Самые богатые женщины России
01.09.2021 15:38
Самые богатыеТрадиционно в России самыми богатыми дамами были жёны, бывшие жёны, вдовы, дочки, на худой конец любовницы высокопоставленных и крайне богатых мужчин. Но в последние годы ситуация меняется. На первые места в списках «Форбс» поднимаются россиянки, заработавшие состояния собственным потом. Часто их имена известны лишь в узких деловых кругах. В личную жизнь никого не пускают, и журналистам мало что известно. Кто же они, эти богатые женщины России?

Ни слова о себе
В 1991 году выпускница Алтайского политеха Лариса Прокопьева и её польская подруга Эва Домбровска решили создать собственное предприятие для выпуска косметики. Назвали фирму, соединив имена подруг-основательниц – Эва+Лара=Эвалар.
Поначалу бизнес не задался, и потерявшая терпение полька продала за бесценок свою долю упорной русской подруге. Прогорев на косметике, Прокопьева сделала ставку на производство пищевых биодобавок, лекарственных трав, оздоровительных товаров.
По оценкам DSM Group, «Эвалар» в 2019 году занял 17 процентов российского рынка биологически активных добавок. Сейчас Лариса Прокопьева, по данным журнала «Форбс», имеет состояние в 175 миллионов долларов.
Куда богаче её ровесница, 60-летняя Татьяна Кузнецова, родившаяся в маленьком городке Дальнереченске Приморского края. В 1993-м она работала юристом в нефтегазовой компании, затем возглавляла юридический департамент «Новатэка», а с 2007 года стала членом правления. Сейчас её состояние, по данным «Форбс», оценивается в 475 миллионов долларов. Свою личную жизнь она тщательно скрывает и не даёт интервью.
Точно так же поступает сибирячка Марина Седых, юрист по образованию, которая с момента основания «Иркутской нефтяной компании» в 2000 году является её генеральным директором, имея на сегодняшний день 10,1 процента акций. Что в пересчёте на доллары составляет 400 миллионов.

Татарские миллионерши
В списке «Форбс» есть две колоритные татарочки, и обе взобрались на финансовый Олимп с самого низа, из глубокой провинции, можно сказать, из бедности.
Первая – это Гузелия Сафина, родившаяся в деревне Кзыл-Чишма в Чувашии. Учиться поехала в соседнюю Казань, в 1977 году окончила Казанский финансово-экономический институт. Работала бухгалтером на заводе «Радиоприбор» в Альметьевске, инженером в НИИ технологии насосного машиностроения. В 80-х перебралась в Казань, где была бухгалтером на фабрике художественных изделий. В 1991 году стала главбухом в объединении «Казань». На его основе создана группа ТАИФ, скупавшая акции самых привлекательных предприятий Татарстана. С 1995 года Сафина – заместитель генерального директора группы ТАИФ. Сейчас её состояние оценивается в 300 миллионов долларов.
Вторая представительница Татарстана в списках «Форбс» ещё интереснее – это 69-летняя Муслима Латыпова. В 1994 году она создала сеть магазинов татарской национальной кухни «Бахетле», которые теперь хорошо известны и в Москве. Сегодня генеральный директор «Бахетле» Латыпова обладает состоянием в 135 миллионов долларов, а ведь в самом начале жизненного пути жила впроголодь.
Родилась она в деревеньке Клачи Татарской АССР, в простой семье колхозников. В молодости переехала в Казань, хотела получить образование, но в вуз поступить ей не удалось. Устроилась продавцом, потом работала заведующей столовой, директором торговой базы. С началом перестройки затеяла собственный бизнес.
«Когда началась рыночная экономика, занималась всем, где можно было деньги заработать. Открыла кооперативное кафе, взяв в аренду помещение на первом этаже пятиэтажного жилого дома. У меня там можно было купить и всякие дефицитные товары. Мы ездили в Благовещенск (на границе с Китаем. – Ред.) и там покупали дефицитный импорт – кожаные пальто, детские костюмы, покрывала на диваны. Челноки возили те же товары в огромных сумках, а мы арендовали целый вагон в пассажирском поезде Тында – Москва, битком его набили товаром. Вагон шёл последним, и мы страшно боялись, что, несмотря на охрану, его в любой момент могут отцепить и разграбить. Это история и выживания, и практики, и закалки, – вспоминает сейчас свои первые шаги в бизнесе миллионерша. – Чего только мы тогда не пережили! Помню, идём мы в Тынде к партнёрам, на мне сапожки и колготки. Пока добрались, эти колготки намертво к телу примёрзли, думала, только с кожей снимутся».
Так Муслима-апа сколотила начальный капитал, который пошёл на открытие в Казани первого магазина «Бахетле». («Счастливый». – Тат.)
«Никто ничего не подарил, с неба деньги не падали. Ни о каких выходных я не думала – в магазине их не бывает. Всему на ощупь учились, на ходу каждый день что-нибудь изобретали. Благодарю Всевышнего, что создала своё, а не пошла клонировать, как это делали многие», – говорит сейчас депутат Государственного совета Татарстана, предприниматель Муслима Латыпова. Сегодня она руководит штатом в 5 тысяч человек, и благодаря ей татарские эчпочмаки и кыстыбый узнал весь мир.

