Гусиная «многоходовочка»
10.12.2020 00:00
Увеличиваем нашу партизанскую осторожность

ГусинаяЗдравствуйте, дорогая редакция! Давненько я вам не писала о нашей паре гусей Стёпе и Клаше, истории о которых дважды появлялись на страницах «Моей Семьи». А между тем у них всё замечательно, в этом году исполнилось шесть лет, как они живут у нас.

Казалось бы, мы узнали об их повадках и умственных способностях всё, что возможно. Однако постоянно появляются новые поводы для удивления.

В предыдущих письмах я рассказывала, что мы не даём им высиживать птенцов, то есть не оставляем яйца в гнезде. Но гуси не хотят мириться с таким произволом и к концу кладки начинают искать способ сохранить яйца. Шансы на это увеличиваются только в одном случае: перестать откладывать яйца в сарае и сделать гнездо в камышах на болотце за огородом. Клаша и Стёпа ищут там укромное местечко, обустраивают и ходят туда тайными тропами.

Казалось бы, всё идёт как надо, но докучливые хозяева и там достанут. Так было первые два года. Затем гусики подумали-подумали и увеличили свою партизанскую осторожность в разы. И выиграли в борьбе за яйца!

Три года хозяева оставались с носом. Часть яиц пропадала бесследно. Это называется «ни себе, ни людям», ведь гусят тоже нет, поскольку наши инкубаторские горе-родители не умеют их высиживать. Инстинкт на этой стадии даёт сбой.

В прошлом году мы предприняли отчаянную попытку взять реванш и выследить гусиков. С утра пораньше парочка отправилась на болото, а за ними, с дистанцией метров сто, последовала я. Муж остался во дворе наблюдать за всеми нами в бинокль.

Стёпка с Клашей, конечно, меня заметили – ведь я двигалась не по-пластунски, а обычным способом, – но не подавали виду. Дойдя до болотца, они повернули от него налево по маленькому ручейку в степь. Протопали немного и стали щипать траву. Понятное дело, там не было никакого гнезда, место открытое. Пощипав траву, парочка встала как вкопанная, переговариваясь между собой и, образно выражаясь, «рассматривая свои лапы». Стало понятно, что ничего интереснее этого занятия для них не существует и, возможно, они посвятят ему целый день. Разведчик, то есть я, быстро утомился на солнце, заскучал и вернулся на исходный рубеж не солоно хлебавши.

Дальше – со слов мужа. Как только гуси увидели, что я ушла, они тут же бросили рассматривать свои лапы, повернулись на 90 градусов, направились ко второму болоту и скрылись в камышах. А это обширные заросли, не чета первому болотцу, попробуй найди их там! В общем, в очередной раз было доказано: гусям ума не занимать.

В этом году в борьбе за гусиные яйца победили хозяева, но только потому, что болото из-за сумасшедшей жары пересохло ещё в июне, пожухла трава, и гусиная семья предпочла остаться в своём дворе, где траву поливают.

Купались гусики в обыкновенных оцинкованных ваннах, одна побольше, другая поменьше. Стёпа, как правило, занимал ту, что побольше. Клаше она тоже нравилась, но супруг уже мало внимания обращал на женские желания, поскольку кладка закончилась, инстинкт поугас. Ванну он не уступал. И тут мы стали свидетелями женской хитрости.

Как только Стёпа забирался в большую ванну, Клаша исчезала из поля видимости супруга, пряталась за сараем и затихала. Гусак, обнаружив пропажу гусыни, поднимал переполох, выбирался из ванны и бежал искать Клашу. И тут наступал её звёздный час: поскольку Клаша проворнее Стёпы, она быстро добегала до большой ванны и забиралась в неё!

Со стороны эта «многоходовочка» выглядела уморительно, она повторялась не раз и не два, так что о случайности не могло быть и речи. Лишь иногда Стёпка не реагировал на этот номер Клаши, и тогда гусыня выглядела очень обиженной и раздосадованной. Впрочем, бывали дни, когда Клаша без всяких фокусов сразу забиралась в «свою» ванну, и купание проходило мирно и ко всеобщему удовольствию.

Одним словом, женское настроение непредсказуемо, и Стёпе расслабляться не приходится. Да оно и хорошо, иначе он окончательно разжирел бы, сидя «на диване», а так только успевай за Клашей, ведь ей скучно на одном месте. Он может не уступить ей первенства у миски с едой, когда закончится кладка, но его роль охранника и защитника гусыни неизменна, и потому Стёпа всегда при Клаше. И нам отрадно наблюдать за их дружной семьёй.

Из письма Натальи Дробашко,
Алтайский край
Фото из личного архива

Опубликовано в №48, декабрь 2020 года