Парни из ада
23.01.2022 18:02
Вперёд, навстречу приключениям

Парни из адаЗдравствуйте, уважаемая редакция! Не понимаю родителей, которые пытаются жёстко контролировать подростков чуть ли не до совершеннолетия. Когда ребёнку 10–12 лет и есть опасения, что он, например, свяжется с дурной компанией, такое давление ещё можно оправдать, но когда человек вырастает, оно больше не работает. Расскажу, как мне удалось избежать этой ситуации.

Я никогда жёстко не контролировала сына, просто всегда была в курсе его интересов и увлечений. Ничего не запрещала, кроме вещей, которые действительно опасны для жизни и здоровья. Мы обо всём разговаривали, всё обсуждали, я всегда просила Сашу объяснить, чем его увлекают те или иные идеи или человек, их пропагандирующий. Результат, который получила, вполне устраивает.

Признаться, у меня самой в подростковом возрасте попытки жёсткого контроля вызывали желание сопротивляться им просто из принципа «сила действия равна силе противодействия». Поэтому в отношениях с Сашей я никогда не закручивала гайки слишком туго. В этом плане сын очень похож на меня. Так что я учитывала ошибки, которые родители допускали в отношениях со мной.

Тотальный контроль отвергала категорически, поэтому предпочитала тратить больше времени на разговоры и объяснения, чтобы сын сам пришёл к решению, чем ставить перед ним ультиматумы. Хотя, конечно, и без ультиматумов не обходилось, но не в самых принципиальных вопросах.

Вообще, список моих жёстких требований к сыну ограничивался всего двумя пунктами: являться домой к оговорённому часу – задержка возможна только по уважительным причинам – и обязательно предупреждать, если не успеваешь вернуться. Если Саша задерживался после комендантского часа, я встречала его либо вызывала такси, чтобы сын мог доехать от подъезда до подъезда. Ещё было требование не врать, если накосячил, ведь всё равно это всплывёт, но разгребать последствия окажется труднее. Вот, пожалуй, и всё. Остальное подлежало обсуждению.

Однажды Саша хотел поучаствовать в одном мероприятии, которое я считала бесполезным. Оно было платным – ничего, заработал самостоятельно. Убедился в моей правоте, что лишь потерял деньги. Зато приобрёл опыт.

Почему-то сейчас принято жаловаться, что молодёжь совсем перестала спать – дни и ночи проводит в своём «проклятом «ТикТоке», будто проблема с отбоем появилась исключительно во времена интернета. Но многие родители почему-то забывают: когда не было не только «ТикТока», но даже мобильных телефонов, подростки по ночам тоже редко спали. И мы сами в их возрасте далеко не всегда укладывались в положенное время. Если сейчас дети зависают в гаджетах, то раньше читали под одеялом с фонарём. Мне, например, в 18 лет родители выговаривали: «Ладно бы Толстого читала, а то своего непонятного Толкина». Или того хуже – Кастанеду.

Очень многие люди из круга общения сына мне не нравились, но я относилась к этому спокойно. Во-первых, Александр никогда не воспринимал любую информацию как абсолютную истину. Мне это создавало дополнительные сложности в воспитании, но я понимала: пусть лучше мои слова для сына не будут аксиомой, зато и любые другие он сначала оценит и проверит, прежде чем примет как руководство к действию. Во-вторых, мы с ним всегда были очень близки, со своими сомнениями или размышлениями Саша приходил ко мне, поэтому я не проверяла историю его поисков в интернете.

Когда человеку 17 лет, при всём желании невозможно отслеживать все его телодвижения. Тем более он вот-вот станет совершеннолетним, и тогда у тебя просто не останется рычагов давления, разве что материальные. Но сын рано начал работать, выгнать его из дома и не кормить я бы всё равно никогда не смогла. На увлечения Саша зарабатывал самостоятельно, так что и этого рычага у меня не осталось.

Я всегда старалась внушить сыну одну из основных заповедей, актуальную не только для верующих, но и для атеистов, – не сотвори себе кумира. Поэтому считаю главной задачей родителей воспитать ребёнка так, чтобы слова любого идиота блогера он воспринимал со здоровой критикой.

Кстати, не все они плохи. Именно с чтения популярных блогов у Саши началось знакомство с классической немецкой философией. Почитав, что вещает один современный молодой «гуру», я увидела, откуда растут уши, – это гремучая смесь немецких мыслителей. Предложила сыну почитать первоисточники. Как водится, сначала Ницше – это вообще автор, на мой взгляд, чисто «подростковый». Но потом Саша освоил Канта, а вскоре прочитал и Гегеля. Правда, по его признанию, «Гегель не зашёл». С тех пор сын имеет мнение, что гегельянцы против кантианцев – это всё равно что плотник супротив столяра. Зато появилось своё мнение.

