Владимир Басов и три главные красавицы Советского Союза
26.11.2020 18:00
БасовАктёром он был необыкновенным. Его некрасивость поначалу отталкивала, но уже через минуту Владимир Басов покорял своим невероятным обаянием и кипучим темпераментом. Незабываемы его герои: «секретный» маклер из фильма «По семейным обстоятельствам», Дуремар из «Буратино», постоянно бегающий в туалет начальник главка из «Москва слезам не верит», философствующий полотёр, у которого свистнули пальто в «Я шагаю по Москве», милиционер в «Операции Ы»… Внешность не давала ему играть главных героев, но басовские эпизодические «злодеи» часто получались более выразительными, чем центральные персонажи. Ведущий режиссёр «Мосфильма» Владимир Басов, чьи картины собирали огромную кассу, работал невероятно много, снимал по-голливудски быстро, являлся прекрасным организатором – заводным, стремительным, но в то же время был человеком, в общении далеко не простым.

Вынесли на руках

Карьеру в искусстве он начал в два года. Двоюродная сестра-студентка однажды притащила Вову в клуб, где выступала в спектаклях агитационного театра «Синяя блуза» – им понадобился ребёнок, который символизировал бы прекрасный новый мир. Владимир Павлович вспоминал с иронией: «Меня выносили на руках в финале представления, и я должен был смотреть в зал лучистым взглядом. Наверное, это у меня лихо тогда получилось, потому что до сих пор помню аплодисменты в мой адрес».

Официально считается, что Владимир Басов родился 28 июля 1923 года в селе Уразове (ныне – Курская область). На самом деле это знаменательное событие произошло годом позже, просто в 1941-м Басов подделал документы, чтобы попасть на фронт.

Впрочем, родиться Володя мог где угодно – отец был военным, и их семья постоянно переезжала; мать преподавала в школах военных городков. После гибели отца в 1931 году в результате несчастного случая семья перебралась в Москву, где в 1941 году Владимир окончил десятилетку.

А потом была война, которую он прошёл от звонка до звонка. На фронте организовал художественный ансамбль, который дал более 150 концертов для бойцов. Но самодеятельностью Басов не прикрывался – командовал миномётной батареей, в феврале 1945-го был тяжело контужен в бою. Победу встретил в звании капитана и с множеством боевых наград.

Его ждала блестящая военная карьера, а он предпочёл кинематограф. В 1948-м поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, а спустя пять лет снял свой первый фильм «Нахлебник».

«Сколько себя помню, я всегда жаждал играть, – признавался Басов. – Это было и в детском саду, и в школе, где я изображал испанских грандов и всех мушкетёров подряд, и в театральной студии при МГУ, и даже на фронте». Чудом он сохранил довоенную газетку, в которой какой-то провидец опубликовал рецензию: «Володя Басов будет режиссёром».

Всеядный

Незадолго до кончины Басов сказал, что всю жизнь снимал одну и ту же картину – о людской совести. Ну, здесь он немного слукавил, может быть, внутренне и чувствовал некую сквозную тему своих фильмов, но на самом деле все они удивительно разные. Обычно режиссёры тяготеют к какому-то одному жанру: есть комедиографы, есть «современщики», «историки» и так далее. Басов же был всеядным – он снимал комедии, детективы, экранизации классики, производственные драмы, фильмы о революции, и всё у него получалось хорошо, откровенные провалы («Нейлон 100%», например) случались редко.

Работал режиссёр невероятно быстро, что удивительно для нашего разгильдяйского кинопроизводства. Бывало, в год снимал по две картины. 4-серийный «Щит и меч» – почти шестичасовой телефильм! – сделал всего за полтора года.

У картин Басова были огромные сборы. На «Тишину» билеты заказывались на предприятиях за два месяца до премьеры (30,3 миллиона зрителей), «Битва в пути» собрала в прокате 40 миллионов зрителей, «Щит и меч» – 134,5 миллиона зрителей (по всем сериям). За несколько лет до «Семнадцати мгновений весны» Владимир Басов снял первую советскую ленту о разведчиках времён войны без штампов и глупых фрицев, зато с острым сюжетом, отличными актёрскими работами, сильными характерами и чувством уважения к силе и уму врага.

Зарабатывая для государства своими картинами миллионы, для себя Басов ничего особенного не требовал, жил с женой и двумя детьми в маленькой кооперативной квартире. Жена, актриса Валентина Титова, еле уговорила его пойти в Моссовет. Когда Басов показал чиновникам список своих фильмов, те просто глаза выпучили – и тут же подписали нужные бумаги на жильё. Вскоре семья Басова переехала в большую квартиру на улице Горького.

