«Всю жизнь мне приходилось что-то доказывать…»
08.09.2021 15:34
БорисовНеобычная судьба Олега Борисова началась в день выписки из роддома, когда родители будущего народного артиста СССР и лауреата двух Государственных премий обнаружили, что в пелёнках агукает не их сын, а какая-то чужая девочка. В суматохе детей перепутали, и маме потребовалось много времени и нервов, чтобы отыскать своего младенца. А дальше в жизни всё было ещё интересней.

Бельгийское имя

Детство своё Борисов провёл в селе Карабиха, что в Ярославской области. В 1930-х мальчику, носившему имя Альберт, приходилось в глубинке ох как непросто! Да, именно так назвала сына романтичная мама, в честь бельгийского принца Альберта, который тогда якобы гостил в нашей стране. Но мальчик не смирился с экзотическим именем, особенно с его сокращённой формой – Алик, и уже после окончания школы стал представляться Олегом, хотя паспортные данные не менял.

Олег Иванович был скрытным человеком и редко рассказывал о себе. Однако кое-кому из коллег он всё же проговорился, что до поступления в Школу-студию МХАТ в 1947 году собирался посвятить жизнь изучению восточных языков. Впрочем, факты биографии говорят о том, что Борисов тяготел к творчеству с самого детства.

Когда семья переехала в Подмосковье, отец стал во главе сельхозтехникума, а мама работала агрономом и вдобавок участвовала в самодеятельном театре. Алика она водила на все репетиции. Мальчику это нравилось, и он даже несколько раз выходил на сцену в небольших ролях. Вероятно, уже тогда Борисов решил стать артистом. А рядом подрастал младший братик, Лёвушка, который во всём равнялся на старшего. Так и получилось, что в семье тружеников сельского хозяйства появилась актёрская династия – Олег и Лев Борисовы.

Но до творческих успехов братьям было ещё далеко, времена стояли тяжёлые. Во время Великой Отечественной семья отправилась в эвакуацию в Среднюю Азию. Мальчики наравне со взрослыми работали на лесоповале и распахивали поля на тракторах. «Всё для фронта. Всё для Победы».

После войны появилась возможность вернуться к детской мечте. Олег в 1951 году оканчивает Школу-студию МХАТ в Москве и получает приглашение от главного режиссёра киевского Театра русской драмы имени Леси Украинки.

Министерство не принимает отговорок

В столицу Украины молодой человек приехал с одним чемоданом, где лежали синий шевиотовый костюм и сухари, заботливо насушенные матерью на дорогу. Борисов сумел очень быстро завоевать любовь киевской публики. В театре всегда был аншлаг, если в спектакле играл Олег Иванович. Он любил этот театр, вкладывал душу и показывал нетривиальный взгляд в подходе к каждой, даже самой незначительной, роли. Это было чудесное время, о котором Борисов вспоминал с большой теплотой.

Тогда у молодых артистов не было ни дома, ни денег. Жили в театральных гримёрках. Когда родители присылали еду, всё делилось по-братски, съедалось за два дня, и снова наступало голодное, но весёлое время.

У служебного входа в театр стояла заветная скамейка, на которой артисты отдыхали между репетициями и в антрактах. В это время вместе с Борисовым в киевской труппе работал и Кирилл Лавров. Как-то раз они сидели на скамейке, и мимо прошла молодая женщина с коляской, где ревел малыш. Лавров засмеялся и громко заявил: «Меняю свою счастливую жизнь на его трагедию!»

Именно с Театра Леси Украинки за Олегом Борисовым потянулся слух о его трудном характере и неуживчивости. А всё дело в огромном успехе фильма режиссёра Виктора Иванова «За двумя зайцами» (1961), где Борисов сыграл роль цирюльника Свирида Голохвостого, мечтающего с помощью удачной женитьбы поправить свои финансовые дела (как тут не вспомнить легендарную фразу «Я хочу скоропостижно жениться на ней!»). Министерство культуры СССР решило отправить артиста на Дни советского кино в Варшаву. Но в театральной афише на эти даты стояли спектакли с участием Борисова. Руководство театра воспротивилось отъезду ведущего актёра, да и сам артист не рвался за рубеж. Но всё-таки культурный обмен с Польской Народной Республикой – дело государственной важности, министерство не принимало никаких отговорок, и Борисову пришлось ехать в Варшаву.

После этого коллеги по театру ополчились на Олега Ивановича и даже отправили открытое письмо в газету «Советская культура» с обвинениями в адрес «зазнавшегося актёра», который предал родной театр, а значит, и Родину… Вся труппа подписалась под этим пасквилем, кроме Ады Роговцевой. Борисова уволили.

Позже выяснилось, что виной всему стали бюрократические проволочки: министерство вовремя не уведомило театр. Приказ об увольнении отменили, но оскорблённый артист не вернулся и вместе с семьёй переехал в Москву.

Дальше можно не репетировать

Недолгое время Борисов проработал в Московском театре имени Пушкина, а в 1964 году переехал в Ленинград и стал частью труппы Георгия Товстоногова – легендарного БДТ. Здесь он прослужил 19 лет.

