СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Мелочи жизни Больница полна ранимых девочек
Больница полна ранимых девочек
03.11.2021 17:19
Психологи аплодируют нам стоя

Больница полнаЗдравствуйте, уважаемая редакция! Моей дочери 16. И вот как она сейчас выглядит: прыщи, немытая башка, сальные волосы, закрывающие пол-лица. Вечно мрачный вид, чёрные растянутые футболки и взгляд исподлобья. Весит сто килограммов. Жуткая неряха – на одежде пятна и дырки, но всё это ей глубоко по фигу. И одевается как пацан. Что с ней делать, ума не приложу, подскажите, пожалуйста.

Меня даже в школе ругали по поводу внешнего вида дочери, но потом и психолог, и классный руководитель признали: лучше подождать с оргвыводами. Потому что ни мои уговоры, ни отчаянные вопли, ни предложения помощи, ни работа с психологами не помогли. Я, конечно, терпеливо подожду, пока ребёнок не перебесится, но стесняться её больше не буду, хоть все глаза на неё проглядите!

Понимаю, что сама выгляжу далеко не как лучшая мать, хотя в последнее время похудела на 25 килограммов, хожу в спортзал, хорошо одеваюсь, пользуюсь дорогим парфюмом, ухожена. А вот дочь выглядит так, будто родилась в семье алкашей. Как это исправить, мне пока никто не подсказал. И это притом, что я прекрасно знаю, как похудеть, убрать прыщи, да и деньги есть на хорошие шмотки для девочки.

А ведь всего несколько лет назад дочь буквально изводила меня, часами сидя в ванне. Чтобы выманить её из воды, требовалась целая стратегия. Мы тогда жили в Краснодаре, во дворе стояла большая старая ванна, и дочка с подружкой купались там вместе, воображая, что плещутся в бассейне. А теперь… Я даже орать на неё перестала, просто нет сил, да и вообще постоянно ругаться больше не вижу смысла.

Духи на её полке элитные, модные, молодёжные. Покупать вещи каждый раз уговариваю с боем и беру только выбранные ею. То есть никакого прессинга: носи что хочешь, куплю только то, что нравится тебе самой. Но, ёлки-палки, она всё равно спит и готовит в одних и тех же джинсах и майке, в этой же одежде идёт гулять. Пятна-дырки появились? Да и бог с ними. И вообще, беречь вещи – это не к нам.

Ей лень даже переодеваться. Теперь, бывает, выбрасываю её вещи – ну а на кой чёрт стирать их, чтобы занимали место в шкафу? Только мне это стоит седых волос. Если нахожусь дома, могу ещё рявкнуть: «Переоденься в домашнее!» Причём по этому поводу ещё и скандал запросто случится. Хотя в последнее время очень не хочу устраивать ссор.

Я принимаю антидепрессанты, причём давно. Пью их не только из-за дочери, она не единственная моя проблема, у меня много поводов.

Но хочу подчеркнуть, что отношения у нас в целом очень хорошие, все психологи аплодируют стоя. Мы слушаем одну и ту же музыку, дочь подбирает на гитаре песни Цоя, а я пою. Смотрим одинаковые фильмы, я понимаю её увлечение ролевыми компьютерными играми, сама когда-то была такой.

Вы не поверите, но у дочери есть мальчик, и я всё знаю об их отношениях. В курсе, что дочь пробовала курить и пить пиво. Также мне известны её впечатления от сигарет и алкоголя. Могу изобразить злобную мать, когда вижу, что девочка не хочет куда-либо идти, – и тогда прошу её именно туда не ходить. Разрешаю делать пирсинг в салонах, красить, стричь волосы как угодно. Сейчас, например, модна стрижка, когда полголовы выбрито, а на макушке хвостик, и волосы покрашены в два цвета. В общем, мы дружим. Но вот по вопросам гигиены дикий затор.

Три психолога сказали, что моей дочери не нужна их помощь, это подросток, и он просто такой как есть. Мол, подождите и не собачьтесь с ребёнком насчёт гигиены, ей и так тяжело, у неё гормональный всплеск. Один специалист до сих пор ведёт дочь. Поверьте, я перепробовала всё – и угрозы, и шантаж, и уговоры, и просьбы. Толку ноль, поэтому отстала. Тем более что сейчас она выше меня ростом, уже и силой не затащу в душ, хотя, если честно, очень хочется.

