Почему наши артисты – самые красивые
25.08.2021 14:08
Почему наши артистыМиф о том, что «железный занавес» изолировал нашу страну от мировой культуры, рассыпается в прах, когда смотришь старые советские фильмы. Наши художники по костюмам одевали актёров и актрис так красиво, как не снилось и парижанам. Безупречный вкус, знакомство со всеми современными тенденциями и великолепный пошив делали костюмы наших артистов образцами высокой моды.

Стиль идеальной женщины

Костюмерные и гримёрные цеха на «Мосфильме» в советское время всегда были завалены иностранными журналами мод. Любой киношник, которому посчастливилось отправиться в командировку за границу, получал на дорогу ответственное поручение от мосфильмовских мастеров: привези столько журналов, сколько влезет в чемодан. И они везли!

В результате работники отечественных киностудий всегда были в курсе современной французской, итальянской и, ну так уж и быть, польской моды. Но, конечно, особого внимания наших специалистов удостаивались голливудские картины, которые они видели на закрытых показах.

Итак, модные журналы, западные киноленты и намётанный глаз художника – вот откуда брались умопомрачительные наряды наших актрис.

Скажем, платья Леночки Крыловой из фильма «Карнавальная ночь». Собственно, мода на наряды «от Гурченко» началась после этой киноленты. Её героиня появлялась в потрясающих нарядах, взятых из коллекции Кристиана Диора, которую модельер представил ещё в 1947 году. Это так называемый «стиль идеальной женщины» – закрытый узкий лиф, приталенный силуэт, пышная юбка. Всё вышесказанное идеально подошло юной актрисе с талией в 48 сантиметров. Зрители оценили женственное милое платье в горошек с рукавами-фонариками, но настоящий фурор произвело чёрное платье с белой муфтой. После премьеры девушки бросились худеть, утягиваться в талии и шить себе такое же. Стриглись, завивались и укладывали волосы так же, как и у Леночки, – выбивающиеся кудри придавали задорности, но при этом выглядели достаточно скромно для советской девушки.

И ни одна советская девушка не подозревала, что этот стиль создал для них француз Кристиан Диор.

Конечно, народная молва приписала все гурченковские костюмы самой Людмиле Марковне. Что ж, актриса действительно серьёзно увлекалась модой и действительно сама что-то моделировала, кроила, шила, освоила сложнейшую вышивку и работу с кружевом, даже делала шляпки. И когда закончилась эпоха дефицита и в магазинах появилась любая одежда, Людмила Марковна продолжала шить, сохраняя верность своему стилю. Но этот стиль – так сказать, на любителя. Уж если для сцены и экрана это было чересчур, то выйти в таком на улицу мог себе позволить только городской сумасшедший. Точнее, деревенский сумасшедший. Впрочем, созданные ею костюмы до сих пор представляют определённый интерес для исследователей моды, так что иногда платья актрисы выставляются в музеях современного искусства.

Такой же, но с перламутровыми пуговицами

В 1967 году Пьер Карден представил на показе в Париже летнюю коллекцию одежды, в которой были белые мужские водолазки. Уже через год на съёмках комедии «Бриллиантовая рука» в таких водолазках красовался Андрей Миронов.

Его герой, контрабандист и манекенщик Геша Козодоев, носил их с однобортными пиджаками. Водолазки для картины, как и серебристый костюм из японской дакроновой ткани, приобрели на чеки в валютном магазине «Берёзка». Все «карденовские» костюмы так понравились актёру, что после съёмок он оставил их себе. Миронов вообще любил носить иностранную одежду и внимательно следил за модными тенденциями. Он настолько не терпел небрежности в гардеробе, что его можно смело назвать заложником моды. В институте он первый на курсе достал себе джинсы и ультрамодные ботинки на толстой подошве.

Одной из самых забавных сцен в «Бриллиантовой руке» стала демонстрация летнего комбинированного костюма «Универсал-69». Авторы фильма иронически назвали его призёром форума современной одежды в Житомире. На первый взгляд, этот белый костюм, который «не превращается», кажется странным. Но в основе данной истории лежит реальный факт. Власти тогда считали, что гардероб советского человека должен быть небольшим, но функциональным. Тем более что в маленьких хрущёвках большой гардероб просто не поместился бы. Именно поэтому пиджак мог стать курткой, а брюки – шортами.

