СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Марина Кондратьева: Вот так и учишься любить
Марина Кондратьева: Вот так и учишься любить
23.08.2021 18:21
КондратьеваНа счету актрисы Марины Кондратьевой 117 ролей в кино и телесериалах. В зрительской памяти остались страстная Стелла из сериала «Гранд», идущая как танк к своему счастью, тревожная мать из «Ночи после выпуска» и выжатая как лимон загнанная лошадка Алиса из фильма «Просто роман». Кондратьева очень точно улавливает женские характеры. Даже в эпизодической роли она создаёт яркую, мощную, эмоциональную героиню. Мало кто знает, что Марина много лет является звездой Театра имени Моссовета, где играет русскую и зарубежную классику. Поклонники ходят в этот театр «на Кондратьеву». Также Марина Игоревна – многодетная мама, родившая первенца в 16 лет, авантюристка, обманом поступившая в ГИТИС в 14, многогранная актриса и режиссёр студии при храме. Но всё-таки кто она на самом деле?

– В Театре имени Моссовета вы работаете почти тридцать лет. Сегодня это один из немногих московских театров, который не спешит за модой на современную пошлость.
– Дело в том, что у нас в труппе всегда было много верующих актёров. И в нём всегда служили сильные личности. Я уже со второго курса ГИТИСа начала работать рядом с Тереховой, Стебловым, Юрским, Талызиной, Остроумовой. Это уникальные личности по человеческим качествам. Весьма разные, как раdyerзные планеты, но все – очень глубокие. Это поколение выросло в особом мире, он тогда был гораздо уже нашего, но зато у актёров были идеальные условия для роста. И фильмы оценивались иначе. Если актёр снимался в значимом фильме, то это становилось его судьбой на всю оставшуюся жизнь. А сейчас столько киношных работ, такой огромный поток, такая лавина, что ценные вещи иногда просто не успевают посмотреть. Человек снялся в хорошем фильме – через полгода о нём забыли. Но у нас в театре и молодёжь очень хорошая, ведь они тоже существуют в этой среде, которую определяет старшее поколение. Киношные актёры сегодня бывают поверхностные, они ориентированы на быстрый «инстаграмный» успех, которого можно легко достичь.
– Марина, у вас было бурное детство. Математический класс, но при этом музыкальная школа по классу домры и балалайки. Фигурное катание. Хореография. Когда пришло понимание, что ваша судьба – сцена?
– В одиннадцать лет со мной произошло это событие. Я попала в театральную студию во Дворце творчества на Октябрьском Поле, ею руководит Лариса Викторовна Карасёва. И она до сих пор там работает! Это была настоящая база театрального института. Из этой студии вышли режиссёр Ольга Субботина, актёры Саша Усов, Антон Привольнов, Наталья Моргунова и многие другие. Когда мне исполнилось четырнадцать, Лариса Викторовна посоветовала поступать в ГИТИС. Я сразу пошла, наврала, что мне шестнадцать. Из-за высокого роста мне поверили. Курс набирал Павел Осипович Хомский, худрук Театра Моссовета. Я прошла первый тур, второй, а на третий уже надо приносить документы. Но я же ещё школу не окончила! Пришла к Павлу Осиповичу, говорю – так и так, мне ещё два года учиться, документов нет. Меня зачислили на курс вольной слушательницей, а параллельно я оканчивала вечернюю школу. И через два года официально стала студенткой. В восемнадцать лет окончила ГИТИС!
– А как вы попали в кино?
– Мне было четырнадцать, шёл 1990 год. Величайший режиссёр двадцатого века Михаил Абрамович Швейцер снимал фильм «Как живёте, караси?». Меня пригласили на небольшой эпизод, и первыми моими партнёрами стали Николай Пастухов и Александр Калягин. Это был ещё советский, серьёзный подход к кино, в том числе на пробах. Мне кажется, сейчас на главные роли так не пробуют, как меня на тот эпизод. Чуть позже, когда исполнилось шестнадцать, я снималась в фильме «Яма» по повести Куприна. А потом были небольшие роли, эпизодики. Например, в «Барышне-крестьянке», «Петербургских тайнах». В основном я была занята в театре, там у меня появились большие главные роли.
Кондратьева– Это правда, что у вас в роду священники и крупные советские учёные?
– Папин прадедушка был старообрядческий священник, они жили в Сибири. Сам папа – доктор наук, его брат – академик. Они геофизики. Но при этом параллельно с научной деятельностью вели активную творческую жизнь. Оба тонко чувствуют живопись. По маминой линии мой дедушка – академик. В честь него назван корабль – научно-исследовательское судно «Юрий Годин». И ещё подводный хребет в Каспийском море. Когда мне было шесть лет, родители развелись. И хотя от папы и мамы мы с братом получали много любви, пережить развод оказалось непросто. Семья тогда прошла сложный период.
– В чём основная трудность?