Проблема ещё в том, что у меня парфюмерный, «калиброванный» нюх, к которому добавился ещё и постковидный синдром. Даже любимые прежде запахи теперь просто не переношу. Наверное, уже могу по запаху понять, сколько именно дней не мылась дочь. Ну не выгонять же её из дома из-за этого?

Она даже в больнице лежала, в эндокринологическом отделении. Врач сказала мне, что таких «ранимых» у неё пол-отделения. Гормоны у дочери в норме, сахар тоже. Деточка находилась там десять дней. Из продуктовых передач – только яблоки, строго в руки медсестре. Итог – минус 10 килограммов.

Как ни странно, но в школе проблем с общением у дочери нет. Школа у нас благополучная, в хорошем районе, здесь нам просто повезло. А классный руководитель – вообще от бога. Но ведь очень скоро школа останется позади, и я не знаю, что делать.

У нас дома давно нет ни чипсов, ни сладостей, ни колбасы, ни картошки. Когда вес детки перевалил за отметку восемьдесят, я поняла, что просить не есть всякую гадость, подавать пример или запугивать – уже не поможет. На всё слышала один ответ: «Мама, мне норм, отстань!» Тогда я вообще перестала покупать вредную еду. Также ограничила доступ к моим банковским картам, чтобы дочь не смогла ничего купить тайком. Но у неё же есть мальчик, который угощает девочку.

Всех её друзей знаю лично. Была одна маргинальная подруга. По совету психологов я внимательно слушала истории дочери о жизни этой «чудо-девочки» и не запрещала им общаться. Дочь прекратила общение сама. Потому что она любит сидеть дома, играть на гитаре, в компьютерные игры, рисовать, а также обожает кошку и собак. И деньги скорее потратит на еду или рисовальные принадлежности, а не на алкоголь. Но приходится признать, что я больше не справляюсь с ребёнком и последствиями травмы после ухода её папаши.

Вопросы будущей жизни дочери мы с ней уже обсудили. Шмотки ей куплю, еду нормальную – тоже, жить ей есть где. Всё остальное пусть решает сама. Тем более Москва большая, работу подросток всегда найдёт.

Но всё же остаётся главный вопрос: что мне с ней делать сейчас? Жить бок о бок с человеком, который ведёт себя как свинья, порой просто невыносимо, а как поступить, я не знаю. К тому же очень боюсь, что из-за проблем с весом и гигиеной у дочери в будущем начнутся такие трудности, к которым она морально не готова. Дайте, пожалуйста, совет, буду благодарна.

Из письма Александры,
Москва

Комментарий детского психолога

Уважаемая Александра, ваша дочь демонстрирует типичное подростковое протестное поведение. Хотя она и привлекает к себе внимание внешним видом, но ведёт себя тихо и незаметно: сидит дома, рисует, играет на гитаре и рассказывает вам об отношениях с подругой. Ни подростковых тусовок, ни алкоголя, ни побегов из дома, ни нарушений дисциплины в школе. Похоже, небрежный внешний вид – единственный для неё способ что-то сообщить окружающим о своём самочувствии.

Против чего протестует девочка? Однозначно: протест адресован вам, поскольку больше он никого не задевает. Хотя, полагаю, вы считаете, будто дочь своим видом позорит вас – неопрятная и дырявая одежда, ожирение, прыщи. Что за мать у этого ребёнка? Школьные учителя пытались делать вам замечания, вызывающие чувство стыда. Дома стыдиться вроде бы некого, однако вы опять страдаете, теперь уже от запаха дочери. Девочка отказывается признать проблему, не приемлет помощи в лечении высыпаний на лице и препятствует попыткам ограничить рацион питания. То есть саботирует требования выглядеть так, чтобы нравиться вам. Она как бы сообщает: если ты не можешь меня любить, я заставлю тебя терпеть.

«Что мне с ней делать?» – вопрос риторический, и он уже содержит ответ. Увы, ничего поделать с дочерью вы не можете. Однако это не означает, что у вас не получится помочь себе. Дочь помогает вам понять, в чём ваша проблема. Подростки особенно нетерпимы к фальши в родителях и разоблачают её всеми доступными способами. Своим видом они говорят: я такая, какая есть, и не стараюсь себя приукрасить. Как я выгляжу снаружи – так ты выглядишь внутри.

Вы пишете, что у вас замечательные отношения, психологи вам аплодируют стоя. Однако ваше письмо пропитано едкой иронией. Вы вскользь упомянули, что считаете возможным без ведома ребёнка выбрасывать её грязные личные вещи. Что это, если не агрессия в адрес дочери?

