Где у него кнопка?
16.05.2022 15:14
Он лопух, но аппаратура при нём

Где у него кнопка?Здравствуйте, уважаемая редакция! Создаётся впечатление, будто только сейчас школьники и студенты пытаются проносить на экзамены гаджеты и пользоваться электронными шпаргалками. Но так было всегда. Вспомним хотя бы легендарного Дуба из комедии Гайдая: «Профессор – лопух, но аппаратура при нём». В общем, мы тоже мухлевали, но иногда, как и герой Виктора Павлова, применяли студенческую смекалку.

Недавно внучка с важным видом рассказала, как теперь тестируют их, второклашек. И осталась недовольна моей репликой, что у нас это называлось опросом.

– Вас что, никогда-никогда не тестировали? – удивился ребёнок.
– Ну почему же, – попыталась я успокоить внучку. – Только эту проверку называли экзаменом или зачётом.
– А как это было? – спросил ребёнок.

О большинстве случаев рассказывать особенно нечего: пришла, взяла билет, ответила, ушла. Но зачёт по предмету «Промышленная электроника» выдался не таким. Это было нечто.

Кафедра промышленной электроники оборудовала кабинет по последнему слову техники: приём зачётов и экзаменов вели электронные экзаменаторы. Позже я пыталась найти в интернете фотографию такого устройства, но увы.

Электронный экзаменатор представлял собой стол, столешница которого была разделена на несколько десятков отсеков. Каждый отсек застеклён, в окошечке значился вопрос с несколькими вариантами ответа; студенту следовало выбрать правильный и нажать соответствующую клавишу. Нечто вроде далёкого предтечи современного ЕГЭ.

Как проходил зачёт? Студенты с абсолютно пустыми руками садились за стол, ассистент включал рубильник, и появлялось первое окошко с вопросом. Дальше ассистент следил за нами и пресекал любые попытки воспользоваться шпаргалкой. После нажатия клавиши окошко гасло, высвечивалось следующее – и так, пока не будут пройдены все вопросы.

Недостаток электронных экзаменаторов в том, что окошки с вопросами вспыхивали и гасли только по очереди. Не было возможности сразу ознакомиться со всеми вопросами, чтобы сначала ответить на более лёгкие, а затем вернуться к сложным, имея запас времени. А время, отпущенное на ответы, было ограничено.

Вроде бы всё ясно, однако новизна и лёгкая нервозность приводили к тому, что с первой попытки зачёт сдали лишь 10 процентов студентов. Остальным назначили пересдачу. Я тоже оказалась в числе не сдавших.

Но нашу группу удивил не столько всеобщий провал, сколько то, что закоренелый «хвостатик» по прозвищу Лабух, не отличавшийся особыми успехами в учёбе, оказался в числе успешно экзаменованных. Разумеется, к нему сразу пристали с расспросами: «Как тебе это удалось? Ты что, с детского сада изучал промышленную электронику?»

Лабух не стал скрывать секрет.

– Вот почему вы меня прозвали Лабухом? Потому что я – незаменимый клавишник факультетского ВИА. Уже на первом вопросе начал потихоньку знакомиться с клавишами и понял, что одна утапливается чуть легче, чем остальные. Улавливаете? Мы же далеко не первые, на ком проверяют экзаменатор. Один правильный ответ – и одна легко нажимаемая клавиша! Дальше на вопросы не смотрел, только нащупывал ту самую лёгкую «кнопочку» и, как видите, не ошибся.

При пересдаче я попыталась воспользоваться подсказкой Лабуха, но, увы, мои пальцы не обладали такой чувствительностью, я так и не сумела обнаружить «лёгкую» клавишу.

Зато электронный экзаменатор уже не воспринимался как диковинка, и я больше не гнала коней, опасаясь не успеть. Проявила больше выдержки и получила «добро» от машины исключительно за знания.

Из письма Л.
Фото: Марина ЯВОРСКАЯ

Опубликовано в №18, май 2022 года