Массовая гибель, которая оказалась очень кстати
03.08.2022 00:00
Массовая гибельИспользование гражданских лиц в качестве живого щита. Размещение военной техники в жилых кварталах. Удерживание горожан в зданиях, где расположились боевики. Откуда вообще появились такие методы ведения боевых действий? Всё это может поразить обывателя, но только не историка. Крушение английского лайнера «Лузитания» в мае 1915 года – один из самых ранних примеров того, как для достижения военных целей США и Великобритания легко жертвуют тысячами мирных граждан.

Теперь вы законная цель

Всем известна история «Титаника», затонувшего в северной Атлантике в 1912 году. Тогда жертвой конкурентной гонки, халатности и корысти стали более полутора тысяч человек. Но мало кто знает, что спустя всего три года, 7 мая 1915-го, у берегов Ирландии потерпело крушение судно, сравнимое с «Титаником», – самый быстрый на тот момент лайнер в Атлантике, «гончий океана», как его называла западная пресса.

На борту британского пассажирского турбохода «Лузитания» находилось 1960 гражданских лиц. Эта трагедия сразу же приобрела политическое звучание, и погибшие причислялись к жертвам Первой мировой войны. Но, как стало известно лишь спустя полвека, погибли они по вине своих же правительств, которые предвидели эти жертвы.

Итак, Первая мировая война в разгаре. Боевые действия разворачиваются не только на суше, но и на море. К 1914 году битва за Атлантику, где прежде господствовала Великобритания, входит в решающую фазу.

В ноябре англичане объявили военной зоной Северное море, начав морскую блокаду Германии. В ответ немцы, активно развивавшие подводный флот, объявили военной зоной районы вокруг Британских островов. Тогда британское Адмиралтейство вооружило весь свой флот, включая гражданские и торговые суда, артиллерийскими орудиями и выпустило директиву: при обнаружении подводной лодки открыть по ней огонь либо на полном ходу таранить. Кроме того, все британские суда, следуя секретному распоряжению правительства, ходили под флагами нейтральных стран.

Такая тактика развязала немцам руки. Все британские корабли отныне могли считаться военными объектами, поскольку были оснащены оружием. И теперь германские субмарины атаковали гражданский флот без предупреждения.

Например, трансатлантический пассажирский лайнер «Аквитания» стал плавучим госпиталем. «Мавритания» и «Олимпик» перебрасывали войска в Средиземное море. А «Лузитания», согласно заявлению Адмиралтейства, в любой момент могла быть реквизирована на военные нужды, хотя до последних дней официально трудилась как пассажирский турбоход, якобы перевозивший мирных людей из Великобритании в США и обратно.

«Обратите внимание!»

Нью-Йорк, 22 апреля 1915 года. Девять дней до отправления «Лузитании» в последний рейс. Германское посольство в США распространяет рекламные листовки с предупреждением: «Обратите внимание! Путешественникам, намеревающимся отправиться в плавание через Атлантический океан, напоминаем, что Германия и её союзники находятся в состоянии войны с Великобританией и её союзниками; воды близ Британских островов являются зоной ведения боевых действий, и в соответствии с официальным предупреждением, данным правительством Германской империи, все суда, идущие под флагом Великобритании или её союзника, подлежат уничтожению в этих водах, и посему путешественники, находящиеся в зоне ведения боевых действий на судне Великобритании или её союзника, действуют на свой страх и риск».

В переводе это означало, что немцы могут потопить «Лузитанию» без предупреждения.

«Большой английский лайнер с американцами на борту, возможно, будет потоплен» – предупреждали газеты. Однако владельцы «Лузитании» успокаивали пассажиров: «Наше судно – самое быстрое в Атлантике, никакая немецкая субмарина не догонит его».

Правда, руководство судоходной компании скрыло тот факт, что из-за низкого пассажиропотока расходы топлива были резко сокращены, а это влекло за собой снижение скорости. Также не были усилены обещанные меры безопасности. Капитан «Лузитании» не получал тревожных предупреждений, а боевые корабли, обязанные охранять пассажирские лайнеры в районе Британских островов, даже не вышли в море.

Ничего этого не знали пассажиры «Лузитании», ни один из них не сдал билеты. И 1 мая лайнер под звуки гимна США вышел из порта Нью-Йорк в свой 202-й и последний рейс.

Как выглядел этот пароход изнутри, можно представить, вспомнив кадры фильма «Титаник». Просторный обеденный салон на двух палубах, зимний сад, библиотека, кафе, два лифта, лазарет и отделение для животных. «Лузитания» была «городом на воде». Среди пассажиров – 189 граждан США, 71 подданный Российской империи, а также персы, французы, канадские добровольцы, отправляющиеся на фронт, 950 англичан, в числе которых 129 сирот, возвращающихся на родину после эвакуации в Канаду.

Экипажем из 850 матросов руководил 58-летний опытный морской волк Уильям Тёрнер.

