СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Самый красивый вид транспорта
Самый красивый вид транспорта
19.08.2021 00:00
Самый красивыйМногие считают, что слово «фуникулёр» означает канатную дорогу. Но нет, канатка и фуникулёр – это принципиально разные устройства. На канатке кабины, гондолы или кресла висят на тросе и движутся по нему, не касаясь земли. А фуникулёр – это вагончик, похожий на трамвай, который едет по наклонным рельсам на тросовой тяге. Кататься на том и другом – сплошное удовольствие. Дёшево, быстро, ни пробок, ни ухабов, ни гололёда. А какие умопомрачительные виды открываются с высоты! Вот только не всё так безопасно с канатками и фуникулёрами, да и с их ближайшими родственниками – кресельными подъёмниками.

Без тормозов

Последняя катастрофа произошла всего пару месяцев назад – 23 мая этого года в Италии. Всё случилось на канатной дороге, соединяющей курортный городок Стреза и вершину горы Моттароне. Подъём из живописной долины на высоту в полторы тысячи метров закончился гибелью 14 человек. Кабина с пассажирами рухнула на крутой склон, всего чуть-чуть не доехав до конечной горной станции. Причина трагедии – обрыв кабельной линии. Обычно в таких случаях автоматически срабатывают аварийные тормоза, они предотвращают обрушение. Но владельцы стрезовского подъёмника предпочли заблокировать их, чтобы дорога продолжала работать даже в случае поломки.

Из-за сбоя электронной системы летом 2000 года в немецком Оберстдорфе вагончики врезались в бетонную стену. А в 2001-м в Сан-Франциско – друг в друга. В 1999 году во французском Сент-Этьен-ан-Деволюи кабинки оторвались от тросов, унеся с собой в пропасть 20 пассажиров. Все погибли.

В каждом из этих случаев вина лежит на владельцах канаток и фуникулёров, которые ради прибыли часто идут на риск. Казалось бы, в богатейших странах мира, на знаменитых курортах, техника безопасности должна быть превыше всего. Как бы не так! По статистике, больше всего катастроф происходит на канатных дорогах и фуникулёрах, расположенных в Австрийских Альпах. На самых дорогих и престижных горнолыжных курортах! А кресельные подъёмники, на которых катаются миллионеры со всего мира, местные жители втихаря называют «убийцами лыжников».

Горящий поезд

Горнолыжный курорт Капрун расположился у ледника Кицштайнхорн, что находится в одном из красивейших мест Австрийских Альп. Уже пару столетий он притягивает богатейших туристов планеты. В 1974 году для их удобства построили фуникулёр, в 1993-м его модернизировали, придав кабинкам модный футуристический вид и оснастив обогревателями. Однако за внешним комфортом и модным дизайном скрывались роковые технические неисправности, на многие из которых владельцы просто закрывали глаза. Например, в вагончиках отсутствовали стоп-краны, детекторы дыма, устройства связи с проводником, средства экстренного открытия дверей и даже элементарные огнетушители! И именно здесь произошла самая масштабная в мире катастрофа на фуникулёре – пожар, в результате которого заживо сгорело 150 человек, ещё пятеро задохнулось.

Но всё по порядку. Утро 11 ноября 2000 года. В красиво раскрашенном поезде капрунского фуникулёра на нижней станции стоит 161 человек в горнолыжном снаряжении. Подъём в гору стремительный – всего за несколько минут поезд проходит четырёхкилометровый тоннель. До отправления осталась пара минут. Никто из пассажиров не подозревает, что в пустующем последнем вагоне разлилось 120 литров горючего гидравлического масла, предназначенного для обновлённой тормозной системы. Масло попало на бытовой обогреватель, запрещённый для использования на транспорте, да к тому же ещё и неисправный.

Поезд тронулся. Задняя кабина сразу вспыхнула. Поскольку поезд двигался в гору, огонь и дым стали быстро подниматься вверх, распространяясь на другие вагончики, в которых находились люди. Через 600 метров после въезда горящего поезда в горный тоннель сработала система безопасности: из-за падения давления в тормозной системе вагоны остановились. Ловушка захлопнулась. Люди оказались в аду.

Никаких средств пожаротушения в вагонах не было. Кондуктор вручную открыл двери, 149 человек выбрались из горящего поезда и устремились вверх по тоннелю, подальше от охваченных огнём задних вагонов. Но они не продвинулись и на пару метров, их быстро настиг горячий дым, обжигавший лёгкие. Ведь в почти вертикальном тоннеле тяга воздуха такая же, как в печной трубе.
Останки погибших впоследствии опознавали по ДНК.

Уже через пару минут после возгорания дым на скорости 144 километра в час взлетел по тоннелю на 2,5 километра до верхней станции и расположенного там ресторана, удушив ещё троих. В другом поезде, шедшем параллельно первому вниз, погибли проводник и единственный пассажир.

