Леопольд Моцарт. Как вырастить гения
18.03.2021 16:17
Чудо-дети

МоцартС самого утра герр Моцарт был не в себе. Ну надо же, именно сегодня олух кузнец Ганс Мюллер оказался не в форме! И выяснилось это за несколько часов до того, как известный композитор должен был представить новое произведение на суд своего покровителя и работодателя архиепископа Зальцбургского. Казалось бы, чем кузнец мог помочь в деле исполнения сюиты? Оказывается, он умело вписывал в её ткань залихватский свист. Слава богу, на выручку пришёл сын Моцарта, который оказался смышлёным малым и знатным свистуном. Премьера «Сельской свадьбы» была спасена.

Чопорный и внешне строгий герр Моцарт, если ориентироваться на сохранившиеся портреты, в своих сочинениях предстаёт перед потомками в неожиданном свете: остроумным, забавным и озорным. Ну кто, кроме него, мог вплести в классическую музыкальную канву удары хлыстом, бубенчики, звуки детских свистулек и трещоток, дамские взвизгивания, молодецкий посвист и звук мукомольных жерновов? И это в первой четверти XVIII века! Для своего времени Леопольд Моцарт – отец великого Вольфганга Амадея и очень талантливой Марии Анны – был новатором.

Он и сам был почитаемым композитором и выдающимся музыкальным педагогом. Его фундаментальный учебник «Опыт основательной скрипичной школы» пережил множество переизданий и прослужил юным скрипачам вплоть до середины XIX века.
Стать творческой личностью Леопольду было куда сложнее, чем его будущим детям, поскольку родился он в баварском городе Аугсбурге в 1719 году в семье переплётчика книг, где юному Моцарту пророчили стезю теолога. Но он страстно полюбил музыку и уже в 24 года стал скрипачом придворной капеллы, а потом и придворным композитором самого архиепископа Зальцбургского. Эта должность была неоспоримо почётной и желанной. Достаточно сказать, что в 1763 году Леопольда сменил сам Иоганн Гайдн (брат великого Йозефа Гайдна).

У Моцарта в послужном списке было много произведений, но своё главное сочинение он написал зимой 1756 года – мессу на рождение сына Йоханна Хризоста Вольфганга Теофила (Амадея). Эта месса была своеобразным жертвоприношением Всевышнему, страстной мольбой о сохранении жизни младенцу. Ведь из семерых рождённых у Леопольда Моцарта и его супруги Анны Пертль выжили только Мария Анна и Вольфганг Амадей.
Но уж зато они были не просто одарёнными детьми, а вундеркиндами.

Можно ли сделать из своего ребёнка гения лишь силой родительской воли? К счастью, нет. Иначе чрезмерно рьяные родители могли бы уморить своё чадо, извлекая из него несуществующую «гениальность». Считается, что впервые в истории вундеркиндом назвали именно Вольфганга Амадея Моцарта, но его сестра достойна того же. С тех давних пор немецкое слово «вундеркинд» («чудо-ребёнок») закрепилось почти во всех языках.

Благодаря чему на свет появляются дети, которые поражают своими способностями? Ответ удивительно прост: благодаря своим родителям, вернее, определённому строению их мозга. Уже давно доказано, что всё зависит от того, какие именно центры управления в мозгу развиты более всего. Проще говоря, если у одного человека центры управления речью в несколько раз больше, чем у других, то он, скорее всего, может добиться большого успеха в ораторской деятельности. Но гений – это человек, у которого должен быть целый список этих высокоразвитых мозговых центров. Здесь ничего нельзя изменить.

Супруги Леопольд Моцарт и Анна Пертль генетически были созданы для совместного деторождения. Они физически идеально подходили друг другу. Из двоих выживших детей оба оказались сверхталантливыми. Значит, у супругов были развиты центры управления творчеством, которые они передали Марии и Вольфгангу. Остаётся посетовать, что не удалось спасти ещё пятерых малышей, ведь младенческая смертность в XVIII веке была очень высокой. А если бы и они оказались вундеркиндами?

Но Леопольд смотрел только в будущее и понимал, что на его попечении двое удивительных детей, которым хотелось подарить весь мир. Или завоевать его для себя?

То ли кляксы, то ли ноты

Семилетняя Наннерль (так Марию Анну звали в семейном кругу) была гордостью отца, потому что пальчики малышки обладали такой беглостью, которой завидовали выдающиеся клавесинисты. А то, как девочка чувствовала смысл музыкальных произведений, приводило в восторг профессионалов. И поначалу Леопольд сделал ставку на дочь, хотя и прекрасно понимал, насколько нелегко женщине пробиться сквозь существующие условности, чтобы сделать себе имя и карьеру. Тем не менее, он не давал дочке расслабиться, понимая, что если человек с малых лет не приучен к упорному труду – толку из него не выйдет.

Точно с таким же рвением он позже воспитывал и сына. «Дети мои одарены таким талантом, что, помимо родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания. Каждая потерянная минута потеряна навеки. Но вы знаете, что дети мои привыкли к работе. Если бы что-либо могло отвлечь их от неё – я бы умер с горя», – писал Леопольд Моцарт своему другу.

