СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Любаша (Татьяна Залужная): Все считают, что я знаю какую-то тайну
Любаша (Татьяна Залужная): Все считают, что я знаю какую-то тайну
13.12.2021 17:13
ЛюбашаЕё называли Золушкой нашего шоу-бизнеса, ведь её судьбу определила «фея» Алла Пугачёва. Но Любаша сразу была против такого к ней отношения, так как она приехала в столицу будучи уже сложившимся человеком, матерью троих детей. Однако её история всё равно сказочная!

– Сегодня вы – автор более тысячи песен, среди которых такие хиты, как «Перелётная птица», «Полетели сквозь окна», «Будь или не будь». То есть давнее решение отправиться покорять Москву было правильным! Но наверняка столица вас испытывала.
– Конечно. И началось это ещё до нашего переезда. Помню, приезжала я из родного Запорожья на несколько дней на курсы повышения квалификации, это ещё когда работала программистом, у меня диплом инженера-электронщика. И вдруг разболелись зубы! Пришлось лечить, удалять… Приехала в следующий раз – ногу сломала. Папа встречает меня в Запорожье, а дочь на костылях. (Смеётся.) Я тогда поняла, что всё не просто так, что это – испытания. Если бы я прочитала данный знак определённым образом – мол, нечего тебе делать в Москве, этот город не для тебя, – то так бы и осталась в Запорожье. Ведь человек обычно подобные знаки воспринимает как предостережение. Тем более Москва – это очень-очень сложный город… Вот у меня есть песня на музыку Евгения Крылатова, она называется «Все мы москвичи», в ней поётся о том, что нас, «понаехавших», этот город испытывает на крепость, и все, кто остался, кто победил, – стали москвичами. Я, мой муж Николай и наши сыновья – москвичи уже почти четверть века.

– Когда вы вышли из поезда на Курском вокзале Москвы, причём младшему сыну было всего семь месяцев, вас в столице кто-нибудь ждал?
– Нет, никто не ждал. Ждали съёмные квартиры. (Смеётся.) Но у нас уже были налажены кое-какие связи. Мы ведь с мужем и раньше бывали в Москве наездами, познакомились с Аркадием Укупником, Александром Кальяновым, показывали им мои песни. Аркадий заинтересовался, мы с ним кое-что уже записали. Перезванивались, контактировали по факсу, а иногда даже через поездных проводников передавали мои тексты – он ведь композитор. Александр Цекало тогда выбрал мою песню для Лолиты… Так интересно всё это вспоминать! Но времена были трудные. Мы ведь приехали в 1998-м – дефолт, страна рушилась… Через восемь месяцев даже попробовали вернуться к себе, чтобы как-то переждать неразбериху, обдумать, что делать дальше. Но решили, что всё-таки надо возвращаться в Москву. Вернулись, и через три года наши надежды стали сбываться. А началось всё со звонка Аллы Борисовны. На самом деле люди, поставившие на творческий успех, как правило, долго ждут такого звонка, а у нас всё случилось довольно быстро. Но мы не просто сиднем сидели все эти годы, мы работали – писали альбомы, ходили на студии, искали музыкантов, делали аранжировки. И вот наконец пришло время пожинать плоды. (Смеётся.)

Любаша– Известна история о том, как вы, таинственная незнакомка, были представлены широкой публике на «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой и исполнили две свои песни. А потом вы с Примадонной записали общий альбом. Сейчас какие-нибудь отношения с ней сохраняете?
– Да, конечно. Но я знаю, что жизнь артиста, тем более такого уровня, как Алла Борисовна, – постоянно находится в центре внимания. Это бывает очень утомительно, и такому человеку просто необходим отдых, покой. Поэтому стараюсь не выглядеть навязчивой. В крайне редких случаях могу показать ей какую-нибудь новую песню, и не для исполнения, а просто чтобы услышать мнение. Да и зачем предлагать? Алла Борисовна прекрасно знает о моём существовании, знает, какие композиторы ей интересны в данный момент. Я сейчас вообще никому не предлагаю свои песни. Кому нужно – сами приходят. Мои песни поют практически все наши звёзды. Но чаще я выполняю заказы – пишу мюзиклы, музыку для кино, мультфильмов…

– Кстати, дети Аллы Борисовны, кажется, любят ваши детские песни?
– Да. Она рассказывала, что близнецы Лиза и Гарри, когда были малышами, играли и собирались на прогулку всегда под мои песни. Ещё она говорила: «Мы до года ставили им классику, они с удовольствием слушали. Потом наступил момент, когда включаем классику, а они начинают плакать. Надоела, видимо. Теперь подсели на твои песни». (Смеётся.)

