Тайны «Великолепного века»
14.01.2021 00:00
ТайныТурецкий исторический сериал «Великолепный век», рассказывающий об османском султане Сулеймане, его любимой жене Роксолане и об интригах в гареме, вмиг возглавил телерейтинги многих стран. Он даже повлиял на моду в арабских государствах, но в то же время вызвал многочисленные споры и спровоцировал скандалы. В некоторых странах даже требовали запретить мелодраму. Показ сериала начался в 2011 году, и за три года его посмотрели 210 миллионов человек! Почему же этот фильм пользуется таким грандиозным успехом и вызывает столь пристальное внимание?

Пугающий и захватывающий

Началось всё со встречи актрисы и писательницы Мерал Окай с продюсером Тимуром Савджи. Она предложила сделать сериал о Сулеймане I Великолепном, величайшем турецком султане, прославленном полководце, музыканте и поэте. Идея продюсеру понравилась, и он спросил у Мерал, кого она видит в роли султана. «Халита Эргенча», – последовал ответ. «Конечно», – согласился Тимур и взял время на размышление.

А надо сказать, что любой исторический фильм стоит намного дороже, чем проект о современной жизни: нужно вложить немалые деньги в декорации, костюмы, реквизит – их долго разрабатывают, а делают ещё дольше. Кроме того, съёмкам обычно предшествует длинный подготовительный период.

«Такой проект неосуществим», – сказали Тимуру коллеги. «Не ввязывайся, прогоришь!» – предупредили друзья. «А я вдруг подумал: почему среди моих любимых фильмов есть американские и европейские, но ни одного турецкого? – вспоминал позднее продюсер «Великолепного века». – Почему наши фильмы такие убогие? Возможно, потому что мы, турки, – нация, которая привыкла довольствоваться малым. И я решил рискнуть».

Рисковал Тимур очень большими деньгами, ведь он собирался делать то, что до него в Турции никто не делал, немногие верили в успех. И даже те, кто верил, – сомневались. Режиссёры «Великолепного века» братья Тайлан лаконично заметили: «Проект был пугающим и захватывающим».

Сами себя не узнали

Продюсер подошёл к производству сериала с голливудским размахом – будущей картине были предоставлены неограниченные финансовые возможности. В закрытом павильоне на площади 5 тысяч квадратных метров построили декорации знаменитого дворца Топкапы, также возвели открытые декорации бухты Золотой Рог, Большого базара, старинных стамбульских улочек.

Для исторических костюмов были специально сотканы уникальные ткани с оттиснутым на бархате османским узором. А для создания реквизита, например медных изделий, конской сбруи, обратились к старым мастерам. Каждая деталь была продумана, ведь в искусстве нет мелочей. Именно эти мелочи принесут сериалу добрую славу и… дополнительные доходы. Зрители будут обращать внимание не только на игру актёров, но и на их наряды, головные уборы, на драгоценности, которые на них надеты.

Интересно, что сами актёры, занятые в сериале, в гриме и исторических костюмах не узнавали себя (кстати, все костюмы кроились и шились для каждого артиста индивидуально). Но когда они оказались на съёмочной площадке, испытали шок от удивительных и совершенных декораций – это был настоящий дворец. Позднее кто-то из артистов, рассказывая о съёмках в «Великолепном веке», пошутил: «Я уже два году живу в шестнадцатом столетии!»

Можете переглядываться

В течение года, когда писался сценарий, Мерал Окай каждую неделю консультировалась с историками и, по её словам, чувствовала себя школьницей. Целые эпизоды обсуждались с учёными профессорами, и нередко выносился вердикт: этого не могло быть! Тогда сценарий переписывался.

Например, выяснилось, что во дворце существовали женская и мужская половины. То есть женщины не пересекались с мужчинами, и наоборот. Перед писательницей встал вопрос: как же тогда могли увидеть друг друга и полюбить сестра султана Хатидже и визирь Ибрагим-паша? Тогда в помощь влюблённым было решено построить во дворце открытые террасы; теперь они могли переглядываться друг с другом и не идти против исторической правды.