Борисов был очень глубоким артистом, он полностью погружался в роль и буквально разбирал её на психологические атомы. Товстоногов, известный своим тоталитарным характером, раздражался, когда Борисов не выполнял в точности его режиссёрский рисунок, а действовал, исходя из собственного видения. Поэтому отношения режиссёра и актёра складывались непросто.

За весь период работы Олег Иванович сыграл всего лишь 15 ролей, большинство из которых – не особо значимые. Прорыв произошёл лишь в 1969 году, когда Товстоногов выпускал шекспировского «Генриха IV». Вплоть до самой премьеры роль принца Гарри репетировал другой человек, однако режиссёр понимал, что выбранный артист никак не попадает в роль. Тогда Товстоногов попросил своего помощника порепетировать с Борисовом, но тайком, так сказать, «на дому». На одной из последних предпремьерных репетиций Георгий Александрович Товстоногов не выдержал тусклой игры своего избранника и вызвал на сцену Олега Борисова. Тот выдал принца Гарри так, что ошеломлённые артисты сидели в тишине, и только Сергей Юрский сказал: «Что же репетировать? По-моему, всё ясно, тут не репетировать, тут играть надо, гримироваться…»

Даже спустя двадцать лет Сергей Юрьевич признавался, что эта репетиция стала для него ярчайшим театральным впечатлением за многие годы.

«Генрих IV» стал визитной карточкой Борисова и БДТ. Казалось бы, артист заслужил доверие Товстоногова. Но психологический барьер между ними так и не был преодолён. В дневниках Олега Борисова есть любопытная запись: «Забрёл в «Букинист» на Литейном… Что удивительно, даже завёл знакомство. Узнали и сказали, что очень нравится «Генрих». А вот результат знакомства – полное и первое посмертное собрание Пушкина 1855 года… Оказывается, до меня побывал Товстоногов и унёс полное собрание Мережковского. Жаль».

Судьба будто специально сталкивала двух крупных художников, и размолвка между ними не могла закончиться. Шёл 1972 год, а новых ролей у Борисова всё не было, и он принял решение уйти из театра. Однако Товстоногов остановил его, пообещав главную роль в гоголевском «Ревизоре». Борисов остался, потому что мечтал сыграть Хлестакова. Во втором составе эту же роль репетировал Олег Басилашвили. И Товстоногов именно его назначил в премьерный состав, глубоко оскорбив Борисова.
Спустя всего месяц мэтр осознал свою ошибку, извинился и попросил Борисова вернуться в спектакль, ведь предстояли московские гастроли. Но Олег Иванович отказался от роли и не принял извинений от Товстоногова.

Режиссёр не мог не понимать, какой масштабный артист работает в его труппе. Но опасался его неврастенического характера, дьявольского блеска в его глазах и нечеловеческого таланта перевоплощения. Ведь даже самого последнего негодяя Борисов умел сделать обаятельной личностью, и зритель поневоле начинал ему сочувствовать.

Взял сына за руку и повёл

Борисов сетовал, что всю жизнь ему приходилось что-то доказывать. Но всё-таки не театром единым жил этот человек.

Книги были истинной страстью Борисова, а его единственной любовью – Алла Латынская. Он влюбился в неё по небольшой фотографии, она висела над гримировочным столом в Театре Леси Украинки. На карточке кротко улыбалась симпатичная стройная белокурая девушка в берете. Любимым писателем Борисова был Достоевский, вот и от этой милой незнакомки повеяло чем-то питерским. «Настенька из «Белых ночей»!»

Олег попросил коллегу-актрису познакомить его с этой девушкой. «Даже и не думай. Это дочь бывшего директора Русской драмы, он ещё и в Театре Франко был директором… Он строгий… Если хочешь знать, она ещё и недотрога».

Знакомство всё же состоялось, но лишь спустя два года Алла представила Борисова своим родителям. Будущая тёща сразу же принялась откармливать жениха дочери, сетуя на его субтильное телосложение. В 1954-м состоялась свадьба.

Через два года родился сын Юра. «Всё началось в тот день, когда мне исполнилось пять. Это был наш первый серьёзный разговор. Отец зашёл ко мне в детскую, взял за руку и привёл к книжному шкафу, который располагался в гостиной. Я запомнил, что с полки был снят томик Гоголя: «Это Николай Васильевич. Самое первое собрание в нашей библиотеке».

Юрий Борисов прекрасно помнит трепетное отношение отца к книгам как к вечным хранителям великой культуры. Юрий Олегович впоследствии стал кинорежиссёром, и свою последнюю роль Олег Борисов сыграл в фильме, который снял сын. Они вообще были очень близки. Кинокартина «Мне скучно, бес» (1993) – это история современного Фауста, душу которого хочет заполучить Мефистофель в исполнении Олега Борисова. Сын специально для него писал сценарий, соединив в сюжетные линии истории о Фаусте от Пушкина, Гёте и Томаса Манна.

