Больше, чем кошка
28.10.2021 00:00
Больше, чем кошкаГолиаф кошачьего мира, самая крупная кошка, приручённая человеком, необыкновенная порода мейн-кун. Суровый взгляд дикого зверя, гигантский размер, уши, как у рыси, – с первого взгляда эти кошки вызывают не любовь, а скорее страх. И лишь познакомившись с ними ближе, изучив непростой нрав, многие понимают: лучшего товарища не найти. И неудивительно, что как только эта американская порода начала распространяться в Старом Свете, европейцев охватила «куномания». Сейчас мейн-куны по популярности в мире – вторые после персов.

«Хвост с котом на конце»

«Приехала в гости к приятельнице, с которой не виделись пару лет. Вошла в гостиную и остолбенела. Ноги подкосились. В глазах потемнело. Посреди комнаты на столе восседал котище размером с небольшую овчарку. Я подумала, Ольга приобрела рысь, решила слинять подальше. Но подруга меня успокоила. И уже через полчаса мы с 10-килограммовым исполином породы мейн-кун сидели на одном диване. Я всё больше влюблялась в него. Сейчас у меня самой живёт мейн-куша Лютик весом 8 кило, любящий висеть на занавесках и забираться на меня, когда я сплю».

Эту историю из жизни российских мейн-кунов можно назвать классической. Сначала люди их боятся, потом делят с ними диван, стол, кровать, ванну.

Самая заметная особенность этой породы – несомненно, рост и вес. Взрослые самцы набирают до 10 килограммов, а кастрированные не останавливаются и на 15! Размер вместе с хвостом – до 120 сантиметров. Усиливает впечатление густая, мягкая, длинная шерсть.

Повышенная шерстистость – головная боль хозяев мейн-кунов, которые рассказывают о ней на кошачьих форумах.

«В сезон линьки у нас просто появляется новое ковровое покрытие из шерсти по всей квартире. Каждый день нужно вычёсывать огромные клубки и делать уборку».

«Если вы завели мейн-куна, то шерсть – приправа ко всему! На столе, под столом, на диване, в супе, в холодильнике, на одежде. Если кто-нибудь думает, что вам поможет робот-пылесос… Не-не, ребята. Не успеет он закончить работу, как в углах снова будет лежать пух».

«Мусор, пыль, соринки прилипают к шерсти мейн-куна, как к липучке. Особенно к хвосту, который как метла. Он вечно в мусоре: то после похода в лоток, то после трапезы».

«Хвост с котом на конце» – так порой называют мейн-кунов. Изначально большой хвост им был необходим для сохранения жизни. Ведь они появились в северных районах Америки, где можно было уберечься от холода, только «завернувшись» в хвост.

Капитан, Капитан, улыбнитесь

Первый мейн-кун стал результатом любви кота и енотихи – гласит старинная легенда. Другая рассказывает, что мейн-кунов завезли в Северную Америку викинги. Согласно третьей, мейн-куны – родственники рысей, в память о которых им достались огромные уши с кисточками.

Романтическое французское предание повествует о королеве Марии-Антуанетте, большой любительнице кошек. Якобы во время революции она решила бежать в Америку на корабле вместе со своими питомцами. Но в самый последний момент была схвачена повстанцами. А вот кошкам удалось уплыть за океан. В дороге путём скрещивания разных пород появилась новая – огромная, выносливая и очень любящая воду.

И, кстати, это уже не легенда. Многие мейн-куны – отличные пловцы, а водоотталкивающая шерсть не даёт им замёрзнуть даже в очень холодной воде. Считается, что в древности мореплаватели именно эту породу выбирали для своих дальних походов. Есть истории о том, что корабельные мейн-куны были единственными, кому удавалось спастись после кораблекрушения. А есть и почти фантастические – о том, как мейн-куны спасали моряков. Кстати, в США самая популярная кличка для этой породы – Капитан. Кэптен, или просто Кэп.

Российские хозяева американских «капитанов» с юмором рассказывают о любви своих подопечных к воде: «Наш Патрик – мастер создавать водоёмы везде, где есть хоть глоток воды. Опрокинуть миску с водой – закон, а если миска большая – попытаться искупаться в ней», «Разлить воду очень важно, даже если потом не останется попить. Сдохнет от жажды, но воду расплескает. И когда вы пообщаетесь с другими владельцами, то узнаете, что это норма!», «В полтора года при купании наш Адмирал просто-напросто оторвал водопроводный кран. Это чтобы вы представляли, какой силой обладают эти коты! Удержать его сама я не могла, держал муж. Итог купания: мокрый муж, ванная комната как после потопа, вся комната в длиннющей шерсти, забитый слив, разбитые флаконы и мокрая, частично окровавленная я. Царапины после каждого купания заживали у меня месяц. Как раз до следующего купания».