Вроде бы вас заботят её здоровье и отношения с социумом, но дочь против заботы, окрашенной гневом. Она остро чувствует ваше неприятие: немытая башка, прыщи, жуткая неряха… Любящая мать – это ваша маска? Хорошо бы вспомнить себя в дочкином возрасте. Какой вы были тогда и чего не могли получить от матери? Вряд ли вы нуждались в критике и назиданиях с её стороны.

Александра, вам самой нужна помощь, чтобы разобраться в собственной жизни. Почему в ней так много подавленного гнева, почему вы тяжело переживаете развод, расцениваете его как травму? Антидепрессанты помогут ровно на период их фармакологического действия, но они не решат проблему неприятия самой себя и своей жизни.

Чтобы видеть дочь стройной, вы перестали покупать вредную на ваш взгляд и приятную с её точки зрения еду. Но проблема ожирения таким путём не решается. Дочь категорически против ограничений, она позволяет кормить себя своему другу. Увы, ожирение – проблема не питания, а отношений между матерью и дочерью, заложенная ещё в младенческом периоде, когда все эмоциональные проблемы ребёнка, любое его беспокойство мать решала кормлением. Тогда дети обычно успокаиваются, чем бы ни было вызвано их беспокойство. Но в будущем ребёнок научается «заедать» любой эмоциональный дискомфорт. В старшем возрасте проблема переедания обостряется борьбой с матерью за власть.

После того как ребёнок научается решать любые эмоциональные проблемы с помощью еды, мать под влиянием врачей начинает ограничивать еду и вступает в конфронтацию, в которой она заведомо проиграет. Ребёнок чувствует свою силу – он способен сопротивляться матери с помощью поглощения пищи или отказа от неё. Переедание и анорексия – две стороны одного процесса.

Дочь, очевидно, чувствует себя плохо, об этом и сказал школьный психолог: гормональная перестройка, окончание школы и экзамены. Вдобавок, возможно, свою лепту внесли ваши отношения с её отцом. Она сейчас не сможет усидеть ни на какой диете, о чём вам и говорит, но вы её не слышите. Однако девочку слышит друг, он её принимает со всеми недостатками. Человеку, который для дочери наиболее важен сейчас, она нравится! И это, безусловно, подарок, который помогает ей жить в весьма непростых условиях.

Страдание от запаха дочери – самый сложный для осознания аспект вашей проблемы. Любой запах, по сути, не плох и не хорош. Он изначально нейтрален, а затем окрашивается нашим отношением к объекту, о котором сигналит обоняние. Запах становится «мерзко пахнущим» лишь после того, как окрашивается оценкой. Это снова сигнал о вашем неприятии дочери, который она прекрасно считывает. А вот молодому человеку её запах почему-то нисколько не мешает.

Попробуйте сосредоточиться на том, что вы вполне способны изменить в себе. И тогда, возможно, дочь сумеет пойти вам навстречу и даже согласится выполнить некоторые ваши желания. Здесь важно отделять себя от неё. Не забывайте: хотя у вас и близкие отношения, вы – это не она, вы два разных человека. Вы можете не разделять взгляды дочери, не заставляя её принимать ваши.

Чтобы принять дочь, нужно начать принимать саму себя со всем своим несовершенством – «неправильным» весом, «неидеальной» фигурой, постоянным раздражением. Далее важно прекратить третировать ребёнка. Классный руководитель и школьный психолог совершенно справедливо рекомендовали вам оставить дочь в покое, просто подождать, когда чёрная полоса пройдёт сама собой.

Присоединюсь к педагогам, которые советовали перестать донимать дочь одеждой, гигиеной и весом, а принять её, как мы принимаем солнце и дождь, как жизнь. После принятия возможна любовь, как она стала возможна для мальчика вашей дочери. На наших глазах время «Инстаграма» – символа фальши и показухи – сменяется эпохой «ТикТока», где преобладают подростки. Там ценится естественность, пусть даже в поношенном халате и драных тапках на кухне. Это социальный откат после отравления гламуром.

Александра, иногда лучше ничего не предпринимать, чем совершать действия, ухудшающие ситуацию. Сделайте паузу, хорошенько обдумайте, как вы относитесь к себе самой и своей дочери. И помните главное: изменений требует не поведение, а отношение к человеку.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №42, ноябрь 2021 года