СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Мелочи жизни Согласно законам Хаммурапи
Согласно законам Хаммурапи
06.07.2022 17:50
Профессора связали и оставили на железнодорожных путях

Согласно законамЗдравствуйте, уважаемая редакция! Когда наступает пора экзаменов, всегда вспоминаю истории из студенческого прошлого. Нынешние парни и девчонки тоже пытаются использовать шпаргалки или лепят такие перлы – хоть стой, хоть падай. В эти моменты понимаю, что между нашими поколениями есть много общего. Но с другой стороны, появились и неприятные отличия.

Сколько смешных историй приключалось во время экзаменов! Сейчас удивляюсь: боже, какие же оболтусы учились с нами! И не просто учились, но ещё умудрялись сдавать экзамены.

В педвузе многим запомнилась преподавательница истории Древнего мира – дама очень требовательная, таких принято называть «сильными педагогами». Конечно, студенты старательно готовились к зачёту по её предмету. Сдавали его очень непросто. Но даже здесь находились те, кто отчаянно «забивал» на семинары и лекции, рассчитывая как-нибудь выкрутиться. В одной группе учился парень как раз из таких злостных прогульщиков, к тому же не отличавшийся особенными талантами. За непосредственность и нескладность его все звали Самоделкиным.

Явившись на зачёт, Самоделкин по простоте душевной уверял однокурсников, что обязательно получит заветный росчерк в зачётной книжке. Но не тут-то было! Буквально за минуту преподавательница вывела лодыря на чистую воду. Парень принялся каяться и клясться, что непременно выучит полугодовой курс в самое ближайшее время, лишь бы профессор разрешила пересдачу. Самоделкину требовалось сдать предмет хотя бы со второго раза, чтобы сохранить стипендию и не попасть на осеннюю переэкзаменовку перед комиссией с перспективой отчисления.

Как ни странно, преподаватель в этот раз проявила снисходительность. Правда, выдвинула Самоделкину ряд условий.

– Хорошо, я согласна, но вы как следует изучите законы Хаммурапи, – потребовала экзаменатор.
– Хаммурапи – это обязательно, профессор! – с готовностью поддакнул Самоделкин.
– И все источники по истории Микенской Греции.
– Непременно, их тоже.

Женщина задумалась, а потом добавила:
– Иностранцев – тоже, сами понимаете.
– И про иностранцев обязательно всё выучу и расскажу! – торжественно пообещал Самоделкин.

Тут профессор сдвинула брови и резко захлопнула зачётку.

– Так, мне всё ясно. Незачёт. Приходите осенью.

Речь шла не об «иностранцах», а о профессоре Иностранцеве, известном авторе трудов по истории Древнего мира, по совместительству приходившимся строгой преподавательнице супругом.

Муж вспоминал, как они в педвузе сдавали зачёт по истории Средних веков. На их курсе училось пятеро отпетых раздолбаев. Эти ребята редко ходили на лекции и семинары, иные и вовсе никогда не посещали занятия. Среди них отличался парень с говорящей фамилией Рожнов. Его фамилия действительно стала судьбоносной – забыв об учёбе, студент Рожнов пёр на рожон и регулярно вызывал преподавательский гнев.

Однажды зачёт принимал какой-то доцент, о котором студенты рассказывали много хорошего. Он практически никого не валил, требуя знать хотя бы основные факты. Накануне доцент настоятельно просил Рожнова выучить хоть что-нибудь. Обещал сильно не мучить, но предупредил, что просто так зачёт не поставит. Парень согласился, но ничего не выучил, вдобавок опоздал на экзамен.

Сел отвечать. Преподаватель задал несколько вопросов, Рожнов пробормотал нечто невразумительное.

– Вы хотя бы знаете, кто такой Мартин Лютер? – тяжело вздохнув, спросил экзаменатор.
– Да, конечно, – оживился Рожнов. – Мартин Лютер – кто же его не знает?
– Так, хорошо. А что вы о нём знаете?
– Ну, он был такой философ, проповедник. Его приговорили к сожжению на костре инквизиции, – сообщил Рожнов, и на этом скудный запас его знаний иссяк.
– Я же должен вам за что-то поставить зачёт, – пояснил препод. – Хотя бы расскажите, почему его не казнили. Многих достойных людей сожгли – например, Джордано Бруно. А почему Мартин Лютер не оказался на костре?

