СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Лора Квинт: Вот так я стала певцом женской души
Лора Квинт: Вот так я стала певцом женской души
11.07.2022 16:46
Лора КвинтНет человека в нашей стране, который бы не радовался или не грустил под её музыку. На песнях композитора Лоры Квинт выросло поколение. Она – автор популярнейших шлягеров, коронных номеров Валентины Толкуновой, Николая Караченцова, Валерия Леонтьева, Надежды Бабкиной, Алёны Апиной, Лолиты, Максима Аверина и Дмитрия Певцова. В детстве Квинт чуть не стала балериной, но судьба распорядилась иначе и подарила нам сотни её песен. А что волнует саму Лору Квинт?

– Лора Геннадьевна, недавно на концерте, который транслировали с Красной площади, слушала ваши новые песни «Старый друг» и «Будь, Россия, всегда Россией». Обе написаны на стихи поэта Евтушенко. У вас ведь большой опыт работы с ним.
– Евтушенко хотел, чтобы к его 85-летию было написано симфоническое произведение по поэме «Коррида». Он долго выбирал композитора и поставил условие продюсеру и режиссёру Сергею Винникову: «Найди мне такого композитора-классика, который сам пишет сексуальные испанские мелодии». Тогда Сергей нашёл в интернете музыкальные фрагменты разных авторов, в том числе отрывки из моего мюзикла «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес!». А у меня там в партиях Мерседес и её брата Фернана звучат испанские мотивы. Евтушенко, не зная, кто авторы, прослушал фрагменты и заявил: «Вот этот композитор подходит, он справится». Винников ответил: «Не он, а она».

Я об этом ничего не знала. Но вдруг позвонил Винников и поставил перед фактом: «Ты должна написать «Корриду», это оратория». А я театральный композитор и никогда не любила жанр оратории. Ответила, что никому ничего не должна, и отказалась. Но Винников перезвонил через два часа и уговорил меня простым русским матом: «Гений тебя выбрал, а ты… выдрючиваешься!» Ну, это в переводе с непечатного. И на меня это сразу подействовало.

Я написала «Страсти по корриде» на стихи Евтушенко за двадцать один день. Очень волновалась, ведь это совсем не мой жанр. Вдобавок я переставляла стихи, компоновала их по-своему. Когда об этом узнал Евтушенко, он закричал от счастья и сказал: «Вы делаете из моей поэмы спектакль! Это была моя мечта!»
К сожалению, он её не услышал. Маша Евтушенко, его супруга, распечатала ноты, он подержал их в руках, а наутро его не стало.

– Я читала отзыв на премьеру «Корриды». На ней присутствовал журналист Евгений Ревенко, он признался, что впервые видел такое – публика просила исполнить на бис последнюю часть симфонического произведения.
– Удивительно, но каждый раз, когда это произведение исполняется, публика просит исполнить на бис последнюю часть. Потребность у меня возникла так закончить. И ещё там звучат колокола. Это поминальные колокола, которые звонят по всем убиенным поэтам – жертвам нацизма. И быки, которых убивают, – это люди, которых уничтожили испанские фашисты. Там такие аллегории!.. После этого говорили, что Евтушенко заказал мне свой реквием. Конечно же, Евгений Александрович был инфернальный человек. 18 июля исполняется девяносто лет со дня его рождения, и в Доме музыки опять будут звучать «Страсти по корриде» в исполнении оркестра «Русская филармония».

– Вы были лично знакомы с Евтушенко?
– Несколько раз могли познакомиться лично, но не судьба. Много разговаривала с ним по телефону, и у меня сохранилась наша переписка, это драгоценность.

