Режиссёр начинает мстить
22.12.2021 00:00
РежиссёрПрофессия кинорежиссёра трудна. Кроме профессиональных качеств, она требует умения общаться с людьми, руководить большим съёмочным коллективом, где собрались личности со сложным характером. И не каждый постановщик умеет найти нужный стиль поведения. Порой приходится быть жёстким, чтобы добиться результата. Но бывают режиссёры, которые вообще переходят все границы.

По прозвищу Иван Грозный

К режиссёру Ивану Александровичу Пырьеву отношение у многих людей неоднозначное. Кто-то считает его великим художником, талантливым педагогом, стоявшим у истоков советской кинематографии, основателем «Мосфильма» и Союза кинематографистов. Действительно, заслуг у Пырьева множество – народный артист СССР, лауреат шести Сталинских премий, кавалер трёх орденов Ленина. Создатель таких фильмов, как «Свинарка и пастух», «Братья Карамазовы», «Трактористы», «Идиот», и многих других.

Можно сказать, что он – крёстный отец многих талантливых режиссёров и актёров. Помог состояться в профессии Григорию Чухраю, Александру Алову, Леониду Гайдаю, Владимиру Наумову и другим режиссёрам. Чуть ли не силой заставил документалиста Эльдара Рязанова взяться за комедийный жанр. И сделал много другого, хорошего и значительного.

А другие люди, и их немало, обвинят его в лакировке действительности, склонности к дурновкусию и пошлости. И ещё – в грубости, жуткой матерной брани, которой он грешил на съёмочных площадках, самодурстве и хулиганстве, хамстве, антисемитизме. Но главное – в его сексуальной аморальности. Пырьев, пользуясь служебным положением, домогался молодых симпатичных актрис. А если ему в этом отказывали, жестоко мстил. Говорят, у него был своего рода чёрный список, куда он заносил отказавших ему женщин.

На звёздный небосклон в 40-х годах он вознёс свою жену Марину Ладынину, но сам же потом её оттуда и убрал. К Марине Пырьев ушёл от актрисы Ады Войцик, которая тяжело пережила развод и пообещала новой супруге, что и ей придётся пережить подобное. Ада даже пыталась наложить на себя руки.

На съёмках «Кубанских казаков» в поле внимания Пырьева попали сразу две молоденькие актрисы – Екатерина Савинова и Клара Лучко. Но ответных чувств режиссёр у них не вызвал и был серьёзно разгневан. Причём от Савиновой Пырьев даже получил пощёчину. После чего на протяжении тринадцати лет ни один режиссёр «Мосфильма» не рисковал приглашать актрису в свои проекты. Нарушил негласное табу её муж Евгений Ташков, доверив супруге роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра...», которая принесла ей всесоюзную славу.

Ещё одна предполагаемая жертва – Клара Румянова. Вроде бы Пырьев предлагал ей за взаимность главную роль в фильме «Испытание верности», но актриса, по слухам, гордо завернула сценарий. После чего Пырьев якобы запретил снимать её в других фильмах. Совпадение или нет, но после этого Румянова почти не получала ролей. В конце концов из-за безденежья решила уйти на «Союзмультфильм». На радость всем поколениям детей, с восторгом смотревших озвученные ею мультфильмы.

Кларе Лучко на съёмках «Кубанских казаков» судьба подарила защитника и большую любовь: их взаимные чувства с актёром Сергеем Лукьяновым оказались крепкими и помогли создать счастливую семью. Тут Пырьев оказался бессилен.

Что касается законной жены Марины Ладыниной, то после фильма «Испытание верности» она покинула большое кино. Прямо на съёмочной площадке между супругами разгорелся скандал. Причиной стали ревность и взаимные обиды. По окончании съёмок пара развелась. И, чтобы отомстить бывшей, Пырьев попросил коллег не давать ей роли в кино.

Через несколько лет Пырьев обратил внимание на молоденькую актрису Людмилу Марченко. Девушка была мила и обходительна с именитым режиссёром, с удовольствием соглашалась на предложения ролей, но не отвечала взаимностью на ухаживания. Ей было 19, а режиссёру 58. Он пробил ей роль в картине «Отчий дом», подарил роль в своей картине «Белые ночи», утвердив без проб. Но сексуальные преследования постаревшего павиана оставались безрезультатными.

Сколько киноактрис прошло через постель Пырьева, неизвестно.

Месть – блюдо холодное

Комедии Леонида Гайдая покоряют неповторимой атмосферой лёгкости и веселья. Кажется, всё происходит само собой, шутя, естественно и непринуждённо.

Талантливый режиссёр подолгу вынашивал планы новых фильмов, старался доводить каждый кадр до идеала, продумывал каждый нюанс. По характеру он был спокойным, уравновешенным человеком. Но не терпел легкомыслия в работе или несогласия актёров с его мнением. И тут становился настоящим тираном.

