СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Хибла Герзмава: Я всегда была очень организованной девушкой
Хибла Герзмава: Я всегда была очень организованной девушкой
01.08.2022 06:53
Хибла Герзмава: Я всегда была очень организованной девушкойХибла Герзмава – одна из самых ярких артисток в мировой опере. Уникальный тембр, поразительной красоты сопрано, великолепное владение техникой бельканто, стиль и вкус – вот далеко не весь перечень эпитетов, которыми можно описать примадонну. На церемонии закрытия Зимних игр в Сочи она исполняла Олимпийский вальс, двигаясь по воздуху на корабле, и это был особый момент гордости за российское музыкальное искусство. Хибла Леварсовна нашла в плотном графике место для развёрнутого интервью нашему изданию и рассказала о семье, профессиональных секретах мастерства, любимом коте Аморэ и многом другом.

– Мы с вами разговариваем 8 июля, в День семьи, любви и верности. В этом году он стал официальным праздником. Хибла Леварсовна, важен ли этот праздник для вас?
– Я очень рада, что в России появится праздник семьи. Каждый человек на планете должен быть счастлив. А кто такой счастливый человек? Это в первую очередь тот, у кого есть семья. Твой надёжный тыл, круг людей, где тебя поймут, в каком бы состоянии ты ни находился. Для певицы, музыканта, мне кажется, невероятно важно иметь семью. Это даёт покой, умиротворённое внутреннее состояние, это счастье, которое всегда с тобой. Я так воспитана: семья – это наш большой род, с маминой и папиной стороны. Кроме того, я считаю, что быть матерью – одно из главных, а может быть, главное предназначение женщины. Певицы не исключение.

– Вы родились в Пицунде, у тёплого моря, под ярким солнцем, среди сосен и фруктовых садов. Ваше самое яркое воспоминание детства?

– Моё детство было безмятежным. Рядом со мной находились папа и мама, а также весь мой род. Для меня детство – это наш пицундский храм и наша бухта. Там море всегда спокойное, и я любила в нём плавать. Так что росла в полной любви и гармонии.

Хибла Герзмава– Когда вы поняли, что рождены для пения?
– Я всегда была музыкальным ребёнком. У нас дома постоянно звучала прекрасная музыка, в основном многоголосное пение и очень хороший джаз. Папа привозил записи из Германии. Родители обожали музыку.

– В детстве вы любили заниматься на фортепьяно? Или, как многие, делали это из-под палки?
– Из-под палки – разве что в первом классе. Но я понимала, что мне это нужно. И всегда была очень организованной девушкой. Видимо, такой характер. Мне всё надо распределить по полочкам. Родители вовсе не заставляли меня много часов сидеть за инструментом. Но заниматься полтора часа в день – обязательно. За это время я успевала больше, чем если бы мучилась пять-шесть часов.

– Вы окончили музыкальное училище по специальности фортепьяно, однако поступили в Московскую консерваторию на вокальный факультет и окончили аспирантуру. Успевали также факультативно заниматься в классе органа. То есть у вас явно тяга к инструментам. Играете ли вы сейчас для души, или не хватает времени?
– Моё фортепьянное прошлое – это восемь лет в гагрской музыкальной школе, а затем Сухумское музыкальное училище. Всё это очень помогло мне в жизни. Я убеждена, что певцы должны уметь играть на каком-нибудь инструменте: это даёт особенное, более широкое музыкальное мышление, глубокое понимание музыкальной фразы. Я люблю петь с органом, часто пою камерные концерты с замечательной пианисткой, моей постоянной партнёршей Екатериной Ганелиной, и инструментальное прошлое помогает мне работать в ансамбле. И потом, почему прошлое? Инструмент для меня – не прошлое. Во-первых, я себе аккомпанирую, когда надо что-нибудь учить. И просто, как вы говорите, для души, тоже играю. У нас принято домашнее музицирование, мы устраиваем с друзьями и родными вечера, особенно в праздники – Новый год или день рождения.

– Как вы относитесь к современным музыкальным жанрам? Например, к року.
– Я люблю разную музыку. С удовольствием могу послушать хорошую рок-музыку. Народную музыку и джаз слушаю и пою. Но каждый человек должен понимать, какая музыка подходит для его голоса, для его внутреннего мира. Главное – надо выбирать хорошую музыку в хорошем исполнении. И тогда независимо от жанра воспитывается вкус.

– Исполняли ли вы абхазские народные песни за границей, как делаете это дома, в Абхазии?

– У меня однажды была история. После конкурса имени Чайковского, где я получила Гран-при, помню, со мной подписали контракт «Джапан артс», и у меня состоялись самые первые гастроли. Поехала петь с оркестром. Меня столько раз вызывали на бис, что у нас уже закончились «бисовочки», петь было совсем нечего. Тогда я вышла и спела а капелла абхазскую народную песню. Японцы, видимо, совершенно не ожидали такого, и это их очень тронуло, им понравилось.