– Несколько лет назад у вас возникла идея написать патриотическую музыкальную сагу. И родился «Русский бал на четыре столетия». Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
– «Русский бал» – это действительно сага. Либретто написал Николай Денисов по двум романам Михаила Загоскина – «Юрий Милославский» и «Русские в 1812 году». Это был популярнейший автор в XIX веке. А жанр саги подразумевает, что произведение написано о разных поколениях одной семьи. Между первым и вторым актами проходит двести лет. В первом акте у нас война с поляками, во втором – война с французами. Удивительно, что сейчас ничего не изменилось! И сегодня это произведение гораздо актуальней, чем раньше. Наверное, поэтому уже несколько лет его фрагменты часто исполняются на академических концертах, а сейчас обсуждается постановка всей саги. Я её посвятила своему учителю – профессору Ленинградской консерватории, народному артисту России композитору Владиславу Александровичу Успенскому, любимому ученику Шостаковича.

– Ленинград для вас город детства и юности. А каким вы его знаете?
– Я – питерский продукт. И не была бы такой, какая есть, если бы не родилась на Фонтанке, не выросла там, если бы папа не водил меня в выходные по центру города.

Лора Квинт– У вас выдающийся отец.
– В интернете писали, что мой папа был краснофлотцем. Но как он мог быть краснофлотцем? Мой папа с семи лет – без обеих ног! В семилетнем возрасте ехал в трамвае, толпа его выдавила, и он попал под встречный трамвай. Ужасная трагедия. Моя бабушка поседела от этого. Ей говорили, он будет инвалидом, не сможет развиваться. А у него оказалась светлая голова. Занимался спортом, качался. А ведь тогда дети были очень злые, из-за протезов его обзывали «железные ноги». Но он в эвакуации окончил школу с золотой медалью и поступил в один институт, который и сейчас нельзя называть. Он не был инженером-кораблестроителем, как пишут в интернете. На самом деле он был физиком, занимался оборонкой. У него двадцать восемь внедрённых изобретений. Лауреат Госпремии. Но о своих делах никогда не рассказывал. Когда мы с мамой встречали его с работы, то стояли у особняка без таблички, без вывески, хотя оттуда выходило много народу. И лишь на пенсии папа кое-что о себе рассказал.

Он ведь ещё катался на велосипеде, танцевал, меня очень рано научил плавать. И когда мы приходили на пляж, я им гордилась. Все видели, что человек без ног на коленях входил в воду и плавал лучше, чем многие с ногами! Вокруг него всегда крутились мальчишки. Он был потрясающий рассказчик. Благодаря папе я к шести годам знала монолог Чацкого, стихи Пушкина, Блока. И ещё разные песни. Например, песенку из трофейного фильма «Девушка моей мечты». Папа любил Утёсова, Вертинского. Придумывал и рассказывал мне сказки. И во всех его сказках обязательно появлялись великодушные люди.

– А что вам передалось от мамы Марины Семёновны?
– Генетика. Мне шестьдесят восемь (всё время забываю, сколько мне лет), но у меня нет пластических операций и ботокса на лице. И я не хочу. Это мамина генетика.

– Ваши родители не были профессиональными музыкантами, но и вы, и ваш брат Михаил посвятили себя музыке.
– Я стала на рояле играть в пять лет, но была феноменально ленива. Каждую минуту убегала либо попить, либо пописать. Папа говорил: «Скажи спасибо, что, в отличие от отца Паганини, я тебя не бью».

– Многих исполнителей ваша музыка сделала звёздами. Вам никогда не было обидно: ваша музыка приносит славу не столько вам, сколько другим? А ведь у вас выдающийся актёрский талант.
– Алиса Бруновна Фрейндлих мне говорила: «Лоронька, ну ты просто готовая артистка». Когда Максим Аверин вытягивал меня после онкологии, он сказал: «Ты будешь со мной выходить на сцену». Это был его моноспектакль. И шесть раз мне повезло – действительно довелось выйти с ним на сцену. Мы импровизировали, разыгрывали скетчи экспромтом. Я сцены вообще не боюсь! И это было очень весело! А потом мы с Максимом вместе выпустили диск «Многоточие», в который вошёл романс «Гранатовый браслет». Без этой песни не обходится ни одно выступление Максима, он её называет своей визитной карточкой. А я счастлива, что судьба сводит меня с такими талантливыми артистами.

