Что оставил после себя Александр Градский
27.07.2022 00:00
Градский«Часто вижу один и тот же сон – собираюсь в дорогу, и у меня не получается найти и уложить все вещи… Я сделал вывод, что не умею завершать дела. Лечился у психологов, гипнологов, но продолжаю видеть сон про дорогу и свою нерасторопность», – признавался в своём последнем интервью народный артист России Александр Градский. Его смерть наступила в ноябре прошлого года, во время показа 10-го сезона проекта «Голос». Как раз сейчас, в начале августа, в «Останкине» записываются «слепые прослушивания» нового сезона этой программы, но Градский уже никогда не сядет в кресло члена жюри.

Башкой о пианино

Он родился в 1949 году в уральской провинции – городе Копейске, куда в войну был эвакуирован с супругой его отец, уроженец Харькова инженер-механик Борис Фрадкин. Мать – актриса, выпускница ГИТИСа Тамара Градская ради мужа пожертвовала столичной карьерой. В Копейске она руководила самодеятельным театром.

Когда Саше исполнилось восемь, семья вернулась на родину его матери, в Москву. Поселились в коммуналке на Фрунзенской набережной. «Я жил в восьмиметровой комнате в подвале с родителями и бабушкой. Два метра вниз в подвал, там комната два на четыре, и по соседним, аналогичным каморкам ещё десять семей. Это и была самая натуральная нищета! – вспоминал своё детство Александр Борисович. – Я спал сначала на раскладушке. У стенки стояла кровать, где спали папа с мамой, а рядом поставили пианино, чтобы я занимался. Мою раскладушку раскладывали на весу, потому что не хватало места развернуться, и бочком подсовывали под пианино, потому что прямо на пол поставить её было невозможно. С самого детства я привык, просыпаясь, вставать с кровати вбок, чтобы башкой не жахнуться о «зубы» пианино. Когда я немножко подрос, меня переселили в комнату к тёте, чтобы не мешал папе с мамой заниматься сексом. Ставили три стула, и я на них спал до 14 лет».

Чтобы купить сыну инструмент, мать продала свою самую дорогую вещь – шубу, которую ей подарил состоятельный брат, Борис Градский, танцовщик, солист ансамбля Игоря Моисеева.

Казалось бы, мальчик из интеллигентной семьи, занимается музыкой, пилит скрипочку. Однако Саша Фрадкин рос классическим московским сорванцом – уже в десять лет впервые попробовал самогон и курил самокрутки. Но жизнь сильно изменилась, когда ему исполнилось 14. От тяжёлой болезни скончалась мать, а отец быстро обзавёлся новой семьёй. «Жили я, бабушка, папа, его новая жена и её ребёнок. Сестра бабушки сломала ногу, ей нужен был уход, поэтому она тоже переселилась к нам. Вшестером жили, – вспоминал певец. – А вскоре я женился и оказался с женой и детьми на 26 метрах».

Отец русского рока

Бедность, в которой рос Градский, сильно повлияла на его характер. Во всяком случае, вопрос денег для него никогда не был второстепенным. Уже в 15 лет, основав одну из первых советских рок-групп «Славяне», он зарабатывал неплохо по тем временам – выступал на дискотеках, давал концерты, гастролировал. А параллельно учился в общеобразовательной школе и музыкальной по классу скрипки.

Музыку Александр стал писать ещё в детстве, находясь под влиянием Элвиса Пресли, Билла Хейли и группы «Битлз» – пластинки с зарубежных гастролей привозил дядя-танцовщик.

В 16 лет, получая паспорт, Саша Фрадкин стал Градским – в память о матери он взял её фамилию. И уже вскоре фамилия стала символом рок-музыки в СССР. Группы под управлением Градского «Скоморохи» и «Скифы» стали кумирами неформальной молодёжи.

