СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Грант Тохатян: Все родные приезжают ко мне на обед. Это не традиция, это приказ!
Грант Тохатян: Все родные приезжают ко мне на обед. Это не традиция, это приказ!
02.08.2021 00:00
Грант Тохатян: Все родные приезжают ко мне на обед. Это не традиция, это приказ!Уже не первый сезон на канале СТС демонстрируется сериал «Ивановы-Ивановы», который пользуется популярностью у зрителей. Это история двух семей, дети которых оказались не у тех родителей. Роль друга семьи по имени Гамлет исполняет Грант Тохатян. Кроме того что он известный российский актёр, он ещё и народный артист Армении. Живёт в Ереване, а в Россию прилетает на съёмки.

– Как вы чувствуете себя в Москве, когда приезжаете работать?
– Москва для меня такой же родной город, как Ереван. Всё-таки я по своей сути советский человек, а Москва была столицей моей огромной страны. Конечно, с тех пор очень многое изменилось, но осталось неизменным одно – это мои друзья. С большинством из них я знаком ещё со студенческой скамьи, когда мы вместе играли в КВН. Теперь очень многие армянские кавээнщики живут в Москве, и встречаться стало сложнее. Но мы пытаемся выкручиваться: я часто приезжаю в Москву, а друзья – в Ереван.

– Грант Арамович, у вас много заметных ролей, но самая «народная» – это герой в сериале «Ивановы-Ивановы», ведь он идёт уже не первый сезон.
– Очень люблю этот проект и снимаюсь с удовольствием! Кстати, смотрю сериал не потому, что принимаю в нём участие (смеётся), а потому что он нравится мне как зрителю. Мои друзья, в частности из Америки, тоже видели и хвалили.

– Вы упомянули Америку, а при чём здесь Штаты?
– Я часто бываю в Калифорнии, в Лос-Анджелесе. Это место ещё называют Западным Голливудом. Я очень люблю его, возможно потому, что там живут близкие друзья, важные для меня люди. Но я бы никогда не смог жить в этом месте, хотя там идеальная погода, которая практически не меняется в течение года. Один из районов Лос-Анджелеса, который называется Западный Голливуд, – это русская Америка. А другой пригород, Глендейл, – это вообще Армения. Там даже надписи на улицах и вывески в магазинах на армянском языке. И я приезжаю туда в основном на гастроли для нашей диаспоры. Там чувствуешь себя почти как в Ереване. Разве что говор отличается.



– В одном из интервью вы рассказали, что познакомились с Аль Пачино. При каких обстоятельствах это произошло?
– В Ереване есть прекрасный драматический театр. Так вот, дочка его руководителя, известного театрального деятеля, эмигрировала в Штаты. Там она решила поставить чеховского «Дядю Ваню», каким-то чудом вышла на Аль Пачино, чтобы пригласить его на роль, и сказала мне, что импресарио привезёт его на репетицию, поэтому я могу с ним пообщаться.

– Как общались?
– Я не очень силён в английском языке, поэтому трудно было разговаривать, пришлось прибегнуть к помощи переводчика. Вот почему я чувствую себя в России лучше, чем в Штатах, особенно когда выхожу за пределы армянской диаспоры. Что касается Аль Пачино, считаю, что на советской сцене были актёры и более высокого уровня. Евгений Евстигнеев, Олег Янковский, да и наши современные актёры ничем не уступают голливудским звёздам. Просто нас не знает мировой кинематограф. Не думаю, что Голливуд и европейские студии устояли бы перед мощью наших артистов, если бы имели возможность их видеть. И не считаю, что Аль Пачино чем-то лучше. Но мне было бы интересно посмотреть, как он работает на площадке.

– Как в вашей жизни случился проект «Ивановы…»?
– Вообще с «Ивановыми…» произошла интересная история. В тот период мы очень долго носились с другим сериалом, «Последний из Магикян». Думали, как бы продолжить историю, даже хотели снять полнометражный фильм. Но тут вдруг запускается новый проект, в котором мне предложили маленькую роль Гамлета Оганяна. И пообещали её увеличить, если соглашусь. Я подумал: раз пока не получается продолжить «Магикянов», почему бы не сыграть героя в другом сериале, тем более персонаж похож на Магикяна. Вот так я приехал, и на площадке сразу же произошла «химия». Актёрский состав – прекрасный! Например, Сергей Бурунов. Мне говорили, что с ним будет непросто, а мы сразу нашли общий язык.

