Как снимали Лужкова
23.12.2020 20:39
Как снимали Лужкова«Юрий Михалыч, почему вы всегда носите кепку? – «Пробовал шапку – горит» – этот несмешной анекдот о Лужкове появился уже в 2000-е годы, когда несколько журналистов подвергли критике работу мэра Москвы. Тогда же появились выразительные прозвища столичного градоначальника – «Властелин колец» (транспортных), «Муж своей жены», «Старик Батурин». Ведь пока Юрий Михайлович руководил столицей, его супруга Елена Батурина стала самой богатой женщиной России с состоянием, которое оценивалось в 1,2 миллиарда долларов. Прошёл год после смерти Юрия Лужкова, и настало время вспомнить о нём.

Смотрите и восхищайтесь

Образ «лужковской Москвы» создавался в девяностые. В стране – бедность, разгул бандитизма, разруха. А по Москве носятся дорогие машины, работают рестораны, клубы, казино, в которых люди за ночь просаживают состояния. Открываются очень дорогие магазины, галереи, театры, выставочные и концертные залы. Создаются телеканалы, призванные освещать кипучую деятельность столичной мэрии, и в первую очередь главы города Юрия Лужкова.

Я работала корреспондентом на одном из них, телеканале «ГКТ», который чуть позже перерос в канал «Столица». Будучи придворными репортёрами, мы шутили: «За Лужком разве что в туалет не ходим». Снимая репортажи о его работе, заставляли зрителей восхищаться его энергией, юмором, хозяйственностью. Перед глазами до сих пор проносятся кадры отснятых материалов: вот он отчитывает нерадивого префекта, вот проверяет работу плодоовощной базы, вот награждает артиста, играет в футбол со звёздами, открывает станцию метро, готовит городской праздник, контролирует сооружение храма Христа Спасителя, закладывает небоскрёбы Москва-Сити, реконструирует МКАД.

Никто не спорит с тем, что при Лужкове Москва изменилась. Появились Третье транспортное кольцо, монорельсовая дорога (стоимостью 221 миллион долларов; ныне почти не используется и приносит убытки), открылось несколько новых станций метро (сейчас открывается в десять раз больше). Именно Лужков начал программу сноса ветхого жилья. Правда, заодно стёр с лица земли исторические здания-памятники, на месте которых возникли новостройки «лужковского стиля».

При Лужкове уровень жизни в Москве стал значительно выше, чем в среднем по стране. Появились «лужковские надбавки» к пенсии, лужковские денежные выплаты за каждого новорождённого в молодых семьях. Впрочем, мэр доплачивал москвичам не из своего кармана, да и всё это – копейки, которыми столичная власть откупалась от народа. Официально размер столичного бюджета был сравним с бюджетами некоторых небольших стран, чем так любил хвастать мэр: «Бюджет Москвы больше бюджета Украины, и следующая наша цель – сравняться по бюджету с Баварией».

А сколько неподконтрольного «чёрного нала» крутилось в Москве – посчитать невозможно. Даже в районных управах маленькие начальники буквально сидели на золоте. Что же творилось на самом верху?

Борис Немцов обращался к руководству страны, требуя привлечь Лужкова к уголовной ответственности за коррупцию: «Только за последние десять лет Лужков подписал десятки постановлений, позволивших жене получить право на застройку 1300 гектаров московской земли. Кроме того, решением московского правительства была разрешена приватизация ДСК-3, крупнейшего производителя панельных домов в Москве. В результате приватизации Батурина стала контролировать около 20 процентов рынка жилья в Москве».

«Стоимость строительства дорог в Москве самая высокая в мире – данный факт не можем объяснить ничем, кроме запредельной коррупции и монополизации дорожного рынка».

Соединить сердца

Как Лужков и Батурина оказались на одном брачном ложе?

Путь был долгим и тернистым. Ведь когда Юрий Михайлович встретил Елену Николаевну, ему было уже за пятьдесят.

Детство Лужков провёл в бараках у Павелецкого вокзала, и родители-работяги сына не баловали. Окончив школу, поступил в знаменитую «керосинку» – Институт нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина. Там познакомился со своей первой женой Мариной, дочерью крупного чиновника в Министерстве химической промышленности СССР. Жена подарила Юрию двоих сыновей, а тесть «двигал» его по служебной и партийной линии, так что вскоре Лужков сам стал чиновником в том же министерстве.