– Ваш роман с мужем Николаем начался с того, что однажды в ресторане, где вы сидели в разных компаниях, он пригласил вас на танец. Потом выяснилось, что Николай уже был поклонником музыкальных спектаклей, которые вы ставили в Запорожье. И с тех пор вы, собственно, и не расставались. Так всё было?
– Примерно так. (Смеётся.) Должна сказать, без такого человека рядом я бы вообще ничего не добилась. Кто-нибудь другой на месте моего мужа обязательно сказал бы: «Ну и зачем тебе эта Москва? Что ты там потеряла?» А Николай каким-то образом почувствовал, что мне просто необходимо сделать этот шаг, более того, мы с ним синхронно захотели уехать в Москву. Он ведь кандидат технических наук, у него много изобретений в области микроэлектроники. Но в девяностые годы это направление у нас в стране заглохло. Хотя Николай сумел открыть свой небольшой бизнес в Запорожье. И вроде бы дело шло, но он всё это оставил ради Москвы. И несмотря на то что мой муж – человек другого направления, другой профессии, он состоялся как продюсер и занимается сейчас всем – нашей школой «Зебра в клеточку», нашими мюзиклами, нашим театром, книгами. Причем он ещё замечательно разбирается в законах, общается с юристами на равных. Мы составляем и заключаем огромное количество договоров – с артистами, разными организациями. Все они проходят через Николая. Я в этом ничего не понимаю. Одновременно он – наш главный финансист. Поэтому я даже не знаю, как бы справлялась одна. Наверное, не состоялась бы как творческая личность. Без всего того, что взвалил на себя Николай, успех невозможен, а для меня это – тёмный лес!

– По Запорожью скучаете?
– Скучаем. Там прошли наши детство и юность, там остались мамы, сёстры, друзья. Мы с ними регулярно общаемся по вотсапу. Раньше обязательно ездили в родной город два раза в год, теперь стараемся хотя бы раз в год.

– Правда, что вам предсказали судьбу?
– Это произошло много лет назад в Крыму. Со мной находились мои дети Павел и Андрей, они погодки. Мальчики были совсем маленькие. Лето. Мы вышли на прогулку. Идём, вдруг видим – стоит толпа. Люди собрались вокруг парня, который всем желающим гадал по руке. И парень такой рыжий-рыжий, с абсолютно белыми ресницами! Мне стало интересно, протягиваю ладонь – и он мне говорит совершенно удивительные вещи! Что я скоро резко изменю свою жизнь, куда-то уеду и стану известным человеком. Ладно бы сказал такое девчонке-подростку, а тут – мамаше с двумя детьми! Каково? Все смотрели, слушали и, наверное, не верили. Да и я сама не верила. И ведь всё сбылось! Удивительно.