Маэстро занимался с Марией Анной по шесть часов в день, не обращая пока особого внимания на трёхлетнего Вольфганга, который всё время проводил рядом с отцом и сестрой, слушая музыку. Чтобы малыш не путался под ногами, Леопольд давал ему перо, чернильницу и листы нотной бумаги. Мальчик радостно со всего маху всаживал перо в чернильницу, после чего ставил роскошные кляксы на нотном стане. Эти неудачи его не останавливали. Вольфганг размазывал пальцем кляксы и поверх них что-то приписывал. Именно в этот момент гениальный отец отца распознал гениального сына: там, где другие увидели бы всего лишь детскую шалость, Леопольд разглядел ноты, составляющие законченную мелодию!

Отец стал внимательно наблюдать за сыном и понял, что в его маленькой головке навсегда поселилась гармония. Герр Моцарт решает оградить своих гениальных отпрысков от внешнего влияния, посвящает им свою жизнь, отказавшись от собственной карьеры. Он учит их игре на клавесине, органе и скрипке, преподаёт сольфеджио и общеобразовательные предметы. Правда, Вольфганг Амадей до конца жизни не очень понимал, что такое пунктуация. Впрочем, зачем она нужна человеку, который за несколько часов мог сочинить и без единой помарки записать целую симфонию, разложив её на партии для всех инструментов оркестра?

Но кем же был для своих детей Леопольд Моцарт? Многочисленные биографы давно разделились на два непримиримых лагеря.

По системе Моцартов

Одни считают, что он был ужасным отцом и алчным человеком, желавшим только одного – получать денежные дивиденды с дочери и сына за их концертные выступления в домах европейских вельмож и при императорском дворе в Вене. Действительно, если ознакомиться с историческими источниками и перепиской между супругами Моцарт, то картина складывается неприятная.

Леопольд возил 11-летнюю Марию Анну (Наннерль) и 7-летнего Вольфганга (Вольферля) по городам и весям, по столицам и поместьям, знакомя Европу со своими вундеркиндами. Переезды по плохим дорогам из одного места в другое длились сутками, а сами концерты перед праздными вельможами продолжались по три-четыре часа. И это были не просто концерты, это были шоу, которые искусно ставил Леопольд, обнаруживший в себе дар режиссёра и рачительного импресарио. Его дети не просто исполняли трудные музыкальные произведения, они были частью представления, которое должно было не столько вдохновлять, сколько забавлять сиятельную публику. В эти моменты Мария Анна уходила в тень своего младшего братишки.

Она становилась его помощницей, ассистенткой, как у циркового факира, потому что Вольфганг разве что огонь не глотал, показывая истинные чудеса. Он играл на клавесине, органе и скрипке, виртуозно импровизировал на темы ведущих композиторов. Мальчик исполнял свои и чужие произведения, играя с закрытыми глазами, на покрытой платком клавиатуре, вверх ногами и спиной к инструменту. Всё это действительно отчасти напоминало цирк. И Леопольд это понимал. Он сетовал, что вельможам интереснее смотреть на трюки, чем оценивать его детей как серьёзных музыкантов. Но шоу должно продолжаться!

Смена сезонов и дурная погода не останавливали герра Моцарта. Он таскал малышей по постоялым дворам в стужу и ливень. Неудивительно, что дети постоянно болели. За несколько лет этого напряжённого турне и Наннерль, и Вольфганг переболели всем, чем можно: простуда, пневмония, корь, оспа, брюшной тиф. В какой-то момент Вольфганг настолько ослаб, что подхватил заразу, которая приковала его к постели на целых девять месяцев! Леопольд не отменил концерты, просто теперь большая нагрузка легла на хрупкие плечи дочери. Девочка не подвела, и её потрясающее исполнение труднейшего концерта для клавесина с оркестром, написанного отцом, собрало внушительные денежные средства от восторженных зрителей.

Моцарт любил дочь, но прекрасно понимал, что именно Вольфганг – истинная золотая жила, потому что он артистичен, сочиняет свою музыку, в отличие от сестры. И самое главное, мальчик прекрасно ориентируется в светском обществе, не смущается ни перед кем, осознавая свою исключительность уже с ранних пор.

Известен анекдот, в котором рассказывается, как маленький Вольфганг после концерта перед императорской семьёй в Вене случайно поскользнулся на натёртом паркете и не мог подняться. Тогда к нему подошла эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, будущая королева Франции, и помогла встать. Моцарт поцеловал девочку в щёку и пообещал жениться на ней из благодарности.

Вольферль с самых юных пор испытывал слабость к женскому полу вне зависимости от того, к какому сословию принадлежала его избранница. Леопольд прекрасно знал об этом. Случай в венском дворце был рассказан им как очевидцем, при этом герр Моцарт был уверен, что «маленький негодяй» нарочно разыграл девочку, чтобы осыпать её благодарственными поцелуями. Всю жизнь маэстро пытался бороться с самым большим, на его взгляд, пороком сына – чрезмерной пылкостью. Да, Леопольд Моцарт, безусловно, режиссировал каждое появление детей перед публикой, но автором многих спонтанных трюков явно был его сын.

