Татары – народ практичный
18.07.2021 21:41
Когда отдыхаешь, то очень устаёшь

ТатарыЗдравствуйте! В июне мы с семилетним внуком Максимом съездили в Казань. Я давно хотела увидеть этот замечательный город, а Максим, хорошо окончивший первый учебный год, заслужил право на аквапарк и прочие развлечения. Каждый из нас вынес из этой поездки много нового.

Открытия для Макса начались ещё в поезде. Он, мальчик, выросший в таёжном городке, глядя на проплывавшие за окном степи, всё выпытывал у меня:
– Зачем все деревья срубили? Зачем все и сразу?

Я объяснила, что никто ничего не рубил, деревьев здесь просто не было, потому что это степь, равнина. Похоже, Максиму не понравились ни мои объяснения, ни сам пейзаж. Когда я предложила оторваться от смартфона и взглянуть в окно, то услышала:
– На что смотреть? На пустые поля и деревенские дома?

Я не запротестовала, хотя сама больше всего на свете люблю степи и «деревенские дома». Единственное, что внуку понравилось в поезде, это тоннели, вернее, тот момент, когда в вагоне исчезает свет, а поезд продолжает мчаться в кромешной тьме.

Но Максим устал от поезда и сказал, что надо летать на самолётах. Я согласилась с ним, уж очень тяжело было двое суток находиться рядом с соседями, не пользующимися наушниками и громко разговаривающими по телефону и друг с другом.

А вот Казань Максиму очень понравилась. Узнав, что здесь говорят на двух языках, сказал:
– Я тоже хочу знать второй язык!

Меня обрадовало такое заявление.

Впервые в жизни Максим прокатился на колесе обозрения, хотя дома этот аттракцион долгое время внушал ему страх. В Казани внук стал храбрым. На колесе он расслабился и был счастлив, я смотрела на его довольное лицо и, умирая от страха высоты, думала: как интересно – сначала человек боится, а потом понимает, что это совсем не страшно и даже доставляет удовольствие.

Впервые увидев издали мощные стены Казанского кремля, Максим сказал:
– Я хочу в этот замок! Давай вначале сходим в замок, а уже потом пойдём в аквапарк.

В кремле внук увидел мечеть Кул-Шариф. Он стоял на балконе, куда пускают туристов, и хотел спуститься вниз, но я сказала, что там место для молящихся мусульман.

В интерактивном музее в кремле я с трудом вырвала из рук Максима кисточки и оттащила от коробки с песком, в которой закопаны кости. Я и не предполагала, что в Максиме живёт дух настоящего археолога.

В общем, Казанский кремль воодушевил нас обоих. Аквапарк тоже порадовал, из него Максим никак не хотел уходить.

На следующий день, когда мы прогуливались по пешеходной улице Баумана, внук впервые увидел людей на ходулях и людей-роботов в красно-белой одежде. О роботах Максим сразу сказал:
– Это люди!

Девушка, стоявшая рядом, возразила:
– Нет, это роботы.

Я потрогала руку красно-белого существа и сказала:
– Да, конечно, робот. А рука у него, как у человека. Но как же так, ведь это – робот?

Внук молча поглядел на меня и покачал головой.

Максим впервые прокатился на электросамокате, но остался недоволен предложенной скоростью. А вот покататься на велосипедах нам не удалось. Казань – город, где есть велодорожки, пространство, свобода, но нет велосипедистов. Кругом разъезжают люди на электросамокатах. Экскурсовод на ночной экскурсии сказала нам, что татары – народ практичный. Похоже, это так, ведь электросамокат манёвреннее и легче велосипеда, и педали крутить не надо, стой себе да двигайся куда надо. Так что прокат велосипедов мы найти не смогли, о чём жалеем до сих пор.

Поскольку наш хостел в Казани располагался недалеко от экопарка «Озеро Харовое», Максим впервые увидел водяную крысу, ондатру, и услышал кваканье лягушек. В нашем регионе, к сожалению, лягушек нет. Я сказала внуку:
– Максим, ты только подумай! Вокруг многоэтажки, и тут же, рядом, живут лягушки. Люди вечером выходят на балкон и пьют чай под их кваканье. Сказка, а не жизнь.

Ещё Максим понял, что отдыхать, оказывается, очень утомительно. Однажды утром он, вздохнув, сказал:
– Будни – это когда тебя будят. Когда отдыхаешь, то очень устаёшь.

На пятый день Максим, накануне перегревшийся на солнце под струями поющего фонтана в парке имени Горького, просто отказался сесть в автобус, и мы пошли в ближайший торговый центр. Там прохладно и есть чудесная детская площадка.

На площадке внук подружился с мальчишками и никак не хотел уходить. Подчинившись мне, он, расстроенный, мрачно сказал, что нашёл четырёх друзей и тут же потерял их. Я возразила:
– Макс, ну разве это друзья? Ты знаешь их всего шесть часов и больше никогда не увидишь. Друзья – это те, кто всегда рядом.

Внук поглядел на меня и покачал головой.

Максим, как и я, впервые побывал в кукольном театре. Кукольный театр в Казани – это сказка, а куклы в музее театра очень красивы и необычны. Внук превратил своё зрительское кресло в двухъярусное, после чего с ещё большим удовольствием следил за приключениями Чебурашки.

Я для себя из этого путешествия сделала некоторые выводы. Поняла, что не надо перегружать ребёнка новыми впечатлениями. После четырёх дней напряжённых экскурсий маленькому человеку нужен перерыв.

Ещё узнала, что я как именинница имею право на значительные скидки при покупке билета на поезда дальнего следования, и мои спутники – тоже. Также мне полагалась скидка при посещении аквапарка и прочих развлекательных заведений. В общем, решила в будущем приурочивать свои поездки ко дню рождения.

Поняла, что при выборе жилья недостаточно читать отзывы в интернете, которые всё равно не дают полного представления, а нужно рассматривать гостиницы, имеющие награды. Я выбрала хостел с интересным овощным названием, потому что он был удостоен звания лучшего хостела Казани и Татарстана. И не ошиблась – там было тихо, администраторы усмиряли тех, кто громко разговаривал. Я получила пять дней жизни в райской тишине и спокойствии.

Ещё я сообразила, что мне нужно освоить кнопки электросамоката. А также решила научиться искать сайты, на которых можно покупать дешёвые авиабилеты. Я поняла, жаль только – очень поздно, что в Казани надо прожить намного больше пяти дней. Там и за неделю-то не всё увидишь. Стыдно называть места в городе и за его пределами, где мы не побывали. Похоже, ещё вернёмся в этот город, теперь на самолёте. Мы этого хотим.

Да, почти каждую ночь в Казани Максим смеялся во сне. Это означало, что ребёнок счастлив.

Из письма Валерии Лудцевой,
г. Дивногорск, Красноярский край
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №27, июль 2021 года