В 1988 году Марина умерла от рака. А за год до этого Лужков познакомился с Еленой Батуриной. Она тогда служила в Мосгорисполкоме секретарём комиссии по кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, где Юрий Михайлович состоял председателем. В свободное время Елена претворяла в жизнь задачи своей комиссии, то есть сама занималась кооперацией и предпринимательством – открыла ТОО «ИНТЕКО», специализирующееся на изготовлении пластиковых изделий.

Идея соединить свои сердца, видимо, витала в воздухе – Юрию и Елене для полного счастья оставалось лишь объявить, что теперь у них всё общее – коммерческая деятельность, государственная служба и личная жизнь.

Они поженились в 1991 году. В 1992-м Лужков становится мэром, и пластмасса от Елены заполнила всю Златоглавую.

Журналист Виктор Баранов иронизировал: «Пластмассовые стаканчики и тарелки для сети ресторанчиков вроде «Русского бистро», открытых московским правительством, по случайности поставляются с «заводика» Елены Батуриной. И многомиллионный заказ на изготовление пластмассовых стульев для спортивной арены в Лужниках Батурина, видимо, также получила абсолютно без помощи мужа».

Волшебным образом

Вскоре компания «ИНТЕКО» переключается на строительство и практически получает монополию на весь строительный бизнес в столице и некоторых областях страны. «Ни один олигарх не появится без помощи власти, – любил повторять один из главных критиков Лужкова журналист Сергей Доренко. – Вот документы! – Сергей показывает телезрителям финансовые счета на английском языке, рассказывая о перекачке бюджетных денег за рубеж. – Смотрите на суммы! Вот 2 миллиона 830 тысяч. А вот ещё 830 тысяч. За кипрскую компанию подписывается «киприот» Батурин (брат Елены. – Ред.). А тут денежки уходят мимо Кипра – в Швейцарию. 206 тысяч долларов. А вот обратное движение денег. Багамские острова, заинтересованные в строительстве дома в Крылатском, отбрасывают в Мюнхен 135 тысяч. Это делается через офшорный банк с корсчётом в знаменитом «Бэнк оф Нью-Йорк». С чего это деньги из московского банка разбрасываются по планете? Почему же этот банк даёт простому московскому пареньку Батурину 30 с лишним миллионов долларов в кредит? Паренёк перебрасывает эти деньги в Германию... Вот ещё 2 миллиона 800 тысяч долларов за консультационные услуги. Вот 500 тысяч долларов – снова за консультацию. Разумеется, если вы строите дом в Крылатском, главные консультанты в таких вопросах – Багамские острова и киприоты!»

Батуринская компания чудесным образом выигрывает конкурсы на строительство. Строит, продаёт и получает баснословную прибыль. Например, по оценке специалистов себестоимость строительства 1 квадратного метра в Москве составляла от 1000 долларов. А продавались эти квартиры по самой скромной цене – 6000 долларов за метр!

Если компания Батуриной строила новый микрорайон, то Лужков заботился о том, чтобы там быстро появились метро и хорошее шоссе. И вообще вся инфраструктура мгновенно возникала самым волшебным образом. Чем не могли похвастать другие новостройки.

Литературный герой

Крупным событием столичной жизни в девяностые годы стало открытие первого мебельного магазина «ИКЕА». Чтобы добиться разрешения на строительство, шведам пришлось пройти все круги московского бюрократического ада. История получилась настолько сложной и длинной, что глава российского отделения «ИКЕА» Леннарт Дальгрен даже написал книгу о пережитом. Отношениям с «ИНТЕКО» там посвящена целая глава.

Прежде чем привести цитату, заметим, что Дальгрену так и не удалось договориться с московскими властями и первый магазин «ИКЕА» в итоге открылся не в самом городе, а в области.

Вот как описывает он свою встречу с влиятельной женщиной: «Один случай, связанный с именем госпожи Батуриной, супруги московского мэра Лужкова, – известной, амбициозной и преуспевающей бизнес-леди и самой богатой женщины в России, – долго не выходил у меня из головы. Батуриной принадлежат строительные компании и целый ряд других производств, в частности заводы, которые делают мебель из пластмассы. В одной из наших встреч неожиданно приняла участие сама госпожа Батурина. Она вошла в комнату посреди разговора и, не представившись, заявила, что если мы собираемся закупать продукцию одного из её предприятий, то делать это предстоит на её условиях. Условия эти оказались за гранью разумного и были абсолютно неприемлемыми. Потом нам говорили, что это разногласие сыграло роль красной тряпки в наших последующих переговорах с её супругом о строительстве «ИКЕА» на Кутузовском проспекте».

«До сих пор не могу поверить, что это может быть правдой», – добавляет в конце Дальгрен, видимо, чтобы избежать судебного иска за клевету от Батуриной.