Считайте меня директором музея
Своё детство она провела в джунглях. Отец ещё одной долларовой миллионерши, Наталии Опалевой, был дипломатом и в начале 1970-х годов работал в Коста-Рике. Позже семья переехала в Москву, Наталия поступила в МГУ, в 1995-м окончила экономфак. Работала специалистом по ценным бумагам сначала в «Инкомбанке», а затем в «Глория-банке», который вскоре обанкротился. Ища работу, в 1996 году пришла в «Ланта-банк», где требовался специалист по фондовым рынкам. Три часа длилось собеседование с совладелецем банка Сергеем Докучаевым, который увидел в 26-летней Наталии ценного работника.
Вскоре Докучаев создал собственную золотодобывающую компанию, где Опалева возглавила отдел проектного финансирования и получила свою долю бизнеса. А вместе с ними – бесконечные командировки на золотые прииски. «Чтобы собрать комплекс предприятий, пришлось объехать Сибирь и Дальний Восток. Работать нередко приходилось в экстремальных условиях. Однажды самолёт, в котором я летела в Иркутск, из-за пожаров посадили в Братске. Команде пришлось проехать 600 километров по горящей тайге, чтобы добраться до места назначения», – вспоминает миллионерша.
В горнодобывающей компании «Высочайший» ей принадлежит 20,36 процента акций. Самым прибыльным для этой хрупкой блондинки, предпочитающей красные наряды, стал прошлый 2020 год, когда цена золота резко подскочила. За это время, по утверждению «Форбс», капитал Наталии с 250 миллионов долларов вырос до 450 миллионов.
Теперь она нечасто наведывается в Сибирь, предпочитает тихую жизнь в Подмосковье и культурную – в Москве. В музеях бывает чаще, чем в банках. Особенно в музее АЗ, где Опалева собрала коллекцию своего любимого художника Анатолия Зверева, умершего в 1986 году от бродяжничества и алкоголизма. «Я всегда представляюсь директором музея, и мне это очень нравится, – говорит Наталия. – На данный момент у меня на первом месте музейные дела и продолжение моей коллекции».

Последняя буква в алфавите
550 миллионов долларов – таково состояние Ольги Белявцевой. В рейтинге самостоятельно озолотившихся россиянок она занимает почётное третье место. Капитал Белявцевой сколочен на фруктах, она имеет долю в знаменитой липецкой компании «Прогресс», которая выпускает в том числе детское питание «ФрутоНяня».
Белявцева родилась в городке Лебедянь Липецкой области, после школы поступила на экономфак липецкого Института международного права и экономики. Рано вышла замуж, родила первенца. Нагрянула перестройка, помощи молодой семье ждать было не от кого. И в 1990 году 21-летняя молодая мама устроилась упаковщицей в цех консервного завода Минплодоовощхоза СССР в Лебедяни. Этот завод и сегодня известен выпуском соков «Я» и детского питания.
Руководство предприятия быстро заметило активную работницу с дипломом, и Ольга стала ведущим экономистом. После приватизации завода его директор Николай Борцов создал ОАО «Лебедянский», который вскоре оказался лидером сокового рынка России. Борцов стал соковым королём, а его младший партнёр Белявцева – королевой.
Сейчас Ольга – инвестор и управленец, акционер концерна, где производятся минеральная вода и детское питание. Живёт под Москвой, в собственном поместье в элитном коттеджном посёлке на Рублёвке. В свои 50 с хвостиком выглядит на 35.

