Хранители цивилизации
25.07.2022 00:00
Обязательно кричите «браво!»

Хранители цивилизацииЗдравствуйте, редакция! До поры до времени театр в моей жизни отсутствовал. В детстве его не было точно, а в студенческие годы я лишь дважды побывала на ничем не запомнившихся постановках.

А год назад в электричке я встретила Нину, бывшую коллегу, и после долгого общения открыла её с новой стороны. Нина оказалась поклонницей театра, точнее, одного конкретного – Красноярского ТЮЗа. В компании мужа, сыновей, внуков она ходила на все премьеры и спектакли. Рассказывая мне об успехах театра, возглавляемого талантливым худруком, Нина постоянно советовала сходить в ТЮЗ, особенно на «Алису». Благодаря ей, заразившей меня своим энтузиазмом, я и восьмилетний внук Максим познакомились с миром театра. Я – ради Макса. Совсем не ожидала, что это захватит и меня.

Мы с Максом побывали на «Снежной королеве», «Хрониках Нарнии». Вдруг я поняла, что есть одна проблема, и обратилась за помощью к Нине.

Мы встретились на перроне, вошли в вагон электрички. Я пожаловалась ей, что после очередного спектакля у Макса от громкой музыки разболелась голова и даже поднялась температура.

– Внук сказал, что спектакль «Меня удочерила горилла» ему понравился, но было очень громко, и поэтому он больше не хочет в театр.

Нина спросила:
– Ты обычно берёшь места в первом или втором ряду?
– Да, потому что они дешевле. К тому же всё лучше видно, а мне лично музыка не мешает.
– Тебе – да, а ребёнку мешает. Я никогда не сажусь в первом ряду, моя внучка тоже не любит. Там от динамиков оглохнуть можно. Надо покупать билеты в середине или в конце зала. И учти вот ещё что: сидя в первом ряду, Максим даже не видит, что происходит в зале, а артисты часто играют со зрителями. Покупай места отдельно друг от друга, себе бери первый ряд, внуку – двенадцатый.
– Хорошо, пусть будет середина зала, – согласилась я, – только сидеть с Максом мы будем рядом. Мне нравится смотреть на его реакцию, он задаёт умные вопросы.

Я купила билеты в интернете задолго до спектакля, иначе все места были бы раскуплены. И вот мы на «Алисе», на Большой сцене.

До начала показа погуляли с внуком по набережной Енисея, постояли у храма, послушали колокольный звон, а потом отправились в театр. Наши места были в середине зала, и музыка, если верить моему гуру Нине, не должна была беспокоить ребёнка.

«Алиса» – спектакль, ставший лауреатом национальной премии «Золотая Маска», в нём нет слов. Это было великолепное зрелище, там очень много танцев, драйва и спецэффектов. Артисты запустили в зал два огромных тяжёлых шара, дети визжали от восторга и толкали шары в направлении сцены. Я тоже визжала и смеялась. Максим, кстати, был более сдержан.

Потом героиня полетела над залом, и если бы я сидела в своём любимом первом ряду, то могла бы даже потрогать её.

Затем из дымовых машин пошёл дым, заволакивая сцену. На ней находились стражники, барабанщики, балерины, дворецкие и много кто ещё. Один из актёров потребовал знаками, чтоб зрители закрыли лица руками.

Когда я убрала ладони, людей на сцене уже не было. Почему-то это молниеносное исчезновение людей показалось мне чудом, волшебством. Раз – и всё, пропали, исчезли, как в сказке. Позже, осмыслив своё состояние, я поняла, что на закате жизни ощутила эмоции – радость, удивление, восторг, которые должна была узнать в детстве.

Спектакль закончился. С моей точки зрения, это был триумф. Все встали с мест и долго аплодировали. Я хотела крикнуть «браво», но не хватило храбрости. Макс был доволен, голова у него не болела, он хлопал с не меньшим азартом, чем остальные зрители.

Назавтра мы встретились на перроне с Ниной, вошли в вагон. В электричке я рассказала ей, что так и не решилась первой крикнуть «браво».

Нина сказала:
– Напрасно. Зря испугалась – ты крикнешь, другие подхватят. Артистам нравится, когда кричат «браво». И внука научи. Ты же бабушка, а знаешь ли, дорогая, что мы, бабушки, хранители цивилизации?
– О-о, это очень круто, то, что ты сейчас сказала о бабушках! – воскликнула я. – Теперь мы с Максом будем кричать «браво».

Потом я поведала Нине, что после переселения на задние ряды голова у Максима болеть перестала, поскольку музыка его уже не мучила.

Электричка довезла нас до нужного места, мы с Ниной вышли на перрон и расстались. Я посмотрела ей вслед и подумала: ещё немного, и Нина из бывшей коллеги и просто знакомой перейдёт в статус моей подруги. Театр сближает.
Вечером после представления папа спросил Максима:
– Как тебе спектакль?

Тот ответил:
– Лера так смеялась!

Я подумала: ах ты, золотце моё, столько всего интересного было в течение долгого дня, а он отметил именно это. Я действительно очень давно так не смеялась. Вообще редко смеюсь.

Тем же вечером, укутавшись в одеяло, я закрыла глаза. И снова передо мной замелькали балерины, девушки Алисы в голубых платьях, дворецкие. И я уснула счастливым детским сном.

Из письма Валерии Лудцевой,
г. Дивногорск, Красноярский край

Опубликовано в №28, июль 2022 года