Богдан Ступка: Ну неплохо я играл, неплохо
10.06.2021 14:47
Богдан СтупкаВыдающегося артиста Богдана Ступку знает не одно поколение зрителей. Уровень профессионализма Ступки настолько высок, что его киноработы спасают даже фильмы среднего качества. В Киеве на каждый спектакль с его участием билеты покупались задолго до дня показа. Театралы уверены: чеховского дядю Ваню и Тевье-молочника Шолом-Алейхема лучше Ступки уже не сыграет никто.

Ненадёжная профессия

Богдан Ступка родился в августе 1941-го во Львовской области. После войны семья переехала во Львов. Мальчик рос в актёрской среде: отец работал в хоре оперного театра, дядя тоже пел, тётя была главным концертмейстером. Богдан воспитывался на оперном пении, балетах, хорошей музыке и классических сюжетах.

Богдан и сам мечтал стать актёром. Тогда в кинотеатрах шли трофейные фильмы – «Индийская гробница», «Знак Зорро», «Тарзан». Как и другие мальчишки, он бегал на каждый из них по нескольку раз. Даже делали лианы – изображали Тарзана, Бонька был обезьянкой Читой – она у него получалась лучше всего.

А однажды Ступка посмотрел английский фильм «Путь в высшее общество» с актёром Лоуренсом Харви, на которого был очень похож. Богдан шесть раз ходил на этот фильм и каждый раз, когда зрители выходили из зала, стоял в дверях, надеясь, что хоть кто-нибудь обратит на него внимание. Но, увы, так и не дождался этого счастливого момента.

Родители отоваривали от актёрской профессии: зарплата маленькая, многое в карьере зависит от случая, поэтому нужно получать надёжную профессию – врача, инженера. Во Львове театрального вуза не было, денег, чтобы поехать учиться в Киев или Москву, – тоже. Ступка решил поступать в Политехнический. Не поступил. А всё потому, что слишком хорошо играл в теннис.

Богдан ходил на корты Политехнического института. Однажды туда же пришёл немолодой полный человек, предложил сыграть. Сначала мужчина выиграл три-четыре сета, а потом Ступка начал подавать кручёные мячи, и толстяк не успевал добегать… Когда же Богдан пришёл сдавать вступительные экзамены, председателем экзаменационной комиссии оказался его спарринг-партнёр, который с удовольствием завалил абитуриента.

Танцуй, танцуй

Но вскоре во Львове при театре имени Заньковецкой открылась актёрская студия, и судьба Богдана была решена. Уже на втором курсе Ступка начал выходить на сцену.

Весной 1960-го главный режиссёр театра Борис Тягно предложил Богдану роль робота Механтропа в спектакле «Фауст и Смерть». Ступка тогда увлекался танцевальным рок-н-роллом, славился во львовской тусовке его виртуозным исполнением и всю свою роль построил, как сегодня сказали бы, в интонациях рэпа: рэповый ритм речи, рэповая отстранённо-механическая интонация. А однажды на репетиции в декорационном цехе его робот вдруг взорвался рок-н-роллом!

Через год театр поехал с этим спектаклем в Москву на Дни культуры Украины. И там во время представления осколки от случайно лопнувшего осветительного прибора попали Ступке в глаз. Лёжа на полу и корчась от боли, Богдан думал, кого же теперь сможет играть, став одноглазым… Разве что Кутузова или адмирала Нельсона. Но, слава богу, всё обошлось: врачи сохранили актёру зрение.

После роли робота Механтропа на Ступку посыпались самые разнообразные предложения от режиссёров. Сразу, с первого своего сезона, он стал востребованным актёром – играл в «костюмных» и современных пьесах эпизодические и главные роли.
Начинала складываться и личная жизнь: друг Ступки, композитор Богдан Яновский, познакомил его с очаровательной балериной Ларисой Корниенко. Девушка только что вернулась во Львов после окончания Бакинского хореографического училища и начинала работать в оперном театре. Ступка и Лариса стали встречаться, но в 1963-м Богдана призвали в армию.

Свадьба как пожар

Артист-новобранец служил дома, в Прикарпатском ансамбле песни и пляски, который солдаты называли не иначе как «ансамбль пенсии и пьянки». Конечно, Богдан был там не певцом и не танцовщиком, а чтецом и конферансье. Служба была необременительной: прочитал в начале концерта «Песню о Соколе» Горького или юмореску – и свободен.

