один мужчина, он не должен бросать своих детей, а тем более стариков, которые всю жизнь ради них трудились. Бросить в самое трудное время детей и стариков – это неправильно и даже самый большой грех».

«Если у вас есть внуки, значит, всё вы сделали правильно в жизни», – гласит чеченская мудрость. У 67-летней Аймани Кадыровой 27 внуков и 26 правнуков! Цифры говорят сами за себя.

Путём Ахмата-хаджи

В семье Кадыровых не пьют алкоголь и не курят. Почти не смотрят телевизор. Зато много молятся, занимаются спортом, читают и работают. Ужинать стараются вместе.

Кадыров-старший предпочитает национальную чеченскую кухню. Например, жижиг-галнаш – отварное или сушёное мясо с галушками из кукурузной муки. Или чепалгаш – лепёшки с творогом, хингалш – с тыквой. На сладкое – мёд. В меню Кадыровых – продукты только российского производства, предпочтительно из Чеченского региона. «Если жена купит иностранное – разведусь!» – сказал как-то Рамзан.

Он патриот до мозга костей, «пехотинец Путина», как сам себя называет, не давая расслабиться западным и отечественным либеральным СМИ, которые ловят каждое слово чеченского лидера, чтобы подвергнуть его критике. А недавно взялись и за его семью.

Летом 2020 года Госдепартамент США ввёл санкции в отношении Медни и двух старших дочерей Рамзана. На что сразу же отреагировала Айшат, заявив: «Я всегда полагала, что моя скромная моральная поддержка Отца (так в тексте. – Ред.) остаётся незаметной, и предположить не могла, что стану настолько известной в далёкой стране за океаном, что моё имя будет включено в какие-то там их списки. Но именно этот факт позволил мне ещё раз убедиться, что я всё делаю правильно! Я следую исключительно правильным Путём Ахмата-хаджи Кадырова, и в Команде КРА я – самый счастливый человек!»

В команде КРА (Кадырова Рамзана Ахматовича) очень много его родственников и близких друзей. Да, он окружает себя «своими». Да, он не церемонится с теми, кто вносит смуту в жизнь республики. Да, он резок, не толерантен, авторитарен. Но сегодня все в Чечне подтвердят, что возрождённый из пепла Грозный – это заслуга Рамзана. Чечня – самый трезвый регион России и один из самых спокойных, а с недавних пор это ещё и туристический центр. В рейтинге глав регионов Рамзан Кадыров – второй после мэра Москвы Собянина. В самой же Чечне практически всё население, а это почти полтора миллиона человек, почтительно склоняет голову перед Рамзаном, а значит, и перед его Семьёй. Это слово Кадыровы тоже предпочитают писать с большой буквы.

Людмила ЛОПАТНИКОВА
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №46, ноябрь 2020 года