Страшное слово «рататуй»
09.03.2022 17:49
Сын прекрасно видит, как я мучаюсь

Страшное слово Старший сын недавно удивил. Сначала хотел после девятого класса поступать в колледж. Тогда мы испытали на себе карантин, удалённое обучение и прочие «плюшки», к которым в итоге привыкли. Уговорила сына остаться в 10-м классе, пообещала: если захочет – потом уйдёт из школы. Переживала, что ему придётся ездить общественным транспортом, и многое другое. Школа-то вот она, под боком, и «удалёнка» вроде бы уже обкатана, а теперь нужно привыкать ко всему новому. И тут ребёнок выкинул фортель.

Десятый класс сын окончил даже лучше, чем девятый, и вдруг снова заявил, что хочет уйти из школы. Дескать, планирует учиться на повара. Это стало для меня полной неожиданностью.

Хочу, чтобы сын в жизни занимался любимым делом, а не случайным. И чтобы поступил в учебное заведение по душе, а не только потому, что там есть свободные места или хватило баллов.

Сказала ребёнку, чтобы всё хорошо обдумал, не торопился с окончательным решением. Пока мы с мужем работаем, у сына есть время определиться. Идём в одиннадцатый класс, а там как получится. Может, юноша ещё до чего-нибудь дозреет. Мне кажется, профессию повара он выбрал не совсем осознанно, а лишь как меньшее из зол. Дома иногда готовит, но без фанатизма.

Хорошо, когда у человека есть возможность переучиться. А вот у мужа в 33 года такая возможность отсутствовала, зато у него была я со старшим сыном. Сидела в декрете, а ещё мы взяли ипотеку, какие уж тут поиски себя и вторые шансы. Но супруг хотя бы любит свою работу. Вот и я хочу, чтобы сын на старте взрослой жизни определился с приоритетами без всякой спешки. Позже могут не позволить жизненные обстоятельства – семья, дети, работа, ипотека.

Вспоминаю себя после школы – ведь я тогда толком не представляла, чего хочу от жизни, какая профессия нравится, что мне по душе. Не желаю, чтобы сын повторил мой путь. В юные годы мечтала стать дизайнером интерьеров или пойти учиться на психолога, но уже тогда понимала, что в обоих случаях заработок нестабильный. К тому же, учиться на психолога очень долго, открыть свою практику – нужны деньги, а я из простой семьи. Пришлось сразу пойти работать, чтобы получать зарплату ежемесячно, ведь родители жили небогато, подрастала младшая сестра.

В итоге за компанию с подружкой решила учиться на бухгалтера. Тогда, в девяностые, все шли в бухгалтеры и юристы. Окончила академию, на работу нас к себе сразу устроила одна из преподавательниц – она читала лекции по совместительству, трудясь главным бухгалтером большой государственной организации. Да, мы получали небольшие деньги, зато стабильные. В силу характера для меня это было очень важно, я совсем не авантюрист.

Проработав 11 лет, хотела было податься в домохозяйки. Старший сын пошёл в первый класс, да и муж начал хорошо зарабатывать. Но ради хохмы отправилась уже с другой подругой на собеседование в большую и успешную компанию. И прошла конкурс! Зарплату мне назначили сразу в два раза выше, чем на прошлом месте, а позже даже повысили, причём не раз.

Я привыкла к более-менее высокому уровню дохода, привыкла покупать всё нужное, не особенно задумываясь о цене. Конечно, не разбазариваю деньги, но приятно осознавать, что они есть. И очень трудно с таким положением расстаться. Хотя нередко подумываю всё-таки уйти в домохозяйки.

Младший сын в этом году идёт в первый класс, а меня, признаться, уже тяготит моя должность. Работа в бухгалтерии связана с постоянной нервотрёпкой: сроки, проверки, отчёты, большие суммы. А я по натуре очень тревожная, переживающая. И вот мы снова находимся на распутье.

Ещё нервов прибавляет страх за здоровье старшего ребёнка. С тех пор как в полтора года у него диагностировали порок сердца, моя главная мантра такая: пусть все в нашей семье будут здоровы, остальное второстепенно. Учёба и оценки, конечно, важны, но всё это субъективно по сравнению с главными опасениями. За оценки мы никогда не ругаем сына. Вижу, что он учится, старается, знаю, мой ребёнок не дурак, а дальше как-нибудь сдюжим. Тем более если у тебя имеется пространство для манёвра – получить ещё одно образование.

Но есть проблема. У сына сильное плоскостопие, его даже в армию не берут, а ведь повар весь день проводит на ногах. На такой работе под вечер и здоровые ноги начнут гудеть, что уж говорить о его ступнях? Моя двоюродная сестра в своё время тоже работала поваром. Не вынесла, ушла, теперь продаёт цветы.

В последнее время мы много разговариваем со старшим сыном о будущей профессии. Мне кажется, я сама когда-то давно поселила в его голове эту мысль. Когда он был младше, помогал мне на кухне – заваривал чай, кофе, жарил яичницу, варил пельмени. Однажды в шутку сказала сыну: может, ему пойти учиться на повара – всегда будет сыт на работе. А у мальчика это, видимо, отложилось на подкорке.

Но с другой стороны, я объективно смотрю на вещи. Особой любви к кулинарии у сына не отмечаю. Сын коллеги, кстати, уже сам печёт торты и готовит рататуй, а наш будущий повар, наверное, даже не знает, что это за блюдо такое.

И всё же я поискала в интернете варианты возможных мест учёбы сына и сильно удивилась. Оказывается, на повара теперь совсем не обязательно учиться в техникуме. У нас есть несколько комбинатов образования, в одном, например, обучают на повара третьей категории, это займёт всего восемь–девять недель вместе с практикой. Обещают получение документов государственного образца и дальнейшее трудоустройство. Да, за эту учёбу придётся отдать деньги, но совсем небольшие по меркам нашей семьи. Может, за лето уговорю сына окончить курсы поваров, чтобы понял, его ли это стезя.

Знакомые советовали отправить мальчика не на курсы, а на настоящую подработку по специальности, чтобы немного поработал помощником повара или на кухне. Мол, там лучше поймёт, что это за труд, познакомится с условиями, спецификой. Но этот вариант я отвергла сразу. Кто же возьмёт несовершеннолетнего сотрудника в заведение общепита на поварские должности, без образования и медицинской книжки? Да и нет у нас в этой сфере связей, я бухгалтер, муж инженер. А на поварских курсах как раз будет производственная практика в кафе и ресторанах города, пусть сын там и увидит, что ему предстоит.

Так что решила сильно не загадывать, лишь прошу сына не поступать сгоряча. К тому же он сам прекрасно видит, как я мучаюсь из-за него, как не хочу, чтобы мой ребёнок потерпел фиаско.

Главное, чтобы ему самому нравилась профессия, ну и чтобы приносила более-менее приличные деньги, это ведь тоже немаловажно. Но сын, насколько понимаю, всё же пока находится в поиске. Мы с отцом поддерживаем его и в сотый раз просим почаще задумываться о своём призвании.

Впрочем, если сын получит корочку повара, я порадуюсь. Всё послужит делу. И готовить научится, и в семейной жизни пригодятся кулинарные знания. Может, и нас ещё побалует чем-нибудь вкусненьким.

Из письма Марины
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №9, март 2022 года