Выжило лишь 11 человек. Среди горнолыжников случайно оказался один пожарный на пенсии, он скомандовал бежать вниз, а не вверх, в результате чего несколько везунчиков спаслось.

Привет от американской военщины

2005 год. Канатная дорога в горнолыжном австрийском курорте Зельдене. В это трудно поверить, но причиной смерти 9 немецких туристов здесь стал пролетавший мимо грузовой самолёт. Из него прямо на гондолу с людьми упал бетонный блок весом 750 килограммов! Саму канатку от удара сильно раскачало,  пассажиры других гондол выпадали из окон. Десять человек оказалось в больнице.

1998 год. Трагедия на канатке итальянского курорта Кавалезе, лишившая жизни 20 человек, стала символом жестокости и цинизма ВМС США. Казалось бы, где американская военщина, а где расслабленная горнолыжная Италия? Совсем рядом. Ведь американские пилоты постоянно летают над Европой, ведя «радиоэлектронную борьбу и преследуя разведывательные цели» – так сказано в их отчётах.

3 февраля американский военный самолёт «Праулер» пролетал над горной долиной Кавалезе на высоте ниже минимально разрешённой. Пилот превысил допустимую скорость, зацепил крылом трос канатной дороги, перерезал его и… спокойненько вернулся на базу Авиано в 90 километрах от места катастрофы. А вот из двадцати пассажиров, ехавших в кабинке, не вернулся домой никто. Вместе с кабинкой они рухнули в пропасть с высоты больше ста метров. Гора мёртвых тел, лужи крови на снегу, обломки канатки – вот всё, что обнаружат на месте трагедии медики, спасатели, журналисты.

Ужасают результаты расследования катастрофы. Американский суд не увидел состава преступления в действиях пилота Ричарда Эшби, его признали «невиновным по причине отсутствия доказательств». Доказательств действительно не было, ведь сразу после аварии он уничтожил видеозапись полёта.

«Я снимал на камеру панораму озера, расположенного в долине, и себя, широко улыбающегося. В результате не заметил канатной дороги прямо под крылом моего «Праулера», – признавался потом на телевизионных ток-шоу этот любитель селфи. – Я разрезал трос крылом, точно бензопилой! Это было невероятно!»

«Грузинский авось»

Построенный ещё в 1905 году тбилисский фуникулёр – один из старейших в мире. Он соединяет центр города с парком на горе Мтацминда, которая в те времена называлась в народе «ресторанной горой», поскольку на ней традиционно находились питейные заведения.

В 30-е годы на горе открыли парк культуры и отдыха с огромным комплексом аттракционов, и поездка на фуникулёре стала любимым маршрутом выходного дня для всех тбилисцев. В 1958 году его даже пришлось «расширить»: от проспекта Руставели до пика горы Мтацминда выстроили ещё и канатную дорогу, которую спустя 30 лет эксплуатации решили отреставрировать.

Шёл 1988 год. Разгул перестроечной безалаберности. За бесценок купили в Италии кабины, бывшие в употреблении, но вмещающие в два раза больше пассажиров. Вместо старой 20-метровой мачты выстроили новую – на 5 метров выше, две короткие заменили одной длинной. В результате огромные кабины вместимостью 40 человек опускались под слишком большим наклоном. Против такой сомнительной реконструкции выступал автор проекта канатной дороги, инженер Вахтанг Лежава. Но руководство города не слушало мастера.

Затем, желая заработать побольше, сотрудники отреставрированной канатки вместо положенных 40 человек сажали в старые итальянские кабинки все 50. А чтобы из-за перегрузки не сработал аварийный тормоз, его просто блокировали.

Спустя всего два года после реконструкции внутри верхней кабины оборвался тягловый канат. Обе кабины покатились вниз. Нижняя врезалась в стену станции на проспекте Руставели. Верхняя на огромной скорости ударилась о нижнюю, оторвалась и с 20-метровой высоты рухнула на крышу шестиэтажного здания.

Вот воспоминания жительницы Тбилиси Алеси Сверчковой, которая увидела трагедию с балкона своего дома: «Послышался страшный грохот, перед нашими глазами пролетела кабина канатки и врезалась в станцию. Это был тот вагончик, который спускался вниз. Он был переполнен пассажирами! Второй, который поднимался, на полной скорости задел тот, что направлялся вниз, и его разорвало надвое. Люди посыпались на крыши домов вместе с этой огромной половиной кабины. Крики, ужас! Раскачивается оставшаяся часть кабины, в ней два или три ребёнка, они кричат о помощи, плачут».

