СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Оксана Пушкина: Прежние представления о роли мужа и жены безнадёжно устарели
Оксана Пушкина: Прежние представления о роли мужа и жены безнадёжно устарели
31.01.2022 12:08
ПушкинаОна родилась в Петрозаводске, среди карельских лесов и озёр. Стойкая, бесстрашная, энергичная, деловая, но в то же время вдохновляющая и яркая дама Оксана Пушкина. «Человек результата», как называлась одна из её первых программ. Славу ей принесла передача «Госпожа удача», выходившая на Ленинградском телевидении в начале 90-х. Затем несколько лет Оксана работала в США, а вернувшись, осуществила «женский прорыв» в российской журналистике, запустив сначала «Женские истории», а потом «Женский взгляд». В последние годы Пушкина не ведёт собственных телепрограмм. Чем же и кем сейчас занято её горячее сердце?

– Оксана Викторовна, четыре года, вплоть до сентября 2021-го, вы являлись депутатом Государственной думы. Какая работа для вас была особенно важна?
– В Думе я разрабатывала несколько прогрессивных законопроектов. Но, пожалуй, именно борьба за закон о профилактике семейно-бытового насилия стала центральной линией моей парламентской работы. Спор вокруг нашего закона вскрыл глубокие противоречия в российском обществе, которые намного шире проблемы домашнего насилия. Фактически речь шла о том, куда движется страна – в будущее без насилия над близкими или в средневековое прошлое с домостроем. Борьба оказалась ожесточённой, и она продолжается. Но я не сомневаюсь, что здравый смысл вскоре восторжествует. 9 декабря на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека президент Путин высказался за принятие законопроекта, предложив снять все противоречия вокруг него. Считаю это хорошей новостью для сотен тысяч женщин России. Я всегда говорила, что закон о профилактике семейно-бытового насилия в России будет принят. Теперь важно сохранить в нём механизмы профилактики этого социального зла. Кроме того, необходимо принять ряд законов-спутников, которые позволят развивать сеть государственных кризисных центров для жертв домашнего насилия.

– «Русская женщина очень терпеливая. Это её главное качество. Это её плюс и минус», – однажды сказали вы. Скажите, а когда терпение вам мешало?
– Терпение меня никогда не подводило. Кстати, это вовсе не врождённая черта характера, а приобретённый навык. Он вырабатывается с детства, у кого-то – через занятия физкультурой и спортом, у кого-то – через художественное или музыкальное образование. Ведь любая учёба требует терпения. И вообще умение терпеть и бороться отличает глубоких и сильных людей. Но источник терпения для меня только один – уверенность в собственной правоте! В 2019 году меня вместе с другими авторами законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия начали травить в СМИ, поливать грязью, угрожали нам физической расправой. Экстремисты стремились запугать нас и, между прочим, продолжают свои попытки. Но это бессмысленно, потому что мы твёрдо знаем: на нашей стороне – подавляющее большинство россиян, причём как женщин, так и мужчин. Правда рано или поздно победит. Кстати, уверенность в том, что сила в правде, – очень русская черта. С верой в правду русская нация прошла через тяжелейшие испытания XX века.

Пушкина– Скажите, а в вашей жизни возникали ситуации, которые можно назвать «семейно-бытовым насилием»?
– В моей семье никогда не было проблемы домашнего насилия, в личной жизни такого травмирующего опыта нет. Но с жертвами семейно-бытового насилия я имею дело с 2014 года, с тех пор, как стала работать в Общественной палате Московской области. Разбирая очередную историю, вспоминаю героинь своих документальных мелодрам из циклов «Женские истории» и «Женский взгляд». Понимаю, что многие из них тоже прошли через подобные жизненные испытания. Но если и рассказывали о них, то вскользь, потому что говорить о побоях в нашей стране было не принято. Мы знали о существовании этой проблемы, но не понимали, как её сформулировать, молчали, терпели и молчали.

– Вы родились в семье тележурналистки и тренера сборной России по лёгкой атлетике. На ваш выбор профессии повлияла мама?
– На мой жизненный выбор повлияли и мама, и папа. По примеру отца я всю жизнь много занимаюсь спортом, являюсь мастером спорта по художественной гимнастике. А интерес к журналистике у меня, разумеется, от мамы. Но больше всего я благодарна своим родителям за понимание и доверие, потому что важные решения в жизни я всегда принимала сама. Родители работали, и каждый был большим профессионалом в своём деле. Я родилась в семье увлечённых и самодостаточных людей, которые любили меня и друг друга. Они всегда оставались равноправными родителями. И им хватало мудрости доверить мою жизнь мне самой.