– А что-нибудь ещё из области удивительного с вами случалось?
– Могу назвать удивительной свою историю с музыкантом, виртуозным гитаристом Володей Климбуцким, который тоже во многом определил мою судьбу. Чудесным образом мы с ним встретились ещё в пионерском лагере – я была старшеклассницей, а он там работал музыкантом. У нас случилась, промелькнула влюблённость. Лёгкая такая влюблённость. Недолгая. Прошли годы, я уже стала сочинять, ушла из своего НИИ в свободное плавание. Как автор, как композитор. И мы снова встретились. Володя оценил мои песни, он первый сделал их аранжировку. И сказал мне тогда столько важного! Успел сказать… Володя указал мне те вершины, к которым я стремлюсь как артистка и композитор. Например, говорил: если выходишь на сцену, отдавайся ей целиком, пусть даже в зале один человек, потому что ты это делаешь для космоса. И так же с песней – ты её пишешь не для того, чтобы у тебя её купили, а для космоса. Главное, чтобы у тебя самой от этой песни побежали мурашки. Ты сама должна оценивать себя очень высоко, ставить высокую планку. И я помню всё, что он мне сказал. «Тебе нельзя сочинять под гитару, потому что получится бардовская песня». Володя не ходил на бардовские концерты, хотя там звучали очень хорошие стихи, но игру на трёх аккордах слышать не мог. За те несколько месяцев, что мы общались, он мне дал особенно много. С ним я впервые пришла на профессиональную студию, поняла, что такое аранжировка, как это должно выглядеть профессионально. А потом Володя скончался…



– Среди людей, которые поддержали вас в Москве, вы называли замечательного поэта-песенника Михаила Танича. Как вы с ним познакомились?
– Мы встретились на одной из передач Андрея Малахова об Алле Борисовне Пугачёвой. В ней должны были петь Жанна Агузарова, Владимир Пресняков и я. Моя песня уже была заложена в фонограмму. Она такая… немножко оторванная – «Голова моя глупая, безногая, безрукая». Её выбрал редактор. И вот уже идёт передача, и я вижу, какие люди, какие мэтры сидят в студии! Михаил Танич, Олег Непомнящий, концертный директор Аллы Пугачёвой и Филиппа Киркорова, ещё кто-то… Люди старшего поколения. И мне вдруг так неловко стало! Как они будут слушать песню, в которой такие слова: «А я потеряла голову под одеялом – вот и руки, вот и ноги, а где же голова?» – и всё в таком духе. (Смеётся.) Ну, думаю, кошмар, представляю, что Танич скажет: боже, что же сейчас пишут? Что это за слова? Но деваться некуда. Думаю – ладно, спою и быстренько смоюсь. Гримёрка общая, одна на всех, я быстро забежала, чтобы забрать свои вещи, в надежде, что никто ничего плохого не успеет мне сказать. И вот уже выбегаю с шапкой и пальто в руках и вдруг слышу голос Танича: «Любаша!» Понимаю – всё, опоздала, вот сейчас те слова и услышу. (Смеётся.) А он: «Любаша, какая ты молодец!» Сразу на «ты». «Как здорово ты написала, особенно это место я запомнил: «А когда любовь проходит, голова меня находит – вот и руки, вот и ноги. Ну, здравствуй, голова!» И с того момента началась наша дружба. Мы с Николаем часто бывали в гостях у Михаила Исаевича и его жены Лидии Николаевны. И предисловие к моей первой книге тоже написал Танич, причём говорил, что никогда раньше такого не делал. И ещё. Когда у Михаила Исаевича брали интервью и спрашивали обо мне, он вспоминал слова Ахматовой о Брюсове: «Брюсов знает секрет, но не знает тайны». И говорил: «А Любаша знает тайну!» Конечно, для меня это очень высокая оценка. О какой тайне он говорил, я могу только догадываться. Но для себя определяю так: тайна – это когда слушаешь песню и понять не можешь, отчего слёзы катятся. Необъяснимая вещь!

– Вы ведь и с Филиппом Киркоровым дружны?
– Я считаю, мы с ним не друзья – дружба ведь подразумевает частое общение, встречи. У нас с Филиппом просто хорошие отношения. Но если я о чём-нибудь его прошу, он всегда откликается. Такое бывало не раз. Даже то, что Григорий Лепс поёт мою песню «Два Колумба», – заслуга Филиппа. Он связал меня с Лепсом, передал ему материалы – работу провёл, чтобы эта песня состоялась. И так же случилось с Ани Лорак. То есть Филипп очень отзывчивый, очень тёплый человек – исключение из правил в шоу-бизнесе.

