А ты куда, пигалица?
12.03.2022 00:00
Псы разбежались, а кошка не испугалась

А ты кудаМы любим, когда у нас дома живёт кто-нибудь из землян отличного от нас вида. Кошки и собаки не только выполняют функции охраны территории или ловли мышей, но и украшают наш быт, создают атмосферу спокойствия, умиротворения в отношениях с домочадцами. Работая в экспедициях в Сибири и на Дальнем Востоке, я всегда стремился иметь рядом преданных котиков или собак.

В тот год наша экспедиционная партия состояла из 15 человек, преимущественно женщин.

В далёком таёжном распадке на 169-м километре Усинского тракта, соединяющего Хакасию с Тувой, специально построили дом, главное помещение которого занимала лаборатория, а чердак служил спальной комнатой.

Как и положено, в ближайшей деревне наняли поварихой дебелую бабку, которая, как могла, кормила нас нехитрой едой. Обзавелись для порядка двумя псами и кошечкой. Пёстренькая киса Анфиса была ласковой, некрупного телосложения. Мы с ней быстро подружились.

В тот год вокруг было очень много медведей, которые, как и положено, считали себя в тайге хозяевами. Водозамерные цилиндры гидрологов на местности были изуродованы когтями и зубами в первые же дни, многие приборы разбиты.
Нужные продукты мы завезли сразу, а вот с хлебом возникли проблемы. И раз в неделю к трассе, это примерно километр, отправлялся кто-нибудь из женщин. На попутках они ехали за хлебом, потом так же возвращались и по тропинке шли от трассы к базе. Частенько их сопровождали мишки, иногда доводя наших бедных подруг до истерики. А мужики почти всегда были заняты опытами в тайге.

Заступницей слабого пола однажды неожиданно стала Анфиса. Рабочий день заканчивался, женский персонал собрался на таборе. По своим кошачьим делам киса по тропе пошла в лес. И тут увидела беззаботно бредущего медведя. Встреча для обоих оказалась неожиданной. Немая пауза длилась секунды. Первой опомнилась Анфиса. Для большего эффекта она вытянулась на лапах – спина горбом, шерсть дыбом. При этом она издала резкий шипящий звук, на который обернулись все люди.

То ли при виде такого необычного зверя, то ли заметив людей, мишка встал на задние лапы, громко рявкнул и бросился в лес. В лагере случился такой переполох – слов не подобрать. Женщины ведь. Все с визгом рванули к лестнице на чердак. Первой на ней оказалась повариха, хотя все остальные были вдвое моложе. Медведя и след простыл, а на лестнице ещё продолжалась борьба за спасение.

Подошла очередь моих исследований химического анализа воздуха в трёх километрах от лагеря. Делать это надо было каждые четыре часа в течение недели. Особенно утомительными и опасными были выходы в полночь и в четыре утра. Уже в первый выход позвал с собой охранников – псов. Они нехотя и с ленцой поднялись и пошли следом. За ними показалась Анфиса. Говорю eй:
– А ты куда собралась, пигалица?

Она и ухом не повела. Пройдя триста метров, псы отстали, постояли, а затем рысцой побежали домой. Ни обещания тушёнки, ни крепкое слово их не удержали. Осталась со мной Анфиса, чем очень меня удивила. Своей мягкой походкой она пошла за мной. Я был поражён преданностью своей любимицы. Одно её присутствие вселяло уверенность, что всё будет хорошо. Все ночные выходы она неизменно была со мной.

Уже полвека прошло с той поры, когда я работал и охотился в дальневосточной тайге, но я до сих пор нет-нет да и представлю себе встречу с той пёстрой светло-рыжей кошечкой: я чешу ей за ушком, а она мурлычет в ответ.

Из письма Л.И. Тимченко,
г. Хабаровск
Фото: Александр КЛЕПИКОВ

Опубликовано в №10, март 2022 года