Родня, не приходи
03.08.2022 00:00
История 18 женщин, трудившихся на суконной мануфактуре

РодняЗдравствуйте, дорогая редакция! Без ложной скромности скажу, что являюсь поклонницей замечательной «Моей Семьи» половину жизни, то есть читаю вас практически с самых первых выпусков. Однако делюсь с вами частичкой своей семейной истории впервые и надеюсь, она не останется незамеченной, это очень много для меня значит.

История началась в 2017 году, когда я была беременна первым сыном. Удивительным образом почти все девять месяцев мне снились умершие родственники и даже все наши ушедшие кошки и собаки, которые тоже считались членами семьи. Вот совершенно все скончавшиеся, не важно, давно или нет, далёкие или близкие, – являлись мне во сне почти ежедневно. Близкие родственники снились каждую неделю.

Должна признаться, интуиция у меня на нуле, и я долго не придавала никакого значения сновидениям. Сначала такая ситуация умиляла, потом забавляла, затем мне всё это начало надоедать. Я хотела, чтобы покойная родня спала спокойно и безмятежно и не приходила ко мне. Начала искать ответы в религии, да не в одной.

Моя мама – православная, родом из Новороссийска. В своё время вышла замуж за татарина, прожила добрую часть жизни в Казани. Пытаясь мне помочь, она регулярно ставила свечи в церкви, молилась и спрашивала совета у местных батюшек.

Я – закоренелая татарка, а мой муж египтянин. Мы передавали в мечети Коран, надеясь, что каждый раз при открытии священной книги зачтутся наши скромные молитвы в пользу указанных людей. Жертвовали килограммы конфет для детей, метры пирогов и литры чистой воды для бездомных кошек – дело было в Египте. Мы делали всё, что могли, но ничего не помогало.

Однако визиты усопших родственников закончились сами собой с рождением сына, и с тех пор никто меня не беспокоил. Среди вереницы снов особо запомнился один, очень странный.

Гуляю на поляне за домом бабушки, в чудесном летнем лесу, зелёном и пышном, и вдруг вижу большую братскую могилу. На ней стоит плита – богатая, со старинным крашеным гербом посередине, а слева и справа от него выбиты имена и фамилии, даже есть фотографии некоторых похороненных. В конце стоит чёткая надпись: «Здесь покоятся 18 прях. Задохнулися в дыму». Дату на монументе не помню, но по стилю написания и исполнения он появился явно в начале XIX века.

Кто же эти пряхи и почему они приснились? Долго ломала голову. Очевидно, если работницы погибли вместе, значит, трудились на какой-нибудь фабрике или в большом цеху, где помещалось минимум 18 человек. Но никто в нашем роду на мануфактурах и фабриках в прежние времена не работал, и я решила, что это просто проделки подсознания – мало ли что приснится. Со временем забыла об этом сне и успокоилась.

В то время я уже год работала над составлением родового древа, и тема дальних и близких родственников очень интересовала меня. Мне удалось продвинуться вглубь семейной истории на 12 поколений – более чем на двести лет. Кроме того, для меня было большой честью участвовать в республиканском конкурсе родословных Татарстана.

Работая над этим проектом, я гостила у тётушки в Новороссийске и однажды вечером случайно рассказала ей о том сне. Спросила, не известно ли ей о каких-нибудь пряхах в нашем роду. Но тётя не смогла никого вспомнить.

На следующий день я отправилась в путешествие по тамошним местам в поисках семейных истоков. Приехала в небольшой городок Абинск в Краснодарском крае, посетила его замечательный архив. Там выяснила, что прадед мамы по мужской линии родом из гагаузского села Абаклыджаба, что в Молдавии. Уже дома принялась искать в интернете, откуда взялся такой редкий топоним, и выяснила много интересного.

Сейчас это село называется Абаклия, там проживает более пяти тысяч человек. Появилось оно ещё в XVII веке, но впервые упомянуто только в 1817 году. Потом увидела в энциклопедию такую строчку: «Старое название населённого пункта татарского происхождения и переводится «суконная фабрика». Вероятно, речь идёт о занятии местных жителей. Ежегодно на местном рынке продавалось большое количество шерстяного сукна».

Поначалу это сообщение не произвело на меня никакого впечатления. Всё это я вечером поведала тёте, удивляясь, почему так витиевато вьются корни нашего родового древа. Тётя накрыла стол, вытерла руки о передник и между делом произнесла: «Вот где твои пряхи». И меня будто ударило током. Ведь и правда: чтобы сделать шерстяное сукно, сначала нужно сделать пряжу, спрясть шерсть, то есть поработать пряхой. А если она производилась в больших количествах? Вот тебе и мануфактура.

Удивившись такому совпадению, я составила план дальнейших исследований, который предполагал поездку в Абаклию, а также поиски в архивах Кировоградской области на Украине и в Молдавии. Но, к сожалению, путешествие придётся отложить до лучших и более спокойных времён.

Так что, пользуясь случаем, прошу откликнуться читателей, знакомых с этими местами, – возможно, они смогут помочь мне в восстановлении исторической картины, которая до сих пор стоит у меня перед глазами. Кто же эти таинственные пряхи, задохнувшиеся в дыму на далёкой фабрике? Наверняка кто-нибудь из них является моей далёкой родственницей, которую я ищу.

Не опускаю руки. Скоро мне и троюродному брату, которому также очень интересно это расследование, предстоит увлекательное путешествие на далёкую землю предков в Молдавию, в село Абаклию на берегу реки Когильник. Мы будем искать корни и удивляться тому, как велика была наша страна в позапрошлом веке. Да и сейчас она остаётся таковой благодаря многим народам, чьи крови смешались.

Из письма Альбины Тагировой,
г. Казань
Фото: FOTODOM.RU

Опубликовано в №29, август 2022 года