– Бог наградил вас уникальным голосом. Скажите, пожалуйста, когда вы крестились? Ваша любимая церковь?
– Я верую в Бога и абсолютно уверена, что певческий голос человеку даёт Господь. Я благодарна за этот дар. Крестилась я в детстве в Сухуме. У меня есть любимый храм. И в каком бы городе я ни находилась, в какой бы стране мира, у меня всегда есть потребность прийти в церковь.

– На ваш взгляд, какими качествами должна обладать оперная певица мирового уровня?
– Приме важно быть стильной. Выглядеть на сцене достойно, петь, не искажая черты своего лица. Уметь «взять» своего зрителя. Нести ему любовь и тепло. Энергетика, которую ты излучаешь, – вот что важно. Певец должен обладать очень тёплой энергетикой. И быть по-настоящему интересным человеком, ведь на пустышку скучно смотреть.

– Вы пели на лучших мировых сценах, от Нью-Йорка до Токио. Какое выступление стало самым волнующим для вас?
– Конечно, я счастлива, что у меня состоялась карьера, что пела в крупнейших мировых театрах первые партии. Люблю все сцены, где пела: и Большой театр, и Мариинский, и Метрополитен, и Ла Скала, и Парижскую оперу, и Королевский театр в Лондоне, и Вену, и театры Швейцарии, Германии, Японии. Выступления на всех этих сценах значимы для меня.

– А что бы вы сказали об атмосфере в зарубежных театрах?
– Мне кажется, всё зависит от человека. Мы – люди приглашённые, приезжаем и обязаны влюбить в себя публику. И мы обязаны, первым долгом, влюбить в себя режиссёра, дирижёра, обаять всех и сделать так, чтобы им было интересно работать с тобой. Это очень важный момент. А если это достигнуто, то дальше очень удобно работать, ты просто отпускаешь себя и творишь. Нужно быть тёплой и относиться к любому театру с большой любовью. Если есть ощущение любви, то голос всегда звучит и интересно проходит работа. На постановку мы собираемся из разных театров. И для того чтобы в течение полутора месяцев создать хороший спектакль, нужно быть очень открытой.



– Поговорим о вашем родном театре. C 1995 года вы служите в Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Можно ли утверждать, что этот театр стал для вас домом?
– Театр Станиславского и Немировича-Данченко – это абсолютно мой дом. Когда-то я пришла сюда на прослушивание, была принята в труппу, и с тех пор это мой театр. Для меня важно петь на разных сценах мира, но иметь возможность возвращаться в уютный дом, где есть своя история, где уважают старшее поколение. Здесь работают очень важные для меня люди, которых я люблю. Здесь замечательные спектакли, здесь я расту. Когда задумывался конкурс вокалистов Хиблы Герзмава, первый человек, к которому я пришла, был Александр Борисович Титель – художественный руководитель нашей оперы. Он сразу поддержал меня.

– Что является для вас самым тяжёлым в психологическом и физическом планах при выходе на сцену?

– Для меня очень важно, чтобы перед спектаклем я хорошо себя чувствовала физически, чтобы голос был свежий. Я люблю людей, которые пришли в зал, и оставляю им частичку себя. Поэтому обязательно должна хорошо звучать и быть им интересной, будь то роль на оперной сцене или концертная программа.

– А что происходит, когда занавес закрывается?
– После спектакля мне сложно заснуть. Столько адреналина в крови! Я никогда не пою поверхностно, всё пропускаю через себя, вживаюсь в судьбы моих героинь. А ведь это непросто даётся. Потом долго восстанавливаюсь. Два-три дня прихожу в себя. Под душем стою, плаваю. Но я не сетую: Господь даёт мне силы. Мы как сосуд, который Он наполняет. Наполовину или до краёв. Как удостоишься.

– Где и как вы отдыхаете?
– Я отдыхаю в полной тишине. На природе или в спа. Для меня важно восстановление, чтобы продолжать работать в полную силу.

– Самый счастливый момент в жизни?
– Рождение сына.

– У вас изумительно красивые глаза необычного цвета – в кого?
– Глаза жёлтые. Ахь – по-абхазски «золото», «абла» – глаза. Из этого складывается имя Хибла, «златоглазая». Родители назвали меня правильно, ведь имя очень важно для ребёнка. Говорят, я появилась на свет с «золотыми» глазами. И родители решили: девочка будет красивой.

– Вы всегда выглядите блестяще. Что делаете для этого?
– Благодарю. Я люблю стильные вещи. Люблю аксессуары. Люблю одеваться красиво. Если костюм к лицу, это поднимает настроение. Слежу за собой, чтобы радовать других. Для меня как для певицы это, поверьте, важно. И я не надену что попало. Мой принцип в подборе одежды – дорого и просто. Стильными могут быть и джинсовый костюм, и скромное платьице.

– Что в вашей семье было в приоритете – музыка или ведение хозяйства?
– У нас всё было вместе и на равных. Если я хорошо играла на рояле, это совсем не отменяло того, что я должна уметь красиво накрыть стол, приготовить вкусный обед или ужин, принять и проводить гостей.