Всё-таки надо уходить

Киноработы Борисова – это особая история. Он снялся почти в 70 фильмах. Его роли запоминались всегда, вне зависимости от экранного времени. Картина «За двумя зайцами» (1961), которая открыла артиста как великолепного комедианта, была лишь началом успеха. Потом появились «Дайте жалобную книгу» (1964), «Виринея» (1968), «Проверка на дорогах» (1971)… А затем последовала вереница триумфальных ролей: «Принц и нищий», «Крах инженера Гарина», «Рафферти», «Остров сокровищ», «Остановился поезд». Борисов проживал судьбу каждого своего героя, не позволяя себе расслабиться ни в одном эпизоде.

В 1990 году Олег Иванович снялся в болгарском фильме «Единственный свидетель» и получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль – официальную награду Венецианского кинофестиваля. Но в состав делегации, которая отправилась в Венецию, Борисов почему-то не попал. Более того, в последний момент фильм сократили, и все реплики артиста были вырезаны – остались только эпизоды, где его герой молчал. Но как молчал!

Это первый и единственный случай, когда престижный Кубок Вольпи получил российский актёр.

В конце 1970-х Борисову предложили сыграть роль самого Фёдора Михайловича в фильме Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского». Не роль – мечта, учитывая, что к этому писателю артист относился с особым благоговением. Но и огромная ответственность. Сомневался, раздумывал, но всё же согласился. Долго гримировался для первых съёмок, продумывая каждую деталь, даже то, как будет выглядеть его лицо в тени. Артист тогда жил в пяти минутах ходьбы от «Мосфильма» и решил прямо в гриме пойти домой пообедать. К тому же артисту хотелось увидеть реакцию прохожих, всё-таки грим портретный, и не каждый день увидишь прогуливающегося Фёдора Достоевского… Но никто не обратил на него внимания, что Борисова огорчило. Зато супруга, Алла Романовна, открыв дверь, увидела незнакомого мужчину и сильно перепугалась. Потом они смеялись и много раз вспоминали об этом.

Первые же репетиции принесли горькое разочарование. Борисов не понимал, чего от него хочет режиссёр, не мог смириться с поверхностной трактовкой образа великого писателя. Когда Зархи попросил его попрыгать на одной ноге, не объяснив толком, для чего это нужно, Олег Иванович решил уйти. Но маститый режиссёр в буквальном смысле упал перед ним на колени и, пустив слезу, умолял остаться, ведь остановка съёмок грозила всем большими неприятностями… Борисов остался. Но дальнейший творческий процесс показал, что уходить всё-таки надо. Олег Иванович написал заявление руководству киностудии. Его вызвали, отчитали и отстранили от съёмок на «Мосфильме» на два года. И это ещё не самая жёсткая мера, учитывая, что Зархи – Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских премий, член разных коллегий…

Вслед за Борисовым хотела уйти и Евгения Симонова, сыгравшая главную женскую роль, но Олег Иванович сумел её разубедить, понимая, что молодую актрису уже не пощадят. Так можно и карьеру загубить.

Особенный человек

Из-за этого конфликта Борисов не смог сняться в «Родне» у Никиты Михалкова (роль досталась Ивану Бортнику) и ещё в нескольких интересных мосфильмовских проектах. Но, к счастью, в СССР было много киностудий, так что талантливый артист не сидел без дела. Ему нравилось работать голосом. В архиве советского радиофонда сохранились записи, где Олег Иванович читает классические произведения Пушкина, Аксакова, Карамзина, Горького… А какое было потрясение, когда в 1984 году на экраны вышел фильм Серджо Леоне «Однажды в Америке»! Одноголосый дубляж в исполнении Борисова поразил зрителей, пожалуй, не меньше, чем сам киношедевр.

Он очень любил спорт, особенно футбол. Страстно болел за киевское «Динамо», дружил с легендарным тренером Валерием Лобановским и многими знаменитыми футболистами. Его очень удивляло, когда в прессе писали, что Борисов человек замкнутый и друзей у него нет. Да он был знаком и дружен с такими людьми, что другим и не снилось! Общался даже с принцессой Маргарет – младшей сестрой королевы Великобритании Елизаветы II.

Просто Борисов был особенным человеком. Он не выставлял напоказ свою жизнь, не кичился достижениями. Он был простым гением – эту точную формулировку нашли театральные критики. Мало кто знает, что последние 16 лет жизни Олег Иванович боролся с лимфолейкозом. Однако не требовал к себе особого отношения, потому что считал: если вышел на сцену или площадку – работай! Высочайший профессионализм всегда отличал этого актёра. Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, что Рафферти, Джона Сильвера и Муравина из фильма «По главной улице с оркестром», как и многие другие значимые роли, Борисов играл, уже будучи смертельно больным.

3 февраля 1994 года Олег Борисов и Алла Латынская отметили сорокалетие свадьбы. Последняя запись в дневнике Борисова приходится на 20 февраля 1994 года. В этот день Олега Ивановича соборовал отец Фёдор, а в качестве духовного наставника выступил родной брат – Лев Иванович.

Олега Борисова не стало 28 апреля 1994 года. Его сын Юрий скончался в 2007-м от инфаркта. Отец и сын теперь лежат рядом на Новодевичьем кладбище.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №34, сентябрь 2021 года