«Немцы» – так писатель Александр Терехов называет столичных чиновников лужковской поры, полагая, что человеческого в них было не больше, чем в фашистах. Вот какие жизненные принципы провозглашают герои этой книги: «Трудно отказываться, когда можешь забрать всё», «Если всё стекается непрерывно в одно место, вы представляете, сколько это?», «Под каждой струйкой – рот. С запасным ртом. На землю нам – ни капли».

Терехов описывает лужковских подчинённых как хищников, которые никогда не наедятся. К началу 2010 года в Москве только ленивый не говорил о коррупции в мэрии. Никакой бизнес, даже самый мелкий («ларьковый»), не мог появиться, если хозяин не «заносил» деньги куда надо. Все эти маленькие ручейки сливаются в гигантский финансовый поток. Герои книги Терехова обсуждают, как в мэрию деньги заносились чемоданами. На вершине всей этой пирамиды стоял человек в кепке, а сверху нависала гигантская тень самой богатой женщины России.

Вот как удачно некоторым женщинам удаётся выйти замуж!

Увольнение

Апрель 2010 года. Лидер ЛДПР Жириновский передаёт премьер-министру Владимиру Путину компромат на мэра Москвы Лужкова, в котором не раз фигурирует словосочетание «московская мафия». Лужкова обвиняют в том, что он «постепенно передаёт «самые жирные куски» в руки иностранных граждан, готовя себе таким образом «пути отхода». На 17 страницах описывается коррупционная деятельность столичного главы, включая факты «приватизации государственного имущества».

Лето 2010-го. Вокруг столицы горят торфяники, город окутал густой смог. Медики признали, что смертность в эти месяцы увеличилась в два раза. Горожане задыхались в полном смысле слова. А мэр города в это время уехал отдыхать. Вернувшись же, первым делом подписал постановление о создании государственно-частного партнёрства со своей женой.

Закрывать глаза на «московскую мафию» было уже невозможно. 8 сентября президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы» «в связи с утратой доверия президента Российской Федерации».

Поддержим Лондон материально

Проработав на посту мэра 18 лет, 74-летний Лужков мгновенно потерял свой высокий пост. Но не расстался с нажитым. Продав «ИНТЕКО», его жена окончательно перенесла свой бизнес за рубеж. И максимально помогает загранице, инвестируя в неё деньги, полученные в России. Например, опекала Фонд мэра Лондона, который занимается поддержкой английской молодёжи из неблагополучных семей. «Батурина не жалеет средств для юных лондонцев», – пишет местная британская газета. В Лондоне же супруга Лужкова учредила и собственный благотворительный фонд «Ноосфера», который реализует образовательный астрономический проект.

Инвестиционная группа Елены Батуриной финансирует строительные проекты в Ирландии, Чехии, Швейцарии и США. Вкладывает деньги в производство возобновляемых источников энергии в Италии, Греции и на Кипре. Как утверждает пресса, Батуриной принадлежат поместья в Англии, несколько имений в Австрии, а также гостиницы, жилые дома и невероятной красоты замок в живописном местечке Вельден. Самые дорогие отели с огромными полями для гольфа, два собственных дома на альпийских просторах, квартиры в Вене, рестораны, бальные залы, гольф-академия.

Австрия, впечатлённая количеством потраченных денег, дала Батуриной вид на жительство. Чего не скажешь о скромном Юрии Лужкове, который после отставки просил правительство Латвии дать ему ВНЖ, но получил отказ. Тогда он переехал в Лондон. Хотя сниматься любил в России.

Телекомпания НТВ создала целый сериал о Лужкове, коротающем старость в собственном поместье в Калининградской области. Он трудится на пасеке, в конюшне, в поле. После его смерти поместье досталось одному из лужковских помощников.

А вот на фасаде дома на 3-й Тверской-Ямской улице, где находится квартира в 450 квадратных метров стоимостью 600 миллионов рублей, недавно открыта памятная доска в честь Лужкова. По слухам, в квартире десять лет никто не жил, она перешла по наследству дочерям бывшего мэра. Казалось бы, крутым девицам незачем жить в российской столице. По сообщениям прессы, 28-летняя Елена и 26-летняя Ольга Лужковы имеют недвижимость в Европе и США. Однако и дочери, и Елена Батурина появились на церемонии открытия доски. По слухам, с европейским бизнесом возникли проблемы и они решили вернуться в Москву.

…Недавно один депутат Госдумы предложил назвать улицу Москвы именем бывшего мэра Юрия Лужкова.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №50, декабрь 2020 года