Как делали «Последнего богатыря»
26.01.2022 14:25
И почему у них получилось

Как делалиОб успешном фильме говорят – «взял кассу». Как о взломщике и грабителе. Это не значит, что качество кино определяется лишь по сборам. Просто другого общего критерия нет. Деньги – универсальная мерка. Ведь кино – прежде всего бизнес. «Последний богатырь» оказался бизнесом хорошим. Он взял кассу аж три раза, и, что необычно, каждая последующая часть трилогии оказывалась успешнее предыдущей. Ну и всё-таки на родных русских сказках там всё построено. Это приятно.

Я с детства дружу с Белоснежкой

Нашему зрителю может понравиться, что кино о последнем богатыре вышло под маркой компании «Дисней». С какой стороны ни посмотри – успех. При средних затратах в 8 миллионов долларов на каждый фильм принесли они в четыре-пять раз больше.

И, что бы мы о себе ни воображали, но вписаться в мировую моду – хорошо. Так, чтобы, конечно, себя не потерять. И вот, получается, вписались.

Правда, не с первой попытки. Компания «Дисней» в России обосновалась давно, но сначала просто продвигала здесь американские фильмы и мультики. Однако в 2009-м уже выпустила «Книгу мастеров» – русскую сказку.

Блин вышел комом, при затратах в 8 миллионов долларов прокат фильма принёс чуть больше 11 миллионов. С учётом того, что половину выручки забирают кинотеатры, – провал. Совершенно справедливый.

Ошибок было много. Слабый сценарий, неуклюжие и малочисленные спецэффекты. По сюжету на поместье русского барина нападают каменные солдаты, ведомые колдуньей, и всё зрелище ограничивается их «каменными» костюмами.

Другой ошибкой стало использование пожилых звёзд советского кино. Ведь кино детское, а дети 2009 года уже не очень-то жаловали Куравлёва, Гафта и Ахеджакову. Расчёт, конечно, на родителей, без которых детишки в кино не придут. Но и тем было неприятно смотреть на дряхлость любимых актёров. Гафт в роли волшебного зеркала, с которым советуется злая колдунья, выглядел ужасно. И зачем-то юмористические местечковые интонации в стиле ранних девяностых: «Ой, я вас умоляю!... Шо вы мне говорите…» С учётом Бабы-яги – Ахеджаковой у зрителя оставался привкус не диснеевской картины, а каких-то второстепенных гастролей на Брайтон-бич.

А вот «Последний богатырь» при тех же производственных расходах качеством выше на порядок. Его можно критиковать, и справедливо, но нельзя не видеть прогресс в сравнении с предыдущей попыткой.

Смерть Ивана Ильича

Сюжет фильма занимательный. Жуликоватый молодой человек Иван Найдёнов, звезда «Битвы экстрасенсов», попадает в сказочную страну Белогорье, где выясняется, что он не кто иной, как сын Ильи Муромца. Правда, сам Илья вместе с Алёшей Поповичем и многими другими богатырями стали жертвами… Добрыни Никитича и его жены Варвары-красы.

Эти двое захватили власть над волшебным миром. И поскольку традиционно положительные герои перешли на сторону зла, логично, что бороться с ними Ивану помогают Кощей и Баба-яга. В ходе динамичных приключений много отрицательных и положительных персонажей погибнет, в том числе и сам Иван, но так как он главный герой, то воскреснет, да ещё и богатырскую силу обретёт.

Это ход событий в самых общих чертах. Если углубиться в детали, обнаружится много нестыковок и натянутостей в повествовании, но не больше, чем в среднем голливудском блокбастере.

Создатели трилогии утверждают, будто сценарий первого «Богатыря» писали два с половиной года. Над этим уже успели посмеяться критики в интернете, но данный смех вызван непониманием сути современного кино. Если раньше сценарий был чисто литературной работой, то сейчас такие вещи делаются в специальных компьютерных программах, которые контролируют замыкание всех сюжетных линий, подсказывают логику поведения героев исходя из заданных характеров, учитывают спецэффекты, выбор актёров и финансирование.