А почему я не выхожу на сцену сама? Наверное, потому что недостаточно тщеславна. Меня часто в этом упрекают. Нет, я никогда не прибедняюсь, и если меня хвалят, то благодарю не кривляясь. Но не страдаю повышенным самолюбием. Также у меня нет зависти к чужим деньгам. Есть люди, которых деньги любят и к которым они идут. А вот ко мне как-то не очень идут, наверное, потому что я не очень высоко их ценю. Живу безбедно, и за это большое спасибо небесам. А богатство – лишние проблемы. Я ни в чём не нуждаюсь. Я видела очень богатых людей, которые глубоко несчастны.

– Многие талантливые композиторы нищенствовали в девяностые. Сейчас ситуация выправилась?
– Залы, где исполняется классическая музыка, сегодня полны! Много слушателей молодого поколения. Всё изменилось больше десяти лет назад. На концерты Спивакова, на концерты оркестра «Русская филармония» не попасть. Там такие просветительские программы! Они играют всё, начиная от сложнейшей современной музыки до популярных шлягеров.

– Вы много работаете для детей. Мюзиклы «Карлсон снова прилетел», «Карлик Нос», музыка к спектаклю «Пеппи Длинныйчулок»… Образ Пеппи вам близок лично?
– Мариночка, всё намного прозаичнее. Я никогда никому не приносила свои произведения. Я всегда пишу по заказу. Никогда ничего сама не предлагаю – вероятно, из гордости. Работаю только с теми, кто хочет работать со мной. Я не могу себя переделать. Я – композитор-актёр. Если у меня талантливый заказчик, то я перевоплощаюсь в него и всё делаю как бы от его имени. Стихи должны быть такие, будто их сочинил сам артист. И музыка должна быть такая, будто её написал сам артист. Например, в девяностые позвонила мне Лолита, спросила: «Как ты относишься к Апиной? Хорошо? Тогда напиши ей песню». До этого я была певцом мужской души. Но позвонила Алёна, и я сочинила для неё «Соперницу», а потом Алёне и Лолите написала песню «Пусть говорят, что дружбы женской не бывает». Вот так я стала певцом женской души, а не только мужской. (Смеётся.)

– А как работалось с Аллой Пугачёвой?
– Работа с Пугачёвой – это моменты молодости, ничего значительного. А вот судьбоносные для меня артисты – Надежда Бабкина, Валерий Леонтьев, Дмитрий Певцов, Максим Аверин, Николай Караченцов. После встречи с ними моя судьба разворачивалась. Происходит невероятное единение с артистом, даже несмотря на разницу в характерах. Как Надя Бабкина говорит: «Не смотрите, что Лора в беленьких кудряшках, внутри у неё то же самое, что и у меня».

– Как вы с ними знакомитесь?
– Моя жизнь – это как в том анекдоте «рояль в кустах». Леонтьев услышал единственную мою песню в исполнении Пугачёвой «Московский романс» и разыскал меня через костюмершу Валю. Моими самыми первыми исполнителями были Альберт Асадуллин и Люся Сенчина. Кинокомедия «Нужные люди», к которой я сочинила музыку, была написана для Михаила Боярского, которого я знала ещё по школе. Хотя мы учились не вместе, потому что Миша намного старше. Миша – тоже один из моих первых исполнителей. В фильме «Нужные люди» главный герой поёт и играет на рояле, ведь роль предназначалась Боярскому, а он пианист. Однако Миша не смог сниматься. Он находился в зените славы после «Мушкетёров» и позволил себе послать по одному адресу очень важного начальника в объединении «Экран». Ну а начальник в ответ направил Мишу по тому же адресу. Но наш фильм-то уже в запуске! Молодой режиссёр Владимир Алеников просто в ужасе. Что делать? Звонит мне из Москвы и говорит: «Я договорился с Караченцовым, если ему музыка понравится, то будет сниматься. Давай, садись в поезд!» Сажусь, еду из Питера в Москву. Встреча в «Ленкоме». Ко мне подошёл Караченцов. Он мне поначалу показался таким страшным, это что-то! Села за рояль, спела ему: «А у меня всё схвачено, за всё заплачено». Говорит: «Всё, я буду сниматься». После этого он рассказал анекдот. В ответ я, девушка-консерваторка, тоже рассказала не самый приличный анекдот. Он засмеялся, и тут я поняла: какой он красивый! Только Ален Делон и он! И мы подружились.