Грант Тохатян– У вас есть дочь, как и у вашего героя Гамлета. Он очень ревниво относится к её поклонникам. А как вы в вашей не экранной жизни поступите?
– Во мне борются два человека – любящий армянский папа и представитель современного мира, который понимает, что моя дочь Лилит может влюбиться в любой момент. Сейчас пытаюсь отшучиваться, но, конечно, все папы волнуются, просто иногда показывают, а иногда нет. Я наверняка буду очень эмоционально реагировать на её ухажёров. (Смеётся.)

– Семейные традиции у вас есть?
– В Ереване я минимум раз в неделю устраиваю общий семейный обед, и это не традиция, это приказ! (Смеётся.) Единственная моя просьба – убрать телефоны. Мои близкие делают это с удовольствием, ведь нам есть о чём поговорить, чем поделиться, есть общие планы. Я, например, хочу открыть в Ереване свою детскую театральную школу. Таким образом очень надеюсь собрать всех родных в одном месте, ведь в школе каждый найдёт себе применение. У меня ещё два сына, и там им тоже будет чем заняться. Старший сын, Арам, у меня продюсер, младший – рекламщик, невестка занимается маркетингом, а дочь Лилит – актриса и телеведущая. Она уже не маленькая, ей пятнадцать лет, но и не слишком взрослая. И я очень боюсь, что Лилит вдруг в определённый момент станет неинтересной для телезрителя, а перенести такое в юном возрасте очень тяжело. Хотя это естественный процесс. Мы с ней обсуждаем будущее. Сейчас дочке резоннее заняться школой, продолжить изучать языки – ей они даются. Она прекрасно говорит не только на армянском, русском и английском, но ещё изучает корейский. Ставлю ей в пример себя, ведь кроме сцены у меня есть основная профессия – учителя. Дочь уже привыкла к тому, что её узнают, с ней фотографируются, а это весьма заразно. Так что пытаюсь очень мягко отучить её от звёздной болезни.

– Вы обмолвились, что были педагогом. Как же получилось, что стали актёром?
– Помимо педагогики, я учился ещё и на физическом факультете! (Смеётся.) Туда попал случайно, потому что хотел играть в КВН, но в итоге его закрыли. А поскольку я гуманитарий, то перевёлся в педагогический. Там было легче учиться, и мне нравилось работать с детьми. На третьем курсе я сдал экстерном два госэкзамена и начал преподавать в школе. Восемь лет учил детей русскому языку и литературе и даже получил должность завуча. Мне нравилось быть учителем. Но потом пришлось делать выбор между школой и театром. И я выбрал профессию актёра. Стал трудиться в Ереванском камерном театре, который создали мы, бывшие кавээнщики. Поначалу это был просто клуб по интересам, в который входили люди разных профессий – кибернетики, пианисты, врачи, биологи. Мы выступали, шутили и даже пытались создать некую лабораторию аудиовизуальных эффектов. Это было ещё в 1979 году, и тогда для этого требовалось разрешение государства. Но нам сказали, что так не пойдёт, ведь ни у кого из нас нет актёрского образования. Всех срочно отправили в театральные студии. Так я попал в актёрскую студию при «Арменфильме». Тогда руководитель нашего курса Дмитрий Кесаянц, прекрасный режиссёр, начинал снимать фильм «Автомобиль на крыше» – историю о первом милиционере Еревана. И мы с однокурсниками снялись в этой картине. Жизнь только начиналась…

– Театр и кино для вас разные жанры в профессии?
– Театр для меня так и остался главным любимым хобби. Каждый раз играю как в первый, всегда нахожу что-нибудь новое в своей роли. Мне нравится, что я сразу вижу реакцию зрителя, который, кстати, может стать участником спектакля, с места выдать реплику. Это же Армения! Это усложняет задачу актёра, но зато делает её интересней. А в кино каждый новый проект – новая обстановка, новый режиссёр, новая команда. Волнуешься, понравится история или нет, читаешь сценарий, узнаёшь биографию и фильмографию режиссёра и пытаешься заранее понять, сработаешься ли, чтобы зря не тратить время.



– Чем можете объяснить, что вас так часто снимают в сериалах?
– Свою востребованность могу объяснить тем, что в российском кино есть немало режиссёров и продюсеров армянского происхождения, которые знакомы с моими актёрским работами. Контакт с ними был давно, но раньше у нас отсутствовали точки соприкосновения. Во многом это объясняется тем, что в российском кино прочно закрепился штамп персонажа кавказской национальности, в данном случае армянина. Кавказцев или не было вовсе, а если они появлялись, то это обязательно либо бандит, либо в лучшем случае жулик и аферист. Но наконец появился сериал «Последний из Магикян». И хотя у него определённые жанровые рамки, он вышел на уровень межнационального диалога и послужил сближению народов, лучшему пониманию кавказского менталитета.

