Самые знаменитые кинособаки
20.07.2022 15:37
Самые знаменитыеВсе актёры знают, что сниматься в кино вместе с животными – опасно. И не потому, что могут укусить или покалечить. Просто они ведут себя в кадре настолько естественно, что порой переигрывают заслуженных и народных артистов. Мы решили вспомнить четвероногих друзей – собак, которые снимались в самых известных фильмах.

И вцепился в ногу Моргунову

В 1960 году на экраны вышел фильм по рассказу Чехова «Дама с собачкой», где главную роль сыграла дебютантка Ия Саввина. В первый же день снимали в Крыму сцену, в которой героиня гуляет по ялтинской набережной со своей маленькой собачкой. Режиссёр Иосиф Хейфиц чётко следовал описанию собаки в рассказе и нашёл белого пса породы шпиц. В рассказе кличка собаки не называется, но в жизни шпиц носил имя Джимми. Он принадлежал одной из сотрудниц киностудии «Ленфильм».

Снимали при жаре в 35 градусов. Удержать собаку юной актрисе было трудно – шпиц постоянно рвался в тень, стараясь укрыться под какой-нибудь скамейкой. Однажды ситуацию спас партнёр Саввиной, Алексей Баталов. Он намотал на руку поводок, схватил Джимми за ошейник и крепко сжал. Многие тогда возмутились столь бесцеремонным обращением, однако собака, почувствовав твёрдую руку хозяина, быстро успокоилась. И когда прозвучала команда «Мотор!», Баталов вручил поводок Саввиной, а шпиц, видимо, так обалдел, что вёл себя смирно.

Знаменитая троица Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова впервые появилась в 1961 году в короткометражке Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс». Четвёртым артистом в ансамбле стал пёс по кличке Брех. Его позаимствовали у дрессировщика Игоря Брейтшера, который много занимался со своей собакой и учил её цирковым трюкам. Но играть с этим четвероногим актёром оказалось непросто.

«Пробежим сто метров – вдруг команда: «Стоп! Обратно!» Оказывается, Брех вбежал в кадр и уронил «динамит», – вспоминал Юрий Никулин в своей книге «Почти серьёзно». – Во втором дубле мы уже почти добежали до заветного поворота – снова: «Остановитесь!..» Cобака убежала в лес. В следующие разы Брех оборачивался и внимательно смотрел на орущего дрессировщика, а в конце одного из последних дублей бросил «динамит» и вцепился в ногу Моргунову. На восьмом дубле собака положила «динамит» с дымящимся шнуром и подняла заднюю лапу около пенька. А мы всё бегали, бегали. После десятого дубля Моргунов, задыхаясь, сказал: «К концу картины я этого пса втихую придушу»… Потом Моргунов рявкнул на Бреха, а заодно и на хозяина. И пёс стал на Моргунова рычать. Всё время рычал и несколько раз даже кусанул его».

Через три года Никулину снова пришлось сниматься вместе с собакой в фильме «Ко мне, Мухтар!». Артиста сразу утвердили на главную роль младшего лейтенанта Глазычева, а вот его четвероногого партнёра искали долго. Наконец остановили выбор на трёх овчарках – Байкале, Урале и Мухтаре, чтобы те дублировали друг друга на съёмках.

Сделали кинопробы и приступили к работе. Однако обученные многим командам собаки, завидев софиты и кинокамеры, нервничали и пугались. Целых пять дней дрессировщики и режиссёр провозились впустую. А ведь один съёмочный день стоил 30 тысяч рублей. Директор фильма в сердцах кричал: «Сто пятьдесят тысяч собакам под хвост! Я буду жаловаться министру!»

Все были в отчаянии. Пошли слухи, что фильм закрывают. И тут из Киева пришла телеграмма: «Моя собака хочет сниматься в вашем фильме. Инженер Михаил Длигач». Решили попробовать и утвердили в роли Мухтара овчарку по кличке Дейк.

Юрий Владимирович и Дейк долго привыкали друг к другу: пёс чужих к себе не подпускал. «Как-то раз я, Дейк и его хозяин Длигач шли по коридору «Мосфильма», – вспоминал Никулин. – Поводок держал Миша. Незаметно он передал его мне, а сам остановился. Собака шла вперёд, не зная, что поводок у меня. Так мы прошли метров десять. Вдруг собака остановилась, повернулась и увидела, кто её ведёт. «Дейк, спокойно! Иди вперёд! Это Юра», – приказал хозяин. Собака неохотно пошла. А позже я уже сам подавал ей некоторые команды».

Актёр и собака сдружились. Да так, что порой на съёмках пёс приносил Никулину сапоги и форму.