Любимый зверь Хемингуэя

Приобретая мейн-куна, считайте его пальцы. Чем их больше, тем лучше. Ведь древнейшая особенность этих кошек – полидактилизм – наличие одного или нескольких дополнительных пальцев на лапе. Как утверждают специалисты, ещё сто лет назад каждый второй гигант обладал дополнительным пальцем, а то и двумя.

Сегодня такое чудо довольно редко, но неписаный закон моряков всего света – многопалый кот на судне приносит удачу – работает до сих пор.

«Удачливость» и поразительное мастерство в ловле мышей замечал у мейн-кунов также знаменитый кошатник, писатель Эрнест Хемингуэй. С тех пор как его друг капитан Стенли Декстер подарил литератору мейн-куна по кличке Снежок с лишними пальцами на лапах, все грызуны в писательском доме быстро исчезли.

Кстати, шестипалые потомки хемингуэевского Снежка в количестве 50 особей до сих пор живут в его доме-музее во Флориде.

…С корабля в хлев – так можно охарактеризовать поворотный этап в истории мейн-кунов. Обосновавшись на северо-восточных берегах США в XIX веке, эти животные быстро сменили амплуа. Корабельные кошки стали фермерскими: они расправлялись с грызунами, понимали хозяев с полуслова, отлично выживали даже в самых тяжёлых условиях.

Родиной мейн-кунов считается один из самых северных штатов – Мэн, у которого эти кошки заимствовали первую часть своего названия. Вторая – производное от английского racoon или просто coon – «енот». «Енотовые кошки из штата Мэн» – так дословно переводится название породы.

Эти любимцы фермеров самостоятельно добывали себе пропитание, охотясь в местных лесах. Большие уши-локаторы и чрезвычайно длинные усы и сейчас позволяют мейн-кунам чувствовать добычу на большом расстоянии и прекрасно ориентироваться в темноте. А широкие шерстяные лапищи, как лыжи, удерживают этих кошек на снегу.

Бабочка весом в пуд

Суровые на вид – добрые внутри. С посторонними мейн-куны вежливы, но холодны, не терпят фамильярности и, скорее всего, не позволят себя погладить. Даже хозяева не всегда могут почесать котику пузико – не даёт. И вообще, они редко бывают ручными. Но очень компанейские и с хозяевами буквально не расстаются. Эта кошка не способна обходиться без человеческого внимания, она требует, чтобы с ней играли и говорили.

«При всём желании не получится пристроить у себя на коленях тушку этого великана, но если вы готовите обед, он с удовольствием поможет, сядет рядом, на кухонный стол или подоконник. А уж в том, чтобы составить компанию за компьютером, ему просто нет равных!»

«Что бы вы ни делали, он всегда находится рядом. Разбираешь мебель? Я с тобой. Купаешься? Поплаваем вместе. Пошёл в туалет? Группа поддержки уже у твоих ног».

Ну а главный праздник для мейн-куна наступает, когда хозяева перестилают постель. Вы будете долго ловить его внутри пододеяльника, вытаскивать из наволочек, выгонять из-под простыни. Веселье может продолжаться бесконечно!
«Особенно им нравится наблюдать за жизнью хозяина с высоты. Смотрят, лёжа на стеллаже, на подоконнике, обожают развалиться на столе, вытянуться на гладильной доске, на холодильнике, притулиться в раковине на грязной посуде. А ведь в них почти пуд живого веса!»

«Такое чувство, что мейн-куны не понимают, насколько они громоздкие и тяжёлые, они сами себе кажутся бабочками. Так вот, представьте себе эту 10-килограммовую бабочку, вцепившуюся в тюль или ковёр на стене! Учитывая, что у этой породы напрочь отсутствует кошачья грация, но зато повышена неуклюжесть, сносят всё к чертям!» – так оценивают хозяева ущерб от своих питомцев.

Но зато об уме и вежливости мейн-кунов слагают легенды. Никаких истошных воплей и занудного мяуканья! Свои эмоции эти атланты передают мелодичным мурлыканьем. Благодаря хорошей музыкальной памяти они запоминают много слов и интонаций хозяина, понимают его с первого звука.

«Мейн-куны больше схожи с собаками, чем с кошками. Их легко дрессировать, и привязываются они не к территории, а к хозяину. Моя Шляпа была самой мелкой в помёте, из-за этого выросла бойкой и дерзкой – ей приходилось пробиваться к матери через крупных братьев и сестёр. Она коммуникабельная. Кто бы у меня ни появлялся, взаимодействует со всеми – с собаками, птицами, змеями, варанами. Чувствует свою доминантную позицию, поэтому ей нужно показывать, что они такие же члены семьи, как я или она. Когда я приносила других животных, она сначала смотрела на моё отношение к ним, а уже потом реагировала на них – так же, как я. Так поступают только воспитанные собаки и мейн-куны. У моей Шляпы – собачий защитный рефлекс. Если кто-нибудь пытается обидеть меня, она подбегает и шипит», – рассказывает историю своего питомца москвичка Вероника.