Мой герой сегодня – отличный семьянин, добродушный, открытый, позитивный человек. Таковы мои персонажи – и Гамлет Оганян, и Карен Магикян. Зритель наверняка обратил внимание, что Магикян живёт в центре Москвы, у него прекрасная квартира, дружная семья. Так же и с сериалом «Ивановы-Ивановы». Первоначально герой не значился армянином. Но поскольку меня пригласили на эту роль, то национальность персонажа была предопределена. В любом случае я с большим удовольствием снимаюсь и рад, что сериал нравится зрителю.

Грант Тохатян– Как реагируете на свою популярность в Армении?
– К своей популярности отношусь очень спокойно. Артисты работают для людей, чтобы дарить эмоции – радость, слёзы. И заставить задуматься. Если поклонники хотят взять автограф или сделать со мной фото, то я всегда соглашаюсь. Ещё, когда прихожу на рынок, мне предлагают самые свежие овощи, мясо, иногда даже не берут деньги.


– Грант Арамович, что вы знаете в своих корнях?
– Знаю, что мои предки родом из Карса, сейчас это город на территории Турции. Корни уходят непосредственно в маленький городок Тохат недалеко от Карса, и от этого названия пошла наша фамилия Тохатян. У моего прадедушки был бизнес, небольшая фабрика. Семья жила в Карсе до 1915 года, когда начался страшный геноцид, трагедия для всех армян. Люди начали искать пути, чтобы уехать, потому что оставаться там – верная смерть. Но моим предкам повезло, под прикрытием русских войск они перешли в Восточную Армению, в город Гюмри. Из четверых братьев спаслись только двое – мой дедушка, который переехал в Ереван, и его брат, который для жизни выбрал Тбилиси. Так что одна из ветвей нашего рода проживает в Грузии. Мы их хорошо знаем, общаемся, это близкие родственники. Когда я был маленьким, дедушка много рассказывал о нашей родине. Это были настолько яркие рассказы, что я уже по описанию представлял себе то место. Даже ключи сохранились от дома предков, они передавались от отца к сыну. И, уже будучи взрослым, я побывал там. Как я сказал, сегодня это территория Турции. Нашёл наш бывший дом. В целом он сохранился, хотя кое-что и перестроили. Теперь в нём живёт семья курдов. Я рассказал свою историю, во двор они меня впустили, а внутрь нет. Полагаю, что сыграли роль религиозные взгляды. Я ждал от себя особенных эмоций, но нет, этого не случилось, потому что это уже чужой и далёкий город для меня. Наверное, генетическая память сохранилась, я ощутил какие-то вибрации, но не более.

– Вы были женаты три раза. Часто влюбляетесь?
– Да, о таких, как я, говорят – многоженец. (Смеётся.) Но, если серьёзно, я всегда знакомился с новой женщиной, только когда был свободен. Никогда не бросал женщину ради другой, никогда ни к кому не уходил. Просто разводился, проходило время, и появлялась новая любовь. Я весьма благодарен каждой из трёх жён за счастье, которое они подарили, за детей, за время, проведённое вместе. Я их всех очень люблю, ценю. Может, от такого моего тёплого отношения они очень мирно сосуществуют.

– Они, кстати, все по профессии актрисы.
– Очень хорошие актрисы, говорю это абсолютно объективно, как зритель. И, слава богу, между нами никогда не было профессиональной зависти и соперничества.

– Любому человеку присуще чувство ревности. А вам?
– Если появляется ревность, то в первую очередь я должен винить себя. Значит, чего-нибудь недодал, где-то недоглядел и как мужчина не оправдал надежды. Поэтому стараюсь всегда проявлять заботу и не оставлять любимую женщину без внимания.

– Тогда вы знаете секрет семейного счастья?
– Оно в любви. Мои родители любили друг друга. И я старался повторить их отношения. Женщина, которая находится рядом с мужчиной, дарит ему счастье. Любовь – такое многогранное чувство, когда хочется восхищаться и поклоняться ей. Я верю в любовь, и для меня в этом счастье.

– Когда ваша дочь Лилит была маленькой, как вы её воспитывали?
– Если честно, этого ребёнка не надо воспитывать, она нас сама воспитывает. (Смеётся.) Лилит словно и не была маленькой, будто сразу родилась взрослой. Мы и пытаемся с неё спрашивать как с двадцатилетнего человека. Я рад, что у меня дочь. Девочка – это ласка и нежность. (Улыбается.)

Расспрашивала
Элина ДЕЛИН

Опубликовано в №29, август 2021 года