Сын спрашивал его: «Папа, а почему ты не народный артист Советского Союза?» Владимир Павлович отвечал: «А потому что я для них шут, а несерьёзный человек не может быть народным артистом. Женя Матвеев, Серёжа Бондарчук – вот это да. А я же для них комик, они не помнят, что я снял «Тишину», «Щит и меч», «Опасный поворот», они помнят меня в комедиях, в «Операции Ы».

И всё же Басов получил это звание в конце жизни. Вероятно, киноначальство сделало режиссёра народным артистом СССР, узнав о его тяжёлой болезни. Но Басову это уже было не особо интересно.

Кофе и сигареты

Не очень требовательный в быту, Владимир Павлович, тем не менее, любил попижонить, хорошо и модно одевался, благо деньги водились. Только вот подолгу не задерживались – Басов тратил их легко, не считая. Приезжая за границу, сразу отправлялся в магазины, выбирал себе потрясающие костюмы, рубашки. Вокруг него всегда вертелось много народа – ведь в соцстранах Басова знали, там шли многие его фильмы.

Не мог жить без машин, отлично водил. Начинал с «Москвича», а уже потом менял «Волги», которые в те времена никому просто так не доставались, а ему их пригоняли прямо с завода. За границей покупал для своих авто какие-то особые зеркала, чехлы, другие причиндалы.

В ресторане «Националь» у него был «свой» официант, который доставал импортные сигареты блоками. Басов курил только хорошие американские, купить такие в киоске было невозможно. Курил много – когда писал сценарий, ничего не ел, только чёрный кофе и сигареты, и так месяца два. А потом съедал целую кастрюлю щей. При таком образе жизни алкоголь, вероятно, был для него необходимой разрядкой.

Иногда Басову доставляло огромное удовольствие пользоваться своей известностью. Например, заходил в магазин – и прямо к директору. И тут же из подсобки появлялись икра, салями, карбонад…

С сильными мира сего всегда держался на равных. Мог войти в кабинет секретаря ЦК Суслова и сказать: «Михаил Андреевич, в чём дело? Почему моего друга не выпускают за границу?» «Разберёмся, – говорит Суслов, набирает номер телефона и приказывает: – Разрешить». Так же Басов ходил к секретарю московского горкома Гришину, пробивал друзьям квартиры, хотя для себя не просил. У него получалось то, чего никто не мог сделать.

Режиссёрам с ним было очень трудно, потому что он сразу завладевал аудиторией, и режиссёр оказывался как бы ни при чём. Басов принимался командовать: «Так, вот это сюда, это туда, внимание, снимаем!» Оператор начинал его слушать, выдвигали камеру, меняли композицию.

И актёрская работа у Басова была, надо сказать, своеобразной. Он никогда не читал весь сценарий. «Я знаю свой эпизод, а читать про то, что в начале, что в конце фильма, у меня нет времени», – говорил мэтр. Но уж эту свою маленькую роль выдумывал себе сам и как режиссёр выстраивал начало, конец и кульминацию.

Басов не мог просто войти и поздороваться. Он появлялся с каким-нибудь анекдотом, шуткой, историей. Его обожали все. По вечерам в доме Басовых собирались талантливые люди, компании засиживались до двух-трёх часов ночи, а в семь уже нужно было идти на работу. Но все неудобства искупались неповторимой атмосферой дружеских разговоров. А друзьями Басова были режиссёры Алов, Наумов, Чухрай, Тодоровский. В компаниях его ждали как великого развлекателя.

«Он привязал мою душу к себе»

Владимир Басов был трижды женат. И все его жёны – красавицы-артистки: Роза Макагонова, Наталья Фатеева, Валентина Титова. И со всеми жизнь не сложилась. Он женился на красивых женщинах, но в семейной жизни был несчастлив, хотя никогда этого не показывал. Басов всегда делал вид, что у него всё хорошо.

С Макагоновой Басов учился на одном курсе, она была почти ровесницей, он снял её в своих первых фильмах. Супруги прожили вместе пять лет, а потом Владимир Павлович увлёкся юной Натальей Фатеевой, которая была моложе его на десять лет. Режиссёр пришёл в партком «Мосфильма» и сообщил: «Развожусь с Макагоновой, женюсь на Фатеевой» – и ушёл из дома с одним чемоданом.

В басовском фильме «Случай на шахте №8» Наталья Фатеева снималась уже беременной. Родился сын, теперь известный как Владимир Басов-младший, актёр и режиссёр. Но когда через три года Басов снимал Фатееву в «Битве в пути», их семейные отношения уже разладились. Владимир Павлович крепко выпивал и дико ревновал супругу к её ослепительной внешности, к успехам в кино, которыми она была обязана не только ему. Кричал во время семейных ссор:
– Когда же ты постареешь? Когда тебе будет, наконец, тридцать лет?

