Мария Скворцова. Бабушка у подъезда
20.05.2021 00:00
Мария СкворцоваДо чего порой обидно, что о замечательных людях, которые жили совсем недавно, мы почти ничего не знаем. Прекрасно помним их по ролям, которые запечатлела беспристрастная киноплёнка, а вот о том, что происходило с ними за пределами профессии, свидетельствуют лишь отрывочные сведения – осколки, которые необходимо бережно собирать. И если их сложить, то получится многоцветный витраж, иллюстрирующий жизнь достойного и талантливого человека. Именно такой личностью была актриса Мария Савельевна Скворцова – мастер эпизода, о которой широкий зритель узнал до обидного поздно/

Вершина актёрского мастерства

Когда ей было уже 62 года, она сыграла мать героини Лидии Федосеевой-Шукшиной в фильме «Калина красная». Особенно запомнился эпизод, в котором на вопрос Егора (В. Шукшин): «Где похвальные грамоты?» – она ответила, обиженно поджав губы: «Там, у шкапчике! Все прибраны». Именно после этого фильма Мария Скворцова стала очень популярной и создала длинную вереницу образов старушек. Зрители окрестили её «всенародной любимой бабушкой», потому что, несмотря на извечную хитрецу в глазах, Мария Савельевна всегда излучала удивительный позитив.

В картине «Безумный день инженера Баркасова» она играла медсестру, которая бесстрашно заламывала за спину руку здоровенному Баркасову (В. Бочкарёв) и произносила сакраментальную фразу: «Нет, я больше люблю, когда к нам больные поступают в бессознательном состоянии. По крайней мере всё им по вкусу, всем они довольны и не вступают с нами в научные пререкания!» И невозможно сдержать улыбку, вспоминая фильм «Гостья из будущего», где Скворцова сыграла бабку-активистку в залихватском картузе, в тело которой переселяется космический пират. А ведь эта бабка появляется всего в нескольких эпизодах. В одном она ворчит на слишком активных детей: «Совсем ходить разучились. Ведь так и шею сломать можно. В наше время – сначала подумаешь, а потом бежишь» В другом эпизоде, уже будучи «захваченной» инопланетным существом, сначала насторожённо, а потом радостно восклицает: «Что же вы наделали? Вы ж человека убили… Убили! Я вас всех в милицию отправлю». За несколько минут экранного времени Скворцова сумела сыграть двух противоположных по характеру персонажей, объединённых одной телесной оболочкой, продемонстрировав зрителю полную гамму эмоциональных нюансов. Это и есть вершина актёрской профессии.

Мария Савельевна прожила очень долгую жизнь, без малого век. А мы не знаем даже девичью фамилию актрисы (Скворцовой она была по мужу). Остаётся надежда на то, что серьёзные исследователи найдут возможность восстановить справедливость и напишут полную биографию Марии Скворцовой, ну а пока начнём собирать по осколочкам небольшую заметку о жизни любимой актрисы.

Разглядела в малом большое

Река Выпрейка делила село Турино на две практически равные части. И как водится, жители левого берега и жители берега правого считали себя лучше односельчан с «другой стороны». Хвастались друг перед другом урожаями и красотой девчат. На фоне этого противостояния рождался и новый фольклор, озорные и не всегда приличные частушки, которые звонко выкрикивались с одного берега на другой.

На каком именно берегу Выпрейки 4 апреля 1911 года родилась в многодетной семье дочь Мария, сказать сегодня трудно. Но то, что эта пигалица с раннего возраста перекрикивала всех своих сверстников с обоих берегов, это факт. Голос у девчонки был знатный – глубокий, сильный.

Село Турино и по сей день существует в Тульской области. Потрясающие по красоте места с прозрачными озёрами и лесами, полными грибов и дичи, располагали к творчеству. Машу приглашали петь в церковном хоре, и ей это очень нравилось. Только одно омрачало жизнь девочки – малый рост. Ну никак не удавалось подрасти ещё хоть на пару сантиметров.

Вскоре родители отослали её в Москву, под опеку старших братьев, которые работали на одном из столичных заводов. А время было непростое. Первая мировая, Гражданская, события Октября 1917-го и их последствия. Тем не менее в жизни деревенской девушки Маши появился театр. Да как появился!