Он помчится за мной

Один из самых трогательных советских фильмов с участием собаки – «Белый Бим Чёрное ухо», который вышел на экраны в 1977 году. Роль Бима сыграли сразу два шотландских сеттера. Первого звали Стёпка. Второго – Денди. Последний был дублёром и снялся всего в одной сцене, где Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке и в отчаянии смотрит на приближающийся поезд. А вот про Стёпку режиссёр Ростоцкий говорил: «Он настолько умён, что, кажется, читает сценарий».
В состав съёмочной группы вошёл эксперт-кинолог республиканской категории, дрессировщик охотничьих собак Виктор Сомов.

«Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой, – вспоминал Вячеслав Тихонов, исполнитель главной роли хозяина собаки, Ивана Ивановича. – Причём не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пёс очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путём нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом гулял с собакой. Через некоторое время пёс стал ждать меня. А когда начались съёмки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной».

Вячеслав Тихонов даже брал Стёпку с собой на настоящую охоту. Говорят, после съёмок «Бима» хозяин ещё несколько раз одалживал собаку киношникам и охотникам. Пёс не выдержал частых и долгих разлук с любимым человеком, впал в депрессию и умер от разрыва сердца.

Как лязгнет зубами

Один из главных персонажей фильма «Трое в лодке, не считая собаки», который вышел на экраны в 1979 году, – фокстерьер Монморанси.

«Его играли сразу два пса – Герцех и Грех, – вспоминал Михаил Державин (Джордж). – У меня с ними отношения сложились сразу. А вот Ширвиндта они почему-то невзлюбили. Однажды в гостинице Герцех больно укусил Александра Анатольевича за палец. Просто подпрыгнул и укусил. Саша тогда параллельно снимался в телеспектакле «Женитьба Фигаро», так что графа Альмавиву ему пришлось играть с забинтованным пальцем. А в нашем фильме есть два кадра, где у Ширвиндта рука закрыта красным пледом, чтобы не было видно бинта».

Две собаки были внешне похожи, а вот по характеру оказались совершенно разными. Один пёс исправно выполнял все команды, был послушным, но очень быстро уставал. Второй же оказался более выносливым, но путался в командах и не всегда слушал дрессировщиков. Пока одна собака работала, вторую закрывали в автобусе. Правда, удержать там непоседливого пса удавалось не всегда. Когда снимался эпизод, где Монморанси №1 должен был запрыгнуть в уже отчалившую лодку, Монморанси №2, услышав команду «Мотор!», выпрыгнул в приоткрытое окно автобуса. Секунду спустя в кадре было уже два фокстерьера. Лодка накренилась. Михаил Державин, который стоял ближе всех к бортику, чуть не свалился в воду.

– Меня тоже чуть собака не укусила, – вспоминает Ирина Мазуркевич (Патриция). – В одном из эпизодов требовалось, чтобы собачка меня лизнула. Я наклонилась и подула ей в нос. Она терпела, терпела и как зубами лязгнет. Я еле успела отскочить.

…В 1979 году после выхода на киноэкраны картины «Приключения Электроника» стали особенно популярны собаки породы эрдельтерьер. Так сильно полюбили зрители одного из исполнителей главной роли – пса Рэсси («редчайшая электронная совершенная собака»). У писателя Велтистова, а именно по его произведению писали сценарий, упоминается другая порода – русский чёрный терьер. Однако режиссёр Константин Бромберг нашёл эрдельтерьера по кличке Чингиз.

Пёс оказался очень смышлёным и, главное, выносливым. Например, на съёмках эпизода, когда он бежит за мотоциклом, Чингиз, выполняя несколько дублей, стёр лапы в кровь. Но продолжал работать.

«Мы едем на операторской машине по шоссе, снимаем, – вспоминал режиссёр. – И вдруг Чингиз всех обгоняет, резко останавливается и как-то предупреждающе поднимает переднюю лапу. Наш водитель тормозит, и мы понимаем, что пёс нас спас – прямо по ходу (а водитель всё время смотрел в заднее стекло на собаку) перед нами открытый канализационный люк».

Актёр Николай Караченцов, который сыграл бандита Урри, поначалу боялся собаки, но позже восхищался ею, называя «самым лучшим партнёром». А Владимир Торсуев (Электроник) недавно завёл себе пса той же породы.

– Это довольно редкая порода – эрдельтерьер, найти её непросто, ей занимаются немногие заводчики. А назвал свою собаку – Рэсс («редчайшая эксклюзивная сверхспособная собака»). Имя мы придумали всей семьёй, – признаётся Владимир.

Позже Чингиз сыграл ещё в фильме «Жизнь и приключения четырёх друзей».

Бегающий скелет

В одной из серий фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» главным героем стала собака Баскервилей. Создатели долго искали типаж, ведь никто не знал, как должно выглядеть животное, которое наводит ужас на людей. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже пекинеса с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся безумно.

«Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены, – рассказывал художник комбинированных съёмок Виктор Оковитый. – Придумали снимать в роли собаки Баскервилей телёнка, но быстро отказались и от этой затеи. И только потом появился вариант с немецким догом. Нашли такого по кличке Циклон. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на чёрном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались – получился просто «бегающий скелет».

Просмотрев отснятый материал, режиссёр Игорь Масленников придумал сделать собаке маску.

– Сначала мы хотели покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову – это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить животное химией, – вспоминает режиссёр. – Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет.

Сделать намордник поручили художнику Оковитому. И он придумал: на чёрный бархат наклеил лайт-скотч – с этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора приготовили вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскоблённого со скотча. Эту смесь и наносили на маску. Дог боялся прожекторов, и намучились с ним изрядно. Возникли проблемы и на съёмках сцены, когда пуля попадает в пса.

«Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой, – вспоминал Оковитый. – Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актёрам пристыдила его: как вы можете причинять собаке боль! Масленников, чтобы доказать безвредность пульки, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову… чуть повыше бедра. Мы слышим крик режиссёра! Игорь Фёдорович схватился за мягкое место, громко вопя! В общем, реакция была та ещё, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя. Придумали такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдёргивали её, чтоб дог споткнулся. Но он оказался хитрющим – почуяв подвох, подбегая к фанере, через неё перепрыгивал. Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться».
Никита Михалков (Генри Баскервиль) побоялся контактировать с догом, поэтому собаку и актёра снимали отдельно, а потом кадры совмещали.

По словам членов съёмочной группы, дог оказался сладкоежкой – торт, привезённый на день рождения Виталия Соломина (доктор Ватсон), собака слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.

Не стой под слюной

Для роли Шарика в фильме «Собачье сердце» отсмотрели двадцать претендентов, но создателям фильма казалось, что ни одна из собак не подходит. И вдруг дрессировщица Елена Никифорова привела на киностудию свою 5-летнюю дворнягу по кличке Карай. До этого пёс участвовал в преследовании преступников, на его счету было уже 38 задержаний!

Когда Карай оказался на съёмочной площадке, киношники поняли, что пёс слишком ухожен для роли дворовой собаки. Тогда его шерсть обмазали желатином. А чтобы у Шарика бок выглядел обожжённым, гримёры покрасили его красной краской.

Умному псу очень понравилось сниматься. Карай не испугался кинокамер, яркого света и незнакомых людей. Правда, боялся шприцев. Поэтому эпизоды, где Шарику делают уколы и он дрожит от страха, выглядят так правдоподобно.

Карай умер от отравления через два года после съёмок.

В 2003 году на экраны вышел сериал «Участок», где снялся бладхаунд Цезарь – он сыграл питомца участкового Кравцова (Сергей Безруков). Хотя изначально в проекте собаку вовсе не планировали. И снимать начинали без пса. Но потом режиссёру Александру Баранову пришла идея всё-таки задействовать собаку.

Решили взять дога. Но позже поняли, что собаки этой породы неповоротливы, да и слишком высокие для кадра. Вспомнили о бладхаундах, которые благодаря грустному взгляду смотрятся философами. Пробовались двенадцать собак, но ни одна не устроила режиссёра. Нашли даже бордосского дога. Однако накануне съёмок пёс проглотил маленький детский мячик, а потому работать не смог.

И вдруг, услышав, что искали бладхаунда, студент МАИ Владимир Абанин привёл своего 6-летнего пса Цезаря. Тот понравился киношникам, его утвердили.

– Цезаря я очень полюбил и понимать его научился, – делится актёр Сергей Безруков. – Привыкал он ко мне где-то неделю. Я его кормил с рук, как только он появлялся на съёмочной площадке. Брал у хозяина еду и давал собаке. Спустя несколько дней пёс уже встречал меня так: хвостом вилял, целоваться лез. Цезарь был добрым, хорошим, классным! Мощный, конечно, с непривычки руку мог оторвать, когда я водил его на поводке.

В первый же съёмочный день Цезарь разогнался и ударил сидевшего на корточках Безрукова под зад. Актёр еле удержался, чтобы не упасть и не расхохотаться в кадре. Все команды собака выполняла образцово, только мешали слюни, которые у этой собаки текут обильно. Приходилось останавливаться и вытирать морду. Но вскоре у бладхаунда вновь образовывались характерные «нити», от которых он избавлялся, мотая головой. Киношники, командуя, шутили: «Не стой под слюной!» и «Разлёт осколков до пяти метров!» Из-за слюней Безрукову приходилось за один съёмочный день несколько раз менять испачканные милицейские брюки.

Кстати, на озвучке мысли, которые произносит Цезарь в сериале, записаны голосом Безрукова.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №27, июль 2022 года