На съёмках «Бриллиантовой руки» часто происходили бурные ссоры между режиссёром Леонидом Гайдаем и актрисой Нонной Мордюковой, игравшей управдома Плющ. Темпераментные звёзды ругались из-за каждого пустяка, доходило и до взаимных оскорблений. И Гайдай в итоге унизился до того, что свёл счёты с актрисой уже на стадии озвучения.

Помните непонятный иностранный язык, который звучит в сцене падения Семёна Семёновича у аптеки? Он был придуман Гайдаем. А ругательство «мордюк» режиссёр ввёл в обиход контрабандистов сразу после ссоры с актрисой.

Светлана Светличная играет Анну Сергеевну, соблазнительницу наивного Семёна Семёновича. Она вспоминает, что предложила Гайдаю своё видение эпизода в гостинице. Отстаивала и доказывала режиссёру своё представление. Гайдай покорился и снял эпизод так, как предложила Светличная. Но потом не допустил строптивую актрису до озвучения! Вообще в споре вёл себя по-бабски, всегда оставляя за собой последнее слово.

И ещё одну актрису, которая проявила непослушание, Гайдай лишил права голоса. Правда, повод был другой. «Ошибки надо не признавать, их надо смывать. Кровью!» – это единственная фраза, которую Нина произносит голосом сыгравшей её Натальи Варлей.

В своей книге «Канатоходка. Автобиография» актриса вспоминает, как Гайдай однажды попытался поцеловать её. Но актриса сумела увернуться и вытолкала Гайдая из своего гостиничного номера. Потом Наталья Варлей узнала, что её отстранили от озвучения. Актриса объяснила это местью отвергнутого мужчины.

После «Кавказской пленницы» Наталья Варлей появилась в другой комедии Гайдая, «12 стульев», в роли студентки Лизы. И её снова озвучивала Надежда Румянцева.

После успешного дебюта в фильме «Молодая гвардия» актёра Евгения Моргунова постигло несчастье: он заболел диабетом и невероятно растолстел. Ему больше не приходилось рассчитывать на большие и серьёзные роли. Снимали его только в эпизодах, порой даже безымянных. Но участие в фильмах Леонида Гайдая принесло ему новую славу комедийного актёра.

Гайдай придумал троих комических персонажей, и Моргунову досталась роль толстяка Бывалого. Начиная с сатирической короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс» эта троица так полюбилась зрителям, что стала почти фольклорной.

Возможно, Гайдай и дальше продолжил бы съёмки с легендарной тройкой, но всё дело испортил непредсказуемый характер Моргунова. Артист часто вёл себя неадекватно, любил зло подшутить над коллегами. На просмотре отснятого материала «Кавказской пленницы» случился конфликт между Моргуновым и Гайдаем.

Пьяный актёр пришёл в кинозал, сел в заднем ряду и во время сеанса сыпал язвительными шутками и оскорблениями в адрес режиссёра. Гайдай обиделся и в конце показа бросился с кулаками на Моргунова. Остальные члены съёмочной команды не допустили драки. Режиссёр нашёл другой способ мести: он просто вырезал из картины некоторые сцены с участием Моргунова. На этом сотрудничество Гайдая и Моргунова закончилось.

Надо сказать, что после этого кинокарьера талантливого артиста пошла под откос, он снимался всё меньше и меньше. А в конце жизни был практически забыт.

Когда Гайдай задумал фильм «Иван Васильевич меняет профессию», в главной роли управдома Бунши и царя Ивана Грозного он видел только Юрия Никулина. Но руководство «Мосфильма» категорически не видело в Никулине царя, да ещё Ивана Грозного. Управдомом его ещё более-менее представляли, а царём – нет.

Неожиданно в пользу выбора режиссёра сработала публикация в популярном журнале «Наука и жизнь». В это время появилась статья о скульптурной реконструкции облика Ивана Грозного. Сходство маски с Никулиным было очень заметно.

Гайдай доказывал, что Никулин такой артист, который может сыграть кого угодно. И вообще после распада легендарной тройки режиссёр задумал новый комедийный ансамбль. Юрий Никулин и Андрей Миронов отлично смотрелись вместе в «Бриллиантовой руке». Гайдай хотел и роль Жоржа Милославского отдать Миронову. Но случилось то, чего режиссёр никак не ожидал: Юрий Никулин сам отказался сниматься в фильме.

Леонид Гайдай не поверил в версию, что артист якобы уезжает на длительные гастроли с цирком. Вдова режиссёра Нина Гребешкова через много лет рассказала, что реальной причиной отказа были опасения Никулина. Он считал, что фильм по произведению полузапрещённого писателя М. Булгакова не пропустит цензура и картина не выйдет на экраны. Никулин не хотел участвовать в съёмках заранее обречённого фильма.