В начале 30-х годов Мария за компанию со своей высокой и красивой подругой, которая мечтала стать актрисой, пришла на прослушивание. Руководительница будущего актёрского курса – строгая женщина с необычайно выразительным лицом – не обратила внимания на статную красавицу. А вот Машу, которая очень комплексовала из-за маленького роста и затрапезного платьишка, заставила выйти и что-нибудь изобразить. Девушка нехотя сделала то, о чём её попросили. И была принята на курс при Радиокомитете СССР, которым руководила сама Серафима Бирман! Великая мхатовская актриса, которая запомнилась мощным образом Ефросиньи Старицкой в эйзенштейновском «Иване Грозном», смогла «разглядеть в малом большое». И не ошиблась.

Скворцова стала любимицей и заводилой всего курса. Но она же первой испытывала на себе и весьма непростой характер Бирман, которая выбрала для обучения своих студентов достаточно жёсткую методику. На занятиях по актёрскому мастерству никто не смел фальшивить. Любая, даже мельчайшая неправда в интонации начинающего актёра приводила строгого педагога в ярость, после чего следовали санкции вплоть до исключения. Сама Бирман никогда не позволяла себе лгать ни перед зрителем, ни перед собой. Прожив трудную жизнь в одиночестве, великая актриса закончила путь в сумасшедшем доме.

Путь-дорожка фронтовая

В 30-е годы государственная политика СССР была направлена на создание целевых актёрско-режиссёрских курсов для развития провинциальных театров. Вот и курс Бирман в полном составе после обучения в 1935 году был направлен в драматический театр города Великие Луки. Театр этот примечателен тем, что над его созданием с 1919 года трудились и Сергей Эйзенштейн, и артистка МХАТа Мария Андреева.

С какой радостью местные жители встречали в 1935-м молодых артистов! Репертуар театра пополнился яркими и смелыми постановками: «Чудесный сплав» Н. Киршона, «Платон Кречет» А. Корнейчука и, конечно, комедия «Слуга двух господ» Карло Гольдони, которая шла с неизменным аншлагом. Мария Скворцова с сокурсниками получали огромное удовольствие от того, что делали, а зрители отвечали московской труппе неистовыми аплодисментами.

Но началась война. К Великим Лукам подступали фашисты, и театр в 1941 году прекратил существование. Мария попала на Урал в Ирбитский драматический театр имени А.Н. Островского. А в 1943 году стала частью фронтовой бригады, приписанной к Второму Балтийскому фронту.

Многочисленные фронтовые бригады, оперативно организованные с первых дней войны, поддерживали боевой дух наших солдат и работали на износ. Артисты давали до десяти концертов в день, переезжая на разбитом ухабами грузовике из части в часть, из госпиталя в госпиталь, попадая под вражеские обстрелы. Москвин, Качалов, Пашенная, Черкасов, Турчанинова, Царёв, Яблочкина, Абрикосов. Вот лишь малый список знаменитых актёров, которые были членами фронтовых бригад и театров. И рядом с этими колоссами выполняла свой гражданский и человеческий долг Мария Скворцова.

До и после войны актриса работала в театрах, которые находились «на задворках», как сказал бы столичный сноб-театрал. Ну действительно: Великие Луки, Ирбит, а с 50-х годов – московский областной ТЮЗ. Но в провинциальных театрах Мария Савельевна сыграла роли, которых она никогда не сыграла бы на столичных подмостках. Её персонажи, от Простаковой до Ниловны, от Зайчика до Бабы-Яги, никогда не были проходными. Работа в детском театре научила актрису держать внимание самых капризных зрителей – детей. Скворцова никогда не пугала малышей, даже изображая злую колдунью. Только поддразнивала и смешила.

По желанию Шукшина

В областном ТЮЗе, который до сих пор существует (его недавно возглавил Сергей Безруков), Мария встретила и своё женское счастье. Семён Скворцов был артистом того же театра. Незаметно молодые люди стали очень близкими друзьями, а потом и супругами. Всё было так естественно. Он – замечательный человек, добрый, очень скромный. Она – задорная, боевая, искренняя, без двойного дна. И оба очень талантливы. Когда родился их единственный сын, счастье, казалось, навсегда поселилось в сердце Марии. Омрачало одно – отсутствие киноролей.

В молодости Скворцова играла главные роли в театре, и отлучаться на съёмки оказалось физически невозможно. Первый раз она снялась в кино в 1957 году, то есть когда актрисе исполнилось уже 46 лет! В следующий раз появилась на экране только в 1974-м в фильме «Калина красная», который сделал Скворцову узнаваемой. Может, и не стоит сетовать на несправедливость судьбы, ведь оба фильма стали знаковыми в актёрской судьбе.