В 1969-м звезда советского рок-н-ролла Градский поступил в Институт имени Гнесиных на факультет академического пения. Он много экспериментирует со звуком, текстами, нащупывая свой уникальный стиль не только в музыке, но и в поэзии. А в начале семидесятых, когда на экраны вышла картина «Романс о влюблённых» режиссёра Андрея Кончаловского, Градский стал звездой всесоюзного масштаба. Сочинённая им музыка к фильму в авторском исполнении вывела его на новый уровень.

Учёба в Гнесинке закончилась, но Градский решил продолжить образование и научиться композиции. В Московской консерватории он был учеником самого Тихона Хренникова. А потом судьба подкинула ему ещё один козырь.

Оглянись, незнакомый прохожий

В 1976 году композитор Александра Пахмутова предложила ему записать песню «Как молоды мы были» на стихи Николая Добронравова. Фильм, для которого создана эта мелодия, никто не помнит, зато песня прогремела на всю страну. Она стала лауреатом фестиваля «Песня 1977 года», ездила на эстрадные конкурсы в Восточную Европу. И хотя позднее многие артисты пели «Как молоды мы были», исполнение Градского считается непревзойдённым, эталонным. Хотя, например, Альберт Асадуллин «брал верха» даже круче него.

Кстати, Александру Градскому, который в этой песне с грустью вспоминает ушедшую молодость, тогда было всего 27. Запись 1976 года прекрасна, там голос солиста звучит очень свежо, молодо, но вместе с тем мужественно. Градский сам предложил Пахмутовой исполнить третий куплет на октаву выше, и композитор согласилась, изменив аранжировку специально для него. Однако в первой записи Градский ещё не уходил на самый верх. Помните: «Первый тайм мы уже отыграли…» – а потом «Как молоды мы были» звучит очень высоко, с ре третьей октавы. Так вот, в первой записи верхние ноты ещё исполняет женский ансамбль (подпевка). Однако в более поздних выступлениях Александр Борисович сам брал ре третьей октавы, а ведь это предел тенорового диапазона, практически фальцет. При этом Градский не уходил в фальцет, у него нота звучит чисто, ярко и звонко.

Вот почему Градский – великий певец.

После этого он становится частым гостем на телевидении, много гастролирует, пишет песни к художественным фильмам и мультикам, создаёт несколько рок-опер, рок-балетов и десятки песен. Что касается мультфильмов, то он, например, является автором музыки к «Принцессе и Людоеду». Помните стихи Генриха Сапгира: «Принцесса была прекрасная, погода была ужасная»? Это музыка и голос Градского. А в «Голубом щенке» он исполнил две партии – Моряка и Рыбы-Пилы.

Мы уже говорили, что Градский никогда не был равнодушен к деньгам. В постсоветские времена он стал предпринимателем – скупал квадратные метры в центре Москвы и сдавал их внаём. Прибыль от таких сделок позволяла не думать о хлебе насущном, полностью погрузиться в творчество и кипучую личную жизнь.

Девушка небесной красоты

«Бабы у меня с четырнадцати лет были, потому что когда на гитаре играешь, вопросов никаких нет по поводу девочек», – говорил молодой Градский в телеинтервью девяностых.

А вот его слова за пару недель до кончины: «Есть узловые точки, например, мои жёны, которые неплохо известны всей стране. Посмотрев на моих жён, можно сказать, что у меня неплохой вкус».

Действительно, все его супруги был невероятно красивы, но смогла ли их красота сделать его счастливым?

Первый студенческий брак распался спустя три месяца. Со второй женой, актрисой Анастасией Вертинской, Градский прожил четыре года. После развода в 1980 году снова идёт под венец. Третья супруга, Ольга, подарила ему сына Даниила и дочь Марию. В этом браке музыкант задержался на долгих двадцать лет, однако его тоже нельзя назвать идеальным. Тогда Александр Борисович находился на пике карьеры, много гастролировал и дома почти не бывал. Говорят, супруги даже жили в разных квартирах. И однажды красавица Ольга сообщила своему знаменитому мужу, что любит другого.