Нам конец

Утром 6 мая «Лузитания» приближалась к берегам Ирландии, где буквально на днях немецкие субмарины торпедировали 23 судна. Тёрнер приказал усилить меры безопасности – вывалить за борт спасательные шлюпки, закрыть герметичные двери в трюме и удвоить число дозорных.

Для патрулирования этого опасного района было выделено несколько крейсеров и эсминцев, однако ни один из них не сопровождал «Лузитанию». Почему? Как сказано в отчётах английского командования, тогдашний первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль отклонил предложение организовать «Лузитании» эскорт, ограничившись лишь предупреждениями о германских субмаринах. Получив их, Тёрнер увеличил скорость до 21 узла (39 километров в час), однако к утру 7 мая был вынужден сбавить обороты из-за тумана. В 11.35 капитан скорректировал курс, скомандовав держаться ближе к ирландским берегам. В 12.40 он прочёл последнюю депешу командования, в которой сообщалось, что немецкая подводная лодка U-20 находится в 5 милях к югу от мыса Клир и направляется на запад, то есть удаляется от «Лузитании».

Эти сведения были ложными, германская субмарина, наоборот, двигалась прямо на лайнер.

Её 30-летний капитан Вальтер Швигер уже неделю работал в Ирландском море, выполняя приказ своего командования – искать и уничтожать вражеские военные, транспортные и торговые суда в водах близ Британских островов. К тому моменту, когда он заметил «Лузитанию», у подлодки топливо было почти на исходе, да и торпед на борту осталось всего две. Но цель была очевидна и слишком аппетитна. «Лузитания» так сильно дымила, что немцам показалось – идёт целая флотилия.

В 13.25 U-20 погрузилась на перископную глубину (11 метров) и пошла на перехват на предельной подводной скорости 9 узлов (16,6 километра в час).

«Посмотрите, там субмарина!» – закричал один из пассажиров, увидев перископ подводной лодки. «Господи, – отреагировал другой, – нам конец».

В тот же момент стоявший на правом борту вперёдсмотрящий 18-летний матрос Лесли Мортон увидел, как примерно в 500 метрах от корабля на поверхности воды лопнул огромный воздушный пузырь и прямо к кораблю потянулась белая полоса. Схватив рупор, он закричал в сторону капитанского мостика: «Торпеда по правому борту!»

Так описывается катастрофа «Лузитании» в сборнике «Великие тайны прошлого».

Торпеда Швигера поразила цель в 14.10. Она попала в правый борт судна, повредив четвёртый и пятый водонепроницаемые отсеки. Снаряд ударил на три метра ниже ватерлинии. Следом прозвучал мощный взрыв в трюме. В воздух поднялись вода, пар, дым, уголь, грязь и обломки обшивки. Лайнер сильно накренился на правый борт.
«Около тысячи обезумевших людей кидались от одного борта к другому. Команда парохода растерялась, несмотря на то что капитан, стоя на мостике, до последней минуты отдавал приказания; пассажиры сами бросились к спасательным шлюпкам».

«Паника охватила всех. Кто-то хотел помочь матросам и перерезал канаты одной шлюпки, когда она ещё не достигла воды. Все находившиеся в этой шлюпке погибли. Были пассажиры, которые с палубы забирались на капитанский мостик, на мачты, на трубы, ища спасения» – так описывали крушение выжившие люди.

Капитан U-20 Швигер, не знавший о 1262 пассажирах на борту «Лузитании», наблюдал за происходящим через перископ. «Похоже, судно продержится на плаву совсем немного. Погрузился до 24 метров и следую в море. Не мог выпустить вторую торпеду в это скопище людей, пытавшихся спастись» – написал капитан в вахтенном журнале.

А лайнер спустя 18 минут после взрыва полностью погрузился в пучину, захватывая в водоворот шлюпки, которые находились рядом. 1198 человек погибли. Получившие сигнал SOS английские буксиры и крейсеры спасли 761 человека, в числе которых оказался и капитан Тёрнер. Он стоял на мостике до последнего, пока его не смыло за борт. В море его в бессознательном состоянии подобрали спасатели.

Ищи, кому выгодно

Кто виноват в крушении лайнера и гибели более тысячи мирных граждан? Отвечая на этот вопрос, ищем тех, кто выиграл в результате  трагедии.

Во-первых, президент США Вильсон, который готовился к войне, но перед приближающимися выборами боялся гнева мирно настроенных американцев. А вот козыряя «военными преступлениями немцев», он легко оправдал все свои приготовления, и избиратели поддержали его.

Во-вторых, английская военщина, мечтавшая втянуть США в войну. «Несмотря на весь ужас произошедшего, мы должны рассматривать гибель «Лузитании» как благоприятное для стран Антанты событие. Бедные дети, которые погибли в океане, ударили по германскому режиму беспощаднее, чем, возможно, 100 тысяч жертв», – откровенничал военно-морской министр Уинстон Черчилль, призывая американцев «отомстить за гибель соотечественников». И добился своего: правительство США в 1917 году объявило войну Германии.