Кот в мешке

Считается, что «котопсы» мейн-куны – мягкие и послушные, но часто попадаются и «коты в мешке», на которых хозяева строчат жалобы в интернете.

«Ревнивый, эгоистичный лентяй наш Мартин. Да ещё и лизоблюд. То, что он не ест, скармливаю мужу. Лососёвое масло, рыба, консервы. В остальном они с мужем очень похожи».

«Кот очень любит природу, и это не лечится. Если у вас есть цветы, мейн-кун произведёт прополку, вспашет и засеет».

«Ахмата нельзя ругать. Может разозлиться, начнёт кидаться и кусаться. Раздирает руки до крови. Доставалось и мне, и моей маме, и сестре, и детям».

«Дерётся с женой, загоняет в угол, хватает за ноги когтями и зубами. Причём начинается всё одинаково – усиленно трётся и ластится, выгибает спину, потом начинает истошно орать и цапать ноги. Хотя жена кормит его и чистит лоток».

«Кот очень агрессивный, задирал жену, тёщу и ребёнка, прыгал из-за угла, ночью кусал без причины. Последней каплей стало, когда сын чуть не лишился глаза по вине этого существа. Решили отдать».
Справиться с бандитами мейн-кунами помогает дрессировка.

«Кот себя укрепляет в семье, как в стае, гоняя самого (по его мнению) слабого. Попробуйте метод доминирования кормлением: либо кот ест один, либо строго после вас. Для них это правило – сначала едят сильные».

«Наш мейн-кун бычил на людей. Вопил и пытался убивать. Было похоже на попытку задоминировать людей. Хорошо, тогда станем доминировать кота. Прижал его к полу, он орёт, сунул ему в пасть хорошо выдержанный носок. Погрыз, задумался. Носок извлёк. Отпустил кота. Он свинтил под диван. Теперь, когда порывается бычить, показываю носок. Работает».

«Воспитывая мейн-куна, главное его не жалеть. Брызгать обильно струёй в морду. В общем, деморализующая контратака. Они же хищники, понимают силу», – советуют опытные куноведы. И все в один голос говорят: очень рискованно пристраивать взрослых котов «на вторичку». Они будут считать, что прежние хозяева их предали или новые забрали насильно, поэтому в первые месяцы устроят вам ад.

Кстати, мейн-куны ходят «по-большому» как здоровый мужик. И если кот вздумал отомстить хозяевам, оставляя кучки в углах квартиры, то убирать за ним довольно хлопотно.
Из этого логично вытекает высокая прожорливость мейн-кунов.

«На питание котику уходит примерно 4 тысячи в месяц, наполнитель для туалета – 800 рублей, стрижка у грумера, чтобы не утонуть в шерсти, – тысяча в месяц. И походы к ветеринару влетят в копеечку. Мейн-куны – порода болезненная, если захворал, придётся раскошелиться».

В общем, если вы собрались обзавестись мейн-куном, оцените свои финансовые возможности. Кунёнок, как называют у нас котят мейн-куна, стоит от 20 тысяч рублей. А ежемесячное содержание – около 5 тысяч. Без учёта разбитой посуды и испорченной мебели.

Мейн-куны растут медленно и до двух лет считаются котятами, даже если котёнок весит уже шесть килограммов. В этот период главное занятие для них – игра.

Куномания

Несмотря на перечисленные недостатки, при правильном уходе и воспитании мейн-куны становятся идеальными товарищами, домочадцами и любимцами всей семьи. От их весёлых проделок в доме устанавливается очень здоровая, правильная атмосфера.

И, кстати, о здоровье. Мейн-куны – это ещё и лекари. Например, в канадских больницах их используют в программе «Животные-терапевты». Больные ласкают «лечебных» мейн-кунов и успокаиваются, «гармонизируются», стабилизируются.

Пятилетний мейн-кун Феликс из клиники в Ванкувере с шести месяцев «работает» с пациентами. Местные врачи заметили: больные, поглаживающие Феликса, быстрее выздоравливают и легче переживают недуг.

А на родине мейн-кунов, в США, их любят так сильно, что даже клонируют. Многие желают иметь точную копию умершего питомца. Первое клонирование мейн-куна случилось 10 декабря 2004 года. По заказу жительницы Техаса за 50 тысяч долларов специалисты создали точную копию её почившего 17-летнего кота Никки. Как признаётся хозяйка, Никки Второй не только внешне, но и по характеру – точная копия Никки Первого.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №41, октябрь 2021 года