Но тут настигла новая беда: Богдана продуло в автобусе, который вёз военных артистов на очередной концерт. Выступление прошло нормально, но утром Ступка обнаружил, что не может пошевелить ни одним мускулом лица: оно превратилось в неподвижную маску.

Диагноз врачей оказался неутешительным – воспаление тройничного нерва. Лицо перекосило так, что было тяжело не только говорить, но и глотать, а собственный голос доносился словно издалека. Положили в военный госпиталь. Болезнь, как оказалось, с трудом поддавалась лечению, врачи уже говорили об операции. Ступка практически попрощался с актёрской карьерой. Спасение пришло внезапно, вместе с любовью.

Для посторонних посетителей госпиталь был неприступной крепостью. Почти полгода Лариса пробиралась через все кордоны, чтобы принести Богдану что-нибудь вкусненькое, питательное, а главное – чтобы подбодрить и поддержать.

Умница и красавица, юная балерина Лариса убедила его: всё проходит, пройдёт и это. «Она не обращала внимания на мою болезнь, – вспоминал Ступка. – У меня был так называемый перекос лица… При этом человек очень смешно выглядит. Она постоянно ко мне приходила, а я думал: зачем я ей нужен с таким лицом? Никуда не пойти, не показаться… Тогда я понял, что в этом человеке есть что-то ещё, кроме того, что она балерина, кроме того, что она – красивая женщина. Я решил на ней жениться. Кстати, до этого долго не хотел жениться, увиливал. Для меня, знаете, жениться было – это всё равно что пережить пожар».

В 1964-м Богдан и Лариса сыграли свадьбу, через три года родился сын Остап.

Больше снимать не будут

В театре карьера Богдана Ступки развивалась успешно. «Украденное счастье» Ивана Франко, «С любовью не шутят» П. Кальдерона, «Гайдамаки» Тараса Шевченко, «Коллеги» Василия Аксёнова, «Третья патетическая» Николая Погодина – список спектаклей и авторов внушительный.

А вот в кино его не приглашали очень долго. Богдану Ступке было уже 29 лет, когда режиссёр Юрий Ильенко, прославившийся как оператор «Тенями забытых предков», позвал его в свою новую картину «Белая птица с чёрной отметиной».

Ильенко снимал фильм, который станет классикой украинского кино. «Только понял я это не сразу, – вспоминал Ступка. – Когда режиссёр показал мне материал, ещё без звука, я расстроился. При мёртвой тишине на экране кто-то бегает, что-то делает, я иду, потом танцую… Это был широкий формат, мой нос и прочее увеличились настолько, что стало не по себе. Когда просмотр закончился, Ильенко спрашивает: «Ну, как материал?» Я говорю: «По-моему, меня больше никто не будет снимать». На что он парировал: «Да, дуракам полработы не показывают…» Картина получила массу наград, начиная с Гран-при Московского кинофестиваля, и действительно стала классикой. Я слышал, во ВГИКе изучают танец из «Белой птицы». Но когда фильм вышел и я, как говорится, проснулся знаменитым, то ничего не понял. И только потом, посмотрев картину несколько раз, решил: ну, неплохо я играл, неплохо».

Интересно, что на роль Ореста Звонаря, которую сыграл Ступка, первоначально был приглашён Иван Миколайчук. Но когда худсовет студии посмотрел материал картины, общее мнение было таким – отрицательную роль главаря бандеровцев должен играть вот этот длинный черноволосый парень с колючими глазами…

«Орёл» похудел

Успех был бесспорный, но пути господни неисповедимы – предложениями Богдана Ступку не завалили, в 70–80-е он снимается немного. Лучшие роли в кино пришли к нему в годы зрелости.

За свою карьеру Ступка снялся примерно в 120 кино- и телефильмах. Актёр не старался держаться в рамках определённого амплуа, ему с лёгкостью давались разноплановые роли. Нередко Ступке предлагали сыграть исторических личностей. Играл Керенского в фильме «Красные колокола», Богдана Хмельницкого в польской ленте «Огнём и мечом», Бориса Годунова в «Кремлёвских тайнах XVI века», Мазепу в «Молитве о гетмане Мазепе», князя Ярослава в ленте «Александр. Невская битва», Леонида Брежнева в комедии «Заяц над бездной»…

По поводу этой последней картины актёр говорил: «Режиссёр меня увлёк необычной идеей: я буду играть то, что мой герой думал. А что он думал, никто не знает. Поэтому имеем право показать его хорошим, положительным персонажем, а не героем анекдотов. Ведь у каждого человека есть душа, своя судьба. В молодости Брежнев, кстати, красивый был. Бровеносец в потёмках! Какие брови у него были шикарные. Говорят, что на международных переговорах он мог обаять кого угодно».
Нелегко Ступке далась роль Тараса Бульбы, одна из лучших в его послужном списке. Съёмки шли целый год в непростых погодных условиях. При почти сорокаградусной жаре нужно было скакать верхом, надев 20-килограммовую амуницию, махать саблей.