Однако в какой-то момент дело застопорилось: поправки историков стали мешать драматизму сюжета. В спор вмешался продюсер. «В конце концов, мы снимаем не документальный фильм, а художественный! – возмутился он. – Зачем создавать очередную нудятину, которую невозможно смотреть? Фильм должен быть ярким!»

Эта позиция продюсера способствовала громкому успеху сериала, но и одновременно положила начало будущим скандалам. Кстати, Тимур пытался изменить название «Великолепный век» – оно казалось ему слишком претенциозным, но сценарист настояла на своём, объяснив, что оно выражает самую суть фильма.

Падишах возвращается

На роль султана (падишаха) Сулеймана пригласили известного турецкого актёра Халита Эргенча. Вернее, он не то что был приглашён, сама роль писалась специально для него. Высокий красавец с голубыми глазами, Эргенч многое пережил в жизни – торговал коврами, выступал как танцор, играл в мюзиклах. Был период, когда актёр уехал в Америку и там пытался найти себя, но потом всё-таки вернулся домой, в Турцию.

Вспоминая о том, как ему предложили роль падишаха, артист заметил: «Я подумал: если не я, то кто? Не в том смысле, что кроме меня никто не сумеет это сыграть, а в смысле, что если мне выпал такой счастливый шанс, глупо отказываться».

Подготовительный период фильма длился полтора года. Всякое могло случиться за это время, но Халит верил в успех проекта и не соглашался сниматься в других сериалах. Он терпеливо ждал – тщательно штудировал исторические книги о жизни Сулеймана и Османской империи, занимался верховой ездой и брал уроки традиционного боя матрак, во время которого противники бьются на мечах, а щитом служит большая кожаная перчатка, надетая на левую руку.

Примечательно, что актёр внешне очень похож на Сулеймана – если верить изображениям султана на старинных портретах. К тому же он так вошёл в образ, что один турецкий историк, увидевший его на съёмочной площадке, воскликнул: «О, Аллах! Падишах почтил нас своим присутствием!»

В главных ролях

Был ещё один артист, которому предложили поучаствовать в фильме до написания сценария. Это Селим Байрактар, характерный актёр, исполнивший роль евнуха Сюмбюль-ага, – именно его имя никак не может выговорить и запомнить русская рабыня Александра, будущая супруга Сулеймана.

Вскоре определились и другие исполнители. На роль матери султана Валиде была приглашена царственная Небахат Чехре – стройная красавица за шестьдесят, чьё лицо и фигура могут служить образцом последних достижений в области косметологии. Чехре долгие годы играла в сериалах богатых женщин и очень от этого устала; она с радостью согласилась на роль Валиде.

Влиятельную жену Сулеймана – Махидевран, соперницу Александры-Роксоланы, исполнила утончённая дива Нур Феттахоглу, чья бурная личная жизнь обеспечила к ней повышенное внимание турецкой прессы.

Что касается сподвижника султана визиря Ибрагима, то сыгравший его актёр Окан Ялабык очень сомневался в успехе проекта и не сразу согласился на роль. «Меня убедили сценарист и продюсер», – признался он позже.

А вот его возлюбленная Хатидже, сестра Сулеймана, – актриса Сельма Эргеч – напротив, предприняла активные действия. Дело в том, что у неё и Халита Эргенча один актёрский агент, и, узнав о сериале, актриса попросила его подобрать ей какую-нибудь роль, что тот и сделал.

Найти Роксолану

Осталось найти подходящую актрису на главную женскую роль – русской рабыни Александры, известной в Европе как Роксолана, – будущей жены Сулеймана. Султан называл её Хюррем, что означает «весёлая», «приносящая радость», «хохотушка».