– Актёр Дмитрий Певцов, для которого вы тоже пишете песни, называет вас «ребёнком пяти лет». Певцов говорит правду?
– Он всё время это говорит. Наверное, ему так видится. Заявляет, что он мой старший брат, хотя на самом деле я старше Димы на десять лет.

– А чем вы занимаетесь в последнее время?
– Во время пандемии я со своей подругой поэтессой Ларисой Рубальской и популярным детским писателем Евгением Гаглоевым написала мюзикл «Золотой гусь». Получилось очень весело. И ещё с моим мужем (Андрей Билль, эстрадный певец, педагог. – Ред.) впервые в жизни посадили клубнику. В этом году она дала большой урожай. У меня в детстве не было дачи, родители её только снимали, так что для меня выросшие ягоды – это чудо.

– По дому сами хозяйничаете, или есть помощница?
– Дома всё делаю сама. Всю уборку! Я работаю дома и не люблю, когда кто-нибудь трогает мои вещи. Люблю готовить, отлично пеку, нравится гладить, нравится убирать квартиру. Голова в этот момент думает. Песню «Здравствуй, мир, здравствуй, друг, здравствуй, песен щедрый круг» я выстирала руками, потому что стиральной машины у меня тогда не было. Сама не помню, как оказалась за роялем, играла мыльными руками. Это тоже судьбоносная для меня песня.

Лора Квинт– Ваш сын Филипп – знаменитый американский скрипач. Он уже давно не живёт в России. Вы с ним часто общаетесь?
– Каждый день общаемся. Он сейчас в туре по Бразилии, в городе, который хорошо знаком нам по сериалам, – в Сан-Паулу. Женат на выдающейся балерине Кристине Рокас. Она очень умная, славная, замечательная. Человек редкой скромности и порядочности. Мы с ней общаемся через Филиппа. «Добрый вечер, маман! Как дила?» – она мне говорит. Пока она танцует, ни о каких детях речи быть не может. Внуки появятся, когда Кристина закончит танцевать, я надеюсь.

– Ваш первый супруг – композитор Александр Журбин, отец вашего единственного сына Филиппа. В программе «Судьба человека» вы рассказали, что несколько лет, которые находились в браке с Журбиным, оказались чуть ли не адом.
– Те, кто близко знает Журбина, ничему не удивляются. Я его отставила. Он же не давал мне музыку писать, даже дома играть её гостям, даже играть её при друзьях! Это мне-то, студентке консерватории! Я была звездой уже на первом курсе! А он завидовал. Если бы я от него не ушла, не было бы такого композитора Лоры Квинт.

– И сейчас он позволяет себе грубые высказывания в ваш адрес.
– Я не хочу ему уподобляться. Но всё очень просто. В нескольких уважаемых театрах сняли из репертуара его мюзиклы и поставили мои. Понятно же, что он чувствует? Так что ничего не изменилось с консерваторских времён. Какое счастье, что я не знаю зависти! И всегда жалею завистливых людей.

– Зато с Андреем Михайловичем, супругом, с которым вы уже вместе больше тридцати лет, вам явно повезло.
– Да, с Андреем Михайловичем необъяснимый случай. Судьба нас с ним столкнула в Таллине. Потом все говорили гадости, что Билль с Квинт только ради репертуара, а журналисты ещё больше увеличивали нашу разницу в возрасте. Но Пугачёва посмотрела на «Песне года», как Андрюша пел «О, Сан-Ремо!», и сказала нам: «Вы будете жить долго и счастливо». Так и произошло. Андрей – заслуженный артист России и двукратный чемпион мира по парусному спорту. Так что не просто какой-нибудь хлюпик-артист.

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото из личного архива

Опубликовано в №26, июль 2022 года