Лесные ягоды
На протяжении 14 лет самой богатой женщиной России считалась Елена Батурина с состоянием в 1,2 миллиарда долларов (на 20 февраля 2020 года, по версии «Форбс»). Казалось бы, такую фуру не обгонишь. Но в 2020 году Батурина уступила первенство владелице крупнейшего российского интернет-магазина «Уайлдберриз» 45-летней Татьяне Бакальчук. По данным «Форбс», сейчас именно она самая богатая женщина России, её состояние – 1,4 миллиарда долларов.
Внешне она похожа на девушку-курьера. Рваные джинсы, рубашка, кроссовки. Никаких бриллиантов. Никакого злата-серебра. Никакой претенциозности и пошлого барства. Она выглядит энергичной, смешливой, простой. Таня Ким (такова девичья фамилия Бакальчук) родилась в Подмосковье, в многодетной семье обрусевших корейцев. Мама – учительница, папа окончил Институт связи. «Мои детство и юность были омрачены тем фактом, что я не такая как все. У меня другая, резко бросающаяся в глаза национальность. Родители тоже выглядели чудаками. Не только из-за внешней непохожести. К ним относились как к неместным, чужим, хотя, повторю, они родились и выросли в России», – вспоминает долларовая миллиардерша.
Она получила специальность преподавателя английского языка. Вышла за радиофизика Владислава Бакальчука. Подрабатывала репетитором. В 2004 году в семье родился первенец. Семья снимала жильё, денег не хватало. На репетиторстве пришлось поставить крест, Таня не могла с грудным ребёнком бегать по ученикам. И тогда она создала фирму, через которую москвички заказывали одежду по немецким каталогам «Отто» и «Квелле». Бакальчук получала посылки из Германии и развозила товар по адресам, получая свой процент. Маленькая квартирка Бакальчуков заполнилась коробками, а Татьяна, носясь по столице с 20-килограммовыми посылками, поняла: надо что-то менять. И придумала «Уайлдберриз» – компанию, в которой всё можно померить, ничего не купить, и тебе за это ничего не будет.
«У нас было 700 долларов, на эти деньги мы сделали магазин и сайт, – вспоминает Татьяна, – разместили рекламу на женском сайте. И в первый же день пришло несколько заказов».
Название «Уайлдберриз» (в переводе с английского «лесные ягоды») родилось сразу. Татьяна как бы намекала женщинам, что одеваться нужно ярко. В 2005-м она арендовала небольшой офис со складом, наняла программистов, курьеров и операторов, чтобы подтверждать заказы. В 2006 году решила напрямую сотрудничать с европейскими производителями. Как только начались крупные прямые поставки, оборудовала в офисе фотостудию, чтобы выкладывать на сайт фото моделей в обновках.
Супруг Татьяны, Владислав, с первых дней был её правой рукой, и сейчас на нём маркетинг, закупки, продажи. На ней – товарный ряд магазина, социальные сети, отношения внутри компании, взаимодействие с сотрудниками.
Развивая бизнес, Бакальчуки успели родить ещё троих детей. Так что в их семье сейчас четверо по лавкам. А жильё по-прежнему съёмное. «Мы не можем долго сидеть на одном месте, – объясняет Татьяна. – Переезжаем каждые три-четыре года. Энергия новая открывается. Нам не нужен дом на Рублёвке. Думаю, мы такие не одни. Уже сформировался новый тип людей с совсем иными ценностями. Эти ценности – здоровье, спорт, впечатления, путешествия. При этом абсолютно не играет роли, какой у кого доход. Вот и детям стараемся объяснить, что нельзя цепляться за материальное. Называю это внутренним мещанством».
Пока компания росла, дети родителей почти не видели. Татьяна признаётся, что годами не выезжали в отпуск. Но трудности закаляют, считает она: «Старшая дочь вообще не любит рассказывать одноклассникам и друзьям о себе и семье, а вот средней, видимо, приятно внимание. И в классе над ней иногда подтрунивают: а где ты купила эту вещь, на «Уайлдберриз»? Меня воспитывали с идеей: если ты что-нибудь делаешь, то должен сделать это хорошо. И кроме того, я очень много читаю с детства. Мне всегда нравилась научная фантастика, начиная с Носова, когда он рассказывал про Солнечный город с идеальной моделью мира, где есть осознанное потребление, правильное распределение прав и обязанностей. Где все относятся друг к другу с уважением».
Татьяна Бакальчук открывает новую страницу в истории отечественного предпринимательства. Её деятельность совершенно прозрачна. Нет коррупционных сделок, кипрских офшоров, взяток чиновникам, как нет и вычурных поместий в Лондоне, дочек, одетых точно модели на подиуме, нет показухи, безвкусицы, наигранности, чванливости, свойственной российским богачам, сформировавшимся в девяностые. Время батуриных заканчивается, наступает время бакальчуков.
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №33, август 2021 года