Стильно одетые персонажи в советских фильмах – почти всегда злодеи, нехорошие люди. Не исключение и Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки». Её откровенный образ в халатике с перламутровыми пуговицами – один из самых смелых в советском кино. В сценарии было чётко указано, какими должны быть пуговицы, но из-за дефицита достать их костюмерному цеху так и не удалось, как и Семёну Семёновичу в фильме. Исполнявшая роль «валютной дивы» Светлана Светличная принесла на площадку свои пуговицы. Розовый халатик с пуховой оторочкой был куплен в ГДР и стоил очень дорого. Женщины заваливали актрису письмами с просьбами помочь найти эту модель. Кстати, в 2011 году знаменитый халат был продан с аукциона за 435 тысяч рублей.

Образ «под Светличную» дополняла лента на прямых распущенных волосах. Знаменитый зелёный купальник тоже достала сама актриса. Возможно, он напомнил ей бикини одной из первых девушек Джеймса Бонда. Фильм «Доктор Ноу», в котором Урсула Андресс выныривает из воды, вышел на экраны в 1962 году, и Светличная наверняка видела его на закрытом просмотре.

После выхода «Бриллиантовой руки» вошли в моду «кошачьи глаза» с густой чёрной подводкой на бледном лице. «Стрелки» к тому времени уже были популярны благодаря Татьяне Самойловой. Девушки подводили глаза так же, как её Вероника или Анна Каренина, да и в жизни актриса не появлялась без этого элемента макияжа.

Однако здесь, признаться честно, нет никакого влияния Кардена. Для роли в фильме «Летят журавли» первые «стрелки» Татьяне нарисовал жжёной спичкой Алексей Баталов, а потом гримёры воплотили его идею в жизнь.

Безупречно выглядящая мымра

Ну а фильм «Служебный роман» – это своего рода шоу моды, ведь та же самая драматургия легла в основу программы «Модный приговор». Дурно одетая женщина, словно Золушка, получает новый стильный образ, от причёски до гардероба.

Переодевание Людмилы Прокофьевны, директора статистического учреждения, стало руководством к действию для женщин всей страны. Наряд, в котором актриса появляется на работе сразу после преображения, – синее платье из полушерстяной шотландки, оказался настоящим хитом. Поклонницы завалили Алису Фрейндлих письмами, в которых признавались, что непременно сошьют себе такое же.

В процессе съёмок её невзрачный коричневый костюм из первой части фильма найти было непросто. По словам актрисы, они вместе с режиссёром Рязановым «облазили все костюмерные, выбирая самые некрасивые платья, туфли и плащи, чтобы создать образ «настоящей советской женщины, замученной жизнью».

Между прочим, знатоки высокой моды утверждают, что тот самый неказистый костюм Калугиной, отвратительного коричневого цвета, не так уж прост. В нём отчётливо прослеживается силуэт и стиль марки «Прада». И если бы он был другого, более красивого, цвета, с хорошо подобранной блузкой, то смотрелся бы совсем иначе. Ведь даже сегодня в дорогих московских магазинах любая женщина может одеться в стиле «мымры». И это будет безупречно!

Много интересного в плане моды можно найти в фильме «Москва слезам не верит». Эта картина демонстрирует сразу две эпохи – конец 1950-х и конец 1970-х годов. У художника по костюмам была сложная задача: показать героинь сначала 19-летними девчонками, а потом – женщинами под сорок. Омолаживали в итоге не только причёсками и костюмами. На помощь пришли корсеты – они делали походку и движения актрис более резкими, свойственными юным девушкам.

Первое появление Катерины (Вера Алентова) в кадре – вышитый крестиком вручную синий сарафан. Зрители должны были увидеть её как скромную домашнюю девушку, которая сама могла украсить свой наряд. А во второй части героиня становится директором химкомбината и одевается совершенно иначе. Твидовые костюмы для женщин в 1970-е не шили, поэтому образ директора пришлось создавать из 12 распоротых мужских брюк – получился серый костюм-тройка. Серый и бежевый цвета в этом фильме – признаки достатка, подтверждение статуса.

Ещё один пример умелого расходования кинобюджета – платье Людмилы (Ирина Муравьёва), в котором она пришла в курилку Ленинской библиотеки. Оно было сшито из галстучной ткани. А джинсы «Ранглер» для Гоши (Алексей Баталов) «сняли» с супруга художника картины Жанны Мелконян. Баталов надел их в кадре и владельцу уже не вернул.

Хочу как у Зиночки

Клара Лучко была ещё одной звездой советского кинематографа, уделявшей большое внимание своему внешнему виду. Она старалась одеваться дорого и стильно. Очень любила шляпки, фасоны которых копировали многие женщины. Было обычным делом прийти к шляпнику и сказать: «Хочу шляпу как у Лучко».