Отказ артиста и близкого друга стал ударом для Гайдая. Его творческая задумка создать новый комический дуэт Никулина с Мироновым не воплотилась.

Такого же удачного сочетания талантов Юрия Яковлева и Андрея Миронова режиссёр не видел. В результате мы, зрители, увидели в картине совместную работу Юрия Яковлева и Леонида Куравлёва. И сегодня уже трудно себе представить любимую комедию с другими артистами.

Тяжёлый характер

Снимать «Карнавальную ночь» молодого режиссёра буквально заставил руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев. Эльдар Рязанов четыре раза отказывался. Будущий мэтр комедии не жаловал этот легкомысленный жанр, но в итоге фильм с дебютанткой Людмилой Гурченко стал лидером советского проката.

Режиссёра Рязанова боялись все. Чиновники от кино, сценаристы, операторы, актёры и помощники. Артисты признавались, что на съёмочной площадке с Рязановым случались приступы бешенства. И вообще вид добродушного смешливого толстячка не должен никого вводить в заблуждение. Таким он был лишь в «мирных» условиях. Но если что-нибудь выводило его из себя, то все видели другого Рязанова – сгусток жёлчи, искажённое лицо, брызги слюны и изрыгаемые оскорбления: «Вы сволочь! Сволочь!»

Однако многие актёры, поработав с Эльдаром Александровичем, становились его рьяными поклонниками. Это понятно, ведь он создавал звёзд даже из актёров эпизодов. И у него в период расцвета не было ни одного неудачного фильма. Так что ради карьеры терпели и оскорбления.

На съёмках «Иронии судьбы» возникла проблема с озвучением польской актрисы Барбары Брыльской. Вспоминает Валентина Талызина: «Когда прошёл просмотр черновой версии, стало понятно, что, кроме песен Аллы Пугачёвой, больше ничто не цепляет. Фильм показался очень скучным. Брыльска играла по-польски. Поэтому Рязанов решил найти того, кто её героиню переозвучит и «взбодрит». В то время существовала группа «Красный звук» – несколько актёров из штата Театра киноактёра, которые озвучивали иностранные картины. Вот их-то Рязанов и стал пробовать. Но ему ничего не нравилось.

А всё это время за ним ходили две девушки – редактор картины и очень близкий человек для Эльдара Александровича, его любовь Нина Скуйбина, и ассистент по актёрам Лена Судакова. Они раз за разом предлагали попробовать на переозвучку Талызину. Он отнекивался: «Что за глупости! Валя играет свой эпизод. Что, она сама с собой разговаривать будет?» И продолжал пробовать актрис из «Красного звука».

Когда количество проб достигло восемнадцати, Эльдар Александрович, очень злой, подошёл ко мне и прорычал: «Я не против, чтобы ты озвучивала. Только если ты подойдёшь со своим голосом к голосу Аллы Пугачёвой, тогда тебя возьмут». У меня от этой сцены и его рычащего голоса всё сжалось внутри – я же не знала, что девочки за меня просили, и вообще никого озвучивать не хотела. И вот я сделала кольцо – когда на экране крутится одна и та же картинка, а ты делаешь несколько вариантов озвучки – и ушла домой. А на следующий день сообщили, что Рязанов меня утвердил».

В фильме «Гараж» снимался один из самых любимых актёров Рязанова – Андрей Мягков, который до этого сыграл главную роль в ленте «Служебный роман». Рассказывают, что Мягков позволил себе раскритиковать слова песни «У природы нет плохой погоды», которая звучит в «Служебном романе».

Официально считалось, что это стихи английского поэта. На самом деле написал их сам Рязанов, но Мягков этого не знал. Услышав критику, режиссёр как бы в шутку пригрозил: «Вот накажу тебя!» «Наказанием» стала роль немого персонажа в «Гараже».

В общем, лишать актёра голоса – фирменный приём советских режиссёров.

Впрочем, Эльдару Рязанову прощается всё, особенно теперь, когда сводить счёты уже поздно. Однако следует задуматься о том, почему в нашей стране принимается как должное, что талантливый человек имеет право на отвратительное поведение, хамство, мстительность. У нас это почему-то скромно называется «тяжёлый характер». Но вот великим западным режиссёрам как-то удавалось снимать прекрасное кино, не унижая при этом артистов и работников съёмочной группы. Да попробовал бы кто-нибудь публично наорать на голливудского актёра – до конца дней ходил бы по судам.

А у нас «талант» и «негодяй» стали синонимичными понятиями. И к чему это привело? Сегодня такими «талантами» можно замостить всю Мосфильмовскую улицу. Только вот кинокартин уровня шедевров Гайдая и Рязанова мы почему-то не видим.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №49, декабрь 2021 года