То есть почти трёхлетнее «написание» сценария – это не только стучать по клавиатуре, подчиняясь приливам вдохновения, а постоянно корректировать сюжет в соответствии с планом заказчика и добавлением технических возможностей.
В результате кино оказалось напичкано сюрпризами и похоже на детскую книгу-раскладушку, страницы которой при открывании становятся объёмными, а из потайных щелей выскакивают забавные фигурки.

Я не узнаю вас в гриме

Не то чтобы спецэффекты картины претендовали на «Оскар». По мировому уровню – всё средненько, но для нашего кино это прорывные технологии. А главное, они остроумно использованы.

Вот, скажем, Кощей, которого нельзя убить, но можно временно отхватить ему любую часть тела. Что и обыгрывается постоянно. То отрубят Бессмертному голову и заменят её Колобком, то сделают в лысом черепе вмятину, которую Кощей вправляет, зажав нос и надув щёки, с чпоканьем пластикового пупса. То в оторванную руку персонажа вставят смартфон и используют её как палку для сэлфи.

Но если за маской Кощея всё-таки можно разглядеть Константина Лавроненко, а Колобка выдаёт голос Гарика Харламова, то многие персонажи оставались для зрителя загадкой до финальных титров, из которых следовало, что Водяного сыграл «Полицейский с Рублёвки» Сергей Бурунов, Бабу-ягу – «интердевочка» Елена Яковлева, а великаншу Чудо-юдо – «толстяк» Александр Семчев. Самое забавное, что после раскрытия инкогнито понимаешь – грим вообще-то сохранял черты артистов. Даже удивляешься, как можно было их не узнать.

А так и было задумано! Дополнительный аттракцион и приятный сюрприз. Недаром главными героями «Последнего богатыря» называют костюмеров, гримёров и специалистов по компьютерной графике.

Секретная служба

Гримировал актёров известный специалист Пётр Горшенин, тот самый, что превратил Безрукова в Высоцкого для картины «Спасибо, что живой». По словам гримёра, основной творческой задачей в «Богатыре» для него было не повторить знаменитые образы Кощея и Бабы-яги, созданные Георгием Милляром, но в то же время напомнить о них.

Как видим, задача блестяще решена, хотя и ценой мучений актёров, которым ежедневно приходилось тратить по три часа на грим и ещё полчаса – на его снятие. Силиконовые маски и «перчатки» были одноразовыми и делались по шаблону, что не умаляет их сложности.

Невидимых для зрителя нюансов здесь много. Пластический грим, хоть и не сильно, но увеличивает объём головы, что нужно учитывать компьютерным программам при монтаже фильма. «Вторая кожа» на актёрском лице должна быть послушной, чётко предавать мимику, не мешать приёму пищи. Особой вредности в силиконовых масках нет. Обычный театральный грим вообще-то куда вреднее, он вызывает аллергию. Главным недостатком масок является их непроницаемость для воздуха. Поэтому больше нескольких дней подряд наносить их нельзя. Нужны перерывы.

Существует заблуждение, будто с помощью грима можно превратить любого человека в кого угодно. Но ведь типы лиц у людей разные, поэтому для создания исторического образа требуется подобрать лицо соответствующих очертаний. Помните, как в «ТАСС уполномочен заявить…» гримёр для двойника агента Трианона выбрал, на первый взгляд, совершенно непохожего сотрудника, а после создания маски сходство оказалось пугающим?

Дефицитную и высокооплачиваемую профессию пластического гримёра, кстати, можно получить только в частных заведениях. Дорого и чуть ли не полулегально. Конкретной информации о специфике этой работы в открытом доступе нет. Даже ссылки на многие интервью с Петром Горшениным заблокированы или находятся в платном доступе. По отрывочным скудным сведениям можем узнать, что он выполнял какую-то работу в индийском Болливуде, гримировал актёра, сыгравшего Гейдара Алиева в азербайджанском сериале. Но вряд ли узнаем о золотых дождях, пролившихся на специалиста такого уровня. Тайна! Туда, где делаются серьёзные вещи, посторонним вход воспрещён.