У актрисы собралась целая коллекция шляп из разных стран мира, и эту коллекцию она пополняла.

Когда Лучко поехала в 1955 году на Каннский кинофестиваль, в Доме моделей ей сшили яркое платье из алого нейлона с норковой накидкой. Этот наряд, на который ушло 15 метров ткани, привёл в восторг европейскую общественность. После этого фасон платья, названного «Красной бомбой», стремились повторить модницы в разных странах.

Среди любимых вещей актрисы был зелёный приталенный костюм с вышитыми бабочками, блуза из чёрного шифона со стеклярусом, французский пиджак с разноцветными ромбами и пиджак молочного цвета, украшенный жемчужными бусинами и декоративной тесьмой.

И было бы несправедливо обойти вниманием главную модницу советского экрана.

Героиня Натальи Селезнёвой, пани Катарина из «Кабачка 13 стульев», говорила: «Если мини-юбки и дальше будут укорачиваться, то у меня просто не хватит ног». Именно она считалась первой модницей этой юмористической передачи, а заодно и законодательницей моды для молодых зрительниц. У зрительниц постарше был свой образец для подражания – пани Моника (Ольга Аросева).

У Натальи Селёзневой тип внешности, который западные модельеры называют «куколка» (baby doll), в придачу хорошая фигура. Ей идёт практически всё, кроме скучного. Сама жизнерадостная молодая актриса любила тогда яркие цвета и мини. Мини-юбки, короткие платья, крупная бижутерия, броские принты – она была самой стильной актрисой советских комедий. И довольно смелой, ведь в «Операции «Ы» она демонстрировала не только простое короткое платьице, но и модный красный купальник.

Первый выход актрисы в мини состоялся в том же «Кабачке 13 стульев» в 1966 году. Селезнёва сразу произвела фурор, и в стране началось массовое обрезание юбок. Дело в том, что актёры играли поляков, поэтому им можно было выглядеть по-заграничному, а там мини как раз переживало пик моды.

Уже в 1967 году мини включил в свою коллекцию Вячеслав Зайцев, а через несколько лет именно он сшил для Натальи Селезнёвой фактически подиумные наряды для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Для актрисы создали платье-рубашку, платье-трансформер и белый брючный костюм. Купить такие ультрамодные вещи было сложно, поэтому модницы хлынули в ателье с просьбами сшить наряд «как у Зиночки». Босоножки-римлянки, брючные костюмы с клёшами и ярко подведённые глаза в моде продержались очень долго.

Бедный, бедный Олеженька

Среди актёров-мужчин также хватает любителей хорошо одеваться. К примеру, Александра Абдулова вряд ли считали бы секс-символом, если бы он вдобавок не был модником.

Любимец зрителей и режиссёров, красавец и ловелас Абдулов внешне полностью соответствовал образу звезды. Он был человек-праздник во всём: в поведении, одежде, отношении к людям. Известен случай, когда он торопился на юбилей к Ларисе Долиной в Москву после спектакля, который играл в Ленинграде. И прямо в дороге, на Ленинградском шоссе, переодевался в костюм, чтобы не появиться на празднике помятым. В четыре утра он предстал перед новорождённой в безупречном белоснежном костюме и с букетом белых роз.

Олег Янковский в молодости мало следил за капризами моды. Но когда его вместе с женой из Саратовского театра пригласили работать в Москву, всё изменилось. Жена Людмила Зорина помогла ему обрести хороший вкус и умение выглядеть модно и элегантно. Он не гонялся фанатично за модой, предпочитая классический стиль, поэтому в любой момент выглядел чрезвычайно элегантно. Олег Янковский был неизменно безупречен в повседневной жизни. Костюм и галстук, джинсовая куртка или вязаный пуловер – Янковский умел носить всё.

Старший брат актёра Ростислав Янковский вспоминает: «Помню, наша мама как-то раз увидела Олега в модном итальянском пиджаке со стильными заплатками на локтях. И даже не поняла, что это сделано специально. Предложила: «Олеженька, давай я получше переделаю».

В советском кино было много прекрасных актрис и актёров, героини и герои которых становились законодателями моды. Наши художники, гримёры и костюмеры знали о моде всё, тщательно продумывали костюмы и достигали в своей работе совершенства. В результате созданные ими образы становились образцами стиля.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №32, август 2021 года