– Филипп Бедросович поёт ваши песни?
– Да. «Полетели…» и ещё несколько. И взял две песни, которые у него «висят в шкафу» – как одежда, как коллекция, он пока их не «надевает». Ещё интересная история произошла с песней «Луна», она такая красивая, лирическая. Филипп её у меня приобрёл, и несколько лет она у него лежит без дела, он её не поёт. А потом эту песню услышал мой сын Андрей. Он музыкант и исполнитель, сценическое имя Андрей Гризли. Так вот. Несмотря на то что у Андрея другая музыкальная эстетика, ему «Луна» понравилась. И он сказал: «Мама, я бы эту песню спел». – «Но она же у Филиппа». – «Жалко. Я бы её сделал по-своему». Что делать? Звоню Филиппу: «Помнишь, ты взял песню, но не поёшь, а Андрею она понравилась». И Андрей, между прочим, поразил Филиппа, когда на «Новой волне» в 2011 году исполнил «Полетели» совсем не в той манере, в какой поёт эту песню Филипп. Он на фестивале представлял жюри. И Филипп был в восторге! Хотя мог бы сказать, что дебютант спел неправильно. И телефонный разговор Филипп закончил так: «Нравится Андрюшке? Пусть поёт». У меня сразу мысль: хорошо, но надо деньги возвращать. И только подумала – Филипп говорит: «Деньги возвращать не надо. Я её тоже, может, ещё спою». (Смеётся.)

– Ваш младший сын Глеб, кажется, тоже музыкант? А старший, Павел?
– Глеб – музыкант, исполнитель. А ещё стоматолог. В этом году оканчивает ординатуру и уже работает врачом. И параллельно готовится к концертной деятельности в качестве солиста одной музыкальной группы. А Павел – единственный из моих сыновей не стал музыкантом. Но он тоже человек творческий, окончил режиссёрский факультет, участвует в съёмках разных фильмов и сериалов. Павлу, в отличие от Андрея и Глеба, не нравилось заниматься музыкой. А я к этому отношусь так: если у ребёнка нет задатков и желания, не надо его мучить. Знаю, что такое учиться музыке. Это весьма тяжело. Я сама со слезами ходила в музыкальную школу. Все дети гуляют во дворе, а мне надо тащиться с этой папочкой на занятия! Несколько раз бросала музыкалку, но возвращалась, потому что мама говорила: «Надо доучиться. Осталось совсем немного». А я была послушной девочкой. Сейчас, конечно, я родителям очень благодарна. Но если у ребёнка нет слуха, нет чувства ритма – пусть занимается другими вещами.



– Ваши сыновья женаты?
– Нет, как-то им пока не до этого. (Смеётся.)

– Я читала, что у вас есть любимая дача. На ней предпочитаете отдыхать?
– На даче мы сейчас бываем редко, потому что дети выросли. Раньше с младшим, Глебом, ездили за город на все каникулы и каждые выходные. Потом он вырос, сказал: не хочу на дачу. Но, знаете, я перфекционист и не очень люблю отдыхать. Даже в самом живописном месте – у моря, под пальмами – мне уже на второй день становится скучно. (Смеётся.) Лежать на берегу, на песке – нет, это точно не для меня. Мне не скучно, только если мы с Николаем едем, скажем, в любимую мною Европу или Питер и ходим по музеям. Мы сторонники именно такого отдыха.

– Вот вы с Николаем всё время вместе – в путешествиях, на гастролях, в театре, дома… Легко ли это?
– Это очень сложно. Люди не могут постоянно находиться вместе. Мы ведь всё равно разные, даже если самые близкие. Но мы нашли с Николаем решение, как не уставать друг от друга. У меня есть своя комната, она двойная – кабинет и место для отдыха. И муж знает: если я туда ушла, меня не нужно трогать. И не только потому, что я там работаю, а просто хочу побыть одна. У Николая есть свой кабинет. И благодаря тому, что у нас вот такое разделение пространства, мы имеем возможность не надоедать друг другу. Иначе бы просто сошли с ума! (Смеётся.) Поэтому, наверное, мы столько лет вместе.

Расспрашивала
Марина БОЙКОВА
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №48, декабрь 2021 года