– Когда родители жили вместе, у нас была обеспеченная семья. Папа её обеспечивал. А после развода вдобавок случилось несчастье с моим старшим братом, он тяжело болел, и мама некоторое время не работала. Мы, мягко выражаясь, жили очень скромно. Бедно. В нужде. Папа помогал, но всё равно средства были крайне скудные. Я помню ощущение, когда ты одет хуже всех в классе, когда у тебя старая обувь. Помню травлю в школе. Я ведь была безумно застенчива, не умела за себя постоять, да к тому же в школу пошла в шесть лет и оказалась младше всех в классе. Девочки ополчились против меня, и всё это совпало с разводом родителей, с переменами, которые произошли в жизни. Мне пришлось повзрослеть раньше срока. Но теперь я благодарна той школе жизни. И ещё важный момент. Я ведь до одиннадцати лет не была крещена и утыкалась в такие детские тупики. А когда меня крестили, то полюбила приходить на службу в храм Всех Святых на Соколе. Не знала молитв, просто молилась своими словами. И это меня держало! Без веры, без Божьей помощи всё это было бы невозможно вынести. И теперь я всегда знаю, где выход из тупика.
– А с чем связано ваше крещение в одиннадцать лет? Времена стояли советские.
– Мама говорила, что в советские времена проповеди как таковой не было. Но Божьи заповеди всё равно звучали через произведения искусства – в нашем кино, в литературе. Когда мне исполнилось одиннадцать, мама была беременной, ждала моего младшего брата. Врачи сообщили, что она не выдержит роды. И мама, видимо, в поисках выхода, крестила меня и моего старшего брата Лёшу. Привела в храм и сказала: «Я, скорее всего, умру, а дети путь остаются крещёные». Помню, очень переживала тогда за маму, молилась за неё и маленького ребёночка у иконы Казанской Богоматери. Когда родился младший брат Серёжка, он в младенчестве был очень похож на Спасителя с этой иконы. Сейчас Сергей Годин – талантливый актёр и режиссёр, он много снимается.
– Марина, вы действительно рано повзрослели. В четырнадцать лет поступили в вуз, а в шестнадцать вышли замуж за сокурсника Алексея Осипова и сразу родили ребёнка! (А. Осипов – заслуженный артист России, ведущий актёр театра «Эт Сетера», исполнитель ролей в фильмах «Савва Морозов», «Моя Пречистенка», сериалах «Склифосовский», «Молодёжка», «Балабол» и другим. – Ред.) Параллельно учились, играли в театре, снимались в кино. Как всё это можно совместить, будучи подростком?
– Мне повезло. Когда родился брат Серёжа, мама с большим доверием отнеслась ко мне. Можно сказать, я сама его растила, много времени с ним проводила. Он поначалу даже называл меня мамой. То есть я уже имела опыт. И к шестнадцати годам знала, что такое маленький ребёнок. У меня не было страха. То же самое у мужа, которому был двадцать один год. У него с младшим братом разница пятнадцать лет, и он тоже его пеленал, кормил, гулял с ним. Мы в детстве прошли школу отцовства и материнства! А ещё у моего мужа талант – он потрясающий отец. И я безмерно благодарна всем нашим родственникам – моим маме и папе, а также родителям и даже бабушкам мужа. Они и сами были молодые, но сидели с нашим сыном Святославом, давая нам возможность учиться. Мы не отдавали сына, они просто приезжали к нам. К тому же надо учитывать время – шли девяностые, голодные годы. Зарплата в театре – копейки, она заканчивалась через пять дней! И без продуктовой и финансовой помощи близких, без поддержки рода было бы невозможно выжить. И ещё меня в жизни вела папина любовь, папина поддержка. Сейчас понимаю, насколько важно для девочки чувствовать, что папа тебя любит. Ну и мамочка, конечно, которая и сейчас через весь город приезжает сидеть с моими детьми: «Ой, ты не успеваешь? Я тебе пожарю картошечку!»
– Говорят, даже Терехова вам помогала?
– Маргарита Борисовна увидела дипломный спектакль, где у меня была главная роль, и решила поставить с нами, студентами, пьесу Федерико Гарсиа Лорки «Когда пройдёт пять лет». У нас были студенческие занятия, а потом мы бежали к ней на репетицию. Она видела, какие мы голодные, и просто накрывала нам столы. Приносила термосы с горячим чаем, делала бутерброды для каждой репетиции. Мы, конечно, всё это быстро сметали. А когда я была беременна вторым ребёнком, дочкой, она подарила мне одежду нереальной красоты. Платья для беременных ручной работы, чтобы я чувствовала себя комфортно, будучи в положении. Это всё выглядело так щедро! С такой душой! Дочка Маша родилась спустя девять лет после сына. Сейчас ей двадцать.
– Вы жили с родителями?
– Мы с самого начала жили отдельно, потому что у мужа была комната в коммунальной двушке, причём вторая комната долгое время пустовала. Это красота! Но потом хозяева второй комнаты к нам подселили соседей. Я знаю, что такое жить в коммуналке! Вдобавок у сына была астма. Но нам снова повезло! Театр очень помог. Заместитель директора Юрий Георгиевич Проданов, уникальный человек, лично вступился за нас. Ходил к главе управы и разыгрывал сердечный приступ. Говорил: «Я сейчас умру у вас, если не дадите им квартиру!» И рассказывал главе района триллеры: «Я к ним пришёл (а он никогда у нас не бывал) – ребёнок плачет! Мать рыдает!» В итоге спустя год после рождения Машки мы получили большую квартиру в Бутове. А спустя ещё пять лет у нас родилась Анька.
