Кинопробы: ждите ответа
08.07.2021 15:38
КинопробыКогда мы говорим о Штирлице, то представляем себе Вячеслава Тихонова, Д’Артаньян – это Михаил Боярский, Шерлок Холмс – Василий Ливанов, Шурик – Александр Демьяненко, Ипполит – Юрий Яковлев. Любимые актёры навсегда слились с этими персонажами, на их месте просто невозможно представить кого-то другого. А ведь этими героями могли быть совсем другие исполнители, если бы их пробы сложились удачно.

«Хорошо, что Никулин отказался»

В Советском Союзе об актёрском кастинге понятия не имели, зато существовали кино- и фотопробы, за которые актёрам платили от 20 до 50 рублей, так что пробоваться имело смысл в любом случае. На одну и ту же роль претендовали иногда десятки артистов, которых сегодня просто невозможно представить в этих образах.

Сегодня нам кажется, что спортсменку, комсомолку и просто красавицу Нину в фильме «Кавказская пленница» могла сыграть только Наталья Варлей. Но на эту роль пробовались именитые и красивые актрисы: Наталья Кустинская, Марианна Вертинская, Наталья Селезнёва. И не были утверждены. А на роль Шурика, которого сыграл Александр Демьяненко, пробовались Олег Видов и даже Евгений Петросян (в фильме «Операция «Ы»). Но на пробах комик, тогда только начинавший карьеру, получился несмешным.

На главную роль царя Ивана Грозного и управдома Бунши в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай пригласил своего любимчика Юрия Никулина. «Сценарий специально под него писали, – рассказывает вдова Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова. – Прочитав сценарий, Юра отказался. Есть две версии. Первая, которую обнародовал сам Юра, что он уезжал в Австралию на гастроли. Это не совсем так. Лёне он сказал: «Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что же – я буду сниматься, а потом это никто не увидит? Я в таких вещах не участвую». Лёня обиделся».

Даже личные уверения режиссёра не смогли убедить Никулина. Юрия Владимировича не привлекали ни особые условия, ни большее количество съёмочных дней, а следовательно, и повышенный гонорар. Что касается условий, то Юрий Никулин и так был на особом положении. Обычно на съёмки он брал жену и своего партнёра по цирку Шуйдина. Они поступали на содержание картины – приходилось «выкупать» цирковой номер, оплачивая простой клоунского дуэта.

После отказа Никулина Гайдай устроил кинопробы. Помимо Никулина, в «цари» метили ещё семь актёров. Худсовет «зарубил» кандидатуру Евгения Евстигнеева – пробы известного актёра не понравились чиновникам. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой троицей. А актёр Евгений Лебедев, по мнению режиссёра, был прекрасным царём, но неубедителен как управдом. После долгих поисков на главную роль взяли Яковлева, который на первых же кинопробах смог блестяще «раздвоиться» на величественного царя и жалкого Буншу. «Это была удача, – считает Гребешкова. – Яковлев был настоящий царь, с Никулиным, который из тридцати трёх букв пятнадцать не выговаривал, – не сравнить! Это судьба! Хорошо, что Юра отказался. Яковлев сыграл великолепно».

Кстати, роль Жоржа Милославского, которую блистательно сыграл Леонид Куравлёв, Гайдай предназначал своему любимчику Андрею Миронову. Но увы. На съёмочной площадке у Яковлева с Мироновым не сложился дуэт. Худсовет решил, что Миронов на фоне Яковлева смотрится слишком уж «артистичным и излишне утончённым».

Если бы звёзды расположились иначе, в роли проходимца Милославского мы могли бы увидеть Вячеслава Невинного, Георгия Буркова, Сергея Никоненко или Георгия Юматова. Все они пробовались, но выбор пал на Куравлёва.

Больше всех повезло актёру Александру Демьяненко. Конкурентом на роль изобретателя Тимофеева, создателя машины времени, был только Олег Видов. В самый последний момент Гайдай решил не расставаться со своим любимым Шуриком, и Демьяненко утвердили. На роль Зины, жены Тимофеева, претендовали три знаменитые актрисы, три Натальи – Гвоздикова, Гундарева, Селезнёва. У худсовета были опасения, что за последней слишком укрепился образ «хорошей девочки Лиды» из «Операции «Ы», но, несмотря на это, Гайдай настоял, и утвердили именно Селезнёву.