Но сначала о её первой кинороли. В 1957 году Мария Скворцова сыграла эпизод в фильме Марка Донского «Дорогой ценой». Этот фильм в те времена стал бомбой, поскольку рассказывал не о производственных проблемах, а о страстной любви, которая приподняла героев над бытом и суетой. Эта кинолента в 1958 году была признана Британской киноакадемией лучшим зарубежным фильмом.

Ну а на съёмки «Калины красной» Скворцова попала по желанию Василия Шукшина – режиссёра и актёра, игравшего главную роль, который и не подозревал о существовании такой актрисы. Когда в подготовительный период нужно было выбрать исполнительницу роли матери Любы, ассистент Василия Макаровича предложил просмотреть пять фотопроб актрис-«старушек». Четыре актрисы были знамениты, пятая, Скворцова, неизвестна. Именно на эту неизвестную и обратил внимание Шукшин. Как он сказал, что-то было у неё в глазах.

Это был последний фильм Василия Шукшина. И можно сказать, что первый для Марии Скворцовой. Она упивалась тем, что происходило на съёмочной площадке, восхищалась точной, тонкой, самозабвенной работой Шукшина с артистами. Режиссёр ясно представлял характеры всех персонажей, и если кто-то из исполнителей позволял себе отойти от намеченного рисунка роли, Василий Макарович тактично возвращал артиста на место, вновь и вновь обсуждая и объясняя линию поведения героя.

После «Калины Красной» у Марии Скворцовой была целая россыпь гениальных эпизодических ролей в прекрасных фильмах. «Вечный зов», «Белый Бим Чёрное ухо», «Экипаж», «Прости-прощай», «Карнавал», «Мёртвые души», «Дети солнца». И в каждой картине актриса сталкивалась с замечательными партнёрами: Михаил Козаков, Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Римма Маркова, Александр Калягин, Леонид Филатов. Марии Савельевне очень нравилось сниматься у Александра Митты, который после фильма «Экипаж», где она сыграла мать Алевтины, во всеуслышание заявил, что Скворцова теперь будет сниматься в каждом его фильме, но не случилось.

И всё же самым любимым режиссёром актрисы до конца жизни оставался Василий Макарович Шукшин.

Русский изумруд

Скворцова пережила Ленина, Сталина, Хрущёва, Брежнева, успела прочувствовать перестройку. Но социальные катаклизмы – это ещё не трагедия. Настоящее женское горе – пережить своих детей и близких. Мария Савельевна прошла и этот путь. В 1991 году умер её сын, за несколько лет до этого – любимый супруг.

А в 1993-м закончилась и творческая карьера. Что очень печально для большой актрисы, воспитанной классической русской театральной школой.

Обычно Скворцова требовала полный сценарий «на читку», даже если играла один эпизод. Такова уж была сущность актрисы, она должна была знать, о чём история и кого она в ней играет. Но когда Борис Бланк предложил ей сыграть в экранизации «Трёх сестёр» Чехова, Скворцова сразу согласилась и даже не попросила сценарий. Ну что может быть неожиданного в тексте знаменитой пьесы? Какой же ужас испытала 82-летняя актриса, когда поняла, что все чеховские герои по прихоти режиссёра превратились в извращенцев и проституток, а её героиню сделали банальной сводницей!

1993 год стал последним в творческой судьбе Марии Скворцовой. Она отказывалась сниматься в новом русском кино, превратилась в одну из своих героинь – в «бабушку на лавочке у подъезда». Мария Савельевна не хотела смотреть телевизор и слушать новости, она нашла последнюю радость в воспитании внучки и общении с близкими людьми.

1 декабря 2000 года Мария Скворцова тихо ушла из жизни, унеся с собой подробную историю своей семьи. И пока исследователи будут добираться до семейных архивов актрисы, люди не перестанут писать на «стене памяти» слова, которые раскрывают истинное отношение зрителя к Артисту:
«Тёплая душа, талант, русский изумруд».
«Даже в старости – красивое доброе лицо. Говорят, как жизнь прожил, то и на лице в старости отражается».
«Встречаясь с актёрами уровня Марии Савельевны, ясно осознаёшь, сколь ничтожна разница между главными и эпизодическими ролями, если перед тобой истинный Мастер».
«Роли можно перечислять до бесконечности, и каждая из них – маленький шедевр. Конечно, уходит это поколение актёров, их осталось совсем единицы».
«С большой благодарностью за тепло и свет ваших работ, за пронзительность и правду вашу, и за огромный тяжёлый актёрский труд. Спасибо. Вечная память».

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №3, 2014 года