Поделюсь с родителями подростков одним секретом. Прежде чем заявлять «твой блогер придурочный», сначала надо почитать этого блогера. Чтобы говорить «этот фильм дурацкий», сначала нужно его посмотреть. Дабы составить представление о музыке ребёнка, её надо послушать. При этом категории «не нравится», «это не моё», «я это совсем не понимаю» вовсе не означают, что произведение непременно плохое.

Помню, как сама спорила с отцом о музыке. Мой папа энциклопедически образованный человек с прекрасным вкусом, знающий, любящий и ценящий классическую музыку, русский романс. Я безумно благодарна ему за тот багаж знаний, который он мне дал в детстве. Но при этом во времена моего пубертатного периода папина категоричность в суждениях сыграла большую роль в охлаждении отношений с родителями. И слушала я свой рок только в наушниках или когда родителей не было дома. Но папа почему-то пребывал в уверенности, что ничего хорошего в этих мужиках в странной одежде, кривляющихся на сцене, нет и быть не может. Мои предложения ознакомиться самому отметались на корню.
Пыталась уговорить отца послушать хотя бы концерт, записанный «Дип Пёпл» вместе с Королевским филармоническим оркестром. Ведь если даже признанные музыканты не погнушались играть вместе с патлатыми парнями из ада, может быть, стоит признать, что их музыка – это не два притопа, три прихлопа? Бесполезно. С мужем обсуждали эту ситуацию, у него с родителями было то же самое.

В своё время я тормозила мужа, когда тот с ходу заявлял сыну, что все его любимые современные группы – полная ерунда. Мы с сыном вместе послушали его музыку. Если честно, муж не далёк от истины – многие группы действительно оказались глубоко вторичными. Тогда я подсовывала Саше «прототипы», повлиявшие на становление коллективов, играющих сегодняшнюю музыку. Но буду честной – слушая музыку сына, открыла для себя пару новых интересных имён.
Мой совет: не ленитесь и узнавайте, чем дышат ваши дети. Не паникуйте, увидев аниме, ведь вообще-то это очень глубокая жанровая ниша. То же самое относится к комиксам. Это нам в детстве внушали, будто комиксы – чтиво для тупых, их специально придумали буржуи, которые не хотят, чтобы рабочий класс развивался и читал хорошие книжки. Я лишь на старости лет узнала от сына, что на самом деле комиксы – большой пласт культуры, а не просто картинки с подписями.

Ну а если вас действительно что-нибудь тревожит, здесь поможет старинный способ: когда безобразие нельзя предотвратить, его следует возглавить. Поэтому, предупреждая возникновение интереса сына к спорным темам, сама начинала знакомить его с ними. Он с детства привык, что у нас нет запретов на обсуждение. Более того, Саша понял: такие дебаты очень интересны, поэтому и в подростковом возрасте делился со мной своими увлечениями, рассказывал о друзьях – реальных и виртуальных.

Совместное времяпрепровождение с сыном часто включало различные тусовки и концерты, посиделки с друзьями в кафе, походы и прочие досуговые мероприятия, интересные нам обоим. Вообще, таскать ребёнка с собой на концерты и по злачным местам я начала больше потому, что деть его было некуда, и лишь во вторую очередь для приобщения к искусству.

Но когда Саша подрос и стал мотаться туда один, я поняла, что была стратегически права. По большей части у сына оказался мой вкус, поэтому даже без меня он посещал такие места, где можно встретить моих друзей. Они знали его с детства, так что я откровенно просила товарищей присматривать за сыном и подстраховать его. Впрочем, по счастью, страховка не понадобилась – времена на дворе стояли уже не те. Хотя на концертах во время слэмов – прыжков со сцены – за Сашей поначалу следили, чтобы не упал или его не затоптали ненароком.

Но как же хорошо, что в годы нашей юности не было ни мобильных телефонов, ни интернета, так что наши родители по большей части пребывали в неведении, где и как их чада проводят время. Помню, маме почти честно говоришь, что поехала в центр к подружке. Почти честно – потому что действительно в центр, и подружка, которую мама считает хорошей девочкой, тоже присутствует. Выходишь из дома чинно-благородная, приличная, а потом в каком-нибудь подъезде подальше от дома наносишь боевой раскрас – и вперёд, навстречу приключениям! Ветер в волосах, ветер в голове… А возвращаясь домой, смываешь макияж взятым с собой косметическим молочком и появляешься перед родителями вновь приличной девочкой.

Куда там «ТикТокам» и прочим блогам – нас дома удержать было нельзя.

Из письма Галины,
Башкортостан
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №3, январь 2022 года