Гундаревой же предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну. Однако Наталье Георгиевне было не суждено поработать с великим мастером комедии Гайдаем, и на роль царицы её тоже не утвердили. Игру Нины Масловой посчитали «более выразительной». Кстати, царицей могла стать и Нина Гребешкова. Леонид Иович предлагал роль супруге, но та отказалась.

«Иван Васильевич» сыграл роковую роль в судьбе актрисы Натальи Кустинской. Крохотный эпизод любовницы режиссёра Якина стал просто хитом, а фраза «Вава, ты сейчас умрёшь. Якин бросил свою кикимору, и мы с ним улетаем в Гагры» стала коронной. Однако больше Кустинская заметных ролей в кино не сыграла.

В роли пышногрудой Ульяны Андреевны Бунши могла появиться Нонна Мордюкова. Но удача улыбнулась Крачковской. Наталье Леонидовне пришлось изображать женщину бальзаковского возраста, то и дело появляющуюся в разных париках. В финале, снимая с головы очередное творение парикмахерского искусства, Ульяна Андреевна остаётся чуть ли не лысой.

Корнет, вы женщина?

Грандиозный масштаб съёмок и большое количество персонажей киноэпопеи «Война и мир» предопределили сложность актёрских проб.

На роль Наташи Ростовой, например, пробовались около трёхсот актрис, среди которых были Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева, Людмила Гурченко, Лариса Кадочникова, Лариса Голубкина, Людмила Марченко, Елена Санаева, Валентина Малявина. Но Сергей Бондарчук остановил выбор на никому не известной Людмиле Савельевой, студентке Ленинградского хореографического училища. Она показалась режиссёру наиболее романтичной.

На роль князя Андрея Болконского пробовались Иннокентий Смоктуновский, Кирилл Лавров, Эдуард Марцевич, Юрий Соломин. А утвердили в конце концов Олега Стриженова. Но после его отказа в роли князя Андрея снялся Вячеслав Тихонов.

На роль Пети Ростова пробовался Никита Михалков, и с его участием даже начались съёмки, но после первой же сцены русской охоты Михалков от роли отказался. На роль взяли Сергея Ермилова. Однако несколько кадров с Михалковым на общем плане вошли в картину.

«Приступая к постановке «Гусарской баллады», я, конечно же, наметил на роль Шурочки Людмилу Гурченко, блистательную героиню «Карнавальной ночи», – вспоминал Эльдар Рязанов. – Правда, меня смущало, что её хрупкая, субтильная фигурка будет выглядеть не совсем убедительно в воинских эпизодах, в кавалерийских погонях, но я верил в талант артистки. Однако кинопроба получилась неудачной. Потом, уже много лет спустя, я узнал, что кинопроба совпала с трудным периодом жизни артистки. Но она, как человек гордый, не сказала мне ни слова».

Тем временем всё чаще доносились слухи о том, что в Северной столице появилась какая-то молоденькая актриса с неподражаемым голосом, с особой манерой игры. Рязанов тоже не сдержался – поехал смотреть. И был покорён. Понял, что должен непременно пригласить Алису Фрейндлих в «Гусарскую балладу». Вскоре актриса приехала на киностудию, однако пробы не прошла, поскольку оказалась слишком женственной для роли Шурочки Азаровой.

Не утвердили на эту роль и Светлану Немоляеву, и Валентину Малявину. В итоге Шурочку Азарову сыграла Лариса Голубкина.

Заметьте, не я это предложил

Игорь Масленников, режиссёр фильма о Шерлоке Холмсе, вспоминал: «С самого начала я знал, что Холмса должен играть Василий Ливанов. До этого он снимался в моём фильме «Ярославна – королева Франции». Играл там лохматого, разнузданного, драчливого, пьяного рыцаря, что, кстати говоря, соответствует его личному характеру. Но при этом благодаря своей семье он человек породистый, длиннолицый, как и Холмс, умеет себя держать. Если сбрить его усы, с которыми в обычной жизни он никогда не расстаётся, то получается вылитый Шерлок Холмс. Кроме того, в нём есть какое-то мальчишеское начало, желание «поиграть в англичанство», как сказал когда-то Василий Аксёнов. Мне это тоже не чуждо, поэтому мы работали с удовольствием, несмотря на моё равнодушие к детективам. Между прочим, никакого детектива из наших фильмов и не получилось, а получилась комедия, где главное место занимают человеческие отношения. Восемь лет мы «отдыхали», снимая фильмы о Холмсе и Ватсоне. Правда, в перерывах мне удалось снять «Пиковую даму» и «Зимнюю вишню».