Богдан Сильвестрович признавался, что характёр Тараса ему не близок, он не принимал его максимализма, жестокости: «По-человечески я не мог понять Тараса, и в этом было главное препятствие в работе над ролью. Я не смог бы его простить, поскольку убить своё дитя – для меня за гранью добра и зла. К тому же у Гоголя Бульба весит двадцать пудов, то есть триста двадцать килограммов. А во мне в пять раз меньше! Но режиссёр Бортко убедил меня, что волшебная сила искусства может решить даже эту проблему. «Наверное, он был прав», – подумал я, держа в руках «Золотого орла» за эту роль на церемонии на «Мосфильме». Кстати, не только Тарас Бульба, но и «Золотой орёл» «похудел». Когда в 2005-м я получил своего первого «Орла» за картину «Водитель для Веры», тот был намного тяжелее по весу, хотя таких же размеров».

Ясным соколом

Смолоду вспыльчивый и упорный, Ступка ни при каких обстоятельствах не пасовал перед теми, кто был сильнее его. Нередко лез на рожон, ничуть не задумываясь о последствиях. Будто искал приключений на свою голову. Когда нужно было заступиться за друга, Богдан без колебаний бросался в бой. Так он однажды подрался с обидчиком своего друга Богдана Яновского – комсомольским начальником, который к тому же был самбистом.

Вспоминает Яновский: «Этот тип серьёзно повредил мне ногу, и я был в довольно-таки жалком состоянии, когда ясным соколом пал на этого монстра Богдан Ступка, и атака его была настолько энергичной, что наш грозный противник ударился в позорное бегство».

Отважный поступок Ступки запомнился Яновскому на всю жизнь и оставил ощущение уверенности, что с таким другом можно идти в атаку, что он всегда прикроет твою спину.

Дело в шляпе

В их доме всё лежало на плечах Ларисы Семёновны. Готовила еду только она, Ступка на кухне не появлялся. У Боди была традиция: когда после спектакля он приходил домой, на столе обязательно должен стоять бокал пива, сыр, чёрный хлеб с солью и лук. Он обожал лук, но ел его только вечером, когда уже не надо было ни с кем встречаться.

Он очень любил красиво одеваться, большая часть гардероба в квартире была занята одеждой Богдана Сильвестровича – костюмы, обувь, огромная коллекция шляп. Иногда, собираясь на мероприятие, менял одежду несколько раз, никак не мог выбрать, в чём ему выйти.

Лариса Семёновна вспоминает: «Да, с ним было тяжело жить. Но как только я видела его на сцене, то опять влюблялась в него и всё прощала!»

Профессия Ступки-старшего стала в семье наследственной. Сын Остап уже много лет выступает на сцене театра имени Ивана Франко, играет Хлестакова, Фигаро, молодого Фауста. В своё время Остап шутил: «Батько, поменяй фамилию! Две Ступки в одном театре – будет много!»

А внук Дима ещё студентом сыграл в гоголевской «Женитьбе». Учился в театральном на курсе, где дед был мастером. В театре играет Ромео. В российской ленте «Мы из будущего – 2» Дима сыграл одну из главных ролей.

Символ

Несколько лет назад Богдана Ступку подстерегла тяжёлая болезнь, пришлось срочно делать операцию в Германии. Актёра спасли, и в августе 2011-го он смог отметить 70-летний юбилей. Казалось, дело пошло на поправку, Богдан Сильвестрович начал сниматься, горел желанием вернуться на сцену. Однако болезнь вернулась.

Уход из жизни этого выдающегося мастера – большая утрата не только для нашего зрителя. Богдан Ступка входил в состав Европейской киноакадемии, был удостоен многих отечественных и международных призов за великолепно сыгранные роли. Этому великому драматическому актёру были подвластны любые образы и персонажи.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что к концу жизни Богдан Сильвестрович Ступка стал символом украинской культуры. И жаль, что этого символа больше нет.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №5, 2014 года