«Грузинский авось», а также жадность и безответственность стоили жизни 20 пассажирам. 42 получили тяжелые ранения. Трагедия произошла 1 июня 1990 года – в День защиты детей, и как раз детей среди жертв было больше всего. Учащиеся ахалцихской школы поднялись тогда на праздничную экскурсию в Мтацминдский парк. «В момент аварии я был в кабине, поднимался наверх. Помню, когда это произошло, проводник закричал, чтобы мы легли на пол, но смысла не было. Он начал опускать тормоз кабины, но какой толк? Он был неисправен. Вагончик переполнен. Ребёнок, который был со мной, к сожалению, погиб. У меня возникли проблемы с позвоночником», – рассказывает тбилисец Давид Ратиани.

«Мы были наверху и собирались спускаться. Проводник сказал, что снизу уже поднимается вторая кабина и нужно её подождать – она, мол, будет посвободнее. Вдруг за нашей спиной обрушилась стена, – вспоминает актриса Ия Гогиберидзе, наблюдавшая катастрофу с горной станции. – Слышались крики, вопли, плач. Люди будто сошли с ума. Особенно я запомнила близняшек – двух маленьких красавиц, которые гуляли в Мтацминдском парке вместе с бабушкой. Девочки были в центре внимания, все с ними заговаривали, ласкали. Ужасно то, что в той злосчастной кабине было мало места, и мы его уступили близняшкам. С тех пор тридцать лет прошло. А я до сих пор на канатки смотреть без слёз не могу».

Спустя ровно 18 лет после этой трагедии история с «грузинским авось» повторилась на горнолыжном курорте Гудаури. Из-за сбоя подачи электроэнергии подъёмник резко остановился, тормоза, предназначенные на этот случай, не сработали. Кресла подъёмника на бешеной скорости хаотично полетели с горы, сталкиваясь друг с другом.

«Там люди вверх от подъемника улетали, понимаете, это был «салют», «дождь» из людей! Люди спрыгивали с кресел метров с десяти. А кто боялся прыгать – их выкручивало, выбрасывало в разные стороны», – рассказывал очевидец трагедии Рустам Ибрагимов.

Пострадало 11 туристов, граждан разных стран, в том числе несколько россиян. Эксперты уверены, что жертв могло быть гораздо больше. Людей спас снегопад, прошедший накануне. Туристы падали в мягкий снег – это сохранило им жизнь.

Азиатские кулибины

Особо следует сказать и о фаталистах, сооружающих доморощенные канатки «на коленке» из подручных средств. Таких немало на горных склонах в захолустье Индии, Пакистана и других азиатских стран. Многие аварии на их хрупких конструкциях даже не попадают в прессу, поскольку являются частью повседневности. Но иногда до нас доходят скупые сведения об этих происшествиях.

Летом 2017 года произошло сразу две катастрофы с человеческими жертвами. Первая – в индийском городе Гульмарг. Там дерево упало на трос канатки, он оборвался, ближайшая кабинка рухнула на землю. Погибло 7 человек. Два дня спустя в пакистанском селении Гальят упала в пропасть кабинка, работавшая на самодельном местном фуникулёре. Крестьяне смастерили его самостоятельно, без согласования с соответствующими ведомствами. Итог – все 12 пассажиров вагончика погибли на месте.

Из-за человеческой халатности в 2003 году всё в той же Индии 4 человека погибло и 11 получило тяжёлые ранения в результате падения вагонов канатки с высоты 30 метров.

Без происшествий!

Самые трагические истории мы вам рассказали. И будем объективными: в подавляющем большинстве канатки и фуникулёры безопаснее автомобилей или автобусов. Поэтому-то Париж, Барселону, Неаполь, Хайфу, Стамбул и многие другие мировые туристические центры невозможно представить без их знаменитых «воздушных» маршрутов – линий фуникулёров и канатных дорог! Это и транспорт, и аттракцион, и любимое место фото- и видеосъёмки. Здесь проводят экскурсии, отмечают свадьбы, признаются в любви.

В нашей стране сегодня работает около 400 канатных дорог, и многие из них славятся своим техническим оснащением и красотой видов. Например, самая высокая ведёт на Эльбрус. Верхняя станция находится на высоте 3847 метров!

В одном Домбае аж 10 разных подвесных дорог, в Сочи – 7, в Терсколе – 4. Из Европы в Азию через реку Урал тянется уникальная Оренбургская канатная дорога.

В списке самых романтических мест планеты значится Пятигорская маятниковая безопорная канатка, ведущая на гору Машук. А москвичи гордятся канаткой на Воробьёвых горах, с неё вся Первопрестольная как на ладони!

У тебя под ногами оказываются горы, море, долина – такова знаменитая крымская канатка, ведущая из Мисхора на гору Ай-Петри. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса за самый длинный безопорный участок – больше полутора километров.

Вид на реку и старинный Печёрский монастырь завораживает туристов, путешествующих на нижегородской канатке, которая переброшена через Волгу. Всего за 100 рублей можно получить незабываемые впечатления, насладиться видами, сделать сногсшибательные фотки. А местные жители, ежедневно ездящие на канатке на работу и домой, покупают проездные абонементы. Получается значительно дешевле.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №31, август 2021 года