Здравый смысл и жизненная опытность

Корпорация «Дисней», несмотря на умилительность своих героев, – структура жёсткая, практически армейская. Недаром режиссёр Тим Бёртон, начинавший там карьеру, вспоминал этот период своей жизни как ад. Но, как любая мощная структура, «Дисней» обладает супермозгом, безошибочно просчитывающим ситуацию. Он может предоставить авторам определённую свободу, но обязательно задаст рамки.

Эти рамки хорошо видны во всех трёх «Богатырях». И свобода авторов тоже видна. Она заключается в шутках, понятных только российскому зрителю, в обращении к русскому фольклору, в видеоряде, цитирующем советскую киноклассику или картины Васнецова. Всё перечисленное – заслуга российской Yellow, Black and White Group – компании, созданной бывшими кавээнщиками и производящей кино и сериалы.

А вот решение превратить известных актёров в невидимок наверняка принято в самом «Диснее». На «Книге мастеров» создатели обожглись. И решили больше не рисковать, не ставить на этих странных русских кинозвёзд. Получается, не так уж их обожают даже в самой России. Так что в следующий раз обезличим знаменитостей, а на прочие роли возьмём начинающих и малоизвестных молодых актёров.

Но отсылки к русским корням оставим. Это проверенная стратегия. Сказки и старые фильмы вошли в генетический код народов. Это надо использовать. В парижском «Диснейленде» гостей встречают не только Микки-Маус, но и Астерикс с Обеликсом, а также французский крысёнок из «Рататуя». Тем не менее это американский бизнес.

Выше сказано о некоторой обезличенности актёров, снявшихся в «Богатырях». Действительно, самые кассовые артисты были спрятаны под масками. А вот Виктор Хориняк, сыгравший главного героя Ивана, относительно известен по сериалу «Кухня», но многие зрители его путали с довольно похожим актёром Владимиром Яглычем.

Возлюбленную главного героя, Василису, вообще сыграла 19-летняя девчонка без театрального образования Мила Сивацкая.

За образом основной злодейки Галины стоит Елена Валюшкина, не скрытая под гримом. Когда-то она прославилась ролью Марии Ивановны из «Формулы любви», в которую был влюблён граф Калиостро. Но с тех пор Валюшкина играет преимущественно в театре и трудно опознаётся кинозрителем.

Однако после успеха «Богатырей» неизвестные стали очень заметными, забытые – напомнили о себе, а средне известные превратились в звёзд. Виктора Хориняка, например, мы скоро увидим в фильме «Мистер Нокаут» в роли великого советского боксёра Попенченко. Вряд ли теперь его будут путать с Яглычем.

Словом, магия «Диснея», которая, конечно, никакая не магия, а концентрированный опыт, – сработала.

Тёплое ламповое кино

При всех достоинствах сказки о богатырях, при её отсылках к советской киноклассике, надо помнить, что невозможно сравнивать её с этой самой классикой, от Птушко и Роу.

«Богатыри» – кино неплохое. По нынешним меркам. Но «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница», «Садко» и «Новый Гулливер» – это было большое кино. Может, даже великое. В конце концов, использованные там технологии являлись передовыми не только для нашей страны, но и для мира.

Да, многие спецэффекты сейчас вызовут усмешку. Корявые пластилиновые лилипуты. Исчезновение под шапкой-невидимкой. Если персонаж тех времён в кого-нибудь превращался на экране, то происходило это примитивно – вспышка, и за рассеивающимся дымом на месте человека уже сидит лягушка.

Но, конечно, люди тогда были интереснее. Причём это касается не только советских фильмов, но и вообще старого кино, в котором не стеснялись использовать оригинальность актёров. Вспомним хотя бы Георгия Милляра, смешного и одновременно жутковатого.

Никакое развитие трёхмерной анимации никогда не заменит прекрасных страшилищ советских киносказок. Ведь анимацию можно штамповать в любых количествах, и она обесценивается, теряет обаяние. А настоящее умение показывать сказочное злодейство – редкий талант.

Павел БУРИН

Опубликовано в №3, январь 2022 года