Коллеги говорят, что Градский очень тяжело переживал этот развод, именно тогда артист начал на нервной почве набирать лишний вес. Кстати, до последних дней он дорожил дружбой с Ольгой.

В 2003-м в поле зрения певца попала украинская дивчина Марина Коташенко. Он увидел её из окна своего автомобиля. Затормозил. «Я подъехал на машине к девушке, как мне показалось, небесной красоты. Решил, если я с ней не познакомлюсь, никогда этого себе не прощу. Хотя я был в тот момент не в лучшей форме для знакомства – грязный, возвращался со стройки. И тогда я сказал сакраментальную фразу: «Девушка, у вас есть шанс прикоснуться к истории». И заржал, как бы стесняясь. Марина ухмыльнулась, поскольку не только не узнала меня в лицо, но и вообще не знала, кто такой Градский, однако взяла мой телефон. А через две недели перезвонила».

Марине было 18 лет. Окончив школу в Киеве, она приехала покорять Москву своей «небесной красотой» и ростом 176 сантиметров. И покорила всероссийскую знаменитость – Градского. Благодаря ему вскоре лицо украинской модели появилось на обложках глянцевых журналов, она стала студенткой ВГИКа, получила роли в нескольких фильмах, а заодно окончила юрфак Киевского университета. Когда видишь их совместные фотографии, на ум приходит лишь одно слово – «мезальянс»: хрупкая, утончённая блондинка со сдержанной улыбкой и несколько презрительным, даже брезгливым взглядом, а рядом с ней – порядком раздавшийся пожилой мужчина ниже неё на голову. Но он светится от счастья.

В совместной жизни Марина и Александр обрастали недвижимостью и детьми. В 2014 году в престижной клинике Нью-Йорка Марина родила сына Сашу. В 2018-м – Ваню. Но, несмотря на детей и большую любовь, узаконивать отношения с украинской моделью Градский не торопился. Они наскоро расписались лишь за месяц до его смерти. Именно эта смерть вскрыла некоторые тайны их жизни.

Открывал двери ногой

Целый этаж площадью 401,5 квадратного метра в старинном доме на Тверской, сдаваемый под офисы, салоны, рестораны. Роскошная квартира в элитном комплексе на Мосфильмовской улице, где в последние годы Градский жил один. Ещё три столичные квартиры, купленные «для детей». Вилла в 1000 квадратных метров. Девять земельных участков площадью от 304 до 2694 квадратных метров. Порядка 300 миллионов рублей на банковских счетах. Внушительные коллекции раритетных книг (более 12 тысяч экземпляров), виниловых пластинок и статуэток. Парк первоклассных автомобилей. В элитном подмосковном посёлке Новоглаголеве – дом площадью 1172,6 квадратного метра, с мраморными колоннами, огромным бассейном, мраморными вольерами для собак и дорогой мебелью.

По данным СМИ, наследство Градского тянет на миллиард рублей. При наличии нескольких жён и детей скандалы неизбежны.

И сразу же после смерти музыканта на многочисленных прощальных ток-шоу зазвучали дискуссии о том, кому достанется богатство Градского. На него претендовали дети певца от третьего брака – 40-летний Даниил и 35-летняя жительница Майями Мария, а также его последняя супруга Марина, на которую ещё при жизни певца был оформлен «дворец» в Новоглаголеве. В январе 2022-го   в прессе смаковалась история ограбления Марины Коташенко. Вдова поведала следствию, что злоумышленники, подстроив ДТП, сели в её автомобиль, потребовали, чтобы она отвезла их к себе домой и отдала спрятанные там под кроватью 100 миллионов рублей, что женщина и сделала. По этому делу были задержаны двое, но миллионы так и не нашли.

Позже в борьбу за наследство включилась предыдущая супруга Градского Ольга, которая обратилась с иском в Тверской районный суд, требуя «выделить ей половину имущества, нажитого во время брака с музыкантом, – несколько нежилых помещений, жилое здание и земельные участки», как сообщает издание «СтарХит».