«Лорды Адмиралтейства могли решить, что ради полномасштабного вовлечения США в мировую войну вполне допустимо пожертвовать несколькими сотнями жизней – пусть даже речь идёт о гражданских лицах. Тем более что для этого просто надо было ничего не делать» – написало к столетию кораблекрушения российское «Военное обозрение».

Но век назад никто и подумать не мог о таком цинизме, лживости и жестокости высокородных лордов!

Зато хорошим тоном стала германофобия. По всему миру прокатилась волна немецких погромов. «Ничто в анналах пиратства не может сравниться по бессмысленной и звериной жестокости с уничтожением «Лузитании». «Германия сошла с ума». «Торпеда, потопившая «Лузитанию», опустила Германию в глазах всего человечества» – писали американские таблоиды. На обложке журнала «Уорлд» была опубликована фотография детей, якобы обращавшихся к кайзеру: «Почему ты убил нас?»

К прессе подключились деятели поп-культуры. Музыкант Ф. Бридж написал сонату «Плач», посвящённую погибшей на борту 9-летней Катерине. Поэт-песенник А. Ламб сочинил хит «Как тонула «Лузитания». Композитор Ч. Айвз создал сюиту для симфонического оркестра «Глас народа вновь зазвучал». В 1918 году на экраны вышел 12-минутный мультипликационный фильм американского аниматора У. Маккея «Гибель «Лузитании», в котором оплакивались женщины и дети, погибшие от рук немецких варваров.

Никто уже не обращал внимания на факты. «Лузитания» по сути являлась вооружённым вспомогательным крейсером, то есть законной военной целью. Многие также выражали сомнение, что одна торпеда способна потопить столь гигантское судно.

Официальные представители Германии отмечали, что в соответствии с Гаагскими конвенциями и декларациями о законах и обычаях войны немцы имели право на уничтожение судна вне зависимости от присутствия на его борту гражданских лиц, поскольку акватория официально объявлена военной зоной. Замалчивалась и контрабанда боеприпасов на борту «Лузитании», о которой всё те же немцы выпустили официальное уведомление. В нём сообщалось: «На борту лайнера перевозилось 5450 ящиков боеприпасов и другого военного снаряжения, что не соответствовало его статусу мирного пассажирского судна».

«Корабль, везущий контрабанду, не должен прикрываться пассажирами как щитом от нападения!» – писал президенту Вильсону и государственный секретарь США Уильям Дженнингс Брайан. Однако его мнение утонуло в потоке негодования.

Принесение в жертву

Лишь через 50 лет, когда был обнародован «грузовой манифест «Лузитании», выяснилось, что в грузовых отсеках лайнера действительно перевозилось большое количество боеприпасов. И, как утверждают исследователи Колин Симпсон и Томас Бэйли, «немецкая торпеда лишь спровоцировала детонацию полностью снаряжённых артиллерийских снарядов, перевозимых в трюмах пассажирского судна».

«Обнаруженное нами не оставляет сомнений в том, что «Лузитания» доставляла боеприпасы из США европейским союзническим войскам», – заявлял руководитель группы ирландских водолазов Тим Кэри, спускавшийся к затонувшему лайнеру в 2008 году.

А участники экспедиции 2012 года запустили в главный грузовой трюм затонувшего лайнера подводный аппарат, с помощью которого обнаружили там разбросанные патроны. Всё это подтверждает немецкую версию о том, что, прикрываясь двумя тысячами гражданских, «Лузитания» тайно перевозила оружие из США в Великобританию и вовсе не являлась мирным судном.

Свалив вину на немцев, американцы оправдали развязывание войны. Как пишет российский военный эксперт А. Беленький, «именно с момента крушения «Лузитании» принесение в жертву мирных граждан ради достижения военных целей стало нормой».

Бывший украинский, а ныне белорусский журналист М. Равреба заметил в трагедии «Лузитании» крайне актуальные детали: «В чём смысл определения «законная цель»? Всё, что используется военными, является законной целью для противника. Пассажиры, забив на то, что их корабль «законная цель», пошли на корм рыбам. Потопление «Лузитании», несмотря на то что она была законной целью, США объявили поводом для войны с Германией. Какое отношение США имели к войне в Европе? Никакого! Но начали воевать всё равно, потому что США развязывают войны где хотят и утверждают, что всё делают законно».

А параллели с «Лузитанией» сегодня возникают сами собой. Сирийский мальчик, который якобы пострадал от химической атаки в Алеппо. Пробирка Колина Пауэлла. Уничтожение сербского лидера С. Милошевича за приписываемые ему преступления против человечества. Падение малазийского «Боинга». Провокация в Буче, пропагандистская ложь, заполнившая все западные СМИ, подтасовки, инсценировки…

Возможно, всё это началось с блестяще проведённой американцами и англичанами операции «Лузитания».

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №29, август 2022 года