– Ещё одна из ваших ипостасей – педагогическая. Расскажите о вашем вокальном классе в Московской консерватории. Недавно вы впервые выступили в Москве с вашими ученицами.
– Доцентура в консерватории – это ещё один этап моей жизни, я счастлива, что служу в своей альма-матер. Считаю, что Московская консерватория – лучшая в мире. Вместе с моей подругой, моим постоянным концертмейстером Екатериной Ганелиной мы стараемся не просто учить девочек петь, но воспитываем их. Учим их жить на сцене, уметь правильно выглядеть, правильно относиться к сцене, выступлениям, правильно готовиться к ним. Учим любить партнёров и всех людей, которые помогают тебе быть на сцене. Мне важно, чтобы они любили и ценили красоту во всём. Но главное, конечно, – любить музыку, жить в ней. Все мои ученицы – талантливые, красивые, целеустремлённые. Надеюсь, мы с Екатериной Ганелиной участвуем в воспитании нового поколения оперных артистов. Недавно был первый концерт нашего класса, он проходил в великолепном здании – театре «Школа современной пьесы». В этом зале когда-то выступал Шаляпин. Петь в таком историческом месте – особая ответственность. Я тоже участвовала в концерте с ученицами. Мы выступали не только соло, но и ансамблем, пели многоголосие. К этому концерту мы готовились очень тщательно, придирчиво выбирали репертуар. Мне хотелось показать разные грани дарования моих учениц, будь то оперная или камерная музыка. У нас на самом деле такая вокальная семья. Есть свой чат, где обсуждаем наши проблемы. Мы все дружим. Мне кажется, что педагог и ученик – это дружба и доверие друг к другу. И, конечно, я чувствую себя в ответе за моих учениц.

– Хибла, расскажите пожалуйста, о вашем новом международном конкурсе вокалистов и концертмейстеров. Чем он отличается от других?
– Я знаю, как важен для певца правильный старт, знаю, как важно найти поддержку. Именно поэтому решила организовать конкурс и очень рада, что нам дали грант Президентского фонда культурных инициатив. Мы придумали условия, которые, как нам кажется, помогут артистам наилучшим образом раскрыться, показать разные грани своего дарования. И очень важно, что наши призы – это не только денежное вознаграждение. Это дебюты на лучших российских оперных сценах. Мы уже получили поддержку руководителей театров: и Большого, и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, и «Геликон-оперы». Наших лауреатов поддержат фирма «Мелодия», Московская филармония, Большой зал консерватории, Национальный филармонический оркестр с Владимиром Спиваковым. Мне хочется, чтобы конкурс запомнился не только дипломом или премией. Хочется, чтоб он стал началом пути для молодых людей. И ещё я очень признательна коллегам и друзьям, очень уважаемым людям в мире музыки, которые отозвались на мои просьбы, стали экспертами конкурса, вошли в состав жюри. Я пока не могу открыть их фамилии, но это высокие профессионалы в нашем оперном деле.



– В чём для вас заключается самая большая благодарность зрителей?
– Для меня очень важны глаза моих зрителей, тепло, которое идёт от них, я его чувствую на сцене. Если есть зрители, которые приходят специально на мои спектакли и концертные программы, – это и есть самое большое счастье.

– Ваш кот Аморэ знаменит в интернете. Расскажите, пожалуйста, как он появился у вас? Что он любит?

– Кота мне подарили девять лет назад, и это была радость для всей семьи. Мы назвали его Аморэ, что по-итальянски означает «любовь». Ведь кот сразу стал нашим любимцем. Аморэ – красивый серо-голубой породистый «британец» с жёлтыми глазами. По этому поводу все шутят, что глазами в «маму» пошёл. Как и положено коту, он довольно своенравный, но, в принципе, с хорошим, дружелюбным характером. Многое из того, что мы любим, любит и наш Аморэ. Как в любой кавказской семье, где еда, застолье – это всегда красивый ритуал, Аморэ к еде относится таким же образом. Он настоящий гурман. Конечно, мы его кормим специальной кошачьей едой, стараемся следить за здоровьем, но, если есть возможность, балуем кошачьими вкусняшками.

– Кот наверняка в хозяйку – музыкальный?
– Аморэ очень музыкальный, любит, когда в доме звучит музыка. Когда же музицирование закончено, а рояль закрывается чехлом, Аморэ сразу запрыгивает на инструмент, давая всем понять, что теперь рояль «отдыхает». Конечно, наш кот – не просто любимец, он практически член семьи. Его знают и любят наши друзья и мои подписчики в социальных сетях.

– Есть ли у вас мечта?
– Да, у меня есть мечта: хочу, чтобы мои близкие, моя семья были здоровы, спокойны и счастливы. И ещё хочу, чтобы голос мой звучал столько, сколько ему дано Богом. Я счастлива, что служу музыке. Я голодна до музыки, до работы с музыкой. Я люблю музыку. Это моё призвание, моя жизнь. И очень надеюсь, что молодые люди, которые будут участвовать в нашем конкурсе, тоже жаждут музыки, жаждут общения с миром через музыку. Это прекраснейшее из искусств. Пушкинская фраза «одной любви музыка уступает, но и любовь мелодия» – как нельзя лучше выражает то, что я думаю и чувствую.

Беседовал
Дмитрий СОКОЛОВ


Опубликовано в №29, август 2022 года