Семейные трагедии начинаются с неравенства, с выяснения, кто кому должен. В таких словесных перепалках быстро определяются роли агрессора и жертвы, формируются «токсичные» отношения и начинается психологическое насилие. Очень важно выявить проблему и решить её на этапе, когда любовь ещё можно сохранить. Психологическое насилие часто перерастает в экономическое, а затем и в физическое. И даже если супруги сохранят брак, к примеру, ради детей, всё равно это будет лишь формальный союз несчастных и разочарованных людей.

– Ваша мама Светлана Андреевна восстанавливает в Карелии Кончезерский храм, а вы ей помогаете. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
– Это инициатива моей мамы и её коллег из телекомпании «Ника-плюс» (телеканал в Карелии. – Ред.), где мама продолжает работать, создавать телевизионные программы и фильмы. Моя мама – человек невоцерковлённый, но образованный. И абсолютный эстет. По базовому образованию она филолог. Увлекается и очень хорошо знает историю и архитектуру Карелии, русскую культурную и духовную традиции. Кончезерский храм построен в пятидесяти километрах от Петрозаводска на перекрёстке дорог между двумя достопримечательностями Карелии – первым русским курортом «Марциальные воды» и водопадом Кивач. Храм буквально умирал. Он был разграблен, отсутствовали полы и крыша. За восстановление взялся фонд «Попечители храма Святой Троицы», в который входит и моя мама. Прошло одиннадцать лет, и памятник архитектуры XIX века удалось восстановить только за счёт частных пожертвований и благотворительных концертов звёзд мировой оперной сцены. Сейчас там идут облицовочные работы.

– Когда вы вспоминаете воспитание своих родителей, что вам сейчас кажется наиболее важным?
– Понимание, что мы воспитываем своих детей, прежде всего, чтобы они могли жить без нас. Если вдуматься, главная задача родителя состоит именно в этом. Потому что человек не вечен, а семья – это форма передачи жизни и любви от поколения к поколению. Каждый отец и каждая мать рано или поздно осознают, что дети, какими бы любимыми и дорогими они ни были, – это другие люди. И этим людям нужна своя, особая дорога в жизни. С открытым сердцем отпустить ребёнка в жизнь – высшая родительская мудрость.

– «Человек, который чаще всего звонит мне, – это мама, и чаще всего я звоню маме», – сказали вы. А ваш сын Артём часто вам звонит? Недавно ему исполнилось тридцать три, его поздравлял с днём рождения весь «Инстаграм». Скажите, чем он занимается?
– Ребёнок, безусловно, звонит. Хочется, чтобы он чаще выходил на связь, – это желание любого родителя. Но в какой-то момент понимаешь, что дёргать его не стоит. Мой ребёнок сказал: «Мама, я не переживаю. Если с тобой что-нибудь случится, я узнаю об этом из СМИ» (смеётся). Но, тем не менее, я стараюсь его не отвлекать. Знаю, что он ответственен на своей работе, в своей семье и во всём остальном тоже. Мне хватает внимания ребёнка, скажем так. У нас есть родительские дни, это прописано в наших календарях – календарях занятых людей. И мы соблюдаем эти ритуалы, проводим такие дни вместе. Семейные праздники тоже отмечаем. А в остальное время достаточно находиться в постоянном контакте в социальных сетях. Он знает, где я и чем занимаюсь, я знаю, где он. Современные телекоммуникации в этом смысле действительно помогают быть ближе.

Пушкина– Не могу не спросить вас и о внуках. Сейчас, с позиции мудрой бабушки, как вы считаете, чему в первую очередь нужно учить детей?
– Надеюсь, когда внучка подрастёт, мы будем общаться чаще. Я знаю, какую потребность дети испытывают в общении через поколение. Бабушки и дедушки важны для них почти так же, как родители. Через общение с нами внуки перенимают опыт не одного, а двух поколений. По себе знаю, что секреты и сердечные тайны хочется рассказывать только бабушке. А учить их нужно одному – доверию. Там, где есть доверие и любовь, растут счастливые дети.