Рожнов скрестил руки на груди, откинулся на стуле и, мечтательно воздев очи, выпалил:
– Это не входило в его планы.

Хохот сотряс стены аудитории. Доцент оценил остроумие студента по достоинству.

Кстати, добрые преподаватели нередко встречались в наше время. Например, лекции по литературе XVIII века у нас читал молодой мужчина, очень застенчивый и незлобивый. Оценки ниже пятерки не ставил никому. Достаточно было сказать буквально пару слов, чтобы получить высший балл. Во время подготовки преподаватель несколько раз выходил из аудитории, чтобы студенты наверняка успели списать.

Ася, девочка из нашей группы, являлась знатной прогульщицей. Она не посетила ни одной лекции доброго препода и не прочитала ни одного конспекта, которыми можно было легко разжиться у товарищей. Когда настала Асина очередь отвечать, она не произнесла ни слова. Просто сидела и молчала, даже не пытаясь ничего придумать.

Преподаватель долго сочувственно смотрел на Асю, потом повертел в руках её зачётку и задумчиво спросил:
– Как вы думаете, что же я должен вам поставить?

Ася набралась наглости и резко выпалила:
– Конечно, пять.

Мужчина опешил.

– Ну, раз вы так считаете… – он обескураженно развёл руками и вывел заветную пятёрку.

Жутко непедагогично с его стороны, но уж такой был человек. Всегда лучезарно улыбавшийся, буквально излучавший позитив и щедро даривший его окружающим. Просто добрый препод не любил никого огорчать.

Однако годы идут, и я заметила, что наглости у нынешнего поколения прибавилось.

Недавно знакомый 15-летний юноша обратился ко мне за помощью. Ему задали в школе большое сочинение. Парень написал от руки на шести листах и слёзно просил перепечатать текст на компьютере, заодно проверить ошибки, поскольку сам не дружит с клавиатурой и русской грамматикой. Такое вот выросло «смартфонное поколение». По доброте душевной я согласилась помочь, к тому же печатаю быстро.

Отодвинула в сторону срочную работу, сделала всё, как просил юноша. Позвонила ему:
– Приходи, забирай флешку. Всё готово, напечатала, многочисленные ошибки исправила.

Вскоре парень появился на пороге.

– О, как оперативно! – удивился он и вместо благодарности добавил: – Видимо, у вас не очень много своей работы.

Вот ведь нахал!

Впрочем, сегодня случаются и более печальные истории, связанные с экзаменами, в наше время совершенно немыслимые.

Зашли с мужем в ресторан. За соседним столиком расположились студенты, два парня и две девушки. Они так громко разговаривали, что нам невольно пришлось услышать, о чём рассказывала одна из девиц.

Ей попался на редкость вредный преподаватель, суровый и бескомпромиссный. Сдать ему зачёт или экзамен с первого раза, да ещё и на хорошую оценку, просто невозможно. Особенно он не любил женский пол и часто позволял себе оскорбительные высказывания в адрес студенток, проезжаясь по внешности и язвительно отмечая недостаток ума. Парням, впрочем, тоже попадало. Но однажды коса нашла на камень.

Студенты курсом старше, которым из-за несговорчивости профессора грозили отчисление и призыв в армию, находились на грани отчаяния. И кому-то из них в голову пришла «светлая» идея. Вечером после занятий они подкараулили злобного препода. Накинули на голову плащ, скрутили и отнесли на железнодорожные пути. Связали руки и ноги, оставили на рельсах и спрятались в кустах.

Несчастный услышал рёв летевшего на него поезда и от ужаса потерял сознание. Но парни не собирались его убивать, хотели только припугнуть, поэтому положили на соседний путь – поезд промчался мимо. Потом развязали жертву, перенесли в безопасное место и скрылись. Придя в себя, профессор на дрожащих ногах кое-как добрался до дома. На следующий день пришёл в вуз и подал заявление об увольнении. По слухам, вскоре продал квартиру и куда-то уехал.

Меня поразило, что всё это девица рассказывала в таких красках и подробностях, не стесняясь никого вокруг, а её друзья одобрительно хохотали и делали едкие комментарии.

Я смотрела на этих нелюдей, и мне стало страшно за них. Нам такие «шутки» даже в голову прийти не могли.

Из письма Натальи,
Москва
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №25, июль 2022 года