А совсем недавно к числу наследников прибавилась ещё и двоюродная сестра Градского, Наталья, дочь того самого дяди-танцовщика. Много лет она жила в Ницце, почти не общалась с московскими родственниками и даже смерть своего отца в 2002 году пропустила, не приехала на похороны. Однако сейчас явилась в Москву, заявляя, что двадцать лет назад Александр Борисович «обманом и угрозами лишил её положенного по закону имущества – квартиры в центре Москвы и подмосковной дачи, принадлежавших её отцу Борису Градскому».

«Дело в том, что свою недвижимость отец переписал прямо в больнице, куда его доставили с тяжёлым воспалением лёгких. С ним приехали Саша Градский и нотариус. Но ведь отец был в невменяемом состоянии, с температурой под сорок, – разве он мог отдавать себе отчёт в том, что делал? – объясняет свои требования Наталья. – Мне советовали подать в суд, где врач сказал бы своё веское слово. Но доктор отказался свидетельствовать, потому что боялся потерять работу. Такая у Градского была власть. В 2007-м, когда мы с Андреем Малаховым хотели делать программу о моём наследстве, нам не дали. Один звонок, и передачу сняли с эфира. Градский везде открывал дверь ногой, а я ничего не могла сказать – мне просто не давали слова, пока он был жив. Честно говоря, не знаю, зачем ему нужно было столько недвижимости. Градский ведь и без наследства моего отца был очень богатым человеком – у него даже в Америке свой салон по продаже машин. Думаю, дело в жадности».

«Дом этот мне не нужен»

Выросший в бедности, Градский всю жизнь усердно приумножал своё состояние. Будучи бесспорным мастером своего дела, он отлично понимал смысл творчества. Но не всегда понимал смысл нажитого добра и сам говорил об этом незадолго до смерти: «Свой дом за городом я строил пятнадцать лет. Квартиру после покупки ремонтировал семь лет. Меня за это называли каменной задницей, как Молотова. Я всё делаю основательно, не ворую, а беру пустое место и начинаю возводить там всё с нуля. Всё придумывал сам, и дом получился помпезный, красивый, большой. Не знаю, правда, зачем я его строил, потому что теперь понял: дом этот мне практически не нужен! Потому что он не очень жизненный оказался. Понятно, что красивый, но как-то в нём мне неуютно. У меня на участке есть ещё маленький домишко в сто метров квадратных, в котором и живу, мне там хорошо. А большой просто так стоит».

Впрочем, сейчас добро стоит не просто так – за него ведутся кровопролитные бои. Кажется, так глупо, так несправедливо, что после смерти музыканта его прекрасный образ размывается в дележе наследства. Но ведь есть у Градского и другие наследники – его публика, его ученики.

Мастер, мудрец, музыкальный гуру, тонко чувствующий не только искусство, но и людей, подкупающий своей душевной открытостью, – таким мы запомнили Градского в «Голосе». С первого выпуска в 2012 году участники его команды стабильно становились победителями. Градский был на своём месте в этом проекте и откровенно кайфовал от участия в нём. Благодаря Градскому «Голос» из попсового шоу превращался в захватывающее произведение высокого искусства. А самые талантливые участники с лёгкой руки мастера перекочевали в созданный им в 2014 году музыкальный театр «Градский-Холл».

Некоторые его коллеги откровенно душат юные дарования, не подпуская их к эстрадным кормушкам, оккупируя весь шоу-бизнес. А Градский давал молодым исполнителям работу и возможность развивать талант. Последнее десятилетие Градский жил своим театром и «Голосом». Летом прошлого года записали «слепые прослушивания» юбилейного сезона, на них Градский ещё в хорошей форме. А в октябрьской записи зрители увидели уже тяжелобольного, задыхающегося человека, который даже говорил с трудом. Осложнения после коронавирусной инфекции сильно изменили музыканта.

Но, несмотря на болезнь, Градский до последнего творил. Работал. Пел и передавал самое большое и дорогое наследство – своё мастерство.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №28, июль 2022 года