Это очень сложный персонаж – зрители должны были полюбить Хюррем и поверить, что именно она смогла затмить всех других женщин и завладеть сердцем и умом могущественного султана. Продюсер хотел, чтобы Александру-Роксолану играла неизвестная актриса, тогда бы зрители отождествляли артистку с её персонажем.

Хюррем искали целых семь месяцев по разным странам. Особые надежды связывали с Турцией, Румынией и Россией. Продюсер был согласен на то, что претендентка не будет знать турецкого языка, а станет учить его позже, ведь Александра тоже вначале не знала языка. Потом даже стали искать Хюррем не среди профессиональных актрис, а просто среди красивых девушек. Но все попытки оказались тщетными.

…До начала съёмок оставались считаные дни, а актрисы не было. Тимур как мантру повторял слова: «Мы её найдём! Мы её найдём!» И вот наконец в Германии нашли молодую актрису Мерьем Узерли. Её мама немка, а отец – турок. Крупная, немалого роста, 173 сантиметра, внешне она чем-то напоминает голливудскую звезду Дрю Бэрримор. Нельзя сказать, что карьера Мерьем в Германии была успешной (а может быть, её время ещё не пришло) – она снималась в эпизодах. В интернете даже можно найти небольшой фрагмент из фильма, в котором актриса играет девушку лёгкого поведения.

Мерьем плохо знала турецкий язык. Кстати, в школе она учила русский и может произнести несколько фраз почти без акцента. Она не горела желанием ехать на кастинг – просто отправила в Турцию свои фотографии и видео, но продюсер захотел встретиться с девушкой лично, и она всё же прилетела в Стамбул. Через два часа беседы в кафе Тимур сказал ей: «Отправляйся в Берлин и собирай вещи. У нас ты останешься надолго».

Успех и помешательство

Высокий рейтинг первых серий «Великолепного века» показал, что зрители полюбили фильм. Интригующий и драматичный сюжет, точный подбор артистов, потрясающие костюмы и роскошные дворцовые интерьеры обеспечили сериалу успех. А прибавьте к этому восточную чувственность, красиво и профессионально выставленный свет и динамичную режиссуру, и тогда поймёте, почему у этого кино столько поклонников, почему оно притягивает и завораживает – особенно женщин. Интересно, что когда показывали серии с множеством батальных сцен, рейтинг сериала падал.

Огромным успехом картина стала пользоваться на Ближнем и Среднем Востоке, в арабских странах. Авиалинии Арабских Эмиратов начали показывать сериал в своих самолётах.

Однажды на съёмочную площадку пожаловал сам наследный принц эмирата Дубай. А король Бахрейна пригласил к себе во дворец актёров, исполняющих главные роли, вручил им медали «за развитие исторического мусульманского кино» и часы «Ролекс», отделанные драгоценными камнями. Не приехавшей Мерьем (она в это время находилась в Германии) король попросил передать точную копию изумрудного кольца, которое её героине подарил султан Сулейман.

Сериал «Великолепный век» стал культовым и подхлестнул интерес к истории. В несколько раз выросли продажи книг об Османской империи и Сулеймане Великолепном, увеличилось число туристов, жаждущих посетить Стамбул и своими глазами увидеть достопримечательности, связанные с султаном и Хюррем. Женщины желали носить украшения и наряды, как у героинь фильма, а также делали заказы на домашние костюмы «как у султана Сулеймана» для своих мужей. Была выпущена серия духов, названых в честь главных героев сериала. Интересно, что свою парфюмерную линию выпустила и Гульнара Каримова, старшая дочь президента Узбекистана: на женских духах красовалась её фотография в образе Хюррем-Роксоланы, а на мужских – Халит Эргенч.

Впрочем, не отстаёт от Гульнары и актриса Мерьем Узерли, также выпустившая духи, на которых она в образе Хюррем, но уже под своим именем.

Вообще многие актёры, снявшиеся в этой картине, получили выгодные рекламные контракты. А продюсер Тимур Савджи, по данным журнала «Форбс», стал третьим в списке самых богатых людей Турции. «Великолепный век» подогрел интерес к другим турецким сериалам, и за последние два года их продажи существенно увеличились.

«Великий позор»

Однако у каждой медали есть оборотная сторона. У сериала появились не только друзья, но и враги. Среди противников было много историков, они нашли в фильме множество фактических ошибок.

Так, если бы Александра бегала по холодному дворцу в таких тонких платьях, то давно бы умерла от воспаления лёгких, заметили специалисты. Да и костюмы героинь явно не XVI века и не Османской империи, а относятся к европейской моде середины XIX века. Историков подержали модельеры, заявившие, что настоящие османские наряды были двух цветов – зелёного и фиолетового, они вышивались вручную золотыми нитями, и вообще каждый костюм шился около года!

Далее против картины выступили греческие православные священники, призвавшие свою паству не смотреть сериал. Осудили кино турецкие блюстители нравственности, отметившие слишком глубокие декольте у героинь фильма и постельные сцены. Не понравилось кино и потомку последнего падишаха Османской империи, который назвал его «великим позором».

Но самый грозный удар нанёс сериалу премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, потребовавший запретить его показ. Он назвал фильм оскверняющим величие турецкой истории и призвал принять против него судебные меры, ведь великий полководец султан Сулейман, проведший полжизни в походах, представлен здесь распутным человеком, любившим выпить.

Впрочем, эти споры лишь подогрели интерес к картине, и настоящие несчастья были связаны совсем с другими событиями.

Оборванная песня

Сериал набирал силу, его создатели собрались снять пять сезонов. Но в прошлом году скончалась писательница Мерал Окай… И фильм стал немного другим. Потом из проекта стали уходить любимые актёры.

Правда, создатели объявили, что будет ещё один сезон – четвёртый. Масла в огонь подлила актриса Мерьем Узерли. Ещё в начале съёмок она жаловалась на депрессию, на то, что ей тяжело даётся турецкий язык. Потом Мерьем вдруг отчаянно начала худеть и заниматься спортом, даже потребовала беговую дорожку в номер отеля: ей не хотелось выглядеть полноватой на фоне подтянутого друга, турецкого бизнесмена Джана Атеша. А тут ещё журналисты спросили актрису, посетила ли она за два года съёмок гробницу Хюррем в центре Стамбула. И Мерьем честно призналась – нет, не было времени, и вообще она не очень хорошо знает историю своей героини.

Контракт актрисы заканчивался в середине июня 2013 года, в начале мая она попросила отпустить её на три дня в Германию. Потом девушка захотела остаться в Берлине ещё на несколько дней, а затем перестала подходить к телефону. Трубку взял немецкий адвокат актрисы, сообщивший, что Мерьем находится в клинике с диагнозом «синдром эмоционального выгорания» и на съёмочную площадку больше не вернётся.

В турецкой прессе долго обсуждали причины её ухода: вроде бы обстановка на съёмочной площадке была доброжелательной, актрису окружали максимальной заботой – съёмки длились пять дней в неделю, но были и перерывы. Всё дело в деньгах, предположили журналисты. Мерьем была недовольна тем, что её партнёр Халит Эргенч (Султан Сулейман) получал более высокую зарплату, да ещё гонорар от продажи сериала в арабские страны.

Продюсеры пытались договориться с Мерьем, поклонники посылали ей свои фотографии с плакатами «Вернись!», но актриса не вернулась. А её друг поведал журналистам, что у девушка так измучена, словно она полтора года провела в тюрьме.

В общем, в последней серии третьего сезона роль Хюррем играет уже другая актриса, которая, кстати, старше Мерьем на 18 лет. И теперь её портрет красуется на официальном сайте сериала.

Новый, четвёртый сезон «Великолепного века» покажут в Турции в сентябре этого года, но неизвестно, будет ли он столь же успешен, как предыдущие.

Наталия ГРИГОРЬЕВА

Опубликовано в №31, 2013 года