Дед опередил своё время
03.12.2020 00:00
Такого никогда не видели на Северо-Западе

Дед опередил своё времяДобрый день! Я ваша постоянная читательница. Когда-то давно, лет пять назад, моё письмо было опубликовано на страницах газеты, спасибо вам! Каждый понедельник ищу возможность выехать в город и купить новый номер. Сейчас живу на окраине Санкт-Петербурга, и в радиусе пяти километров газету не продают. Это не жалобы, а признание в любви! За любимой «Моей Семьёй» всегда готова съездить.

Дело даже не в том, что в детстве трава зеленее и бабушка с дедушкой молоды и, главное, живы. Наша дача тридцать лет назад действительно была райским местом для меня, маленькой.

Вот мы шагаем три километра через лес. На дачу. Я, кажется, даже не ною. По крайней мере, не помню такого. А помню – настолько ясно, что, закрывая глаза, кажется, будто это было позавчера, – что на дачу шагалось весело, легко, в предвкушении приключений и при этом очень и очень спокойно. Сейчас, даже после йоги, массажа, бассейна и хамама такого чувства не возникает, а тогда оно присутствовало. Всё было легко и просто.

Все эти три километра пешком до дачи не кажутся пыткой. Ведь мой любимый дед, суровый и красивый, шутит со мной, сочиняет стишки и, если я устаю, усаживает меня на плечи, а я картаво вещаю:
– Деда, я твой рюкзак!

А наша дача не сравнится ни с одним современным коттеджем, ни с одним особняком. Ведь наш дом словно из мультика. Верхняя часть, где прячутся пара кладовок и небольшая комната – я гордо называю её «второй этаж», – из дерева и окрашена в канареечный жёлтый цвет. И формой – острый треугольник. К тому же, дед все места креплений на шифере залил гудроном. Бабушка ворчит, а я хлопаю в ладоши от восторга: теперь-то у нас не просто дом, а настоящая божья коровка! Нижняя часть дома, нужно отметить, не жёлтая, а оранжевая. В дополнение – все окна витражные, а вместо ставней по периметру окна белая «шуба» из цемента с керамзитом. Даже сейчас, когда я читаю детям сказку «Пряничный домик», у меня перед глазами не иллюстрации автора, а наша дача.

Такие сладкие названия, как клематисы и рододендроны, знакомы мне и моему троюродному брату с дачного советского детства. Первый спор – у кого на даче этих цветов больше. Мы перекрикиваем друг друга, стараясь перечислить цвета и сорта любимых цветов. Второй постоянный спор – какая икра вкуснее, чёрная или красная. Но про икру – это уже другая история. А на даче росли всевозможные цветы, невиданные в то время на Северо-Западе. Их привозили из Сибири и Прибалтики, из Москвы и Крыма. И каждое название цветка было «вкусным», как название конфет.

Мой дед возвёл не только дом, сарай, парник и прочие хозяйственные постройки, он продумал и воплотил в жизнь систему орошения. Над нашим небольшим, но таким милым сердцу участком возвышались четыре бочки для полива. Они тоже были окрашены в яркие жизнеутверждающие цвета. Синяя, зелёная, изумрудная… Сейчас в интерьерах кафе и клубов, оформленных в стиле «лофт», такие цветные бочки встречаются часто. Я с умилением вспоминаю дачу.

Дед опередил своё время. Работал водителем «КамАЗа», но при этом такой дизайнер! Хочу отметить, что никакими пошлыми цветочками-ромашками ни бочки, ни колодец украшены не были, только форма и цвет, без лишних декоративных элементов. Колодец выглядел как наш домик в миниатюре. А ещё была волшебная беседка, обвитая теми самыми клематисами. Сине-голубая деревянная беседка и сине-фиолетовые клематисы. Для меня сочетания тех цветов станут любимыми на всю жизнь.

Эти волшебные пять соток – да, даже не шесть – вмещали и приличный яблоневый сад. Ну, и пару грушевых и сливовых деревьев тоже. Яблони были как на подбор, и побольше, и поменьше, по участку рассажены грамотно. Плодоносили поочерёдно с весны и до поздней осени. И как неизменный атрибут могучих деревьев – верёвочные качели. Только гамака не было. Эх, жаль!

Конечно, в таком замечательном милом местечке и приключения под стать. И друзья появлялись настоящие, и речка бурная, с чистейшей водой и кувшинками по берегам, и даже место с глиной. Какие чашечки мы с друзьями лепили! И лес там тоже поблизости.

Лес и речка остались прежними, только краска потускнела на фасадах дома. Беседки нет. И дедушки с бабушкой нет. Теперь мои мама и папа – бабушка и дедушка.

Яблоневый сад поредел. Правда, всё ещё стойко переносит холодные зимы, которые сейчас почему-то без снега. Я теперь живу далеко, но всё равно каждое лето мчусь за тридевять земель в эти осколки моей сказки. И очень хочу, чтобы наша дача стала уже для моих детей тем самым волшебным, сказочным местом, куда хочется идти даже пешком три километра через лес и не ныть. Потому что таких иссиня-фиолетовых клематисов нет больше нигде в мире. И наш пряничный домик, хотя и старый, зато добрый.

А качели обязательно будут. Деревянные, на самой крепкой и высокой яблоне.

Из письма Дарьи Панчиду,
Санкт-Петербург
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №47, ноябрь 2020 года