И это несмотря на то, что Фатеева его очень любила. Впоследствии актриса признавалась: «Я всю жизнь сожалела, что Владимир Павлович Басов пил и мы с ним расстались. Потому что это был мой человек. Он привязал мою душу к себе».
Так или иначе, Наталья Николаевна не стала ждать старости с Басовым и в 1960 году ушла от мужа.

Лишить материнских прав

21-летнюю актрису Валентину Титову Владимир Басов увидел на студии «Мосфильм» – и влюбился как мальчишка.

Вот как об этом вспоминает сама Титова: «Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется в студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что в студии появилась красавица-студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла».

Только за Валентиной закрылась дверь, как Владимир Павлович объявил всем присутствовавшим: «Я женюсь!» Он однозначно решил, что молодая неопытная актриса снимется в его «Метели», но Титова была ученицей Товстоногова, её готовили только для сцены. Тем не менее Басов во всех инстанциях сумел добиться утверждения её на роль.

У Валентины в ту пору был роман с Вячеславом Шалевичем, но Басов оказался настойчивым кавалером и своего добился. Причём сил и времени на это потратил немало. Когда актриса уехала в Ленинград, Владимир Павлович при любой возможности мчался к ней и буквально часами просиживал в машине возле БДТ. В перерывах между занятиями в студии Валентина выбегала к нему, и они ехали обедать в ресторан.

Так продолжалось месяца два. Наконец Басов отважился на решительный шаг. В один из дней он накрыл роскошный стол в гостинице «Европейская», пригласил Титову и всех её однокурсников. Владимир Павлович произнёс прекрасный тост и официально попросил руки возлюбленной. Это выглядело так торжественно, что друзья посоветовали девушке не отказываться от предложения. Да и не кто-нибудь замуж завёт – известный режиссёр!

Когда Владимира Павловича впервые увидела тёща, реакция была мгновенной: «Разводиться, сейчас же». Ведь Басов, кроме того что не красавец, ещё и был старше жены на 18 лет. Но Владимир Павлович к встрече с Валиной мамой подготовился основательно. Улыбнувшись своей фирменной улыбкой, Басов раскинул руки в стороны:
– Марья Ивановна! Если бы я узнал вас раньше, чем Валю, я бы женился на вас!

Сердце строгой женщины было покорено.

Когда в 1965-м в семье появился сын Саша, его родители ещё не были расписаны, и какое-то время ребёнок носил фамилию Титов и отчество Валентинович (от имени матери). В 1969 году родилась дочь Лиза.

Валентина Титова вспоминала, что с рождением детей у Басова началась совершенно другая жизнь: «Чтобы что-то получать, человек должен отдавать себя. Так и Басов – отдавал себя детям, получая взамен их любовь… Он был очень хорошим отцом. Всё свободное время проводил с детьми, никогда не ругал их за двойки. Если чувствовал, что Саша и Лиза устали, разрешал пропускать занятия в школе – писал учителям записки. Уезжая на съёмки и оставляя детей с папой, я знала, что всё будет в порядке. Он и обед приготовит, и спать уложит».

Они прожили вместе 12 лет, режиссёр снимал жену во всех своих фильмах. Но последние два года их совместной жизни, по признанию актрисы, оказались чудовищными – муж, завязавший было с алкоголем, снова начал пить. Знаменитые соседи Басова и Титовой, режиссёры Чулюкин и Таланкин, подтаскивали Владимира Павловича к двери квартиры и оставляли у порога…

Даже после развода Басов пытался удержать Титову, хитрил. Написал в Моссовет заявление, что они с Валентиной помирились, и на основании этой бумаги им отказали в размене квартиры. Хитрость не сработала – Титова ушла из дома к кинооператору Георгию Рербергу. Басов страдал, уверял детей, что мама скоро вернётся и им не стоит спешить с переездом к ней. Увы, этого не произошло. Тогда Владимир Павлович даже затеял процесс о лишении материнских прав, но и этот отчаянный шаг не помог ему вернуть любимую женщину.

Словно волшебник

Снимая свою последнюю картину «Семь криков в океане», Басов уже ходил с трудом, опирался на палочку – сказались последствия инсульта.

Второй удар настиг его в сентябре 1987 года в ванной, когда Владимир Павлович, уже плохо владея руками, решил самостоятельно побриться. Умер он мгновенно.

Все роли Басова-актёра наполнены юмором, колоритны, невероятно органичны и достоверны. Он сыграл в десятках фильмов и всегда поражал тем, что даже отрицательных персонажей, словно волшебник, превращал в обаятельных людей. Это потому, что сам был удивительно обаятельным человеком.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №26, 2013 года