– В девяностые получить бесплатно квартиру – чудо!
– Всё, что в моей жизни произошло, – из разряда чудес. Например, я очень долго хотела дочку, и как-то у нас не получалось. Стали ездить к преподобному Сергию Радонежскому в Лавру, я молилась и вскоре узнала, что жду ребёнка. Во время беременности возникли сложности, я снова ездила в Лавру, и у меня менялись результаты анализов. Удивительно! А потом Маша долго не рождалась. Врачи говорили – вы уже давно переходили. И вдруг она рождается в день преподобного Сергия, 18 июля. И вот вчера у меня тоже был день чудес. Вечером – очень дорогой для меня спектакль «Гроза прошла» по Мережковскому, постановка режиссёра Андрея Максимова. Этот спектакль очень энергозатратный, требует много сил. По идее, перед ним нужно хорошо выспаться. А у меня с семи утра смена в кино! Смена такая – тоже будь здоров! Не могу рассказывать сюжет, но там я лишаю человека жизни. Душу! После этой смены надо ехать в театр, а у меня энергия на нуле. За полчаса до спектакля добежала до храма рядом с театром. Потом ещё пятнадцать минут поспала, и силы пришли. Получился очень хороший спектакль. И чудеса Божии у меня на каждом шагу!
– Расскажите о вашей работе художественным руководителем театральной студии при храме.
– В 2011 году настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове пригласил меня руководить их театральной студией. Мы сделали первый спектакль, и я поняла, что это очень интересный опыт. Сын Святослав, который тогда был подростком, очень помог мне в этом, он ведь с шести лет играл у нас в Театре имени Моссовета – с Жжёновым, Гафтом, Юрским, Тараторкиным. В студии «Белый голубь» Святослав помогал мне и актёрски, и режиссёрски. Можно сказать, это спасло наши с сыном отношения, потому что мы там с ним стали не только мамой и сыном, но и коллегами. А мои девочки пели в храмовом хоре, а потом стали играть у нас в студии. У нас там все дети невероятно талантливые! У батюшки три дочки замечательные. И приходили ещё три девочки по фамилии Борисоглебские. Старшая из них потом стала юристом и женой моего сына, мамой моего внука Роберта! Ему полтора года.
Кондратьева– Наверное, когда люди работают вместе на сцене, им легче породниться? Отсюда столько актёрских браков.
– Да. Когда ты делаешь с человеком спектакль, это как пойти в разведку! Там уже невозможно спрятаться. Люди раскрываются абсолютно. И так случилось в нашей детской студии при храме. Весь сейчас молодёжь заброшена, особенно в многодетных семьях. А у детей огромное количество творческой энергии, и её надо направлять в правильное русло. Наш батюшка, отец Сергий Тришкин, дал мне свободу творчества, сначала лично являлся на репетиции, а потом полностью доверил мне детей прихода. Но три года назад я перестала руководить студией. Слишком много работы образовалось по другим направлениям, очень много всего в кино.
– У вас сто семнадцать киноролей! Вы все помните?
– Есть такие, которые прошли в потоке, на конвейере. А есть значимые, которые в сердце навсегда остаются. Например, для меня особенно важна работа с режиссёром Сергеем Гинзбургом в проекте «Наперекор судьбе». Там у меня очень противоречивая, сложная героиня с переломанной судьбой. Ещё из недавнего – сериал «Гранд». Моя героиня, Стелла Анатольевна, какими-то лукавыми ходами борется за свою любовь. Когда я читала сценарий, думала – как такое возможно? Есть ещё комедийный телесериал «Короче», у которого на Ютубе миллионы просмотров. Там я играю маму главного героя. Очень смешная семейка. А скоро на Первом канале должен выйти наш сериал «Два берега» режиссёра Ольги Субботиной. И ещё недавно сняли фильм «Белый список», режиссёр Алиса Хазанова, в главной роли Алексей Серебряков. Это фильм о подростках. Помните, было такое движение детей-самоубийц – «Синий кит»? Вот об этом. Когда я прочитала сценарий, сутки не могла прийти в себя. В общем, через роли я иногда оцениваю свою собственную жизнь, узнаю, как надо вести себя с детьми, как любить…
– А как надо любить?
– Любовь материнская понятна. С одной стороны, ребёнок – это часть тебя, а с другой – это личность Божья, которая тебе просто доверена. А любовь мужчины и женщины переживает разные периоды. Но, наверное, через любовь человек понимает Бога. Как понять, что такое любовь Бога к нам? Через родительскую любовь, через любовь между мужчиной и женщиной. У нас с мужем в сентябре тридцать лет брака. Наверное, наступает такой момент, когда ты перестаёшь оценочно относиться к своему мужу. Понимаешь, что у него есть недостатки, но он – как твоя рука. Она может болеть, но если ей больно, то и тебе больно, а если ей хорошо, то и тебе хорошо.
Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото из личного архива

Опубликовано в №32, август 2021 года