Между прочим, главного героя сериала режиссёр выбирал по рисункам французского художника, друга Конан Дойла, Сиднея Паже, который делал первые иллюстрации к «Приключениям Шерлока Холмса» под внимательнейшей цензурой самого автора. И на этих рисунках присутствует просто вылитый Василий Ливанов. Да и хрипловатый голос Ливанова как нельзя лучше подходил для озвучивания героя Конан Дойла.

Но, несмотря на стопроцентную уверенность в выборе, на роль Холмса для очистки совести всё же попробовали ещё двух актёров – Сергея Юрского и Александра Кайдановского. Пробы Кайдановского оказались очень удачными, однако индивидуальность Василия Ливанова – голос и лёгкая чудаковатость, свойственная Холмсу, – окончательно решили дело.

В любимом детском фильме «Приключения Буратино» главную роль мог бы сыграть мальчик Коля Кобликов. Он уже прошёл все кинопробы, но из-за травмы не смог сниматься. В итоге Буратино стал Дмитрий Иосифов, а Николай Кобликов окончил ПТУ, пошёл в армию и погиб в Афганистане.

…История поиска неизвестного актёра на роль Костика в картине «Покровские ворота» довольна драматична. Это был единственный исполнитель, найти которого оказалось, мягко говоря, непросто. Но старания киногруппы были вознаграждены, и теперь в нашем представлении Костиком был, есть и будет один-единственный человек – Олег Меньшиков. Кроме него на роль пробовались Сергей Колтаков, Андрей Ургант, Николай Денисов, Юрий Коренев, Пётр Смидович, Виталий Стрёмовский, Валерий Сторожик, Андрей Градов и даже сын режиссёра – Кирилл Козаков.

Когда до съёмок оставались считаные дни, а количество претендентов на роль юного Костика Зорина перевалило за второй десяток, режиссёр Михаил Козаков находился уже на грани отчаяния. Но, как всегда, в самый трудный момент самое мудрое решение – прислушаться к мнению жены. Она видела Меньшикова в одном фильме и обратила на него внимание. Олегу, студенту театрального училища, тогда было двадцать лет. Они с Козаковым встретились, и, как говорил режиссёр позже, «на первой же пробе стало ясно, что другого такого нет».

Не срослось

Мало кто знает, что Владимир Высоцкий, который сыграл в кино всего 25 ролей, на самом деле проходил кинопробы много раз, но его почти никогда не утверждали. И не только из-за несовпадения внешних данных. Кто-то заметил, что Владимир Семёнович мог играть в кино роли, только близкие его собственному характеру.

Например, Высоцкий мог бы сыграть весёлого парня Филю из фильма Чулюкина «Девчата», капитана Холина в «Ивановом детстве» Тарковского, Пашку Колокольникова в ленте Шукшина «Живёт такой парень», Остапа Бендера в «Золотом телёнке» Швейцера и многих других, но не случилось.

Немало неудачных проб было и у Людмилы Гурченко. После грандиозного успеха фильма «Карнавальная ночь» судьба не баловала актрису. Было очевидно, что она обладает уникальным драматическим дарованием, но из-за шлейфа «Карнавальной ночи» ни один режиссёр не решался дать ей серьёзную роль. Даже удачные кинопробы к фильмам «Монолог», «Салют, Мария», «Здравствуй и прощай» не имели продолжения. Вердикт был всегда один: лучшая проба, но не её роль.

Однако именно эти пробы привели Людмилу Марковну в 1974 году к режиссёру Трегубовичу, в картину «Старые стены», которая стала для актрисы первой серьёзной работой в кино после долгого простоя.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №9, 2014 года