– Итак, как же выглядит, по-вашему, модель счастливой семьи?
– Современная семья для меня – это добровольный и равноправный союз любящих людей, где каждый имеет право на выбор жизненного пути. Патриархальные представления, что за благополучие семьи отвечает муж, безнадёжно устарели. А роль «хранительницы домашнего очага» вредна и попросту опасна для современной женщины и её детей. Россия вместе со всем миром переходит к такому типу моногамии, когда за жизнь человек вступает не в один, а в несколько браков. Для современного общества это норма. В результате число разводов в России уже вплотную приблизилось к числу браков, а долги по алиментам составляют порядка 150 миллиардов рублей. Пожертвовав карьерой ради семейного счастья, женщина рискует остаться у разбитого корыта. Поэтому россиянки всё больше думают о самореализации. Детей они рожают всё позже – средний возраст женщины при рождении первого ребёнка сейчас составляет двадцать восемь лет. Кроме того, раньше основной ценностью была многодетность, ведь ребёнка в селе можно использовать в полевых работах. А сегодня ценность для семьи – это возможность дать каждому ребёнку образование и жизненные перспективы. Поэтому рождаемость падает, а ценность жизни – растёт. И это не заговор против России, а объективный демографический процесс.

– Вы много ездили по разным семьям, социальным организациям, общались с женщинами. Скажите, какой вы видите главную беду российских семей?
– Бедность. Рождение детей по-прежнему означает для семьи снижение уровня жизни. Каждый пятый ребёнок в стране рождается за чертой бедности. Сегодня принято поощрять многодетность, и это правильно. Но нужно также признать, что в России около двух миллионов многодетных семей, при этом почти половина детей за чертой бедности воспитываются именно в таких семьях. Так что семейная политика не может рассматриваться в отрыве от экономики.

Пушкина– Но существуют пособия многодетным, социальные выплаты, материнский капитал. Помогают ли они справиться с бедностью?
– В проекте бюджета на 2022 год планируется выплачивать 503 тысячи 237 рублей за рождение первого и 665 тысяч рублей за рождение второго ребёнка. Это крупные государственные расходы, которые позволяют сдерживать падение рождаемости в России. Но рождаемость всё равно продолжает падать с 2016 года. И на то есть две ключевые причины – историческая и социально-экономическая. Во-первых, сейчас в активный детородный возраст вступает поколение девяностых годов, когда рождаемость в стране была очень низкой. Таких людей в принципе немного. Во-вторых, нужно смотреть правде в глаза: всё усугубляется общим снижением уровня жизни и отсутствием жизненных перспектив у молодёжи. Социальные пособия – от слова «пособить», они помогают семье преодолеть сложный период. Но не создают новых возможностей заработка, не придают людям уверенности. Наоборот, провоцируют пассивность и иждивенчество. В России тридцать процентов матерей воспитывают детей в одиночку, многие из них тоже сталкиваются с бедностью. Поэтому надо развивать женское предпринимательство. Пандемия научила нас работать удалённо, и женщины могут заниматься этим во время декретного отпуска. Необходимо поддерживать их. И обеспечить наконец всех детей от года до трёх лет ясельными группами в детских садах!

– А что вы думаете об абортах? Вы сами признавались, что делали аборт и не жалеете об этом.
– Конечно, аборты – это зло. Мы, женщины, хотим сохранять и любить детей, такова наша природа. Но нельзя отнимать у нас право самим планировать свою жизнь. К счастью, российское общество начинает более ответственно относиться к вопросам контрацепции и планирования семьи, и число абортов снижается год от года. Но одновременно и рождаемость падает. Получается, что снижение рождаемости и числа абортов происходят параллельно. Я хочу предупредить всех, кто хочет ограничить право женщин на аборты: рождаемость таким образом не поднять! Россия уже проходила подобное после Великой Отечественной войны, когда государство запретило аборты. Сотни тысяч младенцев и матерей погибло у разного рода повитух. Сколько женщин лишились возможности рожать после такого рода операций, мы никогда не узнаем. Послевоенный запрет абортов в Советском Союзе был признан ошибкой, которая дорого обошлась нашему народу.

– Что-нибудь хорошее вы заметили у нас в стране за последнее время? Есть ли за что похвалить Россию?
– Да, заметила. Это российская молодёжь – молодые люди и девушки, которым сейчас от восемнадцати до двадцати восьми лет. Это совершенно иное, небывалое прежде поколение россиян, вдумчивых, спокойных, миролюбивых. Очень талантливых и ответственных не только за себя, но и за близких, за страну. Я много встречаюсь со студентами и волонтёрами с самых разных концов России. Они не помнят «Женских историй» и «Женского взгляда» Оксаны Пушкиной, но знают и ценят меня за другое. Девочки говорят: спасибо, вы открыли нам глаза на то, что нельзя жить в токсичной обстановке, объяснили, с чего она начинается и к чему может довести. Мы прекрасно понимаем друг друга, потому что разделяем общие ценности добра, мира и взаимопонимания. Прежде всего я работаю ради молодёжи, которая хочет жить в свободной, мирной и благополучной России.

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото из личного архива

Опубликовано в №4, январь 2022 года