Другая часть исследователей жизни и творчества Леопольда Моцарта придерживаются однозначного мнения, что композитор пожертвовал собственными амбициями, бросив все силы на воспитание и развитие Вольферля и Наннерль, и что атмосфера в семье была исключительно благостной. Существует даже отдельный список особенностей семейной педагогики Моцартов, в который входят: гармоничные взаимоотношения в семье, постоянная занятость, отсутствие праздности, чуткое внимание к индивидуальным особенностям, атмосфера творческого труда, стремление к прекрасному, отсутствие обособленности детей от взрослых (друзья отца стали впоследствии друзьями сына).

Считается, что именно по этой системе впоследствии воспитывали своих выдающихся сыновей Николай и Елена Рерихи.

После Бога – только папа

Так или иначе, Леопольд Моцарт вряд ли был ангелом, но он не был и дьяволом. В противном случае его сын Вольфганг Амадей не говорил бы всем и каждому, что «после Бога – только папа», а свои письма не начинал бы фразой «О, лучший из отцов!». А свидетельства о том, как Леопольд относился к своему музыкальному мальчику, сохранились в воспоминаниях современников.

В 1763 году, когда Моцарты только вернулись после концертов из Вены, где кто-то подарил семилетнему Вольфгангу небольшую скрипку, в гости к Леопольду пришли его друзья – выдающиеся скрипачи Шахтнер и Венцль, чтобы по старинной традиции сыграть вместе что-нибудь новенькое. Мальчик пришёл к взрослым со своей скрипочкой и попросился в ансамбль. Леопольда такая невоспитанность вывела из себя, он сделал сыну строгий выговор. Но Андреас Шахтнер вступился за смущённого Вольферля, и Моцарт-старший отступил.

Музыканты играли, а мальчик им подыгрывал. «Вскоре я с изумлением заметил, – вспоминал Шахтнер, – что я здесь совсем лишний. Тихонько отложил свою скрипку и посмотрел на его отца, у которого во время этой сцены по щекам катились слёзы удивления и радости».

Леопольд Моцарт был убеждён, что воспитывает своих детей так, как нужно для них. Достопочтимый маэстро был человеком системы и прекрасно понимал свою зависимость от власть имущих. Поэтому, когда не слишком щедрая императрица Мария-Терезия – мать Марии-Антуанетты – прислала в качестве своего благоволения после концерта два поношенных костюма для Вольфганга и Марии Анны, Леопольд был совершенно счастлив. Он увидел в этом добрый знак: его дети уже попали в систему, которая позволит им быть уважаемыми и известными членами высшего общества, а ему, Леопольду, принесёт безбедную старость.
Но всё пошло иначе.

Избалованный Вольфганг стал персоной, неугодной двору, из-за своего неуёмного острословия, независимого характера и отсутствия светского лоска. Более того, он посмел жениться на девушке, против которой Леопольд был настроен категорически, – на пустышке Констанце Вебер. И самое главное, оказалось, что молодой человек совершенно не умеет приумножать свой достаток. Все заработанные деньги Вольфганг спускал в бесконечных увеселениях и излишествах. Отец долгое время пытался вразумить сына, но безуспешно. И с какого-то момента интерес Моцарта-старшего к любимому отпрыску угас настолько, что даже рождение внуков никак не изменило ситуацию.

Неменьшая странность произошла по воле отца и с милейшей Наннерль. Её музыкальная карьера прекратилась, Мария Анна теперь только преподавала музыку и играла на клавесине для близких и в своё удовольствие. У неё был красивый и долгий роман с достойным человеком – камергером Францем Армандом д’Иппольдом, который боготворил свою избранницу и мечтал видеть её своей супругой. Но Леопольд Моцарт расстроил помолвку дочери и через некоторое время выдал её за глупейшего и скучнейшего типа по имени Иоганн Баптист фон Зонненбург. Этот человек был на 15 лет старше Наннерль и уже дважды вдовец. Более того, на плечи молодой супруги упала забота о пятерых детях фон Зонненбурга от предыдущих браков. Потом Наннерль родила троих и в итоге стала матерью восьмерых. Какая уж тут музыка!

К этому времени скончалась от лихорадки супруга Леопольда – Анна Пертль, оставив мужа опустошённым, одиноким и разочарованным: его мечты не сбылись, единственный сын, который стал олицетворением великой музыки, оказался совсем неприспособленным к реальной жизни. Сам Вольфганг ужасно переживал, что разочаровал своего обожаемого отца, и постоянно пытался вернуть его расположение. Но Леопольд оборвал эту почти мистическую связь с сыном, не простив ему неповиновения.

Когда Наннерль родила мальчика, у которого престарелый маэстро обнаружил зачатки музыкального таланта, герр Моцарт на время воспрянул духом, лелея мечту воспитать нового «правильного» гения.

Но тут вмешался Всевышний, забрав Моцарта-старшего в возрасте 67 лет в мир иной